Сложноподчиненные предложение с придаточными обстоятельственными. ССП с придаточными цели
Сложноподчиненные предложение с придаточными обстоятельственными. ССП с придаточными цели
III четверть Русский язык 11 класс Урок 5
Тема урока. Сложноподчиненные предложение с придаточными обстоятельственными. ССП с придаточными цели
Цель урока: рассмотреть СПП с придаточными цели, определить от чего оно зависит в главном, на какие вопросы отвечает.
Задачи урока:
формировать умения и навыки определения места придаточного цели в сложном, отличать его от других обстоятельственных придаточных; продолжить развитие орфографических и пунктуационных навыков; умения анализировать и редактировать текст;
воспитывать настойчивость в преодолении трудностей, умение доводить до конца выполнение порученного задания.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Синтаксический разбор предложения (СПП). (Два ученика работают у доски).
Словарный диктант на правописание не с разными частями речи.
Неистовство, неизбежно, не правда, а ложь, недорогое, но хорошее; совсем непонятно, ничуть не сложно, никак не возможно, почти неправда, он не глуп (при отрицании какого-либо качества без утверждения противоположного), не должно, недалеко; подошёл неслышно, не торопясь; не по-русски, не каменный (относительное прилагательное со значением цвета), не сразу, не всегда, невзначай, невмочь, недаром, недосуг, неспроста, неохота, некстати, недобор, недовыполнить.
II. Закрепление темы «Придаточные причины»
Записать предложение, сделать схемы, определить вид придаточных, отметить синтаксические особенности, однокоренные слова; продолжить ряд однокоренных слов.
1) Смола эта называется «живица», потому что она рану на стволе дерева заживляет.
[ ], потому что ( ). Придаточные причины. И в главном, и в придаточном предложении наблюдается инверсия (необычный порядок слов), которая придает фразе разговорный оттенок. «Живица»,заживляет, жизнь, живность, переживать, безжизненный, жизнелюбивый, живительный, живучий, жит-поживать и т. д.
2) Всякий труд важен ибо облагораживает человека. (Л. Н. Толстой).
[ ], ибо ( ). Придаточные причины. Союз ибо относится к архаичной лексике, он придает предложению торжественность, весомость афоризма.
III. Изучение темы «Придаточные предложения цели»
Роль учителя исполняет заранее подготовленный ученик. Он проверяет заполнение граф таблицы «Виды придаточных предложений», регулирует очередность вопросов, подготовленных дома остальными учениками, выписывает на доску наиболее интересные примеры.
- На какие вопросы отвечают придаточные цели?
- Каковы способы присоединения придаточных цели к главным предложениям,
- Могут ли придаточные цели стоять перед главным предложениям?
- Могут ли придаточные цели стоять внутри главного предложения?
- Как ставятся знаки препинания в ССП с придаточными цели с составными союзами?
1) Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. (А. С. Пушкин).
[ ], чтоб ( ).
2) И пришлось ей стать осторожней, чтоб свободу свою спасти.
[ ], чтоб ( ).
3) Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе. (Л. Н. Толстой).
4) Чтобы добиться прочности, дымковскую глиняную игрушку обжигают в печи.
Чтобы ( ), [ ].
5) Медведица напала на охотника не со зла, а для того, чтобы защитить своих медвежат.
[… для того], чтобы ( ).
V. Работа с учебником
1. Устно выполняем упражнение 247 и 249.
2. Разберем упражнение 248, выполним устные задания. Если хватит времени, часть упражнения сделаем письменно.
III. Лингвистическая разминка
Морфемика
1.Какие слова состоят из приставки, корня, суффикса и окончания?
3. 1.Какие слова состоят из приставки, корня, суффикса и окончания?
А)недобрый; б)по-матросски; в)заречный; г)смотрю.
IV. Домашнее задание
1. Повторить правописание приставки пре- и при-
2. Упражнение 109 (письменно).
но это значение прочитывается в пушкинском стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный.»
Примечание: вырабатывать пунктуационные навыки эффективно именно на стихотворных примерах. Если ученики будут справляться с разбором предложений в иоэтических произведениях, то анализ, а значит и постанов-ка знаков препинания остальных, окажется ?ораздо легче.
Часть предложений можно разбирать у доски, обсуждая в классе, часть -индивидуально (задания на карточках).
Ш. Виды придаточных обстоятельственных
1. Рассмотрим таблицу на с. 30-31. Отвегим на вопросы упр. 65. Дополним данные таблицы характеристиками своей рабочей таблицы «Виды придаточ-ных предложений» (см. урок 19).
2. Особое внимание обратим на примечания на с. 32.
3. Подберем примеры СПП с придаточными обстоятельственными разных видов, в том числе с учетом примечаний (придумать самостоятельно, выии-сать из сборника изложений или из какой-либо другой книги; вспомнить сти-хотворные строки).
IV. Домашнее задание
1. § 8 - с. 30-33; упражнение 66 — письменно;
2. Подобрать материал для выполнения творческой части изложений № 10,11.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложение с придаточными обстоятельственными. ССП с придаточными цели»
III четверть Русский язык 11 класс Урок 5
Тема урока. Сложноподчиненные предложение с придаточными обстоятельственными. ССП с придаточными цели
Цель урока: рассмотреть СПП с придаточными цели, определить от чего оно зависит в главном, на какие вопросы отвечает.
Задачи урока:
формировать умения и навыки определения места придаточного цели в сложном, отличать его от других обстоятельственных придаточных; продолжить развитие орфографических и пунктуационных навыков; умения анализировать и редактировать текст;
воспитывать настойчивость в преодолении трудностей, умение доводить до конца выполнение порученного задания.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Синтаксический разбор предложения (СПП). (Два ученика работают у доски).
Словарный диктант на правописание не с разными частями речи.
Неистовство, неизбежно, не правда, а ложь, недорогое, но хорошее; совсем непонятно, ничуть не сложно, никак не возможно, почти неправда, он не глуп (при отрицании какого-либо качества без утверждения противоположного), не должно, недалеко; подошёл неслышно, не торопясь; не по-русски, не каменный (относительное прилагательное со значением цвета), не сразу, не всегда, невзначай, невмочь, недаром, недосуг, неспроста, неохота, некстати, недобор, недовыполнить.
II. Закрепление темы «Придаточные причины»
Записать предложение, сделать схемы, определить вид придаточных, отметить синтаксические особенности, однокоренные слова; продолжить ряд однокоренных слов.
1) Смола эта называется «живица», потому что она рану на стволе дерева заживляет.
[ ], потому что ( ). Придаточные причины. И в главном, и в придаточном предложении наблюдается инверсия (необычный порядок слов), которая придает фразе разговорный оттенок. «Живица»,заживляет, жизнь, живность, переживать, безжизненный, жизнелюбивый, живительный, живучий, жит-поживать и т. д.
2) Всякий труд важен ибо облагораживает человека. (Л. Н. Толстой).
[ ], ибо ( ). Придаточные причины. Союз ибо относится к архаичной лексике, он придает предложению торжественность, весомость афоризма.
III. Изучение темы «Придаточные предложения цели»
Роль учителя исполняет заранее подготовленный ученик. Он проверяет заполнение граф таблицы «Виды придаточных предложений», регулирует очередность вопросов, подготовленных дома остальными учениками, выписывает на доску наиболее интересные примеры.
- На какие вопросы отвечают придаточные цели?
- Каковы способы присоединения придаточных цели к главным предложениям,
- Могут ли придаточные цели стоять перед главным предложениям?
- Могут ли придаточные цели стоять внутри главного предложения?
- Как ставятся знаки препинания в ССП с придаточными цели с составными союзами?
1) Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. (А. С. Пушкин).
[ ], чтоб ( ).
2) И пришлось ей стать осторожней, чтоб свободу свою спасти.
[ ], чтоб ( ).
3) Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе. (Л. Н. Толстой).
4) Чтобы добиться прочности, дымковскую глиняную игрушку обжигают в печи.
Чтобы ( ), [ ].
5) Медведица напала на охотника не со зла, а для того, чтобы защитить своих медвежат.
[… для того], чтобы ( ).
V. Работа с учебником
1. Устно выполняем упражнение 247 и 249.
2. Разберем упражнение 248, выполним устные задания. Если хватит времени, часть упражнения сделаем письменно.
III. Лингвистическая разминка
Морфемика
1.Какие слова состоят из приставки, корня, суффикса и окончания?
3. 1.Какие слова состоят из приставки, корня, суффикса и окончания?
А)недобрый; б)по-матросски; в)заречный; г)смотрю.
IV. Домашнее задание
1. Повторить правописание приставки пре- и при-
2. Упражнение 109 (письменно).
но это значение прочитывается в пушкинском стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»
Примечание: вырабатывать пунктуационные навыки эффективно именно на стихотворных примерах. Если ученики будут справляться с разбором предложений в иоэтических произведениях, то анализ, а значит и постанов-ка знаков препинания остальных, окажется ғораздо легче.
Часть предложений можно разбирать у доски, обсуждая в классе, часть -индивидуально (задания на карточках).
Ш. Виды придаточных обстоятельственных
1. Рассмотрим таблицу на с. 30-31. Отвегим на вопросы упр. 65. Дополним данные таблицы характеристиками своей рабочей таблицы «Виды придаточ-ных предложений» (см. урок 19).
2. Особое внимание обратим на примечания на с. 32.
3. Подберем примеры СПП с придаточными обстоятельственными разных видов, в том числе с учетом примечаний (придумать самостоятельно, выии-сать из сборника изложений или из какой-либо другой книги; вспомнить сти-хотворные строки).
IV. Домашнее задание
1. § 8 - с. 30-33; упражнение 66 — письменно;
2. Подобрать материал для выполнения творческой части изложений № 10,11.