kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Виды подчинительной связи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Виды подчинительной связи в словосочетании»

Цели:

Образовательные:

 1.Повторить и обобщить знания учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах  связи слов в словосочетании.

 2. Отрабатывать умения определять способы связи слов в словосочетаниях.    

Развивающие:

1. формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.

2. развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление,  умение обобщать, делать выводы;

3. развивать навыки самоконтроля, речемыслительные и творческие способности учащихся;

Воспитательные: 

1. воспитание любви к русскому языку,

2. формирование навыков контроля и самоконтроля.

3. воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры;

4.активизация познавательной деятельности,

5. воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Виды подчинительной связи»


Государственное учреждение образования

«Средняя школа №6 г. Жодино»











Урок русского языка

Тема: «Виды подчинительной связи»

8 класс















учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

Стрижанец А.И.







2016-2017 учебный год

Тема: «Виды подчинительной связи в словосочетании»

Цели:

Образовательные:

 1.Повторить и обобщить знания учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах  связи слов в словосочетании.

 2. Отрабатывать умения определять способы связи слов в словосочетаниях.    

Развивающие:

1. формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.

2. развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление,  умение обобщать, делать выводы;

3. развивать навыки самоконтроля, речемыслительные и творческие способности учащихся;

Воспитательные: 

1. воспитание любви к русскому языку,

2. формирование навыков контроля и самоконтроля.

3. воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры;

4.активизация познавательной деятельности,

5. воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

Задачи:

  1. Формирование умения определять тип подчинительной связи слов в словосочетании и предложении.

Тип урока: изучение нового материала

Методы работы:

  • по характеру познавательной деятельности учащегося: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;

  • по степени активности учащегося: продуктивные, творческие;

  • по источнику знаний: словесные, практические;

  • стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;

  • интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;

  • контроля и самоконтроля: устный, самоконтроль, взаимоконтроль

  • по организации деятельности: индивидуальные

Оборудование: учебник, раздаточный материал (таблица, тесты), презентация PowerPoint

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение и систематизация знаний о словосочетании

Найдите словосочетания (слайд №1)

Через овраг, деревянного мостика, ничуть не удивиться, заря сияла, запутанные нитки, играть на рояле, скучаю по вам, с обеих сторон, в воздухе и воде, будем строить, в течение суток, поворот налево,  она казалась. (Деревянного мостика, ничуть не удивиться, запутанные нитки, играть на рояле, скучаю по вам, с обеих сторон, поворот налево).

Почему это словосочетания? Какое необходимое условие для словосочетаний? (наличие главного и зависимого слова, то есть подчинительная связь)

III. Формулирование темы урока (запись в тетрадь): «Виды  подчинительной связи в словосочетании».

Целеполагание. Цель нашего урока – научиться различать разные типы подчинительной связи в словосочетании.

IV. Работа с таблицей.  Перед вами таблица, которую мы будем заполнять по ходу урока. Итак, мы выяснили, что связь в словосочетании всегда подчинительная. Различают 3 типа подчинительной связи в словосочетании – согласование, управление, примыкание (слайд №2).  Итоговая таблица будет иметь следующий вид:













Примечание. В начале урока можно раздать шаблон или предложить нарисовать эту таблицу в рабочей тетради. По ходу урока колонки заполняются.

Согласование. Работа со словосочетанием деревянного мостика (слайд №3)

Измените главное слово в этих словосочетаниях. Как ведет себя зависимое слово? (Изменяется вместе с главным, то есть согласуется в роде, числе и падеже). Вывод: тип связи - согласование. Есть ли еще такие словосочетания среди записанных нами? (Запутанные нитки, с обеих сторон) Обратите внимание, какими частями речи выражены главное и зависимое слово. Занесем наши наблюдения в таблицу.

Управление (слайд №4). Словосочетание играть на рояле. Изменяем главное слово. Что происходит с зависимым? (Зависимое слово остается в том же падеже). Вывод: тип связи – управление, то есть главное слово требует от зависимого определенного падежа. Найдите еще словосочетание с таким типом связи (скучаю по маме).  Какими частями речи выражены главное и зависимое слово? Запись наблюдений в таблицу.

Примыкание (слайд №5). Словосочетание поворот налево. Есть ли в этих словосочетаниях грамматическая связь (предлог, окончание)? Нет, здесь только смысловая связь. Такая связь называется примыканием. Какими частями речи выражены главное и зависимые слова? Запись наблюдений в таблицу.

Формулируем вывод. Сверяем с правильным ответом (работа с таблицей и теоретическим материалом учебника, с. 53-54).

V. Закрепление нового материала. Тренировочные упражнения:

Упр. 71 (устно). Прочитайте, выбрав из скобок нужные слова.

  1. Словосочетанием называют самостоятельные слова, соединенные между собой подчинительной связью.

  2. Грамматическая связь между главным и зависимым словом выражается предлогом и окончанием.

  3. Различают такие виды связи слов в словосочетании, как согласование, управление, примыкание.

  4. Общее значение словосочетаний, имеющих одинаковое строение, называется их грамматическим значением.



Упр. 72 . Спишите словосочетания. Установите, чем выражены главное и зависимое слово. Определите вид подчинительной связи зависимого слова с главным, используя алгоритм. Ответьте на предложенные вопросы.

По тёмному небу (согласование), спуститься в шахту (управление), внимательно рассмотреть (примыкание), встречать приезжающих (управление), командовать дивизией (управление), способность утешать (примыкание), произносительная норма (согласование), стиль речи (управление), желание путешествовать (примыкание).

Определите тип связи в словосочетаниях (слайд №6)

Новая работа (согл.), верить людям (упр.),, по-зимнему холодно(прим.), серый от пыли (упр.), идти по площади (упр.), золотое кольцо (согл.), ягоды крыжовника (упр.), уверенность в успехе (упр.), настойчиво требовать (прим.), улыбающийся людям (упр.),  говорить улыбаясь (прим.), мечтать о чем-то (упр.), звонить ежедневно (прим.), этим летом (согл.), на шестом уроке (согл), рано поседеть (прим).

Работа с текстом (слайд №7). Выписать из текста по одному словосочетанию с разными типами связи (самостоятельная работа по вариантам).

Преодолев подъем, Даша спустилась к морю. Вода по-прежнему была прозрачной.  Сквозь нее, в глубине, можно было рассмотреть растения подводного мира. В зарослях водорослей проносились непуганые стайки рыбешек, молниеносно исчезавших из виду.

VI. Тест со взаимопроверкой (по вариантам). Слайд №8

1 вариант

1.Какие пары слов не являются словосочетаниями?

А. медведь заревел           б. заревел неистово

В. Заревел и схватил        г. Схватил за комбинезон

2. Найдите глагольное словосочетание.

А. чтение книги              б. интересная книга

В. читать вслух              г. чтение лежа

3. Какие утверждения верны?

 Зависимые слова при связи «согласование»  могут быть выражены:

А. наречиями                 б. существительными           в. прилагательными

Г. деепричастиями        д. причастиями               е. числительными

4. С какими словами из ряда синонимов может сочетаться слово ответ (в значении ответ на уроке)?

А. краткий     б. короткий        в. мимолетный    г. непродолжительный

5. Найдите ошибки в управлении

А. скучаю по вас                   б. оплата за проезд

В. благодаря своей воле       г. опираться на фактах

6. В каких словосочетаниях слова связаны  согласованием?

А. обучать грамоте           б. листья дуба        в. осенний лист

Г. сотая доля           д. поступить по-дружески      е. работающий человек

7. В каких словосочетаниях слова связаны управлением?

А. ничем не интересовался         б. шел медленно    в. очень холодно

Г. присутствовать на митинге      д. льется отвесно

8. В каких словосочетаниях слова связаны примыканием?

А. идти полем          б. блестящая идея       в. красный от мороза

Г. отвечала не глядя        д. объяснять что-либо  е. уходить рано

2 вариант

1.Какие пары слов не являются словосочетанием?

А. появится в отдалении     б. внезапно остановиться

В. пошел и остановился      г. часы остановились

2. Найдите именное словосочетание.

А. увидеть кого-нибудь      б. далеко от родных

В. известный всем              г. откуда-то из темноты

3. Дайте правильный ответ.

Зависимые слова при связи «управление» могут быть выражены:

А. глаголами          б. существительными        в. деепричастиями

Г. местоимениями    д. наречиями     е. числительными

4. С какими словами из ряда синонимов может сочетаться слово взгляд

А. умный    б. смышленый   в. разумный    г. соображающий

5. Найдите ошибки в управлении.

А. одевать ребенка                б. обсуждать планы

в. верящий в победу             г. доказывать про правоту

6. В каких словосочетаниях слова связаны согласованием?

А. благодарить друга        б. дикий север

В. этой книгой                   г. кофе по-турецки

7. В каких словосочетаниях слова связаны управлением?

А. возразить сыну          б. любуясь пейзажем

В. живущий рядом        г. песни цыган

8. В каких словосочетаниях слова связаны примыканием?

А. незадолго до праздника       б. какого-то незнакомца

В. трое в лодке                          г. недалеко от дома 

VII. Подводим итоги.

Рефлексия. Что нового вы узнали на уроке? Что показалось легким, а что самым трудным? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

VIII. Домашнее задание: §10 (выучить теоретический материал), упр.74, 77.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Виды подчинительной связи

Автор: Стрижанец Анастасия Ивановна

Дата: 16.10.2016

Номер свидетельства: 349572

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Урок русского языка в 9 классе по теме "Виды подчинительной связи в сложном предложении с несколькими придаточными" "
    ["seo_title"] => string(127) "urok-russkogho-iazyka-v-9-klassie-po-tiemie-vidy-podchinitiel-noi-sviazi-v-slozhnom-priedlozhienii-s-nieskol-kimi-pridatochnymi"
    ["file_id"] => string(6) "126827"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415214736"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "урок русского языка  "Синтаксис.Виды подчинительной связи в словосочетании""
    ["seo_title"] => string(79) "urok-russkogho-iazyka-sintaksis-vidy-podchinitiel-noi-sviazi-v-slovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "292573"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455295325"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "тесты виды подчинительной связи в словосочетаниях "
    ["seo_title"] => string(57) "tiesty-vidy-podchinitiel-noi-sviazi-v-slovosochietaniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "206534"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1430210524"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Методическая разработка теста по русскому языку для 8 класса по теме  «Виды подчинительной связи» "
    ["seo_title"] => string(106) "mietodichieskaia-razrabotka-tiesta-po-russkomu-iazyku-dlia-8-klassa-po-tiemie-vidy-podchinitiel-noi-sviazi"
    ["file_id"] => string(6) "193059"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1427559284"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока.Виды подчинительной связи слов в словосочетании"
    ["seo_title"] => string(64) "konspekt_uroka_vidy_podchinitelnoi_sviazi_slov_v_slovosochetanii"
    ["file_id"] => string(6) "485713"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1542216556"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства