kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока.Виды подчинительной связи слов в словосочетании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробный конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему: "Виды подчинительной связи слов в словосочетании"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока.Виды подчинительной связи слов в словосочетании»

Тема: Виды подчинительной связи слов в словосочетании


Цели урока:

Образовательные:

1)повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;

2)отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

Развивающие:

1)формирование умений определять и различать согласование, управление, примыкание как виды подчинительной связи слов в словосочетании; формирование умения подбирать синонимичные словосочетания

Воспитательные:

1)воспитание ответственности за качество своих знаний;

2)воспитание любви к родному русскому языку


Тип урока: урок закрепления изученного


Формы работы: коллективная, индивидуальная


Методы: словесный, наглядный, поисковый

Ход урока:

  1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы вспомним и закрепим материал прошлого урока. Какую тему мы рассматривали на прошлом занятии?

2. Орфоэпическая разминка (на доске написаны слова): разОгнутый, на дОску, давнИшний, озлОбленный, диспансЕр, понЯвший, переведенА, пОднятый, сОслепа, хлОпковое, досЮда, двИжимый, издрЕвле, зАняли, в тУфлях, чЕрпать, намЕрение. Ребята, проверьте правильность написания и ударения данных слов

3.Проверка домашнего задания 


4. Беседа по теме:

- Что такое синтаксис?(Раздел науки,изучающий строение словосочетаний и предложений)

В чем отличие предложения от словосочетания? (ССЧ входит в состав предложения).

-Назовите состав ССЧ? (ССЧ состоит из главного и зависимого слова)

-Какое слово называется главным? (Слово,которое называет предмет, признак, действие и т.д)

-Какое слово называется зависимым? (Слово поясняет,распространяет главное)

-Назовите виды ССЧ по характеру главного слова? (Именные, глагольные, наречные)

-Какие сочетания слов не являются ССЧ? (сочетания подлежащего и сказуемого; однородные члены предложения; составные формы слов; фразеологизмы)

- Какие ССЧ с подчинительной связью вы знаете? (согласование, управление, примыкание)

- Что такое согласование? Управление? Примыкание?

-Сейчас вам нужно начертить в тетради 3 колонки. Постепенно будем их заполнять.

На доске написано 3 ССЧ: окружающая среда, преимущество в игре , писать красиво . Определим главное и зависимое слово в данных ССЧ.

Для того, чтобы верно определить способ связи слов в ССЧ, необходимо определить часть речи зависимого слова и его грамматические особенности.

Как вы видите, зависимые слова во всех трех ССЧ выражены разными частями речи. Это говорит о том, что все три ССЧ выражены разными способами подчинительной связи слов.

- Итак, обратимся к нашей таблице (у всех учеников таблица на парте)


Способы подчинительной связи слов в словосочетании

согласование

управление

примыкание

Зависимое слово ставится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное слово.

Зависимое слово ставится при главном в определённом косвенном падеже с предлогом или без предлога.

Зависимое слово неизменяемо, связывается с главным только по смыслу и интонационно.

зависимое слово может быть выражено: именем прилагательным (трудная задача), местоимением-прилагательным (наш друг), причастием (набегающая волна), порядковым числительным (второй подъезд).

Зависимое слово может быть выражено: существительным (разбить вазу), местоимением-существительным (сказать ему), количественным числительным (разделить на пять).

зависимое слово может быть выражено: наречием (громко плачет), инфинитивом (готов помочь), деепричастием (работать не переставая), формой сравнительной степени прилагательного или наречия (мальчик постарше, подойти ближе), неизменяемыми притяжательными местоимениями (её подруга).


- Для того чтобы вам было проще определить способ подчинительной связи слов в ССЧ, воспользуйтесь алгоритмом:

1. Найдите в ССЧ главное и зависимое слово.

2.Измените главное слово.

3.Измените зависимое слово.


Если зависимое слово изменяется, то способ связи СОГЛАСОВАНИЕ

Если зависимое слово не изменяется, то определить его часть речи:

Если это наречие, деепричастие, инфинитив, то способ связи ПРИМЫКАНИЕ

Если это существительное, местоимение-существительное, количественное числительное, то способ связи УПРАВЛЕНИЕ


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


5.Коллективная работа с классом

1 задание:

Я продиктую ССЧ, вам необходимо определить способ связи слов в данных ССЧ. Также нужно определить, какие сочетания не являются ССЧ.

1 задание: Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес да поле, в течение часа, настольные часы, часы приёма, часы остановились, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере.

Ответ: хвойный лес, настольные часы, часы приема, засушливое лето, виртуозно играть, играю на компьютере

Итак, а остальные не являются ССЧ? Докажите почему.

2 задание:

Обратимся к тексту упражнения № 72. Из текста выпишите по 3 словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ и ПРИМЫКАНИЕ .

3 задание:

ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

1. деревянная ложка – ложка из дерева

2. алгебраическая задача – задача по алгебре

3. учительский стол - стол учителя

ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ

1. снаряд для спортсменов – спортивный снаряд

2. совет отца – отцовский совет

3.особняк в три этажа - трёхэтажный особняк

ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

1. осторожно слез – слез с осторожностью

2. спокойно делал – делал со спокойствием

3. бесстрашно бросился – бросился без страха

ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ

1. глядел со смущением – смущённо глядел

2. уезжал со спокойствием - спокойно уезжал

3. отзывался с гордостью – гордо отзывался



6.Индивидуальная работа

Всем ученикам раздаются индивидуальные задания. Каждый ученик должен составить словосочетание из данных слов. Определить виды ССЧ



Вариант 1. Глубокий (озеро); встретиться (друзья); лепесток (роза); лежать (трава); мой (книга); гулять (парк); смеяться (весело); всматриваться (пристально); заплатить (проезд); очень (веселый).



Вариант 2. Московский (улицы); бассейн (дети); весенний (цветы); украшения (янтарь); дорога (налево); ключ (машина); сарафан (ситец); сок (апельсины); осложнение (грипп); подарок (память).


Учащиеся сдают карточки.


7.Сообщение домашнего задания        

Параграф 9.     Упражнение 75(3). Прокомментировать.



8. Подведение итогов урока, выставление оценок.

      - Какие три способа связи слов в словосочетаниях есть в русского языка?

      - Какие из выполняемых на уроке заданий вызвали затруднения?

     

9. Рефлексия.  Оцените свои знания, дополнив мое предложение “Я усвоил эту тему…”                        




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока.Виды подчинительной связи слов в словосочетании

Автор: Абрамова Татьяна Петровна

Дата: 14.11.2018

Номер свидетельства: 485713

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства