Просмотр содержимого документа
«Конспект урока.Виды подчинительной связи слов в словосочетании»
Тема: Виды подчинительной связи слов в словосочетании
Цели урока:
Образовательные:
1)повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;
2)отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
Развивающие:
1)формирование умений определять и различать согласование, управление, примыкание как виды подчинительной связи слов в словосочетании; формирование умения подбирать синонимичные словосочетания
Воспитательные:
1)воспитание ответственности за качество своих знаний;
2)воспитание любви к родному русскому языку
Тип урока: урок закрепления изученного
Формы работы: коллективная, индивидуальная
Методы: словесный, наглядный, поисковый
Ход урока:
Организационный момент. Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы вспомним и закрепим материал прошлого урока. Какую тему мы рассматривали на прошлом занятии?
2. Орфоэпическая разминка (на доске написаны слова): разОгнутый, на дОску, давнИшний, озлОбленный, диспансЕр, понЯвший, переведенА, пОднятый, сОслепа, хлОпковое, досЮда, двИжимый, издрЕвле, зАняли, в тУфлях, чЕрпать, намЕрение. Ребята, проверьте правильность написания и ударения данных слов
3.Проверка домашнего задания
4.Беседа по теме:
- Что такое синтаксис?(Раздел науки,изучающий строение словосочетаний и предложений)
В чем отличие предложения от словосочетания? (ССЧ входит в состав предложения).
-Назовите состав ССЧ? (ССЧ состоит из главного и зависимого слова)
-Какое слово называется главным? (Слово,которое называет предмет, признак, действие и т.д)
-Какое слово называется зависимым? (Слово поясняет,распространяет главное)
-Назовите виды ССЧ по характеру главного слова? (Именные, глагольные, наречные)
-Какие сочетания слов не являются ССЧ? (сочетания подлежащего и сказуемого; однородные члены предложения; составные формы слов; фразеологизмы)
- Какие ССЧ с подчинительной связью вы знаете? (согласование, управление, примыкание)
- Что такое согласование? Управление? Примыкание?
-Сейчас вам нужно начертить в тетради 3 колонки. Постепенно будем их заполнять.
На доске написано 3 ССЧ: окружающая среда, преимущество в игре , писать красиво . Определим главное и зависимое слово в данных ССЧ.
Для того, чтобы верно определить способ связи слов в ССЧ, необходимо определить часть речи зависимого слова и его грамматические особенности.
Как вы видите, зависимые слова во всех трех ССЧ выражены разными частями речи. Это говорит о том, что все три ССЧ выражены разными способами подчинительной связи слов.
- Итак, обратимся к нашей таблице (у всех учеников таблица на парте)
Способы подчинительной связи слов в словосочетании
согласование
управление
примыкание
Зависимое слово ставится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное слово.
Зависимое слово ставится при главном в определённом косвенном падеже с предлогом или без предлога.
Зависимое слово неизменяемо, связывается с главным только по смыслу и интонационно.
зависимое слово может быть выражено: именем прилагательным (трудная задача), местоимением-прилагательным (наш друг), причастием (набегающая волна), порядковым числительным (второй подъезд).
Зависимое слово может быть выражено: существительным (разбить вазу), местоимением-существительным (сказать ему), количественным числительным (разделить на пять).
зависимое слово может быть выражено: наречием (громко плачет), инфинитивом (готов помочь), деепричастием (работать не переставая), формой сравнительной степени прилагательного или наречия (мальчик постарше, подойти ближе), неизменяемыми притяжательными местоимениями (её подруга).
- Для того чтобы вам было проще определить способ подчинительной связи слов в ССЧ, воспользуйтесь алгоритмом:
1. Найдите в ССЧ главное и зависимое слово.
2.Измените главное слово.
3.Измените зависимое слово.
Если зависимое слово изменяется, то способ связи СОГЛАСОВАНИЕ
Если зависимое слово не изменяется, то определить его часть речи:
Если это наречие, деепричастие, инфинитив, то способ связиПРИМЫКАНИЕ
Если это существительное, местоимение-существительное, количественное числительное, то способ связиУПРАВЛЕНИЕ
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5.Коллективная работа с классом
1 задание:
Я продиктую ССЧ, вам необходимо определить способ связи слов в данных ССЧ. Также нужно определить, какие сочетания не являются ССЧ.
1 задание: Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес да поле, в течение часа, настольные часы, часы приёма, часы остановились, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере.
Ответ: хвойный лес, настольные часы, часы приема, засушливое лето, виртуозно играть, играю на компьютере
Итак, а остальные не являются ССЧ? Докажите почему.
2 задание:
Обратимся к тексту упражнения № 72. Из текста выпишите по 3 словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ и ПРИМЫКАНИЕ .
3 задание:
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
1. деревянная ложка – ложка из дерева
2. алгебраическая задача – задача по алгебре
3. учительский стол - стол учителя
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ
1. снаряд для спортсменов – спортивный снаряд
2. совет отца – отцовский совет
3.особняк в три этажа - трёхэтажный особняк
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
1. осторожно слез – слез с осторожностью
2. спокойно делал – делал со спокойствием
3. бесстрашно бросился – бросился без страха
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ
1. глядел со смущением – смущённо глядел
2. уезжал со спокойствием - спокойно уезжал
3. отзывался с гордостью – гордо отзывался
6.Индивидуальная работа
Всем ученикам раздаются индивидуальные задания. Каждый ученик должен составить словосочетание из данных слов. Определить виды ССЧ
Вариант 1. Глубокий (озеро); встретиться (друзья); лепесток (роза); лежать (трава); мой (книга); гулять (парк); смеяться (весело); всматриваться (пристально); заплатить (проезд); очень (веселый).
Вариант 2. Московский (улицы); бассейн (дети); весенний (цветы); украшения (янтарь); дорога (налево); ключ (машина); сарафан (ситец); сок (апельсины); осложнение (грипп); подарок (память).
Учащиеся сдают карточки.
7.Сообщение домашнего задания
Параграф 9. Упражнение 75(3). Прокомментировать.
8. Подведение итогов урока,выставление оценок.
- Какие три способа связи слов в словосочетаниях есть в русского языка?
- Какие из выполняемых на уроке заданий вызвали затруднения?
9. Рефлексия. Оцените свои знания, дополнив мое предложение “Я усвоил эту тему…”