урок русского языка "Синтаксис.Виды подчинительной связи в словосочетании"
Урок русского языка "Синтаксис.Виды подчинительной связи в словосочетании"
Урок русского языка в восьмом классе по теме "Синтаксис. Виды подчинительной связи в словосочетании".Данный урок разработан с целью повторения,обобщения и систематизации знаний по разделу "Синтаксис".А именно повторение видов подчинительной связи в словосочетании:согласования,управления,примыкания.Материал данного урока расчитан на групповую работу,имеется приложение в виде заданий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок русского языка "Синтаксис.Виды подчинительной связи в словосочетании"»
Конспект урока русского языка в 8 классе
Тема : Повторение раздела «Синтаксис .Виды подчинительной связи слов в словосочетании».
Цель : повторение, обобщение и систематизация изученного материала.
Задачи урока:
1. Образовательная: закрепить знания о словосочетании, строение словосочетания, виды и способы подчинительной связи в словосочетаниях.
2. Развивающая: умение определять способы подчинительной связи, перестраивать словосочетания со связью согласование в словосочетания со связью управление и наоборот; словосочетания со связью примыкание в словосочетания со связью управление и наоборот;
Развивать мыслительную деятельность, умение анализировать, делать выводы и применять теоретические знания для выполнения тестовых заданий ВОУДа ,ЕНТ.
3. Воспитательная: воспитывать культуру общения ,чувство взаимовыручки, умение работать в коллективе.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Методы: словесный , практический, интерактивный
Формы: индивидуальная, в группах
Оборудование: ИКТ, раздаточный материал ,оценочные карточки(фигуры).
Ход урока
I.Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! Я рада встрече с вами!
Сегодня вы будете работать в группах. Попрошу участников каждой группы выбрать наблюдателей. Работу мы будем оценивать в целом всей группы, об этом я попросила гостей, они нам помогут. А вы , ребята, оцените каждый сам себя в конце урока. Наблюдатели, ваша задача следить за работой каждого в группе и за объективностью выставления оценок.
II.Психологический настрой.
Ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться. – Потому что наступила зима. – Сегодня утро доброе, погода хорошая, такая , какую вы любите: мороз и солнце, день чудесный!.. – Может быть, потому что скоро март? Да, все, что вы сказали, верно: и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада и гостям. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке …
Спасибо, садитесь на места. Итак, мы начинаем работать.
Тему урока вы узнаете, ребята, из ключевых слов, которые у вас на столах. Ключевые слова: управлять, согласен и примыкать. А так же подсказкой послужит эпиграф урока.
Ребята, обратите внимание на слова А.С.Пушкина на доске «Язык неистощим в соединении слов» . Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Подберите синоним к слову «соединение»-сочетание.
Сообщение темы урока .Постановка целей урока .
III.Проверка теоретических знаний о словосочетании
1.Мозговой штурм.
Продолжите предложения…
В каком разделе русского языка изучают словосочетание?(синтаксис).
Словосочетание – это… (соединение двух или нескольких самостоятельных слов на основе подчинительной связи).
Словосочетание состоит… (главного и зависимого слова).
Между словами в словосочетании есть … (грамматическая и смысловая связь).
Словосочетаниями не считаются сочетания слов с … (сочинительной связью),словосочетаниями не могут быть: грамматическая основа предложения ,однородные члены предложения, сочетания служебного и знаменательного слов.
Между главным и зависимым словами существуют три типа подчинительно связи, а именно… (согласование, управление, примыкание).
Согласование – это… (такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово употребляется в тех же формах, что и главное).
Управление – это… (такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже).
Примыкание – это… (такой вид подчинительной связи, при котором слова в словосочетании связываются только по смыслу).
2.Разминка.
Найдите в словосочетании главное и зависимое слово, обозначьте главное слово крестиком: яркой внешности, правда о случившемся, при тебе, быстро бежать,купаться в море, совершенно верно, я не уверен, вера в человека, очень красивый, книги и ручки.
У скольких сочетаний слов не выделили главного и зависимого слова? Почему?
3.Самостоятельная работа в группах.
1 группа
Выпишите словосочетания со связью управление.
2 группа
Выпишите словосочетания со связью согласование.
3 группа
Выпишите словосочетания со связью примыкание.
Большое желание, выразить желание, желание учиться, говорил улыбаясь, учиться в колледже, поступить в техникум, возможность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, стремление добиться, успешный труд, досрочно закончить, высокая цель.
Самопроверка
Согласование: большое желание, успешная сдача, отличные успехи, успешный труд, высокая цель
Управление:выразить желание, учиться в колледже, поступить в техникум, использовать возможность, сдать экзамен
Примыкание:желание учиться, возможность поступить, стремление добиться, закончить досрочно, говорил улыбаясь.
Критерии оценки
«5» - без ошибки «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки.
4.Запишите все словосочетания из данных предложений в таблицу в соответствии с видом подчинительной связи.
1.Недавно прошёл лёд, и река широко отблескивала жёлтой водой. 2. Была ранняя весна. 3. На сирени уже зазеленели почки.
1. ранняя весна
1. словосочетание с подчинительной связью согласование
2.жёлтой водой
3. зазеленели на сирени
2. словосочетание с подчинительной связью управление
4.отблескивала водой
5. недавно прошёл
3. словосочетание с подчинительной связью примыкание
6. широко отблескивала
7.зазеленели уже
8. зазеленели почки
4. грамматическая основа
9. прошёл лёд
10. весна была
11. река отблескивала
(слайд)
IV.Физминутка.
Вставайте,ребята,выходите из-за парт.Вы устали?
-Да,устали!
А сейчас мы отдохнём: руки в стороны разведём, и присядем, и притопнем, и друг другу подмигнём! Молодцы!
«Винегрет» – вопросы из разных областей знаний.
- За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)
-Сколько гостей у нас на уроке?
- Какая нога собаке ни к чему? (Пятая.)
- Золотое колесо в синем небе? (Солнце.)
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.)
- Какой сегодня день недели?(пятница)
-Семь бед-…(один ответ)
-Терпение и труд всё…(перетрут).
Повторим.
Ребята, какие словосочетания называются синонимичными?
Например: компьютерная игра- игра на компьютере.
5.Подберите синонимичные словосочетания.
1 группа
Лесной запах – запах леса
Бронзовая статуя – статуя из бронзы
Мраморный памятник – памятник из мрамора
Горный воздух – воздух гор
Солнечный город – город солнца
2 группа
Костюм для тренировки – тренировочный костюм
Парк при море – приморский парк
Гостиница при вокзале – привокзальная гостиница
Сумка для хозяйства – хозяйственная сумка
Ветер с севера – северный ветер
3 группа
Держаться с достоинством – держаться достойно
Рассказывать с увлечением – рассказывать увлеченно
Читальный зал-зал для чтения
Спектакль для детей- детский спектакль
Железный болт-болт из железа.(слайд)
6.Измените словосочетания, чтобы изменился способ связи.
Задание для всех групп.
Согласование в управление: каменный дом, отцовская шапка, лисьи повадки, улыбающийся ребенок, деревенский житель.
Управление в примыкание:отзываться с восторгом, сделать с умыслом, приходить без наказания, колеблясь без звука.
Управление в согласование:время после обеда, туман перед рассветом, корку хлеба,лучи солнца, лай собаки.(слайд)
Проверим!
Управление:дом из камня, шапка отца, повадки лисы, ребенок с улыбкой, житель деревни
Примыкание: отзываться восторженно, сделать умышленно, безнаказанно приходить, беззвучно колеблясь
7.Укажите все ли словосочетания, выписанные из текста, являются словосочетаниями. Исправьте также ошибки в определении способов подчинительной связи между словами. Выпишите оставшиеся словосочетания из текста ,определите способы связи.
Однажды чей-то большой пёс забежал в «домик няни», залез под печку и сладко-сладко задремал. Смотрительница музея не заметила этого, а посетители домика смотрели и думали, что это так и нужно, что это подобие пушкинского пса Руслана, о котором экскурсовод только что им рассказал в зальце дома Пушкина, где висит портрет этого пса.(С.С.Гейченко «Завет внуку»)
1.Забежал однажды – примыкание.
Чей-то пёс, большой пёс – согласование.
Пёс забежал, залез и задремал – согласование.
Домик няни –примыкание.
Залез под печку – управление.
Сладко задремал – примыкание.
Смотрительница музея-управление
Посетители домика-управление
Подобие пса-управление
Пушкинского пса-управление
Дом Пушкина-управление
Портрет пса-управление
V.Закрепление.
8.Тестовые задания:
1.Найдите строку со способом согласование:
А)осенняя погода, думать о лете, писать красиво
Б)встретить друга, говорить по-английски ,летящая птица
Ребята, соотнесите своё настроение с картинками на доске. У всех хорошее настроение ,какой картинке оно соответствует?
Слово ученикам(самооценивание).
Слово гостям.
VII.Домашнее задание
Написать лингвистическую сказку про словосочетание. Спасибо за урок!
1 группа
Выпишите словосочетания со связью управление.
Большое желание, выразить желание, желание учиться, говорил улыбаясь, учиться в колледже, поступить в техникум, возможность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, стремление добиться, успешный труд, досрочно закончить, высокая цель.
2 группа
Выпишите словосочетания со связью согласование.
Большое желание, выразить желание, желание учиться, говорил улыбаясь, учиться в колледже, поступить в техникум, возможность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, стремление добиться, успешный труд, досрочно закончить, высокая цель.
3 группа
Выпишите словосочетания со связью примыкание.
Большое желание, выразить желание, желание учиться, говорил улыбаясь, учиться в колледже, поступить в техникум, возможность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, стремление добиться, успешный труд, досрочно закончить, высокая цель.
Критерии оценки
«5» - без ошибки
«4» - 1 ошибка
«3» - 2 ошибки.
Критерии оценки
«5» - без ошибки
«4» - 1 ошибка
«3» - 2 ошибки.
3.Запишите все словосочетания из данных предложений в таблицу в соответствии с видом подчинительной связи.
1.Недавно прошёл лёд, и река широко отблескивала жёлтой водой. 2. Бала ранняя весна. 3. На сирени уже зазеленели почки.
1. словосочетание с подчинительной связью согласование
2. словосочетание с подчинительной связью управление
3. словосочетание с подчинительной связью примыкание
4. грамматическая основа
3.Запишите все словосочетания из данных предложений в таблицу в соответствии с видом подчинительной связи.
1.Недавно прошёл лёд, и река широко отблескивала жёлтой водой. 2. Бала ранняя весна. 3. На сирени уже зазеленели почки.
1. словосочетание с подчинительной связью согласование
2. словосочетание с подчинительной связью управление
3. словосочетание с подчинительной связью примыкание
4. грамматическая основа
3.Запишите все словосочетания из данных предложений в таблицу в соответствии с видом подчинительной связи.
1.Недавно прошёл лёд, и река широко отблескивала жёлтой водой. 2. Бала ранняя весна. 3. На сирени уже зазеленели почки.
1. словосочетание с подчинительной связью согласование
2. словосочетание с подчинительной связью управление
3. словосочетание с подчинительной связью примыкание
4. грамматическая основа
4.Подберите синонимичные словосочетания.
1 группа
Лесной запах -
Бронзовая статуя -
Мраморный памятник –
Горный воздух -
Солнечный город –
4.Подберите синонимичные словосочетания.
2 группа
Костюм для тренировки –
Парк при море –
Гостиница при вокзале
Сумка для хозяйства –
Ветер с севера -
4.Подберите синонимичные словосочетания.
3 группа
Держаться с достоинством –
Рассказывать с увлечением –
Читальный зал-
Спектакль для детей-
Железный болт-
5.Измените словосочетания, чтобы изменился способ связи.
Согласование в управление: каменный дом, отцовская шапка, лисьи повадки, улыбающийся ребенок, деревенский житель.
Управление в примыкание:отзываться с восторгом, сделать с умыслом, приходить без наказания, колеблясь без звука.
Управление в согласование:время после обеда, туман перед рассветом, корку хлеба,лучи солнца, лай собаки.
5.Измените словосочетания, чтобы изменился способ связи.
Согласование в управление: каменный дом, отцовская шапка, лисьи повадки, улыбающийся ребенок, деревенский житель.
Управление в примыкание:отзываться с восторгом, сделать с умыслом, приходить без наказания, колеблясь без звука.
Управление в согласование:время после обеда, туман перед рассветом, корку хлеба,лучи солнца, лай собаки.
5.Измените словосочетания, чтобы изменился способ связи.
Согласование в управление: каменный дом, отцовская шапка, лисьи повадки, улыбающийся ребенок, деревенский житель.
Управление в примыкание:отзываться с восторгом, сделать с умыслом, приходить без наказания, колеблясь без звука.
Управление в согласование:время после обеда, туман перед рассветом, корку хлеба,лучи солнца, лай собаки.
6. Укажите все ли словосочетания, выписанные из текста, являются словосочетаниями. Исправьте также ошибки в определении способов подчинительной связи между словами. Выпишите оставшиеся словосочетания из текста ,определите способы связи .
Однажды чей-то большой пёс забежал в «домик няни», залез под печку и сладко-сладко задремал. Смотрительница музея не заметила этого, а посетители домика смотрели и думали, что это так и нужно, что это подобие пушкинского пса Руслана, о котором экскурсовод только что им рассказал в зальце дома Пушкина, где висит портрет этого пса.(С.С.Гейченко. «Завет внуку»)
1.Забежал однажды – примыкание.
Смотрительница музея, большой пёс – согласование.
Пёс забежал, залез и задремал – согласование.
Домик няни –примыкание.
Залез под печку – управление.
Сладко задремал – примыкание.
6.Укажите все ли словосочетания, выписанные из текста, являются словосочетаниями. Исправьте также ошибки в определении способов подчинительной связи между словами. Выпишите оставшиеся словосочетания из текста ,определите способы связи.
Однажды чей-то большой пёс забежал в «домик няни», залез под печку и сладко-сладко задремал. Смотрительница музея не заметила этого, а посетители домика смотрели и думали, что это так и нужно, что это подобие пушкинского пса Руслана, о котором экскурсовод только что им рассказал в зальце дома Пушкина, где висит портрет этого пса.(С.С.Гейченко. «Завет внуку»)
1.Забежал однажды – примыкание.
Чей-то пёс, большой пёс – согласование.
Пёс забежал, залез и задремал – согласование.
Домик няни –примыкание.
Залез под печку – управление.
Сладко задремал – примыкание.
6.Укажите все ли словосочетания, выписанные из текста, являются словосочетаниями. Исправьте также ошибки в определении способов подчинительной связи между словами. Выпишите оставшиеся словосочетания из текста ,определите способы связи.
Однажды чей-то большой пёс забежал в «домик няни», залез под печку и сладко-сладко задремал. Смотрительница музея не заметила этого, а посетители домика смотрели и думали, что это так и нужно, что это подобие пушкинского пса Руслана, о котором экскурсовод только что им рассказал в зальце дома Пушкина, где висит портрет этого пса.(С.С.Гейченко. «Завет внуку»)