kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Синтаксис.Виды подчинительной связи в словосочетании"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в восьмом классе по теме "Синтаксис. Виды подчинительной связи в словосочетании".Данный урок разработан с целью повторения,обобщения и систематизации знаний по разделу "Синтаксис".А именно повторение видов подчинительной связи в словосочетании:согласования,управления,примыкания.Материал данного урока расчитан на групповую работу,имеется приложение в виде заданий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок русского языка "Синтаксис.Виды подчинительной связи в словосочетании"»

Конспект урока русского языка в 8 классе

Тема : Повторение раздела «Синтаксис .Виды подчинительной связи слов в словосочетании».

Цель : повторение, обобщение и систематизация изученного материала.

Задачи урока:

1. Образовательная: закрепить знания о словосочетании, строение словосочетания, виды и способы подчинительной связи в словосочетаниях.

2. Развивающая: умение определять способы подчинительной связи, перестраивать словосочетания со связью согласование в словосочетания со связью управление и наоборот; словосочетания со связью примыкание в словосочетания со связью управление и наоборот;

Развивать мыслительную деятельность, умение анализировать, делать выводы и применять теоретические знания для выполнения тестовых заданий ВОУДа ,ЕНТ.

3. Воспитательная: воспитывать культуру общения ,чувство взаимовыручки, умение работать в коллективе.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Методы: словесный , практический, интерактивный

Формы: индивидуальная, в группах

Оборудование: ИКТ, раздаточный материал ,оценочные карточки(фигуры).

Ход урока

I.Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! Я рада встрече с вами!

Сегодня вы будете работать в группах. Попрошу участников каждой группы выбрать наблюдателей. Работу мы будем оценивать в целом всей группы, об этом я попросила гостей, они нам помогут. А вы , ребята, оцените каждый сам себя в конце урока. Наблюдатели, ваша задача следить за работой каждого в группе и за объективностью выставления оценок.

II.Психологический настрой.

Ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила зима.
– Сегодня утро доброе, погода хорошая, такая , какую вы любите: мороз и солнце, день чудесный!..
– Может быть, потому что скоро март?
      Да, все, что вы сказали, верно: и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада и гостям. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке …

Спасибо, садитесь на места. Итак, мы начинаем работать.

Тему урока вы узнаете, ребята, из ключевых слов, которые у вас на столах. Ключевые слова: управлять, согласен и примыкать. А так же подсказкой послужит эпиграф урока.

Ребята, обратите внимание  на слова А.С.Пушкина на доске «Язык неистощим в соединении слов» .   Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

 Подберите синоним к слову «соединение»-сочетание.

Сообщение темы урока .Постановка целей урока .

III.Проверка теоретических знаний о словосочетании

1.Мозговой штурм.

Продолжите предложения…

В каком разделе русского языка изучают словосочетание?(синтаксис).

Словосочетание – это… (соединение двух или нескольких самостоятельных слов на основе подчинительной связи).

Словосочетание состоит… (главного и зависимого слова).

Между словами в словосочетании есть … (грамматическая и смысловая связь).

Словосочетаниями не считаются сочетания слов с … (сочинительной связью),словосочетаниями не могут быть: грамматическая основа предложения ,однородные члены предложения, сочетания служебного и знаменательного слов.

Между главным и зависимым словами существуют три типа подчинительно связи, а именно… (согласование, управление, примыкание).

Согласование – это… (такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово употребляется в тех же формах, что и главное).

Управление – это… (такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже).

Примыкание – это… (такой вид подчинительной связи, при котором слова в словосочетании связываются только по смыслу).

2.Разминка.

Найдите в словосочетании главное и зависимое слово, обозначьте главное слово крестиком: яркой внешности, правда о случившемся, при тебе, быстро бежать, купаться в море, совершенно верно, я не уверен, вера в человека, очень красивый, книги и ручки.

У скольких сочетаний слов не выделили главного и зависимого слова? Почему?

3.Самостоятельная работа в группах.

1 группа

Выпишите словосочетания со связью управление.

2 группа

Выпишите словосочетания со связью согласование.

3 группа

Выпишите словосочетания со связью примыкание.

Большое желание, выразить желание, желание учиться, говорил улыбаясь, учиться в колледже, поступить в техникум, возможность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, стремление добиться, успешный труд, досрочно закончить, высокая цель.

Самопроверка

Согласование: большое желание, успешная сдача, отличные успехи, успешный труд, высокая цель

Управление: выразить желание, учиться в колледже, поступить в техникум, использовать возможность, сдать экзамен

Примыкание: желание учиться, возможность поступить, стремление добиться, закончить досрочно, говорил улыбаясь.

Критерии оценки

«5» - без ошибки «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки.

4.Запишите все словосочетания из данных предложений в таблицу в соответствии с видом подчинительной связи.

1.Недавно прошёл лёд, и река широко отблескивала жёлтой водой. 2. Была ранняя весна. 3. На сирени уже зазеленели почки.



1. ранняя весна

1. словосочетание с подчинительной связью согласование

2.жёлтой водой

3. зазеленели на сирени

2. словосочетание с подчинительной связью управление

4.отблескивала водой

5. недавно прошёл

3. словосочетание с подчинительной связью примыкание

6. широко отблескивала

7.зазеленели уже

8. зазеленели почки

4. грамматическая основа

9. прошёл лёд

10. весна была

11. река отблескивала

(слайд)

IV.Физминутка.

Вставайте,ребята,выходите из-за парт.Вы устали?

-Да,устали!

А сейчас мы отдохнём: руки в стороны разведём, и присядем, и притопнем, и друг другу подмигнём! Молодцы!

«Винегрет» – вопросы из разных областей знаний.

- За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)

-Сколько гостей у нас на уроке?

- Какая нога собаке ни к чему? (Пятая.)

- Золотое колесо в синем небе? (Солнце.)

- Сколько букв в русском алфавите? (33)

- Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.)

- Какой сегодня день недели?(пятница)

-Семь бед-…(один ответ)

-Терпение и труд всё…(перетрут).

Повторим.

Ребята, какие словосочетания называются синонимичными?

Например: компьютерная игра- игра на компьютере.

5.Подберите синонимичные словосочетания.

1 группа

Лесной запах – запах леса

Бронзовая статуя – статуя из бронзы

Мраморный памятник – памятник из мрамора

Горный воздух – воздух гор

Солнечный город – город солнца

2 группа

Костюм для тренировки – тренировочный костюм

Парк при море – приморский парк

Гостиница при вокзале – привокзальная гостиница

Сумка для хозяйства – хозяйственная сумка

Ветер с севера – северный ветер

3 группа

Держаться с достоинством – держаться достойно

Рассказывать с увлечением – рассказывать увлеченно

Читальный зал-зал для чтения

Спектакль для детей- детский спектакль

Железный болт-болт из железа.(слайд)

6.Измените словосочетания, чтобы изменился способ связи.

Задание для всех групп.

Согласование в управление: каменный дом, отцовская шапка, лисьи повадки, улыбающийся ребенок, деревенский житель.

Управление в примыкание: отзываться с восторгом, сделать с умыслом, приходить без наказания, колеблясь без звука.

Управление в согласование: время после обеда, туман перед рассветом, корку хлеба, лучи солнца, лай собаки.(слайд)

Проверим!



Управление: дом из камня, шапка отца, повадки лисы, ребенок с улыбкой, житель деревни

Примыкание: отзываться восторженно, сделать умышленно, безнаказанно приходить, беззвучно колеблясь

Согласование: послеобеденное время, предрассветный туман, хлебную корку, солнечные лучи, собачий лай.(слайд)

7.Укажите все ли словосочетания, выписанные из текста, являются словосочетаниями. Исправьте также ошибки в определении способов подчинительной связи между словами. Выпишите оставшиеся словосочетания из текста ,определите способы связи.



Однажды чей-то большой пёс забежал в «домик няни», залез под печку и сладко-сладко задремал. Смотрительница музея не заметила этого, а посетители домика смотрели и думали, что это так и нужно, что это подобие пушкинского пса Руслана, о котором экскурсовод только что им рассказал в зальце дома Пушкина, где висит портрет этого пса.(С.С.Гейченко «Завет внуку»)

1.Забежал однажды – примыкание.

Чей-то пёс, большой пёс – согласование.

Пёс забежал, залез и задремал – согласование.

Домик няни –примыкание.

Залез под печку – управление.

Сладко задремал – примыкание.



Смотрительница музея-управление

Посетители домика-управление

Подобие пса-управление

Пушкинского пса-управление

Дом Пушкина-управление

Портрет пса-управление

V.Закрепление.

8.Тестовые задания:

1.Найдите строку со способом согласование:

А)осенняя погода, думать о лете, писать красиво

Б)встретить друга, говорить по-английски ,летящая птица

В)верный друг, нарисованная картина, грибной дождь.

2.Найдите строку со способом управление:

А)лингвистическая сказка, сырая земля, против грусти

Б)дом сестры, хранитель очага, уверенность в себе

В)степной ручей, гранитные плиты, мечтать о прекрасном

3.Найдите строку со способом примыкание:

А)великие произведения, веление времени, хорошо сшиты

Б)говорить не спеша, работать ответственно, глядеть искоса

В)гранатовый сок, нешуточные страсти, обманутый сын.

4.Какие сочетания слов не являются словосочетанием:

А)лес и горы, грянул гром, уже рассвело

Б)дружный класс, зимние каникулы, устал писать

В)приветный взор, читать стихи, согласен выполнять.

5.Найдите лишнее в характеристике словосочетания:

А) сочинительная и подчинительная связь

Б )виды подчинительной связи

В) грамматическая основа

VI.Рефлексия

Ребята, соотнесите своё настроение с картинками на доске. У всех хорошее настроение ,какой картинке оно соответствует?

Слово ученикам(самооценивание).

Слово гостям.

VII.Домашнее задание

Написать лингвистическую сказку про словосочетание. Спасибо за урок!





1 группа

Выпишите словосочетания со связью управление.

Большое желание, выразить желание, желание учиться, говорил улыбаясь, учиться в колледже, поступить в техникум, возможность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, стремление добиться, успешный труд, досрочно закончить, высокая цель.









2 группа

Выпишите словосочетания со связью согласование.

Большое желание, выразить желание, желание учиться, говорил улыбаясь, учиться в колледже, поступить в техникум, возможность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, стремление добиться, успешный труд, досрочно закончить, высокая цель.







3 группа

Выпишите словосочетания со связью примыкание.

Большое желание, выразить желание, желание учиться, говорил улыбаясь, учиться в колледже, поступить в техникум, возможность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, стремление добиться, успешный труд, досрочно закончить, высокая цель.







Критерии оценки

«5» - без ошибки

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки.





































Критерии оценки

«5» - без ошибки

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки.











































3.Запишите все словосочетания из данных предложений в таблицу в соответствии с видом подчинительной связи.


1.Недавно прошёл лёд, и река широко отблескивала жёлтой водой. 2. Бала ранняя весна. 3. На сирени уже зазеленели почки.




1. словосочетание с подчинительной связью согласование



2. словосочетание с подчинительной связью управление



3. словосочетание с подчинительной связью примыкание




4. грамматическая основа





















3.Запишите все словосочетания из данных предложений в таблицу в соответствии с видом подчинительной связи.


1.Недавно прошёл лёд, и река широко отблескивала жёлтой водой. 2. Бала ранняя весна. 3. На сирени уже зазеленели почки.




1. словосочетание с подчинительной связью согласование



2. словосочетание с подчинительной связью управление



3. словосочетание с подчинительной связью примыкание




4. грамматическая основа


























3.Запишите все словосочетания из данных предложений в таблицу в соответствии с видом подчинительной связи.


1.Недавно прошёл лёд, и река широко отблескивала жёлтой водой. 2. Бала ранняя весна. 3. На сирени уже зазеленели почки.




1. словосочетание с подчинительной связью согласование



2. словосочетание с подчинительной связью управление



3. словосочетание с подчинительной связью примыкание




4. грамматическая основа


























4.Подберите синонимичные словосочетания.

1 группа

Лесной запах -

Бронзовая статуя -

Мраморный памятник –

Горный воздух -

Солнечный город –



4.Подберите синонимичные словосочетания.

2 группа

Костюм для тренировки –

Парк при море –

Гостиница при вокзале

Сумка для хозяйства –

Ветер с севера -





4.Подберите синонимичные словосочетания.

3 группа

Держаться с достоинством

Рассказывать с увлечением –

Читальный зал-

Спектакль для детей-

Железный болт-







5.Измените словосочетания, чтобы изменился способ связи.



Согласование в управление: каменный дом, отцовская шапка, лисьи повадки, улыбающийся ребенок, деревенский житель.

Управление в примыкание: отзываться с восторгом, сделать с умыслом, приходить без наказания, колеблясь без звука.

Управление в согласование: время после обеда, туман перед рассветом, корку хлеба, лучи солнца, лай собаки.





5.Измените словосочетания, чтобы изменился способ связи.



Согласование в управление: каменный дом, отцовская шапка, лисьи повадки, улыбающийся ребенок, деревенский житель.

Управление в примыкание: отзываться с восторгом, сделать с умыслом, приходить без наказания, колеблясь без звука.

Управление в согласование: время после обеда, туман перед рассветом, корку хлеба, лучи солнца, лай собаки.




5.Измените словосочетания, чтобы изменился способ связи.



Согласование в управление: каменный дом, отцовская шапка, лисьи повадки, улыбающийся ребенок, деревенский житель.

Управление в примыкание: отзываться с восторгом, сделать с умыслом, приходить без наказания, колеблясь без звука.

Управление в согласование: время после обеда, туман перед рассветом, корку хлеба, лучи солнца, лай собаки.


6. Укажите все ли словосочетания, выписанные из текста, являются словосочетаниями. Исправьте также ошибки в определении способов подчинительной связи между словами. Выпишите оставшиеся словосочетания из текста ,определите способы связи .


Однажды чей-то большой пёс забежал в «домик няни», залез под печку и сладко-сладко задремал. Смотрительница музея не заметила этого, а посетители домика смотрели и думали, что это так и нужно, что это подобие пушкинского пса Руслана, о котором экскурсовод только что им рассказал в зальце дома Пушкина, где висит портрет этого пса.(С.С.Гейченко. «Завет внуку»)

1.Забежал однажды – примыкание.

Смотрительница музея, большой пёс – согласование.

Пёс забежал, залез и задремал – согласование.

Домик няни –примыкание.

Залез под печку – управление.

Сладко задремал – примыкание.




















6.Укажите все ли словосочетания, выписанные из текста, являются словосочетаниями. Исправьте также ошибки в определении способов подчинительной связи между словами. Выпишите оставшиеся словосочетания из текста ,определите способы связи.

Однажды чей-то большой пёс забежал в «домик няни», залез под печку и сладко-сладко задремал. Смотрительница музея не заметила этого, а посетители домика смотрели и думали, что это так и нужно, что это подобие пушкинского пса Руслана, о котором экскурсовод только что им рассказал в зальце дома Пушкина, где висит портрет этого пса.(С.С.Гейченко. «Завет внуку»)


1.Забежал однажды – примыкание.

Чей-то пёс, большой пёс – согласование.

Пёс забежал, залез и задремал – согласование.

Домик няни –примыкание.

Залез под печку – управление.

Сладко задремал – примыкание.



















6.Укажите все ли словосочетания, выписанные из текста, являются словосочетаниями. Исправьте также ошибки в определении способов подчинительной связи между словами. Выпишите оставшиеся словосочетания из текста ,определите способы связи.

Однажды чей-то большой пёс забежал в «домик няни», залез под печку и сладко-сладко задремал. Смотрительница музея не заметила этого, а посетители домика смотрели и думали, что это так и нужно, что это подобие пушкинского пса Руслана, о котором экскурсовод только что им рассказал в зальце дома Пушкина, где висит портрет этого пса.(С.С.Гейченко. «Завет внуку»)

1.Забежал однажды – примыкание.

Чей-то пёс, большой пёс – согласование.

Пёс забежал, залез и задремал – согласование.

Домик няни –примыкание.

Залез под печку – управление.

Сладко задремал – примыкание.





























управлять



согласен



примыкать


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
урок русского языка "Синтаксис.Виды подчинительной связи в словосочетании"

Автор: Ерухина Нина Витальевна

Дата: 12.02.2016

Номер свидетельства: 292573


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства