kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 9 классе по теме "Виды подчинительной связи в сложном предложении с несколькими придаточными"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок тематический. Все материалы связаны с первым космонавтом планеты Ю.А Гагариным, его пребыванием в г. Оренбурге

                                         Открытый урок в 9 классе

Тема: Виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными

Цели:  1. Формирование умений определять способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному, составлять схемы СПП с различными видами соподчинения и последовательного подчинения.

2. Совершенствовать умение ставить знаки препинания в сложном предложении.

3. Воспитание патриотических чувств, бережного отношения к родному языку.

Оборудование: презентация, видеозаписи, аудиозапись, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Оргмомент. (звучит аудиозапись «Поехали» - 16 сек.) – 1 мин

- Как вы думаете, почему урок начат с радиосообщения времён СССР?

-С каким событием связано данное сообщение ТАСС (

- 9 марта исполнилось 80 лет со дня рождения советского лётчика-космонавта, Героя Советского Союза, кавалера высших знаков отличия ряда государств, почётного гражданина многих российских и зарубежных городов, первого  человека в мировой истории, совершившего полёт в космическое пространство.

- Главная сила в человеке - это сила духа,- сказал Юрий Алексеевич Гагарин.-1слайд

  1. .  Закрепление.
  1. Просмотр видеоролика «Легендарный человек»(5 мин)
  2. Работа с текстом на слайде.(раздаточный материал) 12 мин

Юрий  Гагарин – человек, который совершил первый полёт в космос и имя которого стало легендой.

Маленького Юру волновало небо, когда братья ночевали на сеновале и говорили о звёздах, на которых, быть может, есть жизнь.

 

Когда началась война, Юрий Гагарин учился в первом классе школы села Клушино, куда скоро ворвались немцы.

-Из каких предложений состоит данный фрагмент текста?

-Какие виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными вам известны? (см. памятку)

3.Сообщение темы и целей урока

-Выполним разбор предложений.

4. Разбор предложений.(3 человека по очереди)

5. Слово учителя.

Гагарину не было еще и тридцати, когда 1961 году он стал новым героем современности — покорителем космического пространства. Имя космонавта присвоили улицам и целым населенным пунктам, кратеру на поверхности Луны и даже астероиду. Редкий минерал, найденный в том же 1961-м, воодушевленные триумфом советской космонавтики горнодобытчики назвали гагаринитом. Появился даже особый сорт гладиолусов — «Улыбка Гагарина». А уж сколько Юриев родилось в тот год! Страна буквально дышала своим героем. И поэты, и композиторы, конечно, не могли остаться в стороне от эпохального события.

-Запишем строки некоторых популярных песен и стихотворений о Гагарине.

6. Запись с объяснением+разбор предложений. + работа по карточке

-7 мин

Знаете, каким он парнем был, как поля родные он любил. (Николай Добронравов и Александра Пахмутова)

 

Знаете, каким он парнем был, как на лёд он с клюшкой выходил, как он песни пел, весел был и смел, как азартно жить хотел.

 

Когда на Землю он вернулся, закончив звёздные дела, так белозубо улыбнулся, что даль земная расцвела.(Владимир Костров)

 

Понимаете, Юрий Гагарин, как мне сладко стоять в тишине,
потому что грохочут рассветы.. (Юрий Визбор)

7. Индивидуальная работа по карточке.

Как прекрасна стала бы жизнь на нашей планете, если бы молодые люди всех континентов Земли увидели, почувствовали свою близость, поняли, что у них есть общие интересы, которые могут создать чудесную почву для мира и дружбы.+ проверка -2 мин

8. Творческая работа. –10 -12мин

1)Беседа-1 мин

  • Имя первого космонавта Земли накрепко связано с оренбургской землей. Каким образом?

 «Оренбург дал мне крылья» - это слова первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина, выпускника Оренбургского летного училища. - Именно в Оренбурге Юрий Гагарин принял боевую присягу, освоил летное мастерство, получил сначала курсантские, а потом и офицерские погоны.

Многое в Оренбурге напоминает о первом космонавте страны. Недалеко спуск к Уралу на Набережной - любимое место, где прогуливались летчики-курсанты. Минут через двадцать ходьбы - дом № 35 по улице Чичерина, где в квартире матери Валентины Гагариной некоторое время жила молодая семья. Теперь это музей-квартира. Сохранились вещи, многие из которых передала музею Валентина Ивановна Гагарина. По ее описанию восстановлен интерьер двух маленьких комнат. Здесь в 1957 году молодые справляли свадьбу, отсюда потом уезжали по распределению после училища
Один из проспектов города назван в честь Гагарина.

Международному аэропорту Оренбург присвоено имя первого космонавта Юрия Гагарина.

2)Просмотр видеоролика  «Музей-квартира Гагарина»( 3 мин)

3)Задание после просмотра- 6-8 мин

-Составьте СПП с различными видами подчинительной связи, постройте схему.

1 ряд – однородное соподчинение

2 ряд – неоднородное (параллельное) соподчинение

3 ряд – последовательное подчинение

 

               1 ряд – однородное соподчинение

Квартира, в которой жила будущая жена Гагарина , в которой родилась их молодая семья, находится на улице Чичерина.

 

2 ряд – неоднородное (параллельное) соподчинение

Когда Юрий Гагарин пришёл в семью Горячевых, он попал в квартиру, которая состояла из двух комнат.

3 ряд – последовательное подчинение

В музей были переданы предметы интерьера того времени,  когда здесь жила обычная  молодая семья, которая стала всемирно известной впоследствии.

 

  1. Итог урока

Приём «Телеграмма» (кротко описать, что усвоено и понято на уроке) 3 мин

Д.з.: упр. 209.Стр.119-124

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными»

Виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными (М.М. Разумовская)

Соподчинение ( придаточные относятся к одной к одной и той же придаточной части)

1.Однородное соподчинение 2.Неоднородное соподчинение

(параллельное)



3.Последовательное подчинение

(каждая последующая часть зависит от предыдущей)

1-й степени

2-й степени



4.Сочетание соподчинения и последовательного подчинения в одном предложении.

Виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными (М.М. Разумовская)

Соподчинение ( придаточные относятся к одной к одной и той же придаточной части)

1.Однородное соподчинение 2.Неоднородное соподчинение

(параллельное)



3.Последовательное подчинение

(каждая последующая часть зависит от предыдущей)

1-й степени

2-й степени



4.Сочетание соподчинения и последовательного подчинения в одном предложении.

Просмотр содержимого документа
«Музей»

1 ряд – СПП с однородным соподчинением

Квартира, в которой … , в которой … ,находится на улице Чичерина.

2 ряд – СПП с неоднородным (параллельным) соподчинением

Когда … , он попал в квартиру, которая ... .

3 ряд – СПП с последовательным подчинением

В музей были переданы предметы интерьера того времени, когда… , которая … .

Музей-квартира

В нашем городе сохранился дом, в котором жила молодая семья Гагариных. Сегодня это музей-квартира. О том времени, когда там была коммуналка, и о любви, которая там родилась, – Валентина Авраменко.

Валентина Авраменко, корреспондент ОРЦСИ:

- Та самая лестница, тот самый двор. Здесь располагались сарайчики, было небольшое подсобное хозяйство. А внутри – несколько квартир, комнат. В 50-х это была коммуналка. И именно здесь родилась семья Гагариных. С учебы, или с лыжной прогулки – он приходил к ней на свидание. Бывало, даже не один. С однокашниками забегали на улицу Чичерина. Отец Вали Горячевой был поваром, угощал ребят домашней едой. О любви первого космонавта написано немало. В некоторых источниках даже рассказывается момент, когда они с Валей сидели вот на этой лестнице. Кто-то пишет дословно фразы, которые Гагарин говорил своей любимой при встречах. Эта история обычного советского летчика и обычной советской девушки, которая в 50-х работала на оренбургском телеграфе, стала достоянием общественности в 61-м, когда никому не известный Юра стал Юрием Гагариным. «Поехали!» Он облетел весь земной шар, а позже объехал десятки стран, стал почетным гражданином 20 городов мира и космонавтом № 1 навечно. Семья Гагариных поселилась в Звездном городке, в Подмосковье. У них родились две дочери. А начинали они с холодной мурманской области, а еще раньше – именно с этой квартиры в Оренбурге. Людмила Сорокина, старший научный сотрудник музея истории Оренбурга: - Юрий Гагарин, когда он пришел в семью Горячевых, попадает в коммуналку. И здесь еще помимо семьи Горячевых жили еще люди… и у каждого по несколько детей было… У Горячевых 6 детей было. И это то время, соответственно тому периоду времени. Гагарин сам был из многодетной семьи. К тесноте, детворе и многочисленным соседям с детства привык. Правда, у Горячевых он не застал всех атьев и сестер Валентины. Кто на войне погиб, кто без вести пропал, а кто просто переехал. Людмила Сорокина, старший научный сотрудник музея истории Оренбурга: - Поэтому фактически мама, папа жили. И еще бабушка. Но, тем не менее, в двух маленьких комнатах – 5 человек. Хотя на тот момент это была одна большая, которую разделяли шкафы и шторы. А диван, кровать, салфетки, покрывала – все той поры. Людмила Сорокина, старший научный сотрудник музея истории Оренбурга: - Мы не можем сказать, что все эти вещи из квартиры Горячевых постарались подобрать мебель той поры… знаменитый с валиками диван, знаменитые семь слоников, которые счастье приносили. Но есть и вещи подлинные. Это платье носила не какая-нибудь барышня из 50-х, а сама Валентина Гагарина. Покрывало тоже она передала в музей. И именно из этой кружки пил кумыс Юрий Гагарин. Да и мебель в квартире стоит точно так же, как описывала сестра Вали – Таисия. И в этой некогда просторной, как казалось тогда, комнате сыграли свадьбу молодых Гагариных. И именно отсюда в 57-м уехал летчик Юра служить на север, а возвращался еще не раз уже великим космонавтом. 



Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 9 классе»

Открытый урок в 9 классе

Тема: Виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными

Цели: 1. Формирование умений определять способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному, составлять схемы СПП с различными видами соподчинения и последовательного подчинения.

2. Совершенствовать умение ставить знаки препинания в сложном предложении.

3. Воспитание патриотических чувств, бережного отношения к родному языку.

Оборудование: презентация, видеозаписи, аудиозапись, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Оргмомент. (звучит аудиозапись «Поехали» - 16 сек.) – 1 мин

- Как вы думаете, почему урок начат с радиосообщения времён СССР?

-С каким событием связано данное сообщение ТАСС (Телеграфное агентство Советского Союза?

- 9 марта исполнилось 80 лет со дня рождения советского лётчика-космонавта, Героя Советского Союза, кавалера высших знаков отличия ряда государств, почётного гражданина многих российских и зарубежных городов, первого человека в мировой истории, совершившего полёт в космическое пространство.

- Главная сила в человеке - это сила духа,- сказал Юрий Алексеевич Гагарин.-1слайд

II. Закрепление.

  1. Просмотр видеоролика «Легендарный человек»(5 мин)

  2. Работа с текстом на слайде.(раздаточный материал) 12 мин

Юрий Гагарин – человек, который совершил первый полёт в космос и имя которого стало легендой.

Маленького Юру волновало небо, когда братья ночевали на сеновале и говорили о звёздах, на которых, быть может, есть жизнь.



Когда началась война, Юрий Гагарин учился в первом классе школы села Клушино, куда скоро ворвались немцы.

-Из каких предложений состоит данный фрагмент текста?

-Какие виды подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными вам известны? (см. памятку)

3.Сообщение темы и целей урока

-Выполним разбор предложений.

4. Разбор предложений.(3 человека по очереди)

5. Слово учителя.

Гагарину не было еще и тридцати, когда 1961 году он стал новым героем современности — покорителем космического пространства. Имя космонавта присвоили улицам и целым населенным пунктам, кратеру на поверхности Луны и даже астероиду. Редкий минерал, найденный в том же 1961-м, воодушевленные триумфом советской космонавтики горнодобытчики назвали гагаринитом. Появился даже особый сорт гладиолусов — «Улыбка Гагарина». А уж сколько Юриев родилось в тот год! Страна буквально дышала своим героем. И поэты, и композиторы, конечно, не могли остаться в стороне от эпохального события.

-Запишем строки некоторых популярных песен и стихотворений о Гагарине.

6. Запись с объяснением+разбор предложений. + работа по карточке

-7 мин

Знаете, каким он парнем был, как поля родные он любил. (Николай Добронравов и Александра Пахмутова)



Знаете, каким он парнем был, как на лёд он с клюшкой выходил, как он песни пел, весел был и смел, как азартно жить хотел.



Когда на Землю он вернулся, закончив звёздные дела, так белозубо улыбнулся, что даль земная расцвела.(Владимир Костров)



Понимаете, Юрий Гагарин, как мне сладко стоять в тишине,
потому что грохочут рассветы.. (Юрий Визбор)

7. Индивидуальная работа по карточке.

Как прекрасна стала бы жизнь на нашей планете, если бы молодые люди всех континентов Земли увидели, почувствовали свою близость, поняли, что у них есть общие интересы, которые могут создать чудесную почву для мира и дружбы.+ проверка -2 мин

8. Творческая работа. –10 -12мин

1)Беседа-1 мин

- Имя первого космонавта Земли накрепко связано с оренбургской землей. Каким образом?

«Оренбург дал мне крылья» - это слова первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина, выпускника Оренбургского летного училища. - Именно в Оренбурге Юрий Гагарин принял боевую присягу, освоил летное мастерство, получил сначала курсантские, а потом и офицерские погоны.

Многое в Оренбурге напоминает о первом космонавте страны. Недалеко спуск к Уралу на Набережной - любимое место, где прогуливались летчики-курсанты. Минут через двадцать ходьбы - дом № 35 по улице Чичерина, где в квартире матери Валентины Гагариной некоторое время жила молодая семья. Теперь это музей-квартира. Сохранились вещи, многие из которых передала музею Валентина Ивановна Гагарина. По ее описанию восстановлен интерьер двух маленьких комнат. Здесь в 1957 году молодые справляли свадьбу, отсюда потом уезжали по распределению после училища
Один из проспектов города назван в честь Гагарина.

Международному аэропорту Оренбург присвоено имя первого космонавта Юрия Гагарина.

2)Просмотр видеоролика «Музей-квартира Гагарина»( 3 мин)

3)Задание после просмотра- 6-8 мин

-Составьте СПП с различными видами подчинительной связи, постройте схему.

1 ряд – однородное соподчинение

2 ряд – неоднородное (параллельное) соподчинение

3 ряд – последовательное подчинение



1 ряд – однородное соподчинение

Квартира, в которой жила будущая жена Гагарина , в которой родилась их молодая семья, находится на улице Чичерина.



2 ряд – неоднородное (параллельное) соподчинение

Когда Юрий Гагарин пришёл в семью Горячевых, он попал в квартиру, которая состояла из двух комнат.

3 ряд – последовательное подчинение

В музей были переданы предметы интерьера того времени, когда здесь жила обычная молодая семья, которая стала всемирно известной впоследствии.



  1. Итог урока

Приём «Телеграмма» (кротко описать, что усвоено и понято на уроке) 3 мин

Д.з.: упр. 209.Стр.119-124

Просмотр содержимого документа
«карточка»

Карточка

Спишите, расставляя знаки препинания. Постройте схему, определите вид подчинительной связи придаточных предложений.

Как прекрасна стала бы жизнь на нашей планете если бы молодые люди всех континентов Земли увидели почувствовали свою близость поняли что у них есть общие интересы которые могут создать чудесную почву для мира и дружбы.



Карточка

Спишите, расставляя знаки препинания. Постройте схему, определите вид подчинительной связи придаточных предложений.

Как прекрасна стала бы жизнь на нашей планете если бы молодые люди всех континентов Земли увидели почувствовали свою близость поняли что у них есть общие интересы которые могут создать чудесную почву для мира и дружбы.

Карточка

Спишите, расставляя знаки препинания. Постройте схему, определите вид подчинительной связи придаточных предложений.

Как прекрасна стала бы жизнь на нашей планете если бы молодые люди всех континентов Земли увидели почувствовали свою близость поняли что у них есть общие интересы которые могут создать чудесную почву для мира и дружбы.

Карточка

Спишите, расставляя знаки препинания. Постройте схему, определите вид подчинительной связи придаточных предложений.

Как прекрасна стала бы жизнь на нашей планете если бы молодые люди всех континентов Земли увидели почувствовали свою близость поняли что у них есть общие интересы которые могут создать чудесную почву для мира и дружбы.



Просмотр содержимого документа
«разд мат»

1.Юрий Гагарин – человек который совершил первый полёт в космос и имя которого стало легендой.

Маленького Юру волновало небо когда братья ночевали на сеновале и говорили о звёздах на которых быть может есть жизнь.

Когда началась война Юрий Гагарин учился в первом классе школы села Клушино куда скоро ворвались немцы.



1.Юрий Гагарин – человек который совершил первый полёт в космос и имя которого стало легендой.

Маленького Юру волновало небо когда братья ночевали на сеновале и говорили о звёздах на которых быть может есть жизнь.

Когда началась война Юрий Гагарин учился в первом классе школы села Клушино куда скоро ворвались немцы.



1.Юрий Гагарин – человек который совершил первый полёт в космос и имя которого стало легендой.

Маленького Юру волновало небо когда братья ночевали на сеновале и говорили о звёздах на которых быть может есть жизнь.

Когда началась война Юрий Гагарин учился в первом классе школы села Клушино куда скоро ворвались немцы.



1.Юрий Гагарин – человек который совершил первый полёт в космос и имя которого стало легендой.

Маленького Юру волновало небо когда братья ночевали на сеновале и говорили о звёздах на которых быть может есть жизнь.

Когда началась война Юрий Гагарин учился в первом классе школы села Клушино куда скоро ворвались немцы.



1.Юрий Гагарин – человек который совершил первый полёт в космос и имя которого стало легендой.

Маленького Юру волновало небо когда братья ночевали на сеновале и говорили о звёздах на которых быть может есть жизнь.

Когда началась война Юрий Гагарин учился в первом классе школы села Клушино куда скоро ворвались немцы.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Перетятько Елена Александровна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126827

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Работа с художественным текстом на уроках русского языка в 9-м классе как средство формирования языковой грамотности "
    ["seo_title"] => string(129) "rabota-s-khudozhiestviennym-tiekstom-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-9-m-klassie-kak-sriedstvo-formirovaniia-iazykovoi-ghramotnosti"
    ["file_id"] => string(6) "156784"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421489762"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Краткосрочное планирование урока русского языка с применением уровневой таксономии Блума"
    ["seo_title"] => string(88) "kratkosrochnoieplanirovaniieurokarusskoghoiazykasprimienieniiemurovnievoitaksonomiibluma"
    ["file_id"] => string(6) "275773"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452617050"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока по русскому языку для учащихся 11 класса "Подготовка к ЕГЭ. Часть С" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-uchashchikhsia-11-klassa-podghotovka-k-iege-chast-s"
    ["file_id"] => string(6) "142960"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418398414"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок-обобщение по теме "Сложноподчиненные предложения"."
    ["seo_title"] => string(67) "urok-obobshchieniie-po-tiemie-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "253812"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447670625"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства