kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи.

Цели урока: 1) систематизировать знания о синтаксисе, видах и средствах связи слов в предложениях и словосочетаниях,

2) способствовать предупреждению ошибок в употреблении интонации, средств связи слов в предложениях и словосочетаниях,

3) содействовать воспитанию нравственных качеств.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5 – 9 кл.». В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика. 8 класс»/ под ред. Ю.С. Пичугова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи.»

Тема урока: Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи.

Цели урока: 1) систематизировать знания о синтаксисе, видах и средствах связи слов в предложениях и словосочетаниях,

2) способствовать предупреждению ошибок в употреблении интонации, средств связи слов в предложениях и словосочетаниях,

3) содействовать воспитанию нравственных качеств.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5 – 9 кл.». В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика. 8 класс»/ под ред. Ю.С. Пичугова.


План урока

1

Вступительное слово учителя

2

2

Опорное повторение (что такое синтаксис, что является основными единицами синтаксиса, проверка домашнего задания).

18

3

Изучение новой темы «Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи»

20

4

Домашнее задание

2

5

Итог урока (обобщение и выводы)

3



Ход урока:

Учитель: ребята, сегодня мы с вами изучим тему «Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи».

Ученики записывают тему и число в тетради.

Учитель: Давайте повторим, что такое синтаксис?

Ученики: синтаксис–раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц.

Учитель: ребята, что является основными единицами синтаксиса?

Ученики: основными единицами синтаксиса являются словосочетание и предложение.

Учитель: правильно. Ребята, в предложениях и словосочетаниях существуют два вида связи: сочинительная (объединяет равноправные части (слова и предложения): шёл и пел; Вот пришли морозы, и зима настала. (И. Суриков.) и подчинительная объединяет главную и зависимую части (слова и предложения): шёл (как?) быстро; Сквозь листву деревьев видно было (что?), как за рекой в лугах садилось солнце. (М. Горький).

Ученики: обращаются к §157 на странице 199.

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь объединяет равноправные части. Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочинённых предложений: Гром скоро затих, но дождь всё лил и лил. (К. Седых)

Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы.

Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчинённую) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною. (С.Есенин.). Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчинённых предложений.

Основным средством связи при подчинении слов является окончание зависимого слова, например:


Я люблю подмосковные рощи...


Связь сказуемого люблю с подлежащим я выражена окончанием сказуемогою, связь дополнения рощи со сказуемым люблю — окончанием -и, связь определения подмосковные с дополнением рощи окончанием -ые.

Подчинительная связь между словами может быть уточнена предлогами. Сравните: идти из школы, идти мимо школы; отдыхать в лагере, вспоминать о лагере; отзыв о книге, рецензия на книгу и др.

Сочинение и подчинение могут быть оформлены союзами. Например: Когда солнце медленно вышло из-за горы, лучи его озолотили верхушки деревьев (сложноподчинённое предложение с союзом когда). Солнце медленно вышло из-за горы и озолотило верхушки деревьев (простое предложение с однородными сказуемыми). Солнце медленно вышло из-за горы, и лучи его озолотили верхушки деревьев (сложносочинённое предложение с союзом и).

В устной речи интонация сопровождает все средства связи, но может быть и единственным средством выражения связи между словами в словосочетании, между членами предложения и предложениями: громко крикнуть; За окном в небе сильно загрохотало, треснуло, разорвалось. (П. Нилин.) Работает молотилка. Шуршат приводные ремни, стучит барабан, грохочут решёта. (В. Кочетов.)

В первом примере интонация объединяет слова в подчинительном словосочетании, во втором — в сочинительном: загрохотало, треснуло, разорвалось. В предложении эти слова являются однородными сказуемыми. В сложном бессоюзном предложении объединяются интонацией перечис­ления три простых предложения.

Учитель: Ребята, обратимся к упражнению 41. Какую роль играет здесь интонация?

Ученики: Изменяя интонацию, мы изменяем место постановки знака препинания. От этого изменяется и смысл предложения.

Учитель: Ребята, давайте выполним разборы предложений.


Решение Лизы сняло с его сердца камень, и весь дом сразу ожил.


Пока жена готовила завтрак, Данилов вышел в огород.


Громоздились тяжелые тучи, наискось резали небо молнии, тихо погромыхивал гром.


Ученики: выполняют разборы в тетрадях. Один ученик выполняет разбор у доски.

Учитель: ребята, выполним упражнение 43.

Ученики выполняют упражнение.

Домашнее задание: §157, упражнение 44, §150

Подведение итогов урока: ученики сообщают, что нового они узнали.

Комментирование и выставление оценок.


Дополнительные задания.

Диктант.

Исправленная рукопись, мощённые булыжником дороги, написанный, развеянный, виденный, настоянный, сбережённый, подстреленные утки, продукты развешены, дверь навешена, развеянный, виденный.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи.

Автор: Макарова Татьяна Сергеевна

Дата: 15.11.2015

Номер свидетельства: 253329

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Словосочетание и его при¬знаки. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова. Основные модели словосочетаний. "
    ["seo_title"] => string(137) "slovosochietaniie-i-iegho-pri-znaki-vidy-slovosochietanii-po-kharaktieru-vyrazhieniia-ghlavnogho-slova-osnovnyie-modieli-slovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "244081"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445874854"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Работа с художественным текстом на уроках русского языка в 9-м классе как средство формирования языковой грамотности "
    ["seo_title"] => string(129) "rabota-s-khudozhiestviennym-tiekstom-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-9-m-klassie-kak-sriedstvo-formirovaniia-iazykovoi-ghramotnosti"
    ["file_id"] => string(6) "156784"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421489762"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Урок подготовки  к ЕНТ в11классе,Синтаксис сложного предложения "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-podghotovki-k-ient-v11klassie-sintaksis-slozhnogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "149649"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420276996"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока "Ты твори по жизни лишь добро""
    ["seo_title"] => string(44) "konspekt_uroka_ty_tvori_po_zhizni_lish_dobro"
    ["file_id"] => string(6) "483254"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541160165"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Строение СПП. Виды придаточных предложений. Придаточные определительные и изъяснительные"
    ["seo_title"] => string(91) "stroieniiesppvidypridatochnykhpriedlozhieniipridatochnyieopriedielitielnyieiiziasnitielnyie"
    ["file_id"] => string(6) "278608"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453114877"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства