Просмотр содержимого документа
«Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи.»
Тема урока: Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи.
Цели урока: 1) систематизировать знания о синтаксисе, видах и средствах связи слов в предложениях и словосочетаниях,
2) способствовать предупреждению ошибок в употреблении интонации, средств связи слов в предложениях и словосочетаниях,
3) содействовать воспитанию нравственных качеств.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5 – 9 кл.». В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика. 8 класс»/ под ред. Ю.С. Пичугова.
План урока
1
Вступительное слово учителя
2
2
Опорное повторение (что такое синтаксис, что является основными единицами синтаксиса, проверка домашнего задания).
18
3
Изучение новой темы «Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи»
20
4
Домашнее задание
2
5
Итог урока (обобщение и выводы)
3
Ход урока:
Учитель: ребята, сегодня мы с вами изучим тему «Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи».
Ученики записывают тему и число в тетради.
Учитель: Давайте повторим, что такое синтаксис?
Ученики: синтаксис–раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц.
Учитель: ребята, что является основными единицами синтаксиса?
Ученики: основными единицами синтаксиса являются словосочетание и предложение.
Учитель: правильно. Ребята, в предложениях и словосочетаниях существуют два вида связи: сочинительная (объединяет равноправные части (слова и предложения): шёл и пел; Вот пришли морозы, и зима настала. (И. Суриков.) и подчинительная объединяет главную и зависимую части (слова и предложения): шёл (как?) быстро; Сквозь листву деревьев видно было (что?), как зарекой в лугах садилось солнце. (М. Горький).
Ученики: обращаются к §157 на странице 199.
Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.
Сочинительная связь объединяет равноправные части. Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочинённых предложений:Гром скоро затих, но дождь всё лил и лил. (К. Седых)
Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы.
Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчинённую) части. Обычно при подчинении можно задатьвопрос от главной части к зависимой:знать (что?)литературу; Я не знаю (чего?),что будет со мною. (С.Есенин.). Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчинённых предложений.
Основным средством связи при подчинении слов является окончание зависимого слова, например:
Я люблю подмосковные рощи...
Связь сказуемоголюблю с подлежащимя выражена окончанием сказуемого –ю,связь дополнениярощи со сказуемымлюблю — окончанием-и, связь определенияподмосковные с дополнениемрощи — окончанием-ые.
Подчинительная связь между словами может быть уточнена предлогами. Сравните:идти из школы, идти мимо школы; отдыхать в лагере, вспоминать о лагере; отзыв о книге, рецензия на книгу и др.
Сочинение и подчинение могут быть оформлены союзами. Например:Когда солнце медленно вышло из-за горы, лучи его озолотили верхушки деревьев (сложноподчинённое предложение с союзомкогда). Солнце медленно вышло из-за горы и озолотило верхушки деревьев (простое предложение с однородными сказуемыми). Солнце медленно вышло из-за горы, и лучи его озолотили верхушки деревьев (сложносочинённое предложение с союзоми).
В устной речи интонация сопровождает все средства связи, но может быть и единственным средством выражения связи между словами в словосочетании, между членами предложения и предложениями:громко крикнуть; За окном в небе сильно загрохотало, треснуло, разорвалось. (П. Нилин.)Работает молотилка. Шуршат приводные ремни, стучит барабан, грохочут решёта. (В. Кочетов.)
В первом примере интонация объединяет слова в подчинительном словосочетании, во втором — в сочинительном: загрохотало, треснуло, разорвалось. В предложении эти слова являются однородными сказуемыми. В сложном бессоюзном предложении объединяются интонацией перечисления три простых предложения.
Учитель: Ребята, обратимся к упражнению 41. Какую роль играет здесь интонация?
Ученики: Изменяя интонацию, мы изменяем место постановки знака препинания. От этого изменяется и смысл предложения.