kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Словосочетание и его при¬знаки. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова. Основные модели словосочетаний.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 8  КЛАСС

Словосочетание и его при­знаки. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова. Основные модели словосочетаний.

Цели: закрепить знания о словосочетании и предложении; уяснить виды и средства синтаксической связи.

Тип урока: закрепление изученного.

Ход урока

I. Фронтальный устный опрос.

1. Что изучает синтаксис?

2. Какие единицы синтаксиса вы знаете?

3. Чем они отличаются друг от друга?

II. Работа со словарным словом: словосочетание.

III. Работа с таблицей.

Виды синтаксической связи

Сочинительная

Подчинительная

Соединяет равноправные слова или члены предложения

Соединяет слова, из которых одно – главное, а другое – зависимое

Слова отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному
и тому же слову

От главного слова к зависимому можно задать вопрос

Встречается в предложении

Встречается в словосочетании

(Какие?) красные, синие, зеленые

Глядел (куда?) вдаль

Задание: в тетради письменно привести 3–4 примера на каждый вид связи. Практическая разминка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Словосочетание и его при¬знаки. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова. Основные модели словосочетаний. »

Урок 8КЛАСС

Словосочетание и его при­знаки. Виды словосочетаний по характеру выражения главного слова. Основные модели словосочетаний.

Цели: закрепить знания о словосочетании и предложении; уяснить виды и средства синтаксической связи.

Тип урока: закрепление изученного.

Ход урока

I. Фронтальный устный опрос.

1. Что изучает синтаксис?

2. Какие единицы синтаксиса вы знаете?

3. Чем они отличаются друг от друга?

II. Работа со словарным словом: словосочетание.

III. Работа с таблицей.

Виды синтаксической связи

Сочинительная

Подчинительная

Соединяет равноправные слова или члены предложения

Соединяет слова, из которых одно – главное, а другое – зависимое

Слова отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному
и тому же слову

От главного слова к зависимому можно задать вопрос

Встречается в предложении

Встречается в словосочетании

(Какие?) красные, синие, зеленые

Глядел (куда?) вдаль

Задание: в тетради письменно привести 3–4 примера на каждый вид связи. Практическая разминка.

Задание: из данного предложения выписать все возможные словосочетания, обозначить главное и зависимое слово, от главного к зависимому задать вопрос (предложение записано на доске).

Дверь косо висела на одной верхней петле, покачиваясь от ветра и страшно скрипя

IV. Работа со схемой.

Средства синтаксической связи

Задание: используя средства синтаксической связи, из данных слов восстановить строчку известного стихотворения А. С. Пушкина (данные слова можно повторять).

Я, печалить, вы, любить, мой, любовь, совсем, хотеть, еще, пусть, быть, мочь, душа, угаснуть, не, она, много, тревожить, ничто.

Ключ: 1-я строфа стихотворения «Я вас любил…».


Словосочетание как единица синтаксиса

Цели: повторить признаки словосочетания; закрепить навык распознавать и моделировать словосочетания всех видов.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока

1-я группа – с главным словом глаголом, причастием, деепричастием.

2-я группа – с главным словом существительным, прилагательным, местоимением.

3-я группа – с главным словом числительным, наречием.

Обозначить главное слово и зависимое, от главного к зависимому задать вопрос, определить средства связи слов в словосочетании.

VI. Грамматические и речевые нормы.

– Все ли слова могут сочетаться друг с другом? Найдите в нижеперечисленных словосочетаниях ошибки, объясните и исправьте их.

Достигнуть идеи, решение согласно закона, ужасно красивый, вернуться назад, поступил вопреки правила, в мае месяце, не покладая руки, глас вопящего в пустыне, упасть лицом в грязь, лекарство для головной боли, лелею себя надеждой, матерчатый волк, не терял духа.

VII. Конструирование словосочетаний.

Задание: подобрать к данному слову главное или зависимое и составить с ними словосочетание (работа на доске и в тетрадях).


Варианты: хорошего человека, ищу человека, бегущего человека, искав человека, моего человека, первого человека, такого человека, друг человека.



Правка текста, берестяная грамота, идти лесом, бежал подпрыгивая, слишком весело, очень высокий, летящий самолет, высоко летящий, ушел спать, в первом классе, у моего друга, пойду по полю.

Примчаться к тебе, прибыть неожиданно, крыша над головой, по первому снегу, у моего товарища, нежно прикасаясь, собственное жилище, снял пальто, спал сидя, говорил улыбаясь, бегущий человек, бегущий навстречу, роясь в вещах, больной в палате, на деревянном столе, мамино платье, фамильные драгоценности, лист бумаги.




Алгоритм определения
способов связи в словосочетании

Домашнее задание: из "Капитанской дочки" А.С.Пушкина из 1 главы выписать по 5 словосочетаний на согласование, управление, примыкание. Составить модель словосочетания.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Дробязко Людмила Александровна

Дата: 26.10.2015

Номер свидетельства: 244081


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства