kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Виды причастий

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дети выполняли упражнения по повторению признаков причастий, по различию причастий от прилагательных, умели находить причастия в художественных произведениях.Урок проводился в форме игры"Грамматический марафон".Использовались игры "Верные и неверные утверждения","Думайка","Третье лишнее","конкурс разминка",задавались проблемные вопросы, цифровой диктант.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Виды причастий»

Урок русского языка в 10 Ә классе.

Тема: Виды причастий.

Цели:

Обучающие:

  • повторить признаки прилагательного и глагола; дать понятие о причастии;познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия;

  • формировать умения различать причастия и прилагательные, находить причастия в художественных произведениях.

Развивающие:

  • Активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии;

Воспитывающие:

  • Продолжить работу по воспитанию бережного, внимательного отношения к русскому языку.

Ход урока

I. Орг. момент

Начинаем наш урок.
Очень хочется, чтоб впрок
Он пошел нам, и тогда
Будем грамотны всегда

II. Сообщение темы урока.

Впишите в свободные клеточки в названия части речи, о которой говорится в стихотворении П. Чеснокова

Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.

Создание мотивации:

Обсуждение эпиграфов:

Проблемный вопрос.

О какой части речи говорят нам Даль и Ломоносов? Почему?

Часть речи, причастная глаголу,
в образе прилагательного.
В.И.Даль

Сии глагольные имена служат
к сокращению человеческого слова,
заключая в себе имени и глагола силу.
М.В.Ломоносов

Сегодня мы будем обобщать знания, полученные в ходе изучения темы «Причастие», а пройдет наш урок в форме игры « Грамматический марафон».


III Теоретический этап

Сначала мы с вами вспомним теоретический материал по теме: «Причастие», для того, чтобы лучше справиться с практикой. Это будет первый этап игры. В этой игре мы не будем делиться на команды, а каждый будет за себя. За правильный ответ вы будете получать определенные баллы, и в конце урока мы подведем итоги. Но за неправильный ответ вычитается столько же баллов.

Кто первый поднимет руку, тот отвечает и получает право выбрать следующий вопрос.

5 баллов

1. Что такое причастие?

2. Причастия бывают действительные и ….. (страдательные)

3. Причастия изменяются по падежам или лицам? (падежам)

4. У действительных причастий суффикс –ущ- или –ом -? ( -ущ-)

5.Сколько времен у действительных причастий? ( два)

6.Причастие «разбитая» действительное или страдательное? (страдательное)

7. Может ли быть в причастии суффикс - ец - ? (нет)

8. Суффиксы действительного причастия

9. Суффиксы страдательного причастия


10 баллов.

1. Какие причастия могут быть краткими? (страдательные)

2. Чем является в предложении краткое причастие? (сказуемым)

3. Может ли в причастном обороте быть пять слов? (да)

5. Морфологические признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? (прилагательное, глагол)

6. Как определить окончание причастия? (по вопросу)

7. Как найти причастный оборот?

8. Обособление причастного оборота

9. Как определить написание гласной перед суффиксом причастия?

IV Практика Во всех конкурсах учитель спрашивает каждого ученика и идут по очереди. Если ученик не знает ответ, то у него вычитается баллы вопроса. И право слова переходит к следующему.

- Вот у меня в руке шар. Назовите признаки шара по форме, величине, цвету.(круглый, маленький, светлый).

-Какие части речи употребляем для этого? (имена прилагательные)

- Что мы можем сказать об этих прилагательных? Какие признаки предмета они обозначают: постоянные или временные? (постоянные).

- Произведём некоторые действия. Какие признаки по действию приобретает шар? (летящий, падающий, опускающийся, лопнувший)

Постоянные эти признаки или нет?

- Нет, летящий шар-шар, который летит сейчас, в настоящее время. Причастие можно заменить сочетанием местоимения «который»+глагол, от которого образовано причастие.

Подобной замены с прилагательным делать нельзя. Проводим словообразовательный разбор и определим, от каких слов образованы слова круглый (круг), летящий (лететь).

-Чем же отличается признак, обозначенный причастием, от признака, обозначенного прилагательным? (Причастие обозначает временный признак по действию, он не является постоянным)

- Какую часть речи поясняет прилагательное, причастие? Как изменяются?

-Причастия, как и прилагательные, изменяются по родам, числам, падежам.

1 конкурс «Третье лишнее». (2 балла)



горевший

запоздалый

трещавший

жарящийся

соленый

горелый

запоздавший

трескучий

зажаренный

пересоленный

горящий

запаздывающий

треснувший

жареный

Соливший

2 конкурс (2 балла) Образовать дейст. и страд. прич. наст. вр: читать, видеть, слышать, гнать, хранить, озарять, отвечать, зависеть

3 конкурс (2 балла)Образовать дейст. прич. пр. вр.: строить, надеяться, нести, везти, тянуть, засеять, слышать.


Цифровой диктант. Цифрой 1 обозначь действительное причастие, цифрой 2 - страдательное причастие:

Умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами.

Самопроверка. Код: 1,2,2,1,2,1,2,2

Проблемные вопросы. –Возможно ли образовать действительные причастия настоящего времени от глаголов-победить,прочитать,появиться?

-Как определить написание гласной перед суффиксом причастия?

4 конкурс Допишите гласные в суффиксах причастий. Не забывайте, что они зависят от спряжения. (3 балла)

Стро…щийся дом, кол…щая боль, завис…мый человек, стел…щийся туман, леч…щий врач, невид…мый мир, ла…щий пес, спе…щая рожь, мел…щий муку,



хорошо пил…щийся, самокле…щаяся бумага.

Ответ : я, ю, и, ю, а, и, ю, ю, ю, я, я

5 конкурс Найдите и обозначьте в тексте все причастные обороты и слова, к которым они относятся. Расставьте недостающие знаки препинания. (5 баллов)

Это очень старинная вещь подаренная мне еще бабушкой.

Бабушка была пожилая ведьма приехавшая к нам из Шотландии

У нее крючковатый нос и рыжие волосы собранные в пучок.

Она вошла, отпустила двух леших втащивших чемоданы и принялась раздавать подарки

Моей старшей сестре она подарила сапоги-скороходы сшитые из крокодиловой кожи. Вызывающий ветры и бури веер бабуся вручила моей второй сестре.

Младший братик получил карту помогающую клады отыскивать.

Ну а клубочек указывающий дорогу бабушка подарила мне.

В тумане гасли очертания огромного корабля поворачивающегося к устью реки


6 конкурс- разминка. Всем известно, что русские женские имена обычно оканчиваются на «а» или «я», например, Анастасия, Мария, Екатерина и т.д. Назовите русское женское имя, не оканчивающееся ни на «а», ни на «я». Ответ: Любовь (10 баллов)

Итог урока. Грамматический марафон завершен. Сейчас подведем итоги. При подсчете баллов, будьте внимательны, я надеюсь на вашу объективность.

Самооценка

  • 44 -35 баллов - оптимально

  • 35-20 баллов - высоко

  • 20-15 баллов – достаточно

Меньше 15 низко.

В оценочном листе листе проставьте балл и оценку. Листы сдадите на проверку.

Рефлексия

Кому на уроке было интересно, он обобщил и систематизировал знания, нарисуйте веселого смайлика.

Кто испытывал затруднения - грустного.

Инструктаж по домашнему заданию

Творческое домашнее задание с использованием ресурсов Интернет.

На образовательных порталах найти крылатые слова и выражения, где встречаются причастия:

V Рефлексия.

О чем шла речь сегодня на уроке?

Что запомнилось больше всего?

Довольны ли вы своей работой на уроке?

С каким настроением вы уходите с урока?

О чем будете рассказывать дома?































Фамилия, имя _______________________________________________


Дом.

задание

Вопро-сы на засып-ку

Тре-тий лиш-ний

Практи-

ческая работа

(2-3 зада-ния)

Цифро-вой диктант

Проб-лем-ные вопро-сы

Буквенный диктант

Самостоя-тельная работа

Итого-вая

оценка















Фамилия, имя _______________________________________________


Дом.

задание

Вопро-сы на засып-ку

Тре-тий лиш-ний

Практи-

ческая работа

(2-3 зада-ния)

Цифро-вой диктант

Проб-лем-ные вопро-сы

Буквенный диктант

Самостоя-тельная работа

Итого-вая

оценка















Фамилия, имя _______________________________________________


Дом.

задание

Вопро-сы на засып-ку

Тре-тий лиш-ний

Практи-

ческая работа

(2-3 зада-ния)

Цифро-вой диктант

Проб-лем-ные вопро-сы

Буквенный диктант

Самостоя-тельная работа

Итого-вая

оценка
















Фамилия, имя _______________________________________________


Дом.

задание

Вопро-сы на засып-ку

Тре-тий лиш-ний

Практи-

ческая работа

(2-3 зада-ния)

Цифро-вой диктант

Проб-лем-ные вопро-сы

Буквенный диктант

Самостоя-тельная работа

Итого-вая

оценка
















1 2 1

2 1 2

1 2 1

2 1 2

1 2 1

2 1 2

1 2 1




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Виды причастий

Автор: Бакашева Райхан Кайбиховна

Дата: 17.11.2015

Номер свидетельства: 254300

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Причастие и рабочая тетрадь "
    ["seo_title"] => string(31) "prichastiie-i-rabochaia-tietrad"
    ["file_id"] => string(6) "150663"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420541009"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) ""Образование причастий" "
    ["seo_title"] => string(23) "obrazovaniie-prichastii"
    ["file_id"] => string(6) "210396"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431435554"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "На тему "Причастие""
    ["seo_title"] => string(20) "na_tiemu_prichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "389758"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486627151"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока на тему "Страдательные причастия прошедшего времени" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-na-tiemu-stradatiel-nyie-prichastiia-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "144211"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418666353"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока на тему"Образование действительных причастий настоящего времени" "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-na-tiemu-obrazovaniie-dieistvitiel-nykh-prichastii-nastoiashchiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "165060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422734511"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства