kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Виды односоставных предложений. Назывные предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке учащиеся знакомятся с видом односоставного именного предложения- назывным предложением. Сами определяют цели  и задачи урока. На основе построения урока лежит конструктивисткие основы  обучения. Урок  насыщен   стратегиями  критического мышления, также разнообразен урок  новыми методами и приемами.  Присутствуют задание по таксономии Блума.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Виды односоставных предложений. Назывные предложения»

Тема занятия:

Виды односоставных предложений. Назывные предложения 8 кл.

Общие цели:

  • продолжить знакомство с односоставными предложениями;

  • помочь учащимся осмыслить новую информацию; 

  • развитие критического мышления

  • развивать умение работать в группе по достижению целей урока.

Результаты обучения:

Ученики знают:

  • предложения бывают односоставные и двусоставные;

  • отличительные признаки разных видов предложений, в том числе виды односоставных предложений;

Умеют:

  • выделять грамматическую основу предложения;

  • определять способ выражения главного члена предложения;

  • определять тип односоставного предложения.

Владеют навыками коллаборативного обучения.

Ключевые идеи:

Односоставные предложения имеют грамматическую основу, представленную одним главным членом; виды односоставных предложений: назывное предложение,определенно-личное, неопределенно-личное и др.


Этапы занятия

Время


Повторение домашнего задания


Вызов







(предложения записывают на стикерах)

5 мин




5 мин




















































5 мин

По стратегии «Горячий стул»




  1. Покажем следующие предложения:

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

В чем особенность данных предложений?

  1. Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

  2. Задания на стикерах:

Гр.1 Задание: Определить тип предложений

(односоставное-двусоставное, вид односоставного предложения)

Условные обозначения: ДС – двусост., ОС- односост.

Гр.1 Задание

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.


Грустно… Душевные муки

Сердце терзают и рвут…


Гр.2 Задание: Определить тип предложений

(односоставное-двусоставное, вид односоставного предложения)

Условные обозначения: ДС – двусост., ОС- односост

Нет любви ни к деревне, ни к городу,

Как же смог я её донести?

Брошу всё. Отпущу себе бороду

И бродягой пойду по Руси.


Гр.3 Задание: Определить тип предложений

(односоставное-двусоставное, вид односоставного предложения)

Условные обозначения: ДС – двусост., ОС- односост .

Снова пьют тут, дерутся и плачут

Под гармоники жёлтую грусть.

Проклинают свои неудачи,

Вспоминают московскую Русь.


Гр.4 Задание: Определить тип предложений

(односоставное-двусоставное, вид односоставного предложения)

Условные обозначения: ДС – двусост., ОС- односост .

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.


Гр.4 Задание: Определить тип предложений

(односоставное-двусоставное, вид односоставного предложения)

Условные обозначения: ДС – двусост., ОС- односост., ОС.О-Л. – односост., опр.-личн. и др.)

Синий туман. Снеговое раздолье,

Тонкий лимонный лунный свет.

Сердцу приятно с тихой болью

Что-нибудь вспомнить из ранних лет.

  1. Стикеры размещаем на доске и разбираем предложения.

Образец: Синий туман (О.Н.)

Этапы занятия

Изучение нового материала

Время

2. Определяем члены предложения.

ЗАДАНИЕ: определите члены предложения в следующих назывных предложениях:

1) Глухая окраина сибирского города.

2) Кривые улочки.

3) Узкие переулки.

4) Ветхие деревянные домишки.

5) Дворы, заросшие травой и бурьяном.

6) Рытвины, пустыри, огороды.

(ОТВЕТ: все прилагательные и причастия – согласованные определения; гóрода – несогласованное определение; травой и бурьяном – дополнение в рамках причастного оборота).

 

 

 

3. Придумываем предложения.

ЗАДАНИЕ: запишите как можно больше назывных предложений, выраженных:

1) Только именем существительным: Зима.

2) Существительным с прилагательным: Поздний вечер.

3) Существительным с причастием: Смеющиеся лица.

4) Существительным с числительным: Девять часов.

5) Существительным с частицами ВОТ, ВОН: Вот мельница.

6) Существительным с другим существительным: Начало января.

7) Существительным с наречием: Спуск вниз.

8) Фразеологизмом: Буря в стакане воды.

 

4. Пишем рассказ.

ЗАДАНИЕ: напишите на одну из предложенных тем рассказ, состоящий из возможно большего числа назывных (в том числе и распространённых) предложений.

1) В театре.

2) В библиотеке.

3) Весна в деревне.

4) Зимний лес.

5) Весенний город.

 


Актуализация знаний













15 мин













Работа в группах. Создание алгоритма на основе таблицы (каждой группе 1 вид предложений)








 ЗАДАНИЕ: из сборников стихотворений С.Есенина, А.А.Блока, А.Ахматовой и т.д. выписать предложения, у которых есть только один главный член предложения – подлежащее.

Что за лестница! – шептал про себя кузнец, - жаль ногами топтать. Экие украшения! Вот, говорят, лгут сказки! кой чёрт лгут! боже ты мой, что за перила! какая работа! тут одного железа рублей на пятьдесят пошло!

«Что за картинаЧто за чудная живопись! – рассуждал он, - вот, кажется, говорит! кажется, живая! а дитя святое! и ручки прижало! и усмехается, бедное! а краски! боже ты мой, какие краски! тут вохры, я думаю, и на копейку не пошло, все ярь да бакан; а голубая так и горит! важная работа! должно быть, грунт наведён был блейвасом…»

(ОТВЕТ: назывные предложения подчёркнуты).




«Карусель»

  1. Выполнить задание, используя алгоритм.

Задание. Тест. Односоставные предложения

1. Укажите верное утверждение.

1) Предложения, в которых имеются два главных члена (подлежащее и сказуемое), являются двусоставными.

2) Предложения, в которых имеются две основы, являются двусоставными.

3) Предложения, в которых есть второстепенные члены, являются двусоставными.

2. Определите вид односоставного предложения по следующим признакам:

1) В нем нет подлежащего.

2) Основная форма сказуемого-глагола – 1-е или 2-е лицо.

3) Действие совершается определенным лицом.

3. Определите, какие из этих предложений обобщенно-личные.

1) От добра добра не ищут. 2) Торопимся в школу. 3) Что посеешь, то и пожнешь. 4) В городе наконец построили бассейн.

4. Укажите неопределенно-личные предложения.

1) Древнерусские зодчие стремились выделять церкви среди остальных городских зданий. 2) В северных городах на фоне серых бревенчатых домов церкви строили белоснежными. 3) В южных оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске. 4) Купола церквей делали медными и золотистыми. 5) Их часто золотили. 6) Таким образом, церковные постройки на перекрестках и площадях становились заметными. (По Б.Рыбакову)

5. Найдите предложение, в котором нет и не может быть подлежащего. Как называется это предложение?

1) Но вот наступила осень. 2) Захолодало. 3) Пожелтели деревья. 4) Ветер срывал с ветвей увядшие листья и кружил над лесом. 5) Потом листья опускались на землю. (По Г.А. Скребицкому)

6. Найдите безличное предложение и напишите, чем выражено в нем сказуемое.

1) Дохнул холодом на лес январь. 2) Уткнулись в сугробы и спят елочки. 3) Утонули по колено в снегу тонконогие осинки и березки. 4) Не страшен им мороз. 5 ) А вот большим деревьям от него плохо. 6) Трещат они, стонут на весь лес. (Из журнала «Юный натуралист»)

7. Найдите назывные предложения. Какую роль они играют в тексте?

1) Весна. 2) Ночь. 3) Весь лес, и небо над ним, и все кругом залито прозрачным лунным светом. 4) Молодой месяц тонким лимонным ломтиком желтеет в вершинах деревьев. 5) От него разлилась в воздухе душистая, терпкая зелень. (Г.А. Скребицкий)

8. Найдите грамматические основы в предложениях.

1) Сорвавшееся слово не догонишь на скакуне. 2) Сделанное утром проверяй вечером. 3) Смелость города берет. 4) Друзья познаются в беде. 5) Небо рогами не проткнуть.

9. Охарактеризуйте предложения из задания 8 по наличию главных членов.

10. Найдите в составе сложных предложений односоставные и определите их вид.

1) Если заводишь друга, смотри в его сердце. (Пословица) 2) Правда – воздух, без которого дышать нельзя. (И.С. Тургенев) 3) Сидя за рулем, особенно замечаешь, что делается вокруг.(В.Г. Лидин)

  1. Взаимопроверка по ключу

1-1

2-О-Л

3-1,3

4-2,3,4,5

5-2, безличное

6-5, слово категории состояния

7-1,2, сосредоточенность на явлении, краткость.

8- 1) Слово не догонишь, 2)Сделанное проверяй, 3)Смелость берет, 4)Друзья познаются, 5)Небо не проткнуть

9-двусоставные

10-Если заводишь друга – О-Л; Смотри в его сердце – О-Л; Правда –воздух – ДС; Без которого дышать нельзя – безличное; Сидя за рулем, особенно замечаешь – О-Л; Что делается вокруг –ДС.

Этап

Рефлексия


Прием «Свободное письмо».На листочках напишите свободное письмо на тему «Что было наиболее важным при изучении темы «Односоставные предложения с главным членом- подлежащим?» выполняют задание на листочках (режим работыиндивидуальный) -зачитывают вслух на  класс

Об односоставных предложениях я знаю___________________________________

Типы односоставных предложений_________________________________________

Односоставные предложения нужны для____________________________________

Я уверен (а), что смогу определить тип односоставного предложения: да - нет

Домашнее задание


Написать эссе на тему « Друзья познаются в беде»












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Виды односоставных предложений. Назывные предложения

Автор: Ахметова Гуль-Мереке Аскаровна

Дата: 12.04.2016

Номер свидетельства: 317669

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Тест по теме "односоставное предложение""
    ["seo_title"] => string(42) "tiestpotiemieodnosostavnoiepriedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "267406"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1450368532"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Тестовые задания по русскому языку по теме "Односоставные предложения""
    ["seo_title"] => string(79) "tiestovyie-zadaniia-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "267439"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1450373058"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Односоставные предложения.  Назывные"
    ["seo_title"] => string(38) "odnosostavnyiepriedlozhieniianazyvnyie"
    ["file_id"] => string(6) "281526"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453546320"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Учебное занятие по русскому языку "Односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(70) "uchiebnoie-zaniatiie-po-russkomu-iazyku-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "108244"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403624803"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Синтаксический разбор односоставных предложений. Систематизация и обобщение изученного по теме: " Односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(143) "sintaksichieskii-razbor-odnosostavnykh-priedlozhienii-sistiematizatsiia-i-obobshchieniie-izuchiennogho-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "188581"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426696139"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства