«Карусель» Выполнить задание, используя алгоритм. Задание. Тест. Односоставные предложения 1. Укажите верное утверждение. 1) Предложения, в которых имеются два главных члена (подлежащее и сказуемое), являются двусоставными. 2) Предложения, в которых имеются две основы, являются двусоставными. 3) Предложения, в которых есть второстепенные члены, являются двусоставными. 2. Определите вид односоставного предложения по следующим признакам: 1) В нем нет подлежащего. 2) Основная форма сказуемого-глагола – 1-е или 2-е лицо. 3) Действие совершается определенным лицом. 3. Определите, какие из этих предложений обобщенно-личные. 1) От добра добра не ищут. 2) Торопимся в школу. 3) Что посеешь, то и пожнешь. 4) В городе наконец построили бассейн. 4. Укажите неопределенно-личные предложения. 1) Древнерусские зодчие стремились выделять церкви среди остальных городских зданий. 2) В северных городах на фоне серых бревенчатых домов церкви строили белоснежными. 3) В южных оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске. 4) Купола церквей делали медными и золотистыми. 5) Их часто золотили. 6) Таким образом, церковные постройки на перекрестках и площадях становились заметными. (По Б.Рыбакову) 5. Найдите предложение, в котором нет и не может быть подлежащего. Как называется это предложение? 1) Но вот наступила осень. 2) Захолодало. 3) Пожелтели деревья. 4) Ветер срывал с ветвей увядшие листья и кружил над лесом. 5) Потом листья опускались на землю. (По Г.А. Скребицкому) 6. Найдите безличное предложение и напишите, чем выражено в нем сказуемое. 1) Дохнул холодом на лес январь. 2) Уткнулись в сугробы и спят елочки. 3) Утонули по колено в снегу тонконогие осинки и березки. 4) Не страшен им мороз. 5 ) А вот большим деревьям от него плохо. 6) Трещат они, стонут на весь лес. (Из журнала «Юный натуралист») 7. Найдите назывные предложения. Какую роль они играют в тексте? 1) Весна. 2) Ночь. 3) Весь лес, и небо над ним, и все кругом залито прозрачным лунным светом. 4) Молодой месяц тонким лимонным ломтиком желтеет в вершинах деревьев. 5) От него разлилась в воздухе душистая, терпкая зелень. (Г.А. Скребицкий) 8. Найдите грамматические основы в предложениях. 1) Сорвавшееся слово не догонишь на скакуне. 2) Сделанное утром проверяй вечером. 3) Смелость города берет. 4) Друзья познаются в беде. 5) Небо рогами не проткнуть. 9. Охарактеризуйте предложения из задания 8 по наличию главных членов. 10. Найдите в составе сложных предложений односоставные и определите их вид. 1) Если заводишь друга, смотри в его сердце. (Пословица) 2) Правда – воздух, без которого дышать нельзя. (И.С. Тургенев) 3) Сидя за рулем, особенно замечаешь, что делается вокруг.(В.Г. Лидин) Взаимопроверка по ключу 1-1 2-О-Л 3-1,3 4-2,3,4,5 5-2, безличное 6-5, слово категории состояния 7-1,2, сосредоточенность на явлении, краткость. 8- 1) Слово не догонишь, 2)Сделанное проверяй, 3)Смелость берет, 4)Друзья познаются, 5)Небо не проткнуть 9-двусоставные 10-Если заводишь друга – О-Л; Смотри в его сердце – О-Л; Правда –воздух – ДС; Без которого дышать нельзя – безличное; Сидя за рулем, особенно замечаешь – О-Л; Что делается вокруг –ДС. |