Тема:
Односостав
ные предложения.
Назывные.
Постановка цели: Познакомить с видами односоставных предложений.
Задачи: 1.продолжить формировать у учащихся понятие об односоставном предложении: именном и, глагольных предложениях, о назывном предложении.
2.развивать познавательные и творческие навыки. 3.воспитывать самостоятельность, развитие эстетического вкуса к образцовым текстам художественного слова.
Ожидаемый результат:
отличают односоставные и двусоставные предложения, различают именные от глагольных односоставных предложений, работают сообща, помогают
Тип урока
изучение нового материала
Ресурсы
ЭО, учебник, презентация, листы оценивания, карточки
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.Орг.м.
Психологический настрой.
Приветствие:
Здравствуйте, ребята !
Давайте возьмемся за руки и громко поприветствуем друг друга такими словами:
Как хорошо на свете жить!
Как хорошо уметь дружить!
Как хорошо, что есть друзья!
Как хорошо, что есть и я!
Учащимся раздает полоски цветной бумаги/два цвета/
по цветам объединяет учащихся в группы
Встают в круг, повторяют за учителем
Объединяются в группы
2.Актуализа
ция знаний
Исследовательская работа в группах:
На полосках цветной бумаги написаны 6 предложения:
1Я люблю смотреть картины художников.
2.Художник изобразил зимний пейзаж.
3.Люблю классическую музыку.
4.По радио объявили о посадке самолета.
5.Мне не спится.
6.Какая прекрасная ночь!
Задание: подчеркните ГЧП и разделите их на 2 группы.
-По какому принципу вы их поделили?( по наличию ГЧП )
Определение темы урока:
-Что мы уже знаем?( знаем двусоставные и односоставные предложения)
-Чего мы еще не знаем? ( виды односоставных предложений)
-Какова тема нашего урока?
-А каковы цели?(будем учиться различать односоставные предложения)
-А зачем это нам надо? (пригодится в жизни, подготовка к экзаменам)
Уч-ся читают, выполняют грамматические разборы, синт.разбор, морфемный разбор.
3. Объяснение нового материала
Исследовательская работа в группах:
Задание: А теперь односоставные предложения разделите тоже на две группы?
-По какому принципу вы их поделили?
( по наличию подлежащего и сказуемого)
-Значит: односоставные делятся на глагольные и именные
/ заполнение таблицы /
Односоставные
глагольные именные
ГЧП-сказуемое ГЧП-подлежащее
*Ознакомление с теоретическим материалом стр.116-117
*Прослушивание темы «Назывные предложения» /электронный учебник/
-Чем выражены подлежащие в именных односоставных предложениях?
*Выступление «Назывного предложения» заранее подготовленный ученик.
* Работа у доски.
-Найдите в стихотворении А.А.Фета назывные предложения. Чем они выражены?/ сущ. в И.п./
Ученики слушают, читают, записывают примеры, приводят свои примеры, находят подлежащее:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря.
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!
исьме.
4. Закрепление нового материала
1 -Задание по группам упр.1. стр.116
1гр. выписать глагольные односоставные предложения/1,2,3,4/
2гр. выписать именные односостваные предлдожения/5,6,7/
2 -Задание упр.4. стр.117
Выразительно прочитать, назвать тему каждого четверостишья. Найдите назывные предложения спишите и скажите чем они выражены.
1гр. читают 1,2четверостишье
2гр. читают3,4 четверостишье
3-Работа с репродукцией Исаака Левитана «Золотая осень»
-Выразительная емкость назывных предложений делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину.
-Рассмотрите репродукцию картины и попробуйте при помощи назывных предложений обрисовать картину.
Осень. Берзки. Речка. Лес.День.Небо.Настроение.
*-Распространите эти назывные предложения при помощи согласованных и несогласованных определений.
(Золотая осень, нарядные березки, быстрая речка, густой лес, теплый день, небо без облаков, грустное настроение.)
4 -Задание : Выполните тест (с самопроверкой)
1/Односоставные предложения делятся на группы:
А)10
Б)2
В)4
2/Какое предложение не является односоставным?
А)На морозном воздухе было трудно дышать.
Б)На востоке синело.
В) Свод неба был тих и чист.
3/Укажите односоставное предложение
А) Наступило утро.
Б)Вечером мы пойдем на выставку.
В)Вот замечательная картина.
4/Найдите назывное предложение
А) Светало вокруг.
Б) Утро.
В)Наступило зимнее утро.
5/ Чем выражен главный член назывного предложения
А) глаголом
Б) существительным в И.падеже.
В) местоимением
Ответ:1б. 2в. 3в. 4б. 5б.
Учащиеся выполняют упр., определяют виды односоставных предложений, аргументируют.
5. ОО и ОдО
Предлагается высказать мнение о обучении друга, себя, заполнить листы оценивания
Высказываются, заполняют листы
5. Рефлексия
Оцени урок и себя
Уч-ся заполняют карточки. Сдают.
6. Подведение итогов.
Выставляются оценки. Подсчитываются баллы.
Оценки и отметки
7.Последующие задания
Составить описание картины И.Левитана «Золотая осень».
Запись в дневниках.