Просмотр содержимого документа
«Великий могучий русский язык»
Ход урока-игры:
Ведущий. В нашем зале собрались любители русской словесности. В игре встречаются 2 сильнейшие команды 6 классов.
Девиз нашей игры: «Выучить русский язык!» СЛАЙД 1
«Перед вами громада – русский язык.
Наслажденье глубокое зовет вас, погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его» (Н.В.Гоголь)
Представление команд (название команд и девиз напечатать)
Ведущий. Итак! Внимание! Начинаем нашу игру!
1 конкурс: Конкурс капитанов. Ответить на вопросы – шутки.
Капитану 1 команды вопросы на слайд
Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква «Ц»)
Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)
В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (стонет)
Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)
Капитану 2 команды
Что общего у дня и ночи? («Ь» знак на конце)
Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)
Что находится между горой и оврагом? (буква «И»)
Какое государство можно носить на голове? (Панама)
2 конкурс: Конкурс знатоков ударений. К доске, на которой заранее написаны слова в два столбика, приглашаются участники. В словах нужно правильно расставить ударения и объяснить значения слов.(слова напечатать, доски всзять)
гýсеница (личинка бабочки)
тóрты (кондитерское изделие)
балýюсь (шалить, забавляться)
комбайнёр (водитель комбайна)
тéфтели (кушанье в виде шариков из мясного фарша)
мéльком (самый короткий промежуток времени, бегло)
вахтёр (дежурный сторож)
щáвель (растение)
сúлос (ком для скота)
квартáл (часть города)
Ведущий игры: Пока ребята справляются с ударениями, мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете русский фольклор.
Мудростью русского народа названы пословицы и поговорки – неистощимый кладезь народной смекалки и ума – они по сей день живут в нашей речи настолько прочно, что мы и не замечаем, как используем их. «Ведь пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживешь». Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки. А еще загадки, скороговорки, сказки и многое другое, что объединено под названием фольклор.
- Что такое пословицы и поговорки?
- Для чего, по-вашему, нужны пословицы и поговорки?
пословицы и поговорки.
3 конкурс: Конкурс знатоков поговорок.(работа в команде, печать на карточке)
1 команде
1. В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха.).
2. Согласно, какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.).
3. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, человек, который рано встает, успевает больше сделать за день? (Кто рано встает, тому бог дает.).
2 команде
1. Какая поговорка говорит нам, о каком либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг.).
2. Согласно, какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.).
3. Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.).
4 конкурс: “Закончи пословицу” Сейчас вам будет предложено лишь начало пословицы, ваша задача вспомнить и закончить пословицу, а затем прочитаем, что получилось.
1 команде
1. Поменьше говори … побольше делай.
2. Без труда…не вынешь рыбку из пруда.
3. За двумя зайцами погонишься…не одного не поймаешь .
4. Не имей сто рублей - … имей сто друзей.
5. Слово не воробей, … вылетит - не поймаешь.
6. Не все то золото,… что блестит.
7. Береги честь… смолоду, а платье с нова.
8. Жизнь прожить - …не поле перейти.
9. Сколько волка не корми - …он все в лес смотрит.
10. С миру по нитке - … голому рубаха.
11. Терпенье и труд … все перетрут.
12. Мал золотник,… да дорог.
Учитель: С древних времен люди ценили мудрую речь. Умение разгадывать загадки считалось признаком мудрости. Любили загадки и в Древней Руси. Так герой знаменитой «Повести о Петре и Февронии», созданной более 500 лет назад, должен был разгадать загадки, заданные простой крестьянской девушкой, чтобы спастись от страшной болезни. Давайте попробуем разгадать загадки, составленные русским народом.
5 конкурс Загадки
Команды загадывают загадки друг другу (печать на карточках)
1 команда
1. Ни вода, ни суша, ни на лодке не проплывешь, ни пешком не пройдешь. (болото)
2. Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)
3. Что было завтра и будет вчера? (сегодня)
2 команда
4. Без ног - бежит, не догонишь, без крыльев – летит, не поймаешь. (время)
6. Не видно и не слышно ее, стоит заговорить о ней – и она исчезнет. (тишина)
6 конкурс: Конкурс телефонистов.
Учитель: Ребята, во время игры вы учились писать, разгадывать, придумывать. А научились ли вы слушать внимательно друг друга?
Мы сообщим скороговорку на уху ученику, который стоит первым. По сигналу они передают скороговорку на ухо своим соседям. Последние в каждом ряду должны сказать переданную им «по телефону» скороговорку. Побеждает команда, которая раньше завершит передачу и правильно передаст текст.
1 команде: Жутко жуку жить на суку.
2 команде: На дворе трава. не траве дрова.
7 конкурс: В поисках фразеологизмов. (подготовить листы для выполнения задания)
Ведущий. А теперь от пословиц, поговорок, загадок и скороговорок перейдем к фразеологическим оборотам, которыми так богат наш язык. В русском языке много оборотов, где употребляются слова рука и голова, в прямом и в самых разнообразных переносных значениях. Перечислите эти фразеологические обороты, кто больше?
1 команде – слово рука
2 команде – слово голова
8 конкурс: Конкурс чтецов (1 член команды готовится к выразительному чтению стихотворения, печать на листе)
Задание: Узнать о каких словах идет речь в стихах.
1 команде
Скажи «родник» – И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом
(Ключ от дверей тут ни при чем).
(А.Л.Барто)
2 команде
Шьет иглой портниха в строчку.
Взял коньки точильщик в точку.
Я, заканчивая строчку,
Ставлю маленькую точку.
(Я.А.Козловский)
9 конкурс: Прочитайте высказывание. (печать на карточках)
Задание: прочитайте, что написано на плакатах. Слова нужно читать, начиная с правого нижнего угла по вертикальным колонкам.
Плакат 1 команде
Плакат 2 команде
К
Й
Г
А
И
У
А
Р
Н
О
Ы
И
О
Н
Б
К
М
Г
З
Р
З
Ч
М
Е
Ю
И
М
Й
О
О
Я
У
Ш
Т
Л
Т
А
А
Ш
Х
(Любите наш могучий язык!)
(Хорошо знай грамматику)
Учитель. И в завершении проведем маленькую викторину. Командам предлагается ответить на вопросы. Кто быстрее и больше даст правильных ответов.
1.Сколько букв в русском языке?
2. Кто создал первую азбуку?
3. Кто создал “Толковый словарь живого великорусского языка”?
4. Сколько частей речи в русском языке?
5. Какое значение имеет слово “язык”?
6. Сколько падежей в русском языке?
Подведение итогов.
Итак, мы играли, соревновались, узнавали. Все старались, работали увлеченно. Молодцы! Подведение итогов игры. Слово предоставляется жюри. Награждение победителей.
Учитель: Наше занятие заканчивается. Мы только заглянули с вами в тот интереснейший мир под названием «Русский язык». На уроках русского языка и литературы, а также самостоятельно вы будете постигать секреты нашего языка. Любите и охраняйте его, ведь язык – это наша великая культура.