Цели:
· развитие познавательной активности;
· мотивация к изучению родного языка;
· воспитание культуры речи;
· создание атмосферы сотрудничества
1 .Вступительное слово учителя
Сегодня мы будем говорить о нашем великом и могучем русском языке, и классный час посвятим значимости языка в жизни человека и поговорим о его безграничных возможностях и загадках.
О самых важных достижениях человеческой мысли самых глубоких знаниях и самых пламенных чувствах нам будет неизвестно, если их не выразить ясно и точно в словах.
Язык – это орудие для выражения мыслей. Роль языка как средства общения людей замечательно передано в русском народном творчестве. Издавна в народе бытует пословица: «Язык до Киева доведёт», «В умной беседе быть – ума прикупить», «Без языка – как без рук».
Меткие мудрые высказывания известных писателей нередко поражают нас силой и точностью ума. Л.Н.Толстой писал: «Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного писателя самого думать». М.Горький говорил, что афоризмы учат сжимать слова, как пальцы в кулак.
Для соревнований вам необходимо выбрать капитанов и придумать названия команд.
2. Конкурс - АФОРИЗМЫ (слово на доске зашифровано цифробуквенным шрифтом)
Что такое афоризмы? (дети находят в словаре значение этого слова – кто быстрее).
Условия конкурса. Дети подготовили высказывания о русском языке великих авторов.
Команды зачитывают афоризмы поочерёдно. Побеждает команда, назвавшая последний афоризм (учитывается выразительность речи учащихся).
3.Слово учителя: высказывание российского гения М.В.Ломоносова:
«Карл пятый, римский император говорил, что гишпанским языком с богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие гишпанского, живопись французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатства и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». Вот сколько характеристик имеет наш родной язык.
3. Следующий конкурс мы посвятим малому жанру устного народного творчества. Этот жанр развивает произношение, речь. Применяется часто в логопедии. А называется он..
СКОРОГОВОРКА (дети называют жанр).
«Всех скороговорок не перескороговоришь»
1-Й тур. Называем по очереди скороговорки, ранее известные детям.
2-Й тур. Раздаются напечатанные скороговорки (тем, кто не может вспомнить, раздаются подсказки).
Купила Марусе бусы бабуся, на рынке споткнулась о гуся.
На реке поймали рака. Из-за рака вышла драка. Это лещ забияка снова бросил рака.
В грязи у Олега увязла телега: сидеть тут Олегу до самого снега.
В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки на дворе.
Лена искала булавку, а булавка упала под лавку. Под лавку залезть было лень, искала булавку весь день.
Простоквашу дали Клаше, недовольна Клаша: не хочу я простоквашу, дайте просто каши.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.
4.Конкурс: «В мире ребусов»
Раздаётся одинаковое количество аналогичных ребусов на каждую команду. В течении 5-ти минут дети разгадывают ребусы, а зрители выполняют своё задание.
5. Конкурс «Метаграммы» - это загадки, по условиям которых из загаданного слова, путём замены в нём одной буквы, получается другое слово.
1) С л – лить слёзы заставляю
С ж – по воздуху летаю
(Лук – жук)
2) С ё – колючий, с у – ползучий
(ёж – уж)
3) С п – я в доме, с в – я в поле
С м – я в море, с г – в футболе,
С к – вбивают, с т – взрывают,
С д – долину называют
(пол – вол – мол – гол – кол – тол – дол)
4) Разгадать попробуй ты;
С а – посуда для воды
С ы – рогатый на лугу,
С у – растёт в лесу, саду.
(Бак – бык – бук)
5) С б – мучительной бываю
С м – одежду пожираю,
С р – актёру я нужна
С с – для повара важна.
(Боль – моль – роль – соль)
6) С твёрдой Л я на стене
Книги, например, на мне
Но как только Л смягчите
Сразу в танец превратите.
(полка – полька)
6. Конкурс «Числа в слове». А теперь конкурс, который заставит нас искать математику в русском языке. И такое в нашей речи тоже бывает.
Пример: Столица, стричь.
(Стоянка, подвал, трибуна, одиночество, сестрица, ухитриться, стричь, устрица, осетрина, тритон, простой, сторож, сторожка, просторный, вместо, просто, столько, постоять, Севастополь, сорока, вспять).
Завершаем наше занятие на весёлой ноте. Самый любимый вид устного народного творчества – это загадки.
7. Конкурс «Загадки с подвохом».
Загадки:
1).Как сорвать ветку, чтобы не вспугнуть птицу? (Подождать, пока улетит)
2.)Может ли страус называть себя птицей? (Не может, он не умеет разговаривать)
3.)Летели три страуса. Охотник одного убил. Сколько осталось? (Страусы не летают)
4.)Ворона летит, а собака на хвосте сидит. Может ли так быть? (Может, если собака на своём хвосте сидит)
5.)Когда чёрной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта)
6.)Какой конь не ест овса? (Шахматный)
7.)Когда лошадь покупают, какой она бывает? (Мокрой)
8.)Где вода стоит столбом? (В стакане)
9.)Из какой посуды нельзя поесть? (Из пустой)
10.)Что не войдёт в самую большую кастрюлю? (Её крышка)
11.)Что нельзя съесть на завтрак? (Обед и ужин)
12.)Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Урок)
8.Подведение итогов занятия. Награждение команд.
Надеюсь, что сегодняшнее занятие о русском языке вам понравилось, и вы увидели как велики и безграничны возможности нашего родного русского языка и как много интересного ещё таится в глубинах языка, что открывает нам путь к его освоению.