kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"В поисках причастий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепление и обобщение знаний,умений, навыков о причастии. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"В поисках причастий"»

Конспект урока: «В поисках Причастия».

ФИО учителя: Кмышева Д.Д.

Класс: 7

Дата: 29.11.2023

Тип урока: закрепление и обобщение знаний, умений и навыков.

Цель урока: обобщить, закрепить и систематизировать знания обучающихся о причастии; подготовиться к контрольному диктанту по теме «Причастие».

Задачи:

  1. Активизировать самостоятельную деятельность обучающихся по обобщению сведений о причастии, подготовить их к контрольной работе по теме «Причастие».

  2. Совершенствовать умение находить, грамотно писать причастия и причастные обороты; развивать и обогащать письменную и устную речь.

  3. Воспитывать у обучающихся ответственность, коллективизм; прививать интерес к предмету, к родному языку.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Совершенствование умения находить, грамотно писать причастия и причастные обороты;

  • развитие и обогащение письменной и устной речи.

Развивающая:

  • формировать умение правильно употреблять причастия и причастные обороты в устной и письменной речи;

  • развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать);

  • вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.

Воспитательная:

  • формирование положительного отношения к учёбе, интереса к изучению русского языка.

Здоровьесберегающая:

  • способствовать сохранению здоровья учеников через проведение физкультминутки, создания комфортности на уроке, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • умение распознавать причастия среди разных частей речи;

  • умение определять причастие и причастные обороты.

Метапредметные:

Коммуникативные:

  • формирование умения слушать и понимать других;

  • умение работать в паре.

Познавательные:

  • формирование умения на основе анализа слова делать вывод о принадлежности к части речи.

Регулятивные:

  • формирование умения определять цель деятельности на уроке;

  • формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные:

  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая (парная), индивидуальная.

Средства обучения:

- Презентация «В поисках причастия», раздаточный материал –папка с рабочими листами .

Программа: УМК по русскому языку линии непрерывного образования «Школа России» издательства «Просвещение» (под ред. Н.М.Шанского, авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.)


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

-Добрый день, ребята. Сегодня у нас необычный урок, повернемся и поздороваемся с гостями.

Скажите, пожалуйста, любите ли вы разгадывать различные загадки? Головоломки? Ребусы?

Разгадаем ребус. Что за слово зашифровано. (Слайд 3)

«Отлично»- все верно, и так ребята, настроимся на то, что наш урок пройдет ОТЛИЧНО! (слайд 4)

- А знаете ли вы, кто изображен на картинке? (Шерлок Холмс – детектив)(Слайд 5)

Узнаем о нем больше, прочитав зашифрованный текст. (Слайд 6)

- Хотели бы вы когда-нибудь раскрыть самое настоящее преступное дело? Сегодня и я вам предлагаю почувствовать себя самым настоящим сыщиком на нашем уроке! Согласны? Мы группа сыщиков-следователей, которая будет расследовать дело.


  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- И у нас уже есть первый клиент. (Звонок – помехи) (слайд 7)

- Ничего непонятно, к сожалению, связь плохая. Кое-что мне все-таки удалось расслышать… У каждого из вас на столах уже лежат папки под №001 с материалами делами. Откройте их, мы с вами начинаем расследование! На рабочем листе №1 запишите дату открытия дела. Нас просят помочь в поисках…но кого или чего мы должны найти. Разгадаем кроссворд словарных слов. Какое слово спрятано за этими буквами? Продолжаем работать на рабочем листе№1. (Причастие) (слайд 8)

- Ну конечно! Это причастие!

Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока.

Наше дело будет посвящено обобщению и закреплению знаний о причастиях.


-Отлично, наша с вами операция будет называться «В поисках причастия».(Слайд 9)


  1. Актуализация знаний

Фронтальный опрос

- Отлично! А скажите, пожалуйста, ребята, что такое причастие? (Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопросы: «Какой?», «какая?» и т.д.)

- Молодец, спасибо за ответ! Я рада, что вы помните это! Это значит, мы с вами быстро отыщем причастие!

Обобщение и систематизация знаний

-Итак, ребята, откройте дело, мы с вами начинаем расследование. Запишем дату открытия дела. В первую очередь нам нужно составить фоторобот пропавшего. Переверните лист. Работаем на рабочем листе №2. Перед вами уже готовый шаблон, вам нужно лишь вставить пропущенные слова. Я думаю, что вы справитесь с этим за минуту-две, вы можете приступать, время пошло. Как только я скажу: «Внимание» - это значит, что время вышло, и мы приступаем к проверке.

1. Самостоятельное выполнение. Восстановить текст (автобиография причастий- морфологические признаки причастия)

Причастие – особая форма глагола. Обозначает признак предмета по действию. Происходит из семьи частей речи: отец – глагол и мать – имя прилагательное.

Отец, глагол, оставил в наследство свои признаки: вид (может быть как совершенного, так и несовершенного вида), время (настоящее и прошедшее), возвратность.

Мать, имя прилагательное, подарила причастию вопрос «какой?», научила изменяться по родам, числам и падежам. В предложении выполняет роль определения, а иногда и сказуемого.

Причастия бывают страдательные и действительные.

- Внимание. Начинаем проверку. (Проверка). (слайд 10)


- Теперь, когда мы восстановили данные о пропавшем, нам нужно собрать улики! Вы должны быть предельно внимательны, чтобы не пропустить ни одной важной улики, ни одной важной детали. Но чтобы не оставить своих отпечатков пальцев, которые впоследствии могут спутать, давайте наденем невидимые перчатки.

Пальчиковая гимнастика (слайд 11)


Фронтальный опрос

- Прежде чем начать, вспомним, какие причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета? (Действительные)

- Совершенно верно, а какие причастия обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета? (Страдательные).

- Верно! Вернитесь к материалам дела. Возьмите рабочий лист 3 «Улики №1». Туда мы будем заносить найденные нами улики. Линией соедините виды причастия и их суффиксы. На выполнение этого задания вам дается 1 минута, время пошло.

  1. Соедините суффиксы с видом причастия.

-ущ/ющ; -ащ/ящ ---ДПНВ

ом, ем, им----- СПНВ

вш, ш ----- ДППВ

нн, енн, т ------СППВ

- Время вышло. Давайте проверять. Тот следователь, у которого на деле изображена «звёздочка» доложит нам результат. (слайд 12) Проверяем себя по эталону.



- Отлично, теперь мы с вами можем приступить к дальнейшему поиску улик. Вам предстоит работать в парах. Работаем на рабочем листе №4 «Улики 2». Перед вами причастия, эти причастия больше не хотят страдать. Преобразуйте их в действительные. Можете приступать. (слайд 13)

1.Спрятанный — спрятавший

Настороженный -насторожившийся

Анализируемый — анализирующий

Обнаруженный- обнаруживший

Атакованный- атакующий

Подверженный- подверживающийся

- Внимание. Начинаем проверку. Докладывает та пара следователей, у которой в материалах дела изображена лупа.

-Спасибо, присаживайтесь.


- Среди найденных нами улик было обнаружено письмо, которое проходит как «Улика 3». Делимся на группы. Давайте проведём экспертизу текста. Прочитайте текст, найдите в нем причастные обороты, графически выделите его, обозначьте определяемое слово. В выделенных словах определите вид, время, число , род. На экспертизу текста вам дается 4 минуты.

  1. Письмо

Утро было серое, пасмурное. Внимание прохожих привлек странный человек,/быстро передвигающийся(дпнв в ед.ч, м.р.) по тротуару/,/ постоянно оглядывающийся и сталкивающийся с людьми/. Лицо его разглядеть было трудно, потому что высокий воротник пальто был поднят. /Бегавшие( дппв в мн.ч.) по сторонам глаз/, /выглядывающие из-под низко надвинутого козырька кепки/,выдавали его волнение и даже страх.

Внимание. Та группа следователей, у которой на письме «шапка» Шерлока Холмса зачитывает результат экспертизы текста. Проверяем себя по эталону. (слайд 14)

-Какие знания вам помогли в экспертизе текста?

-Что такое ПО? Как его обособляют на письме?



- Отличная работа! У нас появилась новая зацепка. Мы можем вычислить айпи адрес последнего местонахождения причастия перед исчезновением. Для этого нам предстоит написать «Цифровой диктант по правописанию Н и НН в причастиях». Для этого вспомним правило Н и НН в причастиях. Возвращаемся к материалам дела, а именно, к рабочему листу №6. Цифра 1 – Н, 2 –НН. В табличку введите полученный код.

  1. Цифровой диктант

АрестоваННый преступник, посажеННый в тюрьму, похищеННый котёнок, заключеНа под стражу, сумочка украдеНа, окружеННый со всех сторон.

222112

Тот следователь, у кого на деле отпечаток Шерлока Холмса называет получившийся код. (222112)

Проверка по эталону.(слайд 15)

- Внимание. Проверьте себя по эталону.


- Здорово, мы почти у цели! Вместе вы спасли причастия, но среди них спрятался преступник, выдав себя за пленника. Вставьте пропущенные слова и найдите его(слово, которое отличается от причастия). Работаем на рабочем листе №7. Выполняют самостоятельно.(слайд 16)

  1. Поимка преступника.

На выполнение данного задания у вас есть 2 минуты, иначе рискуем упустить преступника...

Спасенные, выясненное, разыскиваемые, выслеживаемый, задержанный, потерянные, запутанное, задуманный, доказывая, раскрытое, узнаваемый.


- Внимание. Кто готов доложить о результате? (желающий)

Проверьте себя по эталону. (слайд 17)

Как вы пришли к такому выводу?

Дело найденного преступника «Деепричастия» мы раскроем на следующем уроке.


Контроль усвоения знаний

- Отличная работа ребята, мы отыскали пропавшего. Закройте ваше дело и положите на край стола, для дальнейшей сдачи в архив. (слайд 18)

- Какие знания нам помогли в успешном раскрытии дела?

- За успешное раскрытие дела объявляется благодарность с занесением в личное дело электронного дневника.

  1. Рефлексия. Подведение итогов.

Ребята, наш урок с вами подходит к концу. Вы – большие молодцы. Прошу вас выбрать фразеологизм (вы видите на экране), который характеризовал бы вашу работу на уроке. (слайд 19)

-Ребята, понравилось вам выступать в роли следователя?

- Может кто-то хочет стать в будущем следователем?


-Следователь – это очень ответственная профессия. Характеры многих реальных следователей зачастую намного ярче и интереснее самых знаменитых литературных персонажей.



Запишем Дз. с. 75, упр.177. (слайд 20 )

До свидания.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"В поисках причастий"

Автор: Кмышева Диана Довлетовна

Дата: 11.12.2023

Номер свидетельства: 641914

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе «В поисках причастия»"
    ["seo_title"] => string(72) "vnieklassnoiemieropriiatiieporusskomuiazykuv7klassievpoiskakhprichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "271628"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451720081"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Презентация к уроку "В поисках причастий""
    ["seo_title"] => string(43) "prezentatsiia_k_uroku_v_poiskakh_prichastii"
    ["file_id"] => string(6) "641916"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1702293357"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(22) "«Причастие»"
    ["seo_title"] => string(13) "prichastiie_1"
    ["file_id"] => string(6) "390891"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486903083"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Урок русского языка по теме "Слитное и раздельное написание -НЕ- с причастиями""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogho_iazyka_po_tiemie_slitnoie_i_razdiel_noie_napisaniie_nie_s_prichas"
    ["file_id"] => string(6) "351546"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477229574"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Презентация к уроку "Не с причастиями". "
    ["seo_title"] => string(43) "priezientatsiia-k-uroku-nie-s-prichastiiami"
    ["file_id"] => string(6) "239694"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444839505"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства