Просмотр содержимого документа
«"В гостях у словарей"»
Урок развития речи в 5 классе
Тема: «В гостях у словарей…»
Цели:
Обучающая: 1.Повторить изученное по лексике;
2. Закрепить умение работать со словарями.
Развивающая: 1.Развивать умение открывать неизвестное в известном,
навык работы в парах, группах.
Воспитательная: 1.Воспитывать уважение друг к другу.
Тип урока: комбинированный (повторение, закрепление, контроль)
Технология: игровая, информационная.
Оборудование: экран, компьютер, проектор.
Ход урока:
I.Оргмомент
Учитель: Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок по теме… Какая тема мы узнаем позже. Мы поработаем в группах. У нас такие правила:
Слушаем.
Слышим.
Обсуждаем.
Оцениваем.
Вас оценивать будут эксперты-старшеклассники, а в группах у нас есть руководители, которые в конце урока тоже должны будут оценить работу каждого представителя группы, затем каждый оценит свою работу на уроке.
II. Задание на ассоциации
Учитель: Я называю вам слово – дружба. С чем оно у вас ассоциируется?
(ребята называют слова: друг, дружить и т.д.)
Можем ли мы это слово охарактеризовать с разных сторон (толкование, происхождение и т.д.)? Что же надо делать? (обратиться к словарям) Значит, чем мы с вами будем заниматься? (будем работать со словарями)
Итак, тема нашего урока: « В гостях у словарей…» (учитель читает эпиграф
Словарь - это целый мир, расположенный в
алфавитном порядке. Здесь мысли, радости,
труды, горести наших предков и наши
собственные вместе слова – дело плоти, крови,
души родины и человечества.
А.Франс
Учитель: А сейчас нам разные словари расскажут о слове дружба.
III. Представление словарей
Ребята зачитывают информацию о слове дружба в разных словарях:
Учитель: Итак, словари представили нам слово дружба с разных сторон. Узнали ли вы что-нибудь новое для себя? А сейчас мы поработаем по словарям с другими словами в группах, учитывается не только правильность, но и быстрота выполнения заданий.
союз государств, партий и др. для достижения общих целей»).
(группы выступают, эксперты оценивают их на доске)
Конкурс «Следствие ведут знатоки»
Учитель: Сейчас вы побываете в роли знатоков, вы должны будете определить, в каких значениях употребляется в тексте слово угол.
(группы тянут листочки с заданиями)
Мать говорила: «Марш в угол!»
После войны я снимал углы, в самые худшие годы.
Вдруг в углу газеты, обычно в правом верхнем, мне приписывали угол зрения, не совпадающий с верным.
(выступление групп, оценка экспертами)
Игра «Эрудит»
Учитель: А сейчас я вам хочу проверить вашу эрудицию, для этого предлагаю вам задание, требующее индивидуального решения.
Задание: раскройте значение выделенных слов.
Как музыка звучат сейчас полузабытые слова – милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство, совесть. (В.Г.Костомаров)
Игра «Эстафета»
Учитель: Сейчас мы проведём эстафету, я приглашаю по одному представителю от группы, вы должны вставить буквы. Правильность написания группы проверяют друг у друга:
1группа у 2-ой, 2-я у 3-ей, а 3-я у 1 группы. Эксперты оценивают работу групп. Далее все проверяют по слайдам на экране.
Стюарде_а, гри_аса, инте_генция.
А_ликация, су_огат, га_ерея.
Ко_ерсант, а_алогия, ветер_нар.
Стюардесса, гримаса, интеллигенция.
Аппликация, суррогат, галерея.
Коммерсант, аналогия, ветеринар.
Игра «Диктор»
Учитель: Скоро вы закончите гимназию, будете выбирать себе профессию.