kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме:"Когда командует словарь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Когда командует словарь. Цели:1. Образовательные: познакомить учащихся с новым словарным словом «заповедник», повторить написание слов с непроверяемыми написаниями; закреплять умения работать со словарём; закреплять умения выполнять осознанные орфографические действия; 2. Развивающие: совершенствовать устную речь учащихся; обогащать их словарный запас; развивать навыки сотрудничества; развивать мелкую моторику кистей рук, умение анализировать, обобщать; развивать эмоциональную сферу, воображение, память учащихся. 3. Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к миру природы; способствовать воспитанию чувства прекрасного; воспитание усидчивости, аккуратности, прилежания, воспитание чувства взаимопомощи и умения работать дружно. Оборудование: учебник « К тайнам нашего языка» и тетрадь – задачник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко; тетради – словари, компьютер, экран, диапроектор, плакат с изображением дерева, листочки жёлтого и зелёного цвета, толковый словарь школьника, карточки, с заданиями, рисунок бабочки. Тип урока: урок русского языка с использованием межпредметных связей с уроками окружающего мира, информатики, музыки, литературного чтения. Ход урока. 1.Организационный момент. Ребята, у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними. -Присядьте девочки, затем мальчики. -Готовы ль вы начать урок? На вас надеюсь я, друзья! Мы – хороший дружный класс, Всё получится у нас! -Вспомним 3 условия, при которых мы всё сможем выполнить на уроке и у нас всё получится: 1. Быть внимательным. 2. Не отвлекаться на уроке. 3. Быть активным на уроке. 2. Сообщение темы урока. -Освоить родной язык – дело трудное, но интересное. И сегодня наш урок является продолжением уроков, на которых мы узнавали, что скрывается за словом русского языка. Начнём урок с минутки чистописания. 3. Минутка чистописания. Письмо строчной буквы з и слов с этой буквой -Вспомним правила посадки при письме: Тетрадь с наклоном положу, Ручку правильно держу, Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. (Запись на доске): з з з завод мороз заяц -Что вы можете сказать об этих словах? -О чём мы будем говорить сегодня на уроке? -Какие орфографические задачи будем решать? (1 ученик у доски объясняет написание слов). -Как по-другому мы называем такие слова? -Прочитаем тему урока (Дети читают хором) «Когда командует словарь» 4 Работа над новым словарным словом. 1. Знакомство с новым словарным словом. -Разгадаем кроссворд.(Кроссворд на экране,по мере отгадывания появляются слова и картинки птиц. Звучит лёгкая фоновая музыка П. Мориа «Жаворонок»). Учитель читает загадки: 1. Громко песню он поёт, В парках и садах живёт. Быстрый, юркий, словно шарик. Ну, конечно, это…( зяблик). 2.Хочет прямо полетит, Хочет в воздухе висит, Камнем падает с высот И в полях поёт, поёт. (жаворонок) 3. На одной ноге стоит, В воду пристально глядит, Тычет клювом наугад, Ищет в речке лягушат.( цапля). 4.Озорной мальчишка В сером армячишке. По двору шныряет, Крошки собирает.( воробей) 5. А в лесу, заметьте, дети! Есть ночные сторожа. Сторожей боятся этих, Мыши прячутся, дрожа, Очень уж суровы Филины и …( совы) 6. Только вдруг из-за кусточка, Из-за синего лесочка, Из далёких из полей Прилетает…( соловей) 7.В лесу под щебет, звон и свист Стучит лесной телеграфист, «Здорово, дрозд- приятель!» И ставит подпись…( дятел). 8.На осине в гуще кроны Вьёт гнездо своё…( ворона). 9. Зимой на ветках – яблоки?! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это…( снегири) 10.Как трещётка птица эта, Одного с берёзой цвета.( сорока). 2Работа над словом « заповедник» -Появляется слово « заповедник». -Произнесём это слово по слогам. -Сколько слогов в слове? -Давайте попробуем объяснить значение этого слова. -К какому словарю русского языка мы можем обратиться за помощью? ( 1 ученик находит слово в толковом словаре и зачитывает объяснение значения этого слова) -Подберём однокоренные слова: -Заповедник- заповедь- заповедный- заповедовать. -Составим устно словосочетания со словом «заповедник». 3. Работа в словарях. -Запишем это слово в словарь. Заповедник 4.Работа в тетрадях. -Составим предложение со словом «заповедник» и запишем его с комментированием, решая орфографические задачи.( 1 ученик работает у доски) В заповеднике много растений и животных. 5. Рассказ учителя о заповеднике « Брянский лес» (Рассказ сопровождается показом слайдов, музыкой, пением птиц). -На территории Брянской области в пределах Трубчевского и Суземского районов в 1987 году был создан государственный природный заповедник « Брянский лес». С целью сохранения и восстановления природных комплексов Брянского лесного массива ( хвойных, широколиственных, мелколиственных лесов, болот, пойменных лугов). В заповеднике обитают лоси, косули, кабаны, медведи, рыси, большое разнообразие птиц. Представьте, что мы перенеслись в заповедник. Послушайте голоса птиц. -Как нужно вести себя в лесу? -Почему нужно охранять природу, создавать заповедники? -А нужно ли беречь природу там, где нет заповедника? В заповедник были завезены зубры. В настоящее время их расселение производится и в другие регионы. Более подробно о заповеднике « Брянский лес» мы будем говорить на уроках ОМ. 5 Физ. минутка . Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась, 1-росой она умылась, 2-изящно покружилась, 3-нагнулась и присела, На 4-улетела. 6 Работа над словами с непроверяемыми написаниями. 1 Картинный диктант. (На экране появляются картинки, дети самостоятельно записывают в тетрадь слова. 1 ученик делает проверку) Петух, машина, берёза, помидор, капуста, огурец, лопата, сорока. 2 Работа по учебнику со словарём. Выписать из словаря слова на тему: 1-вариант: «Люди» 2-вариант: «Животные» (От каждого варианта по 1 человеку работают у доски и делают проверку. Класс работает самостоятельно) 3 Работа в парах. Выписать из текста слова с непроверяемыми написаниями. Текст записан на карточках. Урок. Звонок. Дежурный вымыл доску. В класс идёт учитель. Стало тихо. Ребята взяли тетради и ручки. Идёт урок русского языка. 4 Работа по карточкам. Несколько учащихся по ходу выполнения заданий получают карточки, выполнение которых учитель проверяет отдельно. Например, СС ЛЛ Комиссия Коллектив ………….. …………………. ……………. ……………….. ……………… ………………… 7 Физ. минутка Для рук: Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать, А потом они в тетради Будут все слова писать. 8 Работа над словами с непроверяемыми написаниями. 1 Работа в группах.( по 4 человека) Собрать пословицу . Объяснить её значение. Найти в тексте пословицы слова с непроверяемыми написаниями. Красна река берегами, а обед – пирогами. Не бросай слов на ветер. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Растение – земли украшение. Хорошую речь хорошо и слушать. Всякая работа мастера хвалит. 2. Самостоятельная работа. Индивидуальная работа. Работа по карточкам. Вставить пропущенные буквы. 9. Итог урока. Наш урок подошёл к концу. -Что нового узнали на уроке? -Что повторяли? -Кто доволен своей работой? -Кто потрудился хорошо? -Давайте вырастим в нашем классе « Дерево настроений». У вас на столах лежат жёлтые и зелёные листочки. Если урок вам понравился, то и настроение во время урока было хорошее, то прикрепите зелёный листочек к ветвям дерева. Если считаете, что работали недостаточно, были не очень активны, то прикрепите к дереву листочки жёлтого цвета. Сначала это сделают девочки, а потом мальчики. Молодцы! Спасибо за урок! 10. Домашнее задание. Выписать из словаря слова на букву, с которой начинается ваше имя ( до 10 слов).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме:"Когда командует словарь" »


Урок русского языка в 3 классе.


Тема: Когда командует словарь.

Цели:1. Образовательные: познакомить учащихся с новым словарным словом «заповедник», повторить написание слов с непроверяемыми написаниями; закреплять умения работать со словарём; закреплять умения выполнять осознанные орфографические действия;

2. Развивающие: совершенствовать устную речь учащихся; обогащать их словарный запас; развивать навыки сотрудничества; развивать мелкую моторику кистей рук, умение анализировать, обобщать; развивать эмоциональную сферу, воображение, память учащихся.

3. Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к миру природы; способствовать воспитанию чувства прекрасного; воспитание усидчивости, аккуратности, прилежания, воспитание чувства взаимопомощи и умения работать дружно.

Оборудование: учебник « К тайнам нашего языка» и тетрадь – задачник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко; тетради – словари, компьютер, экран, диапроектор, плакат с изображением дерева, листочки жёлтого и зелёного цвета, толковый словарь школьника, карточки, с заданиями, рисунок бабочки.

Тип урока: урок русского языка с использованием межпредметных связей с уроками окружающего мира, информатики, музыки, литературного чтения.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Ребята, у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними.

-Присядьте девочки, затем мальчики.

-Готовы ль вы начать урок?

На вас надеюсь я, друзья!

Мы – хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

-Вспомним 3 условия, при которых мы всё сможем выполнить на уроке и у нас всё получится:

1. Быть внимательным.

2. Не отвлекаться на уроке.

3. Быть активным на уроке.

2. Сообщение темы урока.

-Освоить родной язык – дело трудное, но интересное. И сегодня наш урок является продолжением уроков, на которых мы узнавали, что скрывается за словом русского языка. Начнём урок с минутки чистописания.

3. Минутка чистописания.

Письмо строчной буквы з и слов с этой буквой

-Вспомним правила посадки при письме:

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

(Запись на доске):

з з з

завод мороз заяц

-Что вы можете сказать об этих словах?

-О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

-Какие орфографические задачи будем решать?

(1 ученик у доски объясняет написание слов).

-Как по-другому мы называем такие слова?

-Прочитаем тему урока (Дети читают хором)

«Когда командует словарь»

4 Работа над новым словарным словом.

1. Знакомство с новым словарным словом.

-Разгадаем кроссворд.(Кроссворд на экране,по мере отгадывания появляются слова и картинки птиц. Звучит лёгкая фоновая музыка П. Мориа «Жаворонок»). Учитель читает загадки:

1. Громко песню он поёт,

В парках и садах живёт.

Быстрый, юркий, словно шарик.

Ну, конечно, это…( зяблик).

2.Хочет прямо полетит,

Хочет в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поёт, поёт. (жаворонок)

3. На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.( цапля).

4.Озорной мальчишка

В сером армячишке.

По двору шныряет,

Крошки собирает.( воробей)

5. А в лесу, заметьте, дети!

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих,

Мыши прячутся, дрожа,

Очень уж суровы

Филины и …( совы)

6. Только вдруг из-за кусточка,

Из-за синего лесочка,

Из далёких из полей

Прилетает…( соловей)

7.В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист,

«Здорово, дрозд- приятель!»

И ставит подпись…( дятел).

8.На осине в гуще кроны

Вьёт гнездо своё…( ворона).

9. Зимой на ветках – яблоки?!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это…( снегири)

10.Как трещётка птица эта,

Одного с берёзой цвета.( сорока).


2Работа над словом « заповедник»

-Появляется слово « заповедник».

-Произнесём это слово по слогам.

-Сколько слогов в слове?

-Давайте попробуем объяснить значение этого слова.

-К какому словарю русского языка мы можем обратиться за помощью?

( 1 ученик находит слово в толковом словаре и зачитывает объяснение значения этого слова)

-Подберём однокоренные слова:

-Заповедник- заповедь- заповедный- заповедовать.

-Составим устно словосочетания со словом «заповедник».

3. Работа в словарях.

-Запишем это слово в словарь.

Заповедник

4.Работа в тетрадях.

-Составим предложение со словом «заповедник» и запишем его с комментированием, решая орфографические задачи.( 1 ученик работает у доски)

В заповеднике много растений и животных.

5. Рассказ учителя о заповеднике « Брянский лес»

(Рассказ сопровождается показом слайдов, музыкой, пением птиц).

-На территории Брянской области в пределах Трубчевского и Суземского районов в 1987 году был создан государственный природный заповедник « Брянский лес». С целью сохранения и восстановления природных комплексов Брянского лесного массива ( хвойных, широколиственных, мелколиственных лесов, болот, пойменных лугов). В заповеднике обитают лоси, косули, кабаны, медведи, рыси, большое разнообразие птиц. Представьте, что мы перенеслись в заповедник. Послушайте голоса птиц.

-Как нужно вести себя в лесу?

-Почему нужно охранять природу, создавать заповедники?

-А нужно ли беречь природу там, где нет заповедника?

В заповедник были завезены зубры. В настоящее время их расселение производится и в другие регионы. Более подробно о заповеднике « Брянский лес» мы будем говорить на уроках ОМ.

5 Физ. минутка .

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

1-росой она умылась,

2-изящно покружилась,

3-нагнулась и присела,

На 4-улетела.

6 Работа над словами с непроверяемыми написаниями.

1 Картинный диктант.

(На экране появляются картинки, дети самостоятельно записывают в тетрадь слова. 1 ученик делает проверку)

Петух, машина, берёза, помидор, капуста, огурец, лопата, сорока.

2 Работа по учебнику со словарём.

Выписать из словаря слова на тему:

1-вариант: «Люди»

2-вариант: «Животные»

(От каждого варианта по 1 человеку работают у доски и делают проверку.

Класс работает самостоятельно)

3 Работа в парах.

Выписать из текста слова с непроверяемыми написаниями.

Текст записан на карточках.

Урок.

Звонок. Дежурный вымыл доску. В класс идёт учитель. Стало тихо. Ребята взяли тетради и ручки. Идёт урок русского языка.

4 Работа по карточкам.

Несколько учащихся по ходу выполнения заданий получают карточки, выполнение которых учитель проверяет отдельно.

Например,

СС ЛЛ

Комиссия Коллектив

………….. ………………….

……………. ………………..

……………… …………………

7 Физ. минутка

Для рук:

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать,

А потом они в тетради

Будут все слова писать.

8 Работа над словами с непроверяемыми написаниями.

1 Работа в группах.( по 4 человека)

Собрать пословицу . Объяснить её значение. Найти в тексте пословицы слова с непроверяемыми написаниями.


Красна река берегами, а обед – пирогами.

Не бросай слов на ветер.

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Растение – земли украшение.

Хорошую речь хорошо и слушать.

Всякая работа мастера хвалит.


2. Самостоятельная работа. Индивидуальная работа.

Работа по карточкам. Вставить пропущенные буквы.

9. Итог урока.

Наш урок подошёл к концу.

-Что нового узнали на уроке?

-Что повторяли?

-Кто доволен своей работой?

-Кто потрудился хорошо?

-Давайте вырастим в нашем классе « Дерево настроений». У вас на столах лежат жёлтые и зелёные листочки. Если урок вам понравился, то и настроение во время урока было хорошее, то прикрепите зелёный листочек к ветвям дерева. Если считаете, что работали недостаточно, были не очень активны, то прикрепите к дереву листочки жёлтого цвета. Сначала это сделают девочки, а потом мальчики. Молодцы! Спасибо за урок!

10. Домашнее задание.

Выписать из словаря слова на букву, с которой начинается ваше имя ( до 10 слов).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока по теме:"Когда командует словарь"

Автор: Новикова Валентина Васильевна

Дата: 08.01.2015

Номер свидетельства: 151388

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства