Просмотр содержимого документа
«В гостях у Словарей»
БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Минобразования Чувашии
Тема урока «В гостях у Словарей»
Урок/внеурочное занятие: урок
Предмет: русский язык
Класс : 2
Александрова Евгения Петровна,
учитель начальных классов
Чувашская Республика г. Чебоксары – 2021.
УМК: «Школа России»
Тема урока: «В гостях у Словарей»
Класс: 2
Тип урока: закрепление
Структура урока: урок-игра
Цель урока: развитие умения пользоваться разными словарями.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся пользоваться разными словарями, находить однозначные и многозначные слова, правильно ставить ударение в словах, выделять в группе слов однокоренные слова, подбирать к словам синонимы и антонимы, правильно писать словарные слова.
Метапредметные:
Познавательные: учащиеся научатся понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; определять тему урока; уметь сравнивать, сопоставлять, обобщать; уметь ориентироваться в словарях.
Коммуникативные: учащиеся научатся отвечать на вопросы, учиться точно выражать свои мысли в диалоге, слушать другого ученика и учителя; уметь работать в группе и оценивать товарища.
Регулятивные:учащиеся научатся формировать умение соотносить свои знания, определять проблему; развивать умение контролировать и оценивать свою деятельность.
Личностные: учащиеся научатся проявлять целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, интерес к предмету; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в группе и оценивать товарища; работать над осознанием ответственности за общее дело; следовать в поведении моральным и этическим требованиям.
Межпредметные связи: литературное чтение
Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый
Формы организации педагогической деятельности: работа в группах,фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 2 класс, компьютер, проектор, презентация, выставка словарей из школьной библиотеки, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Прозвенел для нас звонок
Начинается урок.
К нам без опоздания
Приходи, старание.
Будем думать, отвечать
И пятёрки получать.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
И тихонечко садитесь.
Учитель: Я рада видеть на ваших лицах улыбки. Надеюсь, наш сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.
II. Определение темы урока.
Учитель: Мы сегодня с вами отправимся в гости. А вот кому? Догадайтесь сами, отгадав загадку:
Если непонятно слово, Если, как писать, не знаю, Нету выхода иного – Эту книгу открываю. Здесь всё чётко, всё правдиво… Что за книга? Вот уж диво!..
Бывает он орфографический,
Бывает орфоэпический,
Бывает и толковый…
Кто в него заглянет,
Тот умнее станет.
Дети: Это словари!
III. Актуализация знаний учащихся о словарях.
Учитель: Правильно, это словарь. 22 ноября в нашей стране отмечается День словарей и энциклопедий. Сегодня на уроке мы будем не только говорить о словарях, но и учиться работать с ними. Ребята, а какие словари вы знаете?
Дети: Словари играют важную роль в жизни человека. Они нужны для того, чтобы узнать лексическое значение слова, чтобы правильно поставить ударение в слове, чтобы правильно писать слова.
Минутка чистописания:
Учитель: Какая орфограмма в слове словарь? Подберите проверочное слово.
Сс
слова́рь
Учитель: Словарь - это книга, в которой собрано много слов с их пояснениями, толкованиями. Существует много разных словарей. Но каждый из них рассказывает о словах что-то одно: например, как они пишутся, как образовались, на какой слог в слове падает ударение, какие родственные слова имеют.
IV. Работа над темой урока:
Учитель: Ну, а сейчас мы с вами отправимся в гости к словарям. Все они очень дружелюбные и любознательные. И для вас они приготовили разные задания. Для начала вспомним правила работы в группе:
1) Работаем тихо, дружно;
2) Говорим по очереди, не перебивая друг друга;
3) Чётко высказываем своё мнение,
4) Уважаем мнение собеседника
- Все готовы?
В дорогу, девчонки!
В дорогу, мальчишки!
В страну словарей начинаем свой путь.
И первыми мы посетим словарь, который объясняет лексические значения слов. Как вы думаете, что это за словарь?
Дети: Толковый словарь.
Учитель: Толковый словарь представляет собой не просто сборник слов, он раскрывает смысл и поясняет значение каждого слова. Он содержит в себе примерно около двухсот тысяч (200000) слов. Это один из крупнейших словарей русского языка, помимо слов он содержит около 30 тысяч загадок, поговорок, пословиц. Толковых словарей много и у каждого словаря свой автор, но самым первым составителем словаря стал Владимир Иванович Даль. Владимир Иванович всю свою жизнь собирал слова. Именно он собрал и объяснил каждое слово, которое есть в словаре. Он был моряком, врачом, писателем, много путешествовал, всегда находился рядом с людьми, прислушивался к ним. Всем известны сказки Даля: «Старик-годовик», «Привередница», «Девочка Снегурочка», «Война грибов с ягодами». Но самой знаменитой его работой стал Толковый словарь. На составление которого ушло 53 года. Ребята, и в день рождения В.И. Даля, 22 ноября, в России, отмечается уже ставший традиционным, праздник русской словесности — День словаря.
Учитель: Ну, а сейчас, попробуйте узнать слово по его толкованию и запишите эти слова:
Полоса земли, по которой движутся машины, идут люди. (Дорога)
Тонкая палочка графита, вставленная в деревянную или пластмассовую оболочку. (Карандаш)
Плод некоторых деревьев или кустарников со съедобным ядром в твердой оболочке. (Орех)
Подвижный орган во рту, который является органом вкуса. (Язык)
Дорога (в саду, парке и т. д.), по обеим сторонам которой посажены деревья или кустарники. (аллея)
Садовое растение с крупными цветами различной окраски из семейства сложноцветных. Цветы астры не имеют запаха, а бутоны напоминают звезду. Название цветка восходит к древнегреческому слову «astron», что в переводе означает «звезда». (астра)
Учитель: Молодцы, дальше мы отправимся в гости к словам-родственникам. О каком словаре идёт речь?
Дети: Это словарь однокоренных слов.
Учитель: Правильно. Вспомните, какие слова называются однокоренными?
Дети: Однокоренными словами или родственными называются слова, которые близки по смыслу и имеют общую часть - корень.
Учитель: Словарь родственных слов предлагает вам в каждой группе найти однокоренные слова и объяснить свой выбор, и почему в каждой группе есть лишнее слово.
Море, моряк, морская, морс.
Шум, шуметь, галдеть, шумный
Горка, горячий, горный, гористая, горница, гора.
Домишко, домовой, домик, домино, дом, домашний.
Водяной, вода, водичка, подводник, водитель.
(Работа выполняется письменно с комментированием.)
V. Физкультминутка (гимнастика для глаз)
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
{Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево - вправо.)
Ах, как солнце высоко.
{Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем,
{Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.)
Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись.
{Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)
Учитель: Молодцы, наши глазки немножечко отдохнули и дальше нас приглашает к себе в гости словарь противоположностей. Догадались, что это за словарь?
Дети: Словарь антонимов.
Учитель: Хорошо, теперь мы с вами поиграем в игру «Антонимы»
Вам нужно будет соединить стрелочками слова-антонимы
близкий мелкий
крупный чужбина
свет разрешать
родина далёкий
вечер утро
запрещать темнота
начало конец
Учитель: Замечательно! Следующее задание будет такое, прочитайте предложение. Подумайте, почему в одном из слов стоит ударение?
Миша открыл а́тлас.
Дети: Чтобы не ошибиться при произношении. Потому что есть два похожих слова: а́тлас и атла́с. А́тлас - это сборник карт, таблиц. Атла́с - это шёлковая гладкая ткань.
Учитель: Какой словарь учит нас правильному произношению слов?
Дети: Орфоэпический словарь.
Учитель: Правильно. А вы, ребята, умеете правильно произносить слова? Давайте проверим. Спишите слова и поставьте в них ударение.
(Дети читают на карточках слова вслух, а затем самостоятельно их записывают. Проверка осуществляется по орфографическому словарю учебника, с. 136-137.)
Учитель: Молодцы! Грамотный человек должен правильно писать слова. Ну, а сейчас мы погостим у самого дружелюбного словаря, который помогает подбирать близкие по значению слова. Ребята, как вы думаете, о ком идет речь?
Дети:Это словарь синонимов!
Учитель:Верно. Наш русский язык – самый красочный, яркий, многоликий из всех существующих языков. Богатство его заключается в первую очередь в большом количестве синонимов. Синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Сейчас вам предстоит отредактировать текст: заменить повторяющиеся слова их синонимами.
Заяц - робкий зверёк. Он боится даже слабого шума. Из своего жилища робкий зайчонок выходит поздним вечером или ночью. Самыми главными врагами робкого зайца являются лисы и волки. Но зато робкий зайчишка быстро бегает и имеет отличный слух.
(В случае затруднения можно обратиться к словарю синонимов или использовать слова для справок: пугливый, трусливый, боязливый)
Учитель: Здорово! Как же красиво у вас получилось отредактировать текст. Молодцы! Вы, должно быть, знаете, что всё имеет свою историю, в том числе и слова. А раздел лингвистики, изучающий происхождение слов, называется этимологией. Значит, какой словарь содержит информацию об истории возникновения слова?
Дети:Этимологический словарь.
Учитель:А сейчас ребята, вам предстоит при помощи словаря определить этимологию слов лопух и лопата.
Дети:Оказывается, эти слова в далеком прошлом были родственниками, поскольку были образованы от одного и того же слова лоп, которое имело значение «плоскость, расширение, широкий лист». Лопух («растение с широкими листьями», и лопата («орудие труда, по форме напоминающее лист»). Кстати, лопасть («плоская широкая часть винта у парохода или самолёта») тоже внешне на лист похожа. Теперь становится понятным и значение слова лопоухий – «человек с большими, как лопы (листья), ушами».
Учитель:Замечательно! Ребята, страна словарей огромна. Мы с вами только начинаем с ними знакомиться. «Не тот образованный человек, который все знает (это не возможно), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос». Книгой книг называют словари. Они имеют способность разгрузить человеческую память и обогатить её, дать путеводную нить в самообразовании, то есть помочь получить определённое количество знаний в какой-либо области или предмете. К сожалению, наше путешествие подходит к концу.
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: Ребята, давайте обобщим полученные знания на уроке. Я буду определять назначение словаря, а вы определите его название.
На вопросы отвечают по очереди
Он даёт лексическое значение слова. (Толковый)
Он указывает на правильное произношение слов. (Орфоэпический)
В нём дано правильное написание слова. (Орфографический)
Он содержит информацию об истории возникновения слова. (Этимологический)
Он подбирает близкие по значению слова. (Словарь синонимов)
Он подбирает противоположные по лексическому значению слова. (Словарь антонимов)
Учитель: Молодцы! Ребята, как вы считаете, пригодятся ли вам в жизни словари? В каких ситуациях вы ими воспользуетесь? Анатоль Франс говорил: «Словарь – это вся Вселенная, только в алфавитном порядке». Как вы понимаете это высказывание?
(Ответы детей.)
А сейчас, пожалуйста, оцените урок и своё участие в нём с помощью смайлика.
(Дети рисуют смайлики в тетради.)
Учитель: В заключении хочется рассказать вам одну притчу:
«Как-то привели человека к мудрецу, чтобы он определил уровень его развития и культуры. Но человек ответ на все вопросы молчал, тогда мудрец вскликнул: «Скажи хоть одно слово – и я скажу кто ты!»
Речь – это зеркало ума и души.
А книги – это источник, из которого наполняются ум и душа.
Ребята!
Читайте книги. Познавайте мир!
Спасибо всем вам – за прекрасное путешествие!
Использованная литература:
1) Волина В.В. «Весёлая грамматика», Москва, издательство «Знание», 1995 - 336 с.
2) Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. Т. 2 – М.: Русский язык, 2000. – 779 с.
3) Каленчук М.Л., Касаткин Л.Л., Касаткина Р.Ф. Большой орфоэпический словарь русского языка. Литературное произношение и ударение начала XXI века: норма и её варианты. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АСТ - ПРЕСС ШКОЛА, 2018. - 1024 с. - (Фундаментальные словари).
4) Михайлова О.А. Словарь синонимов и антонимов русского языка с приложениями. - Москва: Издательство АСТ, 2016. - 639 с.
5) Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М: Азбуковник, 1999.- 944 стр.