Урок-путешествие «В гостях у Местоимения» можно провести как обобщающий урок по теме «Местоимение как часть речи» в 6 классе, где обучающиеся должны будут показать знания, умения и навыки, которые они приобрели на предыдущих уроках, а именно: умение находить местоимения в тексте, отличать от других частей речи, определять разряд, морфологические признаки местоимений, а также правильно употреблять их в речи. Предложенные задания и игры расширяют кругозор учащихся, развивают познавательную активность, творческие способности, воспитывают коммуникативность и интерес к изучению русского языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«В гостях у Местоимения»
В гостях у Местоимения
Урок-путешествие
(обобщение и систематизация знаний по теме «Местоимение как часть речи», 6 класс)
Цели: повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Местоимение»; развивать мышление, память, речь, творческие способности, орфографическую грамотность обучающихся; воспитывать интерес к изучению русского языка.
Задачи урока:
Образовательные: расширить знания о местоимениях.
Развивающие: развивать умения правильного употребления местоимений в речи; правильно писать местоимения, развивать умения рассуждать, обобщать; развитие творческого и логического мышления.
Воспитательные: формировать мотивацию к обучению, воспитывать уважение к русскому языку, бережное отношение к слову, взаимоуважение и взаимопомощь.
Форма: урок-путешествие.
Тип урока: обобщающий.
Оборудование:карта страны Местоимений с отмеченным маршрутом путешествия, слайды с заданиями, карточки с заданиями для работы.
Ход урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе - гений.
Но без труда талант не впрок.
Сейчас в стране местоимений
Мы вместе проведем урок!
Ребята, мы с вами закончили изучение местоимений, а сегодня на уроке повторим и обобщим материал по теме «Местоимение». Урок у нас будет необычный. Мы совершим путешествие в удивительную страну Местоимений.
Вспомним, почему местоимения получили такое название?
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена.
Учитель: Эти слова и будут эпиграфом к сегодняшнему уроку.
–Почему местоимение имеет такое название?
(Местоимение так называется, потому что употребляется вместо имени существительного, имени прилагательного и имени числительного.)
–Чем отличается местоимение от этих частей речи?
(Местоимение указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.)
ІІ. Обобщение по теме «Местоимение как часть речи».
2.Учитель. Местоимение – это страна, на карте которой множество городов, и нам предстоит побывать в каждом из них. Но прежде мы должны вспомнить названия этих городов.
Рассмотрим карту нашего путешествия. Но что это? На карте нет городов (все города закрыты листами белой бумаги). Её нужно расшифровать (все разряды местоимений). В каждом предложении найдите местоимения и определите их разряд (город).
Отец сидел в кресле и не поворачивался ко мне.
Друга любить - себя не щадить.
Кое - какие иллюстрации ребятам понравились.
Учёным никто не родится.
С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?
Мальчики вышли на дорогу, которая вела в лес.
Умный надеется на свои дела, а глупый полагается на надежду.
Книга - окно в мир, почаще заглядывай в это окно.
Народная дружба и братство дороже всякого богатства.
Карту мы расшифровали. А теперь в путь!
3.Учитель.
В городе Личных местоимений мы задержимся недолго. Но прежде чем войти туда, мы должны отгадать загадку:
- Какие местоимения самые чистые? (Вы – мы – ты.)
- Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорогам? (Я-мы)
- Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на)
- В каком местоимении 2 звука, одна буква? (Я)
Задание:
Прочитайте выразительно стихотворение.
Найдите личные местоимения, укажите их падеж.
Заранее, заранее
Все было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придет
Мой старший брат,
Он мне расскажет
Все подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал
Свой рассказ:
— Они ползут,
А он им — раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей — раз!
Она им — раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Заодно...
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я еще мала:
Я ничего не поняла.
(Агния Барто. Сильное кино)
Какими членами предложения они являются?
4.Учитель. А вот имение Возвратного местоимения.
-Почему все местоимения живут в городах, а здесь мы видим имение? (Одно местоимение себя)
Этот единственный житель не скучает, так как он тоже может менять лицо. Докажите.
- А какова особенность этого местоимения? (Не имеет именительного падежа)
А ещё это местоимение любит дружить с фразеологизмами.
Объясните значение следующих фразеологизмов:
Читать про себя - не произнося, не вслух.
Владеть собой - не терять самообладания, быть сдержанным, спокойным в какой либо ситуации.
Судить по себе - по своим силам.
Уйти в себя - стать замкнутым, необщительным.
Не похож на себя - не такой, как обычно.
Себе на уме - скрытен, хитёр.
Составьте и запишите предложения с 3 фразеологизмами.
5.Учитель. Город Вопросительных и Относительных местоимений. Эти два города так похожи друг на друга, что порой трудно их отличить. Вот жители просят вас рассудить их, где кому жить.
Игра «Светофор»
Работа с сигнальными карточками (красный цвет – вопросительное местоимение, жёлтый – относительное).
Какое озеро самое большое на земле?
Я знаю, какое озеро самое большое на земле.
Ребята с интересом рассказывают о походах, в которых они участвовали летом.
Кто написал картину «Три богатыря»?
Все знают, кто написал картину «Три богатыря».
Ложился густой туман, в котором потонула вся окрестность.
Что называется частью света?
Чей это конь бежит в степи?
Мы не знаем, что будет завтра.
6.Учитель. Город Неопределённых местоимений. При въезде в следующий город висит транспарант, и только объяснив его, мы сможем попасть туда.
не- ни-
-то, -либо, -нибудь
-кое.
Запись местоимений под диктовку на доске и в тетради.
Приготовить кое-что, сдружиться с кем - нибудь, рассердиться из-за чего-то, купить несколько метров, встретиться кое с кем, сбегать за чем-нибудь, некоторые ученики.
- Почему эти местоимения называются неопределёнными?
7.Учитель. Город Отрицательных местоимений.
Жители следующего города никогда ни с кем не соглашаются. Кто они?
- Что вы можете о них сказать?
Не и ни не имеют постоянного места. Что им мешает?
Ответьте и вы на их вопросы отрицательно.
Кем ты хочешь стать в будущем?
О чём ты мечтаешь?
Чей это карандаш?
К кому ты сегодня пойдёшь в гости?
С кем ты вчера играл во дворе?
Сколько у тебя сегодня «5»?
В какую сторону ты пойдёшь?
С чем ты пришёл в школу?
Кто завтра пойдёт в поход?
8.Учитель. Город Притяжательных местоимений. Жильцы этого города любят всё присваивать себе.
- Что вы знаете о притяжательных местоимениях?
- Ответьте притяжательными местоимениями.
Если платок, то чей? (Мой). Шарф? (Твой). Книга (Наша). Ручка (Ваша). Солнце (Наше).
9.Учитель. Город Указательных местоимений. В этом городе все жильцы любят указывать и считают, что без них речь не точна.
Шарада
Первый слог – это местоименье.
Слог второй – лягушиное пенье.
Ну а слово само – на природе,
Во саду ли растёт, в огороде
(Тыква)
Мой первый слог найдёшь тогда,
Когда в котле кипит вода.
Местоименье – слог второй.
А в целом – столик школьный твой
(Парта)
Миниатюра на тему «За грибами».
На то место; столько грибов; такие хорошие; крепкие; в этом лесу. ( Составить миниатюру с данными словосочетаниями).
10.Учитель. И последний город, в котором мы остановимся, - это город Определительных местоимений. Назовите их. (Каждый, любой, всякий, иной, другой).
Они просят вас разместить их в этом тексте, который без них совершенно непонятен:
Ребята! … из вас после окончания школы может выбрать … профессию. Нужно только помнить, что … работа требует упорства, и надо учиться уже в школе преодолевать … трудности.
11. Дворец королевы Местоимений.
Демонстрация рисунков - портретов королевы.
Вручение корзины с цветами.
III. Домашнее задание (морфологический разбор местоимений- задания на карточках)
По желанию: написать сказку « В гостях у местоимений» или « Путешествие по стране Местоимений».
IV. Итог урока.
Урока время истекло…
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.
Рефлексия.
- У меня на столе лежат цветы, которые нам подарила королева страны Местоимений. Я предлагаю украсить её страну. Если вам урок понравился, было интересно – выберите красный цветок, если вы остались равнодушными, вам было неуютно – возьмите зелёный цветок, а если вам наше путешествие не понравилось – синий цветок. Выбранные цветы прикрепите на доску (на карту страны).