сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;
понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять ее
№ | Этап урока, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. | 1.Организационный момент. (1минута) | Приветствие. Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! Подарите друг другу улыбку. - Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Л1, Л7, К3,К1,К2,К3, |
2. | Актуализация знаний (3минуты) | Учитель просит выполнить тест. I. Тестовая работа. (слайд 2 -3) 1)Все слова языка (лексика). 2) Раздел лингвистики, изучающий лексику (лексикология). 3) Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные). 4) Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные). 5) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). 6) Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками значений (синонимы). 7 Слова, противоположные по значению (антонимы). 8) Устойчивое сочетание слов это (фразеологический оборот). - Итак чем же сегодня мы будем заниматься? Попробуйте сформулировать тему урока. | Используют приобретенные знания в практической деятельности, выполняют тест. Ключ слайд(2-3) Учащиеся отвечают на вопрос. Выдвигают предположения о теме урока. | Л1, Л8,Р2, Р3, П3Р4, П1, П2 П4, К1, К3 |
3. | Постановка учебной задачи. (2минут) | Озвучивает тему урока. (слайд 1)1. Разгадайте загадку: "Не мед, а ко всему липнут?" (Слова.) Сегодня мы с вами поиграем в слова. (делит класс на 2 команды). Задача каждой команды – набрать наибольшее количество очков (жетончики). Победит тот, кто хорошо знает теорию из раздела «Лексика». | Взаимодействуют с учителем. Разгадывают загадку. Формулируют цель и задачи (помощь учителя) Знакомятся с правилами игры. Делятся на команды. | Л1. Л2, Р2 Р4, П1, П3,П4 К1,К2,
|
4. | Игровые задания 1-е задание. Аукцион синонимов (4минуты) | 1.Стук в дверь. Учителю вручают пакет. Учитель обращается к ученикам. Пакет адресован для вручения Словам, близким по значению. Только вот забыла я, Как их зовут, мои друзья! (Синонимы) Каждая команда , по очереди, называет синоним к предложенному мною слову; балл зарабатывает та команда, которая последней назовёт синоним к данному слову. Итак, аукцион синонимов! 1.радостный (восторженный, ликующий, смеющийся, весёлый, торжествующий) 2.идти (шагать, плестись, продвигаться, шествовать, маршировать, брести) 3.доброта(душевность, сердечность, добродушие, доброжелательность, добросердечие, чуткость) 4.бросить (кинуть, швырнуть, запустить, метнуть) 5.мгновение (миг, секунда, момент, минутка) 6.твёрдый (плотный, немягкий, жёсткий, крепкий, прочный) (карточки) | Учащиеся определяют, о чём идет речь. Предполагаемый ответ (Синонимы) Знакомятся с условиями аукциона. Учащиеся увлеченно выполняют задания на карточках(готовятся к аукциону), затем проводится аукцион. Работают в группах. Используют приобретенные знания в практической деятельности. Самооценка Ключ (слайд 4) | Л2, Р4, П1 П2, П4, К2 К3, Р2, Р9, К6 |
5. | 2-е задание. Слова заблудились. (2минуты) | Слова пошли погулять в лес и заблудились. Давайте им поможем воссоединиться. Командам выдаются таблицы (стрелками указать соответствие) 1.Бежать отважный 2.Шалун работать 3.Смелый озорник 4.Сверкающий нестись 5.Лжец блестящий 6.Трудиться обманщик | Каждый игрок выполняет это задание самостоятельно. Самопроверка .Ключ ( слайд5). Жетоны подсчитываются, выставляется общий балл. | Л1. Л2, Р2 Р4, П1, П3,П4 К1,К2, П2, П4, К2 К3, Р2, Р9, К6 |
6. | 3-е задание. «Знаете ли вы омонимы? (3минуты) | Мы слова из русской речи, из родного языка. Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат. Но важна не только внешность, ты до смысла доберись. Наподобие начинки смысл запрятан в серединке. Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки. Я. Козловский (слайд 6) Как называются такие слова? Посоревнуемся в их знании. О каких словах- омонимах идёт речь в тех стихах, которые я прочитаю? Что обозначают эти омонимы? (каждой команде даётся короткое стихотворение). 1..-Смотри, какая кашка на лугу, И здесь, и там, и всюду… -Ой, рассмешил, ой, не могу! Да кто ж её варит без посуды?! 2.Врач сказал: «Для вашего зуба подберут нужный бор». А я тут с кресла, да и бежать во весь опор! Скорее прочь! Задумал доктор что-то! Кому же целый лес в рот совать охота? | Учащиеся определяют, о чём идет речь. Предполагаемый ответ (Омонимы.)
Каждая команда, получив карточки , готовится и отвечает. Работа с интернет- словарём. | Л2, Р4, П1 П2, П4, К2 К3, Р2, Р9, К6 |
7. | Физминутка. (2минуты) | Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет. (Наклоны, руки за голову, ноги на ширине плеч) Раз – наклон, Два – наклон, Зашумел листвою клён. (Кружатся, руки вверх) (слайд 7) | Учащиеся выполняют физминутку | |
8. | 4-е задание. «Хитрые слова». (3 минуты) | В данных предложениях определите, какими частями речи являются одинаковые слова, докажите это. 1.Кто без кисти и белил крыши города белил? 2.Снежное покрывало покрывало всё поле. 3.Бабка Дарья холст чернила, внучка пролила чернила (слайд 8) ключ (слайд 9) |
Учащиеся выполняют задание на компьютере. (самооценка) | Л7, ,П3 ,П2, , Р2 К5, Л2, Р4, П1П2, П4, К2 К3, Р2, Р9, К6 |
9. | 5-е задание. Слова –спорщики (3минут) | А теперь пришел черед Сыграть в игру «Наоборот» Скажу я слово высоко, А ты ответишь…(НИЗКО) Скажу я слово далеко, Ты возразишь мне… (БЛИЗКО) Скажу я слова потерял, А ты кричи скорей…(НАШЕЛ) Скажу тебе с укором трус, Ты гордо скажешь я …(ХРАБРЕЦ) Теперь начало я скажу, А ты ответишь: нет …(КОНЕЦ). Учитель: о какой группе слов идёт речь | Учащиеся устно работают над стихотворением, вставляют нужные слова. Делают вывод. | Л1, Л2, Р2 Р3, Р4. П3, П4 П5.К2, К3 |
10. | 6-е задание Подбери антоним (3минут) | Антонимы могут встречаться в рассказах, стихотворениях. На доске написано стихотворение М. Пляцковского. В нем кто-то перепутал слова-картинки. Исправьте ошибки. Есть сладкое слово – ракета (картинка), Есть быстрое слово – конфета (картинка), Есть кислое слово– вагон (картинка), Есть слово с окошком – лимон (картинка). (слайд 10 ) - Ребята! Воспроизведите это стихотворение по памяти в исправленном виде. К подчеркнутым словам подберите антонимы | Учащиеся выполняют Задание, выразительно читают стихотворение. Подбирают антонимы к выделенным словам. | Л1. Л2, Р2 Р4, П1, П3,П4 К1,К2, |
11. | 7-е задание. «Найди пару» (2минуты) | О чём идёт речь. Мы очень устойчивы И просим настойчиво На слова нас не менять - Прямо так употреблять. (слайд ) 1.подобрать подходящие по смыслу фразеологизмы к словосочетаниям: Быстро бежать – сломя голову; очень любить – души не чаять, осуждать недостатки кого-либо – разбирать по косточкам; крепко спать – без задних ног; медленно идти – черепашьим шагом; очень мало – с гулькин нос. (учитель раздаёт таблицы с перепутанными словосочетаниями) |
Ответ: фразеологизмы. Учащиеся отгадывают загадку и получают жетоны.
Учащиеся выполняют задание и проводят взаимопроверку, получают жетоны. | Л1, Л2, Р2 Р3, Р4. П3, П4 П5.К2, К3 |
12. | 8-е задание.« Прогулка по словарю» (5минуты) | По фразеологическому словарю подобрать к каждому фразеологизму антоним. Команды получают карточки с 3-мя фразеологизмами . Через пень колоду- в поте лица. Чесать языком- молчать как рыба. У черта на куличках - рукой подать Как кошка с собакой- не разлей вода. Заварить кашу- расхлебывать кашу. Ворон считать-держать ухо востро. Слайд 12 | Работают самостоятельно со словарём, выполняют задание . | Л1, Л2, Р2 Р3, Р4. П3, П4 П5.К2, К3 |
13. | 9-е задание. «Вырастим дерево» (5минут) | Наш язык постоянно пополняется новыми словами. Одни слова уходят, другие появляются в языке, и это говорит о том, что русский язык живой, постоянно изменяющийся, как сказал о нём Н.В.Гоголь, «живой как жизнь». Слова «обрастают» приставками, суффиксами – так появляются новые слова. Чтобы в этом убедиться, вспомним нашу игру «Вырастим дерево». Сейчас каждая из команд«вырастит» своё «дерево» из тех корней, которые вы видите на доске. Чем больше слов-«веточек» за три минуты вы сможете поместить на «дереве», тем больше баллов получит ваша команда. (По очереди ученики дорисовывают веточку на дереве, подписывая на ней слова). 1-я команда – корень «мир» 2-я команда – корень «дом» 3-я команда – корень «сад» |
Слушают учителя Учащиеся увлечённо выполняют задание, получают жетоны | Л1, Л2, Р2 Р3, Р4. П3, П4 П5.К2, К3 |
14. | Подведение итогов игры. (3минуты) | Итак, закончена игра. Нам подвести итог пора. Жетоны надо нам собрать И получить оценку пять. | Учащиеся подсчитывают жетоны и получают оценку. (можно наградить) | Л2, Р4, П1 П2, П4, К2 К3, Р2, Р9, К6 |
15. | Рефлексия (4минуты)
| Перед каждым из вас лежат два рисунка: на одном солнышко, а на другом тучка. Каждый подойдет к плакату на доске и приклеит рисунок, передающий ваше настроение на этом уроке. Мои пожелания: 1.Не стоит водить кого-то за нос, мозолить кому-то глаза, работать спустя рукава, быть себе на уме, падать духом, терять голову, выходить из себя, бить баклуши, вставлять кому-то палки в колеса. 2.А нужно работать засучив рукава, делать дело без сучка без задоринки, болеть душой за дело, иметь голову на плечах, держать слово и подходить к людям с открытой душой. | Учащиеся выбирают солнышко или тучку и приклеивают к доске. | Л1, Л3, Р3 Р4, П1, Р5 П4,К2 |
1. Русский язык учебник для 6класса общеобразовательных учреждений.
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. Москва «Просвещение» 2012г.
2. Русский язык 6класс Поурочные планы по учебнику М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская.
Издательство «Учитель» Волгоград 2009г.
3.О.В. Беляева, О.А. Доценко Поурочные разработки по русскому языку 6 класс Москва «ВАКО» 2007
4. Журнал «Русский язык в школе».
Яндекс. Словари http://slovari.yandex.ru
1.- Смотри, вон по воде барашки бегут.
3.Врач сказал: «Для вашего зуба подберут нужный бор».
2.Снежное покрывало покрывало всё поле.