kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по теме " Повторение по теме"Лексика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ctrl/Cmd+V

Ход урока

  1. Организационный момент.

–Здравствуйте, ребята! Посмотрели друг на друга, улыбнулись. Сели.

 Выставили свои ладошки и показали,  с каким  настроением  пришли  на урок.

Учитель: Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!

Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твёрдые и мягкие,

Слова бывают смелые,

Упрямые, суровые,

Но непременно дело

Стоит за каждым словом.   

  1. Определение темы урока уч-ся   

 .  Учитель:

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

2.  Определение  целей  урока

Повторить, обобщить и систематизировать материал по теме “Лексика”, учить                                            применять полученные знания на практике;

- Но, чтобы  начать нам свое путешествие, мы должны с вами  кое- что вспомнить.                                                           

Терминологический диктант.

             Внимательно прослушайте вопрос и запишите ответ в тетрадь.

  1. Словарный состав языка называется … (лексика)
  2. Лексические значения слов разъясняются в … словарях (толковых)
  3. Слова, имеющие одно значение, называются… (однозначные)
  4. Слова, имеющие несколько значений, называются … (многозначные)
  5. Слова имеют прямые и … значения (переносные)
  6. Слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются … (омонимы)
  7. Слова, близкие по значению, но различные по написанию, называются. (синонимы)
  8. Слова, противоположные по лексическому значению, называются … (антонимы)

Учитель открывает  презентацию  с верными ответами – учащиеся осуществляют самопроверку, выставляют за каждый правильный ответ 1 балл (8 баллов)

- В добрый путь,ребята!

А вот и 1-ая станция  «Лексическое значение слова».

Что называется лексическим значением слова?.

Задание: по развернутому толкованию узнать понятие и записать одним словом.

1) Башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов (маяк).
2) Теплая погода, наступившая после сильных морозов (оттепель).
3) Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсе, выставке (жюри).
4) Запас слов и выражений человека (лексика).

5) очень суровый, безжалостный человек (жестокий)

6) кушанье из сваренной крупы (каша)

7) обожжённое место на ткани организма (ожог)

8) вирусное заболевание (грипп)

9)предприятие для добычи руды (рудник)

За правильный ответ выставляется 1 балл. ( взаимопроверка). Найдите среди данных слов многозначное, прочитайте словарную статью в словаре  и составьте распространенное предложение с этим словом.

Поехали дальше, ребята. Посмотрим, кто живет на следующей станции.

2-ая станция « Прямое и переносное значение слова

Задание 1. Жители этой станции встречают нас забавной историей из жизни малышей.

Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке. Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.

- Почему ты не повесил ее сушить? - спросила мать.
- Я не достал до солнышка, - ответил Петя.

Почему Петя  вернулся  с рубашкой?

Как называются слова, употребленные в переносном значении? (Метафора, эпитет, олицетворение и другие)).

Задание 2. Самостоятельная работа по вариантам.

1 в. - выпишет предложения со словами,  употребленными в прямом значении, разобрать по составу  слова в 1 предложении
2 в. - в переносном,  т.е. те,  в которых есть метафора, разобрать слова по составу в 1 предложении

1) Ветер в трубе воет и свистит.- Собака воет.
2) Усталый день клонился к ночи.- Усталый малыш склонился головкой к материнскому плечу.
3) Хозяйка согрела воды.- Веселая песня согрела нас в пути.

Вывод. Для чего в художественных произведениях используется метафора? (Помогает сделать речь ярче, образнее, выразительнее)

3-я станция  «Синонимы».

Итак, на этой станции нас встречают слова, близкие по значению. Что  это за слова?

Задание. Вам нужно найти слово,  близкое по значению ,состоящее из такого же количества букв.

Лес
Горе - беда
Стужа - холод
Хотеть - желать
Базар - гомон
Жара - сушь
Шум

Известный американский писатель Марк Твен когда-то сказал: “Ты должен слово нужное найти, а не его троюродного брата”. Как вы понимаете слова Марка Твена? Попробуйте представить, как трудятся писатели, из множества слов выбирая самые подходящие.

Вывод. Для чего необходимы синонимы? (1)Чтобы избежать неоправданного повтора слов; 2)Выразить мысль более точно).

Найти контекстуальные синонимы в приведенных отрывках из « Сказки о рыбаке и рыбке». Как вы думаете, что усиливается с каждой новой встречей старика с рыбкой? 
Вот пошел он к синему морю;
Видит,- море слегка разыгралось…
Вот пошел он к синему морю;
(Помутилося синее море)…
Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море)…
Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море)…
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря…
Ученики. Изменяется  море от спокойного до состояния бури.
Слайд 12 
Учитель. Перед вами пример градации.
 

За правильный ответ выставляйте 7 баллов

4-ая станция – «Омонимы».

Задание  На следующей  станции  мы с вами поучаствуем в телемосте.

«Телемост».

Учитель. Скажите, ребята, какие два слова –стали важными в НАШЕ ВРЕМЯ?

Нам поможет найти эти слова телемост «Россия – США», который мы организуем сейчас в классе. Двое учащихся – девочка из Первомайской основной школы   и мальчик из Вашингтона – читают стихи. Если два стихотворения сольются в одно, значит, действительно существует единый язык всего человечества – ЯЗЫК ДРУЖБЫ.

Итак, Россия, вам слово.

Девочка (начинает читать). Пусть над землей моей не рвется в клочья небо…

Учитель. Включаем Вашингтон.

Американский мальчик (на английском языке). Все дети мира хотят жить без драк, без войн.

Учитель. Включаем Россию.

Девочка. Пусть тишина полей прольется теплым хлебом.

Вашингтон. Все дети мира хотят получать и дарить подарки, хотят играть и учиться.

Россия. И солнце по утрам свет дарит всей планете.

Вашингтон. Все дети мира хотят мечтать и видеть сны, смеяться и быть счастливыми.

Россия. Не быть войне, смертям.

Быть миру, счастье – детям.

Вашингтон. И тогда все люди на всей планете будут знать, что все хорошо, что завтрашний день настанет.

– Внимание! Эврика! Дети делают открытие: строчки слились, значит, действительно мы говорим с американцами на разных языках об одном и том же.

– О каких словах идет речь?

– Об омонимах – мир. Итак, станция « Омонимы»

Мир – планета Земля, отдельная часть вселенной (в словах американского мальчика).

Мир – согласные отношения, спокойствие, отсутствие вражды, войны, ссоры (в строчках русской школьницы).

Давайте с вами составим синквейны с данными  словами ( Получаем 5 баллов)( работа в парах)

Мы продолжаем свое путешествие, всех нас ждет сюрприз

5 -ая станция « Антонимы».

На этой станции мы будем играть.

Задание 1. Послушайте стихотворение «Еще одно эхо?»( использование ролика)
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь ….НИЗКО
Скажу я слово ДАЛЕКО, 
А ты ответишь ….БЛИЗКО
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь …ПОЛ.
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты ….НАШЕЛ
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты ….ХРАБРЕЦ
Теперь НАЧАЛО я скажу.
Ну отвечай …КОНЕЦ
 

Задание 2.  Дед Мороз тоже вам прислал задание: «Представить  материал  в виде схемы ( кластера по теме « Лексика), работа в группах

За полную схему выставляется 16 баллов

Оценивание: 50-54= «5»

                       35-49= «4»

                       25-35= « 3»

Дом.зад : сообщение об одном словаре, вопросы « Проверяем себя» стр.262,упр з78

( на выбор)

Дополнительно, если  остается время

Тест

  1. Какое словосочетание употреблено в переносном значении?

а) каменное сердце;

б) каменное здание;

в) золотые серьги.

 

  1. Найдите многозначное слово:.

а) звезда;

б) самолет;

в) композитор.

 

  1. Определите, где верно указаны синонимы:

а) жажда – увлечение;

б) благородный – спокойный;

в) одаренный – талантливый.

 

  1. Определите, где верно указаны антонимы:

а) могучий – глупый;

б) робкий – скупой;

в) презирать – уважать.

 

  1. Найдите лишнее слово:

а) водный

б) водяной;

в) водитель;

г) наводнение.

Ребята, в этом году мы с вами изучаем лексику с точки зрения особенностей лексического значения слова, а в 6-ом классе будем рассматривать с точки зрения употребления в речи и происхождения.

Рефлексия

     Я сегодня….

     Мне понравилось……

     Не интересно было….

     С каким  настроением я  покидаю  урок……

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме " Повторение по теме"Лексика"»



Урок – повторение (путешествие) в 5 классе по теме "Лексика" учителя русского языка и литературы 1 категории МБОУ « Первомайская основная школа» Синельниковой Альбины Петровны. Цели:
  1. Повторить, обобщить и систематизировать материал по теме “Лексика”, учить применять полученные знания на практике;

  2. Развивать речь, пополнять словарный запас учащихся;

  3. Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию.

Предметные результаты: научиться правильно оперировать и употреблять лексические понятия.


Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД: слушать учителя, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

1.свободно излагать свои мысли в устной форме,

2. слушать и слышать других,

3. быть готовым корректировать свою точку зрения,

4. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

5. осуществлять взаимный контроль.

Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, преобразовывать информацию из одной схемы в другую ( текст в схему).

1.выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов,

2.анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы,

составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему.

Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений, искать пути решения проблемы, соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы.

Личностные результаты: формирование мотивации к обучению, к самосовершенствованию.


Оборудование: проектор, презентация, маршрутный лист, компьютер, тетрадь, ролик

Ход урока

  1. Организационный момент.

–Здравствуйте, ребята! Посмотрели друг на друга, улыбнулись. Сели.

Выставили свои ладошки и показали , с каким настроением пришли на урок.

Учитель: Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!

Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твёрдые и мягкие,

Слова бывают смелые,

Упрямые, суровые,

Но непременно дело

Стоит за каждым словом.

  1. Определение темы урока уч-ся

.  Учитель:

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

2. Определение целей урока

Повторить, обобщить и систематизировать материал по теме “Лексика”, учить применять полученные знания на практике;

- Но, чтобы начать нам свое путешествие, мы должны с вами кое- что вспомнить.

Терминологический диктант.

Внимательно прослушайте вопрос и запишите ответ в тетрадь.

    1. Словарный состав языка называется … (лексика)

    2. Лексические значения слов разъясняются в … словарях (толковых)

    3. Слова, имеющие одно значение, называются… (однозначные)

    4. Слова, имеющие несколько значений, называются … (многозначные)

    5. Слова имеют прямые и … значения (переносные)

    6. Слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются … (омонимы)

    7. Слова, близкие по значению, но различные по написанию, называются ... (синонимы)

    8. Слова, противоположные по лексическому значению, называются … (антонимы)

Учитель открывает презентацию с верными ответами – учащиеся осуществляют самопроверку, выставляют за каждый правильный ответ 1 балл (8 баллов)

- В добрый путь ,ребята!

А вот и 1-ая станция «Лексическое значение слова».

Что называется лексическим значением слова?.

Задание: по развернутому толкованию узнать понятие и записать одним словом.

1) Башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов (маяк).
2) Теплая погода, наступившая после сильных морозов (оттепель).
3) Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсе, выставке (жюри).
4) Запас слов и выражений человека (лексика).

5) очень суровый, безжалостный человек (жестокий)

6) кушанье из сваренной крупы (каша)

7) обожжённое место на ткани организма (ожог)

8) вирусное заболевание (грипп)

9)предприятие для добычи руды (рудник)

За правильный ответ выставляется 1 балл. ( взаимопроверка). Найдите среди данных слов многозначное, прочитайте словарную статью в словаре и составьте распространенное предложение с этим словом.

Поехали дальше, ребята. Посмотрим, кто живет на следующей станции.

2-ая станция « Прямое и переносное значение слова

Задание 1. Жители этой станции встречают нас забавной историей из жизни малышей.

Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке. Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.

- Почему ты не повесил ее сушить? - спросила мать.
- Я не достал до солнышка, - ответил Петя.

Почему Петя вернулся с рубашкой?

Как называются слова, употребленные в переносном значении? (Метафора, эпитет, олицетворение и другие)).

Задание 2. Самостоятельная работа по вариантам.

1 в. - выпишет предложения со словами, употребленными в прямом значении, разобрать по составу слова в 1 предложении
2 в. - в переносном, т.е. те, в которых есть метафора, разобрать слова по составу в 1 предложении

1) Ветер в трубе воет и свистит.- Собака воет.
2) Усталый день клонился к ночи.- Усталый малыш склонился головкой к материнскому плечу.
3) Хозяйка согрела воды.- Веселая песня согрела нас в пути.

Вывод. Для чего в художественных произведениях используется метафора? (Помогает сделать речь ярче, образнее, выразительнее)

3-я станция «Синонимы».

Итак, на этой станции нас встречают слова, близкие по значению. Что это за слова?

Задание . Вам нужно найти слово, близкое по значению ,состоящее из такого же количества букв.

Лес
Горе - беда
Стужа - холод
Хотеть - желать
Базар - гомон
Жара - сушь
Шум

Известный американский писатель Марк Твен когда-то сказал: “Ты должен слово нужное найти, а не его троюродного брата”. Как вы понимаете слова Марка Твена? Попробуйте представить, как трудятся писатели, из множества слов выбирая самые подходящие.

Вывод. Для чего необходимы синонимы? (1)Чтобы избежать неоправданного повтора слов; 2)Выразить мысль более точно).

Найти контекстуальные синонимы в приведенных отрывках из « Сказки о рыбаке и рыбке». Как вы думаете, что усиливается с каждой новой встречей старика с рыбкой? 
Вот пошел он к синему морю;
Видит,- море слегка разыгралось…
Вот пошел он к синему морю;
(Помутилося синее море)…
Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море)…
Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море)…
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря…
Ученики. Изменяется море от спокойного до состояния бури.
Слайд 12
 
Учитель. Перед вами пример градации.

За правильный ответ выставляйте 7 баллов

4-ая станция – «Омонимы».

Задание На следующей станции мы с вами поучаствуем в телемосте.

«Телемост».

Учитель. Скажите, ребята, какие два слова –стали важными в НАШЕ ВРЕМЯ?

Нам поможет найти эти слова телемост «Россия – США», который мы организуем сейчас в классе. Двое учащихся – девочка из Первомайской основной школы и мальчик из Вашингтона – читают стихи. Если два стихотворения сольются в одно, значит, действительно существует единый язык всего человечества – ЯЗЫК ДРУЖБЫ.

Итак, Россия, вам слово.

Девочка (начинает читать). Пусть над землей моей не рвется в клочья небо…

Учитель. Включаем Вашингтон.

Американский мальчик (на английском языке). Все дети мира хотят жить без драк, без войн.

Учитель. Включаем Россию.

Девочка. Пусть тишина полей прольется теплым хлебом.

Вашингтон. Все дети мира хотят получать и дарить подарки, хотят играть и учиться.

Россия. И солнце по утрам свет дарит всей планете.

Вашингтон. Все дети мира хотят мечтать и видеть сны, смеяться и быть счастливыми.

Россия. Не быть войне, смертям.

Быть миру, счастье – детям.

Вашингтон. И тогда все люди на всей планете будут знать, что все хорошо, что завтрашний день настанет.

– Внимание! Эврика! Дети делают открытие: строчки слились, значит, действительно мы говорим с американцами на разных языках об одном и том же.

– О каких словах идет речь?

– Об омонимах – мир. Итак, станция « Омонимы»

Мир – планета Земля, отдельная часть вселенной (в словах американского мальчика).

Мир – согласные отношения, спокойствие, отсутствие вражды, войны, ссоры (в строчках русской школьницы).

Давайте с вами составим синквейны с данными словами ( Получаем 5 баллов)( работа в парах)

Мы продолжаем свое путешествие, всех нас ждет сюрприз

5 -ая станция « Антонимы».

На этой станции мы будем играть.

Задание 1. Послушайте стихотворение «Еще одно эхо?»( использование ролика)
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь ….НИЗКО
Скажу я слово ДАЛЕКО, 
А ты ответишь ….БЛИЗКО
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь …ПОЛ.
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты ….НАШЕЛ
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты ….ХРАБРЕЦ
Теперь НАЧАЛО я скажу.
Ну отвечай …КОНЕЦ

Задание 2. Дед Мороз тоже вам прислал задание: «Представить материал в виде схемы ( кластера по теме « Лексика), работа в группах

За полную схему выставляется 16 баллов

Оценивание: 50-54= «5»

35-49= «4»

25-35= « 3»

Дом.зад : сообщение об одном словаре, вопросы « Проверяем себя» стр.262,упр з78

( на выбор)

Дополнительно, если остается время

Тест


  1. Какое словосочетание употреблено в переносном значении?

а) каменное сердце;

б) каменное здание;

в) золотые серьги.


  1. Найдите многозначное слово:.

а) звезда;

б) самолет;

в) композитор.


  1. Определите, где верно указаны синонимы:

а) жажда – увлечение;

б) благородный – спокойный;

в) одаренный – талантливый.


  1. Определите, где верно указаны антонимы:

а) могучий – глупый;

б) робкий – скупой;

в) презирать – уважать.


  1. Найдите лишнее слово:

а) водный

б) водяной;

в) водитель;

г) наводнение.


Ребята, в этом году мы с вами изучаем лексику с точки зрения особенностей лексического значения слова, а в 6-ом классе будем рассматривать с точки зрения употребления в речи и происхождения.


Рефлексия

Я сегодня…..

Мне понравилось……

Не интересно было….

С каким настроением я покидаю урок……























































































1.Омонимы

2. Абсолюбные, частичные.

3. Путают, имеют разный смысл, совпадют по звучанию.

4. Разные по значению, но одинаковые по звучанию.

5. Омонимы — слова, совпадающие одновременно по звучанию и по написанию, но различные по значению.

 

1. Антонимы

2. Различные, противоположные. 

3. Противопоставляют, ничего общего не имеют, различие поясняют.

4. Различные по звучанию и написанию, имеющие противоположные значения.

5. Выражают понятия качества, различные ощущения, объема, протяженности, размера, веса, формы, цвета, психологических оценок, времени, пространства, возраста и т. д.

 

1. Синонимы.

2. Различные, сходные.

3. По значению совпадают, позволяют избегать однообразия речи, определяют разные оттенки одного и того же понятия.

4. Синонимы – слова, близкие по смыслу.

5. Каждый синоним имеет свой особый оттенок значения, отличающий его от других синонимов.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по теме " Повторение по теме"Лексика"

Автор: Синельникова Альбина Петровна

Дата: 03.02.2016

Номер свидетельства: 287513


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства