kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Устаревшие слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме "Устаревшие слова".  Цель урока : познакомить с понятиями историзмы и архаизмы, учить находить в тексте и правильно употреблять в речи устаревшие слова,  совершенствовать навыки работы со словарями; обогащение словарного запаса учащихся, развитие умения работать в  парах, группе; воспитывать уважение и бережное отношение к родному языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Устаревшие слова"»

Цель урока: познакомить с понятиями историзмы и архаизмы, учить находить в тексте и правильно употреблять в речи устаревшие слова, совершенствовать навыки работы со словарями;

обогащение словарного запаса учащихся, развитие умения работать в парах, группе;

воспитывать уважение и бережное отношение к родному языку.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Подготовка к уроку, отсутствующие.

  2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Послушайте, пожалуйста, стихотворение и вы поймете о чем пойдет речь сегодня на уроке:



Ветшают прадедов слова,

Они уже полузабыты,

Но как извечная трава,

Всё пробивается сквозь плиты.

Кто нынче скажет “окоём”,

Иль “росстани”, иль “первопуток”-

Все, что Толковым словарём

В безвестный загнано закуток?

Слова угасшей старины

Вдали мерцают еле-еле,

А прежде, жизнью рождены,

Они ласкали, жгли и пели.

Они рождались неспроста,

Не прихотью, а волей сердца

Из чернозёмного пласта

Для друга и единоверца.

Но даже в наши времена

Для тех, кто с русской речью дружен,

Не так легко добыть со дна

Родные россыпи жемчужин.



Всеволод Рождественский

Сформулируйте тему урока: «Устаревшие слова»



  1. Деление на группы. Слайд № 1.

1 гр. – «Профессионализмы»

2 гр. – «Жаргонизмы»

3 гр. – «Диалектизмы»

4 гр. – «Заимствованные слова»

5 гр. – «Эмоционально-экспрессивные слова»

В каждой группе по одному хранителю словаря.



  1. Актуализация знаний.



- Ребята, у нас в руках дневник литературного героя. Он очень стремился стать грамотным. Произведение Льва Николаевича Толстого «Филиппок»



Слайд № 2. Задание № 1

Прочитайте текст (индивидуальная работа)

«Мать меня в школу не пускала, говорила, что я маленький еще, а мне так с ребятами в школу ходить хотелось. Вот как-то я остался один дома, скучно мне стало. Натянул порты, рубаху накинул, влез в лапти, подпоясал тулуп кушаком, шапку отцовскую на голову надел и побежал по своей слободе к школе. Бегу, собаки за мной гонятся, боязно мне. Добежал до школы, в сенцах шапку снял и отворил дверь в класс. А учитель строго спросил кто я такой, как меня зовут. Растерялся я, еле имя своё по слогам выговорил…»

- Как вы думаете, этот мальчик наш с вами современник. ( Он жил почти 100 лет назад).

- Что подчеркивает это? (Его одежда)

- Назовите слова, обозначающие детали его одежды.



Слайд № 3



Хранители словаря читают значения слов из толкового словаря.

- Употребляем ли мы в повседневной речи эти слова? (Нет, мы ими не пользуемся в повседневной жизни, потому что ушли в прошлое предметы, а вместе с ними и слова, которые их обозначают).



Показ лаптей – У каждого слова своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут, уходят из жизни, устаревают. Меняется жизнь – меняются слова.



Слайд № 4.

Информация о В.И.Дале библиотекаря школы

Игнатьевой Надежды Павловны.



Перепелицын Алексей.

Владимир Иванович Даль создал «Толковый словарь живого великорусского языка». В основу словаря был положен «живой, устный язык русский, паче народный». 53 года своей жизни В.И. Даль посвятил его составлению. Последние четыре слова, услышанные от прислуги, он прикованный к постели, внес в словарь за неделю до смерти. А вот заняться составлением словаря ему посоветовал его лучший друг А.С. Пушкин, а В.И.Даль подсказал поэту сюжет сказки о золотой рыбке. Толковый словарь Даля – это хранилище народной мудрости, это подлинная энциклопедия жизни русского народа.



  1. Открытие новых знаний (исследовательская работа в группах).



Слайд № 5. Задание № 2



Просмотр видео Иннокентий Михайлович Смоктуновский читает произведение Александра Сергеевича Пушкина «Пророк».

Прослушайте и напишите слова устаревшие.



Слайд № 6.

На доске слова: перстами, отверзлись, вещие, зеницы, внял, уста, празднословный, лукавый, десница, водвинул, виждь, внемли, глагол.

Хранители словаря дают объяснение словам.



Слайд № 7. Задание № 3



Каждой группе предлагается задание. Прочитать отрывок из произведения, определить автора, найти устаревшее слово, объяснить значение.



1 гр. - «На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду

В этом возрасте своем

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет,

И умрешь во цвете лет»



(Василий Андреевич Жуковский «Спящая царевна»)



  1. гр. -«Еду. Ловлю их. Вода прибывает

Вижу один островок небольшой –

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам, уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину».

(Николай Алексеевич Некрасов «Дед Мазай и зайцы»)



3 гр. - "Говорит Дадон, зевая –

А?...Кто там?... Беда какая?

Воевода говорит:

«Петушок опять кричит»".

(Александр Сергеевич Пушкин «Петушок золотой гребешок»)



4 гр. - «Нарядился кот в кафтан, красные сапожки, шапочку. Взял гусли, пришел к лисицыной норе, да и запел: Стрень-брень гусельки, золотые струнушки.»

(Русская народная сказка «Кот и Лиса»)


5 гр. - Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

(Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о царе Салтане)


Слайд № 7. Хранители словаря объясняют значения слов.

Слайд № 8. Запишите в тетрадях определения.



Ушли в историю предметы, а вместе с ними и слова. Такие устаревшие слова называют историзмами.

- А некоторые слова исчезли, но вместо них появились новые слова – синонимы. Это архаизмы.



Слайд № 9. Рассмотрите на слайде как называли на Руси части тела человека.



Слайд № 10. Физкультминутка.

Пощелкайте перстами,

Улыбнитесь устами,

Наклоните выю вперёд, назад.

Погладьте свои ланиты.

Поднимите очи вверх, вправо, влево, вниз.

Слайд № 11. Составьте диаграмму.

Слова: аршин, воевода, веретено, кафтан, гусли обозначают названия исчезнувших предметов Хранители словаря объясняют значения слов.



  1. Закрепление. Редактирование текста. Слайд № 12.

- Нужно ли нам знать устаревшие слова?

- Кто ими пользуется и для чего? (Их используют писатели, поэты, ученые, для того чтобы погрузится в эпоху прошлого, лучше представить жизнь того времени).

-До нас дошло старинное послание, в котором древние писатели обращаются к вам. Ваша задача отредактировать текст: найти устаревшие слова, перевести их на современный язык и записать новый вариант текста. Кому сложно, воспользуйтесь словарём для справок.

Дорогие отроки!

Учиться старательно следует. Ибо велика ведь бывает польза от учения. Благое время для сего – детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный.

- К чему призывают вас древние писатели?

Словарь для справок: дети, ребята, потому что, лучшее, для этого, смотри, перед глазами, ворота. Главный хранитель словаря дает объяснение.



(Дима и Рухсора)

- Дима, у меня вчера случилась беда! У меня на компьютере «Windows» полетел. Что мне теперь делать?

- Рухсора, не переживай, надо всего лишь переустановить драйвера!

Нет, потому что раньше не было таких предметов, значит и таких слов.

- Нужны ли нам эти новые слова? Имеют ли они право на существование?

Слайд № 13



Древний философ Гораций говорил: «Как из года в год леса меняют свои листья, старые опадают – так и слова, ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие».

- Но не забывайте, что мы русские люди, и хотя мы живем во время формул и терминов, мы должны хранить и беречь честь и достоинство великой древней речи, которая досталась нам в наследство от наших предков.

Вот так изучая словарный состав, мы узнаем, что одни слова, ранее существовавшие в языке, исчезли, другие появились, третьи изменили свое значение, а некоторые, едва успев появиться, быстро устарели. Меняется жизнь, меняются и слова.



  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Подходит к концу ещё один урок русского языка. Чему мы научились на этом уроке?

- Кто запомнил, что такое историзмы, архаизмы?

- Где мы можем применить наши знания?

- Всё ли у вас сегодня получилось на уроке?

- Оцените работу класса.

- В случае затруднения кто придет к вам на помощь? (Словарь)



  1. Домашнее задание Слайд № 15

Описать внешность мамы, используя устаревшие слова.

Закончит урок Зикрия Асем.

Слова, слова, слова…

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

Слова, слова, слова…

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном мире – море слов-

Купаться ежечасно!











осш №30 имени Ораза Жандосова









Разработка открытого урока

по русскому языку

в 6 «В» классе

на тему: «Устаревшие слова»







Подготовила и провела

учитель Нажиметова А.М.



















2016-2017 уч.г








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
"Устаревшие слова"

Автор: Нажиметова Анар Маликайдаровна

Дата: 27.10.2016

Номер свидетельства: 352673

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока русского языка в 5 классе "О чем говорят устаревшие слова" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-o-chiem-ghovoriat-ustarievshiie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "108401"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403689137"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "статья на тему: Сопоставительный анализ использования устаревших слов.( А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Перевод А.Тажибаева)"
    ["seo_title"] => string(113) "statianatiemusopostavitielnyianalizispolzovaniiaustarievshikhslovaspushkinkapitanskaiadochkapierievodatazhibaieva"
    ["file_id"] => string(6) "275096"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452518346"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка в 4 классе по теме "Устаревшие слова" "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-ustarievshiie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "113045"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409075816"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект и презентация для урока русского языка по теме "Устаревшие слова" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-i-priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-ustarievshiie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "204012"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429595641"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по русскому языку на тему "Устаревшие слова. Неологизмы." "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-ustarievshiie-slova-nieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "199226"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428548461"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства