Открытый урок по теме "Устаревшие слова". Цель урока : познакомить с понятиями историзмы и архаизмы, учить находить в тексте и правильно употреблять в речи устаревшие слова, совершенствовать навыки работы со словарями; обогащение словарного запаса учащихся, развитие умения работать в парах, группе; воспитывать уважение и бережное отношение к родному языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Устаревшие слова"»
Цель урока: познакомить с понятиями историзмы и архаизмы, учить находить в тексте и правильно употреблять в речи устаревшие слова, совершенствовать навыки работы со словарями;
обогащение словарного запаса учащихся, развитие умения работать в парах, группе;
воспитывать уважение и бережное отношение к родному языку.
Ход урока:
Организационный момент. Подготовка к уроку, отсутствующие.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Послушайте, пожалуйста, стихотворение и вы поймете о чем пойдет речь сегодня на уроке:
Ветшают прадедов слова,
Они уже полузабыты,
Но как извечная трава,
Всё пробивается сквозь плиты.
Кто нынче скажет “окоём”,
Иль “росстани”, иль “первопуток”-
Все, что Толковым словарём
В безвестный загнано закуток?
Слова угасшей старины
Вдали мерцают еле-еле,
А прежде, жизнью рождены,
Они ласкали, жгли и пели.
Они рождались неспроста,
Не прихотью, а волей сердца
Из чернозёмного пласта
Для друга и единоверца.
Но даже в наши времена
Для тех, кто с русской речью дружен,
Не так легко добыть со дна
Родные россыпи жемчужин.
Всеволод Рождественский
Сформулируйте тему урока: «Устаревшие слова»
Деление на группы. Слайд № 1.
1 гр. – «Профессионализмы»
2 гр. – «Жаргонизмы»
3 гр. – «Диалектизмы»
4 гр. – «Заимствованные слова»
5 гр. – «Эмоционально-экспрессивные слова»
В каждой группе по одному хранителю словаря.
Актуализация знаний.
- Ребята, у нас в руках дневник литературного героя. Он очень стремился стать грамотным. Произведение Льва Николаевича Толстого «Филиппок»
Слайд № 2. Задание № 1
Прочитайте текст (индивидуальная работа)
«Мать меня в школу не пускала, говорила, что я маленький еще, а мне так с ребятами в школу ходить хотелось. Вот как-то я остался один дома, скучно мне стало. Натянул порты, рубаху накинул, влез в лапти, подпоясал тулуп кушаком, шапку отцовскую на голову надел и побежал по своей слободе к школе. Бегу, собаки за мной гонятся, боязно мне. Добежал до школы, в сенцах шапку снял и отворил дверь в класс. А учитель строго спросил кто я такой, как меня зовут. Растерялся я, еле имя своё по слогам выговорил…»
- Как вы думаете, этот мальчик наш с вами современник. ( Он жил почти 100 лет назад).
- Что подчеркивает это? (Его одежда)
- Назовите слова, обозначающие детали его одежды.
Слайд № 3
Хранители словаря читают значения слов из толкового словаря.
- Употребляем ли мы в повседневной речи эти слова? (Нет, мы ими не пользуемся в повседневной жизни, потому что ушли в прошлое предметы, а вместе с ними и слова, которые их обозначают).
Показ лаптей – У каждого слова своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут, уходят из жизни, устаревают. Меняется жизнь – меняются слова.
Слайд № 4.
Информация о В.И.Дале библиотекаря школы
Игнатьевой Надежды Павловны.
Перепелицын Алексей.
Владимир Иванович Даль создал «Толковый словарь живого великорусского языка». В основу словаря был положен «живой, устный язык русский, паче народный». 53 года своей жизни В.И. Даль посвятил его составлению. Последние четыре слова, услышанные от прислуги, он прикованный к постели, внес в словарь за неделю до смерти. А вот заняться составлением словаря ему посоветовал его лучший друг А.С. Пушкин, а В.И.Даль подсказал поэту сюжет сказки о золотой рыбке. Толковый словарь Даля – это хранилище народной мудрости, это подлинная энциклопедия жизни русского народа.
Открытие новых знаний (исследовательская работа в группах).
Слайд № 5. Задание № 2
Просмотр видео Иннокентий Михайлович Смоктуновский читает произведение Александра Сергеевича Пушкина «Пророк».
Каждой группе предлагается задание. Прочитать отрывок из произведения, определить автора, найти устаревшее слово, объяснить значение.
1 гр. - «На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду
В этом возрасте своем
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрешь во цвете лет»
(Василий Андреевич Жуковский «Спящая царевна»)
гр. -«Еду. Ловлю их. Вода прибывает
Вижу один островок небольшой –
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам, уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину».
(Николай Алексеевич Некрасов «Дед Мазай и зайцы»)
3 гр. - "Говорит Дадон, зевая –
А?...Кто там?... Беда какая?
Воевода говорит:
«Петушок опять кричит»".
(Александр Сергеевич Пушкин «Петушок золотой гребешок»)
4 гр. - «Нарядился кот в кафтан, красные сапожки, шапочку. Взял гусли, пришел к лисицыной норе, да и запел: Стрень-брень гусельки, золотые струнушки.»
(Русская народная сказка «Кот и Лиса»)
5 гр. - Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
(Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о царе Салтане)
Слайд № 7. Хранители словаря объясняют значения слов.
Слайд № 8. Запишите в тетрадях определения.
Ушли в историю предметы, а вместе с ними и слова. Такие устаревшие слова называют историзмами.
- А некоторые слова исчезли, но вместо них появились новые слова – синонимы. Это архаизмы.
Слайд № 9. Рассмотрите на слайде как называли на Руси части тела человека.
Слайд № 10. Физкультминутка.
Пощелкайте перстами,
Улыбнитесь устами,
Наклоните выю вперёд, назад.
Погладьте свои ланиты.
Поднимите очи вверх, вправо, влево, вниз.
Слайд № 11. Составьте диаграмму.
Слова: аршин, воевода, веретено, кафтан, гусли обозначают названия исчезнувших предметов Хранители словаря объясняют значения слов.
Закрепление. Редактирование текста.Слайд № 12.
- Нужно ли нам знать устаревшие слова?
- Кто ими пользуется и для чего? (Их используют писатели, поэты, ученые, для того чтобы погрузится в эпоху прошлого, лучше представить жизнь того времени).
-До нас дошло старинное послание, в котором древние писатели обращаются к вам. Ваша задача отредактировать текст: найти устаревшие слова, перевести их на современный язык и записать новый вариант текста. Кому сложно, воспользуйтесь словарём для справок.
Дорогие отроки!
Учиться старательно следует. Ибо велика ведь бывает польза от учения. Благое время для сего – детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный.
- К чему призывают вас древние писатели?
Словарь для справок: дети, ребята, потому что, лучшее, для этого, смотри, перед глазами, ворота. Главный хранитель словаря дает объяснение.
(Дима и Рухсора)
- Дима, у меня вчера случилась беда! У меня на компьютере «Windows» полетел. Что мне теперь делать?
- Рухсора, не переживай, надо всего лишь переустановить драйвера!
Нет, потому что раньше не было таких предметов, значит и таких слов.
- Нужны ли нам эти новые слова? Имеют ли они право на существование?
Слайд № 13
Древний философ Гораций говорил: «Как из года в год леса меняют свои листья, старые опадают – так и слова, ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие».
- Но не забывайте, что мы русские люди, и хотя мы живем во время формул и терминов, мы должны хранить и беречь честь и достоинство великой древней речи, которая досталась нам в наследство от наших предков.
Вот так изучая словарный состав, мы узнаем, что одни слова, ранее существовавшие в языке, исчезли, другие появились, третьи изменили свое значение, а некоторые, едва успев появиться, быстро устарели. Меняется жизнь, меняются и слова.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Подходит к концу ещё один урок русского языка. Чему мы научились на этом уроке?
- Кто запомнил, что такое историзмы, архаизмы?
- Где мы можем применить наши знания?
- Всё ли у вас сегодня получилось на уроке?
- Оцените работу класса.
- В случае затруднения кто придет к вам на помощь? (Словарь)
Домашнее заданиеСлайд № 15
Описать внешность мамы, используя устаревшие слова.