Конспект урока по русскому языку на тему "Устаревшие слова. Неологизмы."
Конспект урока по русскому языку на тему "Устаревшие слова. Неологизмы."
Цель урока:
Обучающие:
– Знать определение устаревших слов; причины устаревания слов; понятия «историзмы» и «архаизмы»; способ обозначения устаревших слов в толковом словаре; цель использования устаревших слов в художественных произведениях; понятие «неологизмы»; причины появления неологизмов в языке; знать о переходе неологизмов в общеупотребительные слова.
– Уметь находить устаревшие слова в тексте; разграничивать историзмы и архаизмы; находить устаревшие слова в толковом словаре; находить ошибки в понимании устаревших слов; определять роль устаревших слов в тексте художественного стиля; уметь распознавать неологизмы, возникшие в определенную эпоху; уметь находить в группе указанных слов неологизмы, перешедшие в общеупотребительные слова.
Развивающие: - развивать умение пользоваться толковым словарём для определения значения новых слов; обогащать словарный запас; развивать орфографическую зоркость;
Воспитательные: - воспитывать любовь к языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Устаревшие слова. Неологизмы." »
Устаревшие слова и неологизмы.
В нем (в русском языке) все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно.
Н. В. Гоголь
Цель урока:
Обучающие:
– Знать определение устаревших слов; причины устаревания слов; понятия «историзмы» и «архаизмы»; способ обозначения устаревших слов в толковом словаре; цель использования устаревших слов в художественных произведениях; понятие «неологизмы»; причины появления неологизмов в языке; знать о переходе неологизмов в общеупотребительные слова.
– Уметь находить устаревшие слова в тексте; разграничивать историзмы и архаизмы; находить устаревшие слова в толковом словаре; находить ошибки в понимании устаревших слов; определять роль устаревших слов в тексте художественного стиля; уметь распознавать неологизмы, возникшие в определенную эпоху; уметь находить в группе указанных слов неологизмы, перешедшие в общеупотребительные слова.
Развивающие: - развивать умение пользоваться толковым словарём для определения значения новых слов; обогащать словарный запас; развивать орфографическую зоркость;
Воспитательные: - воспитывать любовь к языку.
Ход урока.
I. Организационный момент
Учитель: - Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада видеть вас на уроке.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас друзья не скрою
Ручку, я, вот так держу
Сяду прямо не согнусь
За работу я возьмусь.
1. Сообщение темы и целей урока. Учитель: - Сегодня мы продолжим с вами изучать лексику. На прошлых уроках мы говорили с вами о диалектизмах, профессиональных словах, исконно-русских и заимствованных. Сегодня мы познакомимся с вами с новой группой слов. А какой группой попробуйте догадаться, решив следующее задание: 2. Игра «Четвёртое лишнее». 1. бумага 2. халат 3. лошадь 4. интернет
Учитель: - Какое слово выбрали? Почему? Ученики: - Это слово интернет, потому что оно появилось в нашей речи сравнительно недавно. Учитель: - Верно, это слово появилось в речи сравнительно недавно, такие слова называются НЕОЛОГИЗМАМИ.
Учитель: - Скажите, ребята, как вы думаете, всем известное слово чело каким будет являться, новым или устаревшим?
Ученики: - Слово чело будет устаревшим, потому что мы его уже не используем в современной речи. Учитель: Верно, запишите тему урока «Устаревшие слова и неологизмы».
3. Работа с эпиграфом.
Учитель: – Прочитайте эпиграф к уроку.
В нем (в русском языке) все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно.
Н. В. Гоголь
Учитель: – В чем заключается главная мысль этих слов Н. В. Гоголя?
Ученики: - Язык - явление, которое может изменяться со временем, какие-то слова могут уходить из обихода, а какие-то только приходят в нашу речь.
II. Изучение нового материала 1. Работа с текстом.
Учитель: – Прослушайте отрывок из рассказа К. И. Чуковского «Старое и новое» о том, как на смену старым словам и значениям приходят новые.
Анатолий Федорович Кони, почетный академик, знаменитый юрист, был, как известно, человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости.
Но горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык. Кони набрасывался на него со страстною ненавистью.
Его страсть восхищала меня. И все же в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край.
Он, например, требовал, чтобы слово обязательно значило только любезно, услужливо.
Но это значение слова уже умерло. Теперь в живой речи и в литературе слово обязательно стало означать непременно. Это-то и возмущало академика Кони.
– Представьте себе, – говорил он, хватаясь за сердце, – иду я сегодня по Спасской и слышу: «Он обязательно набьет тебе морду!» Как вам это нравится? Человек сообщает другому, что кто-то любезно поколотит его!
– Но ведь слово обязательно уже не значит любезно, – пробовал я возразить, но Анатолий Федорович стоял на своем.
Учитель: – Нужно ли нам помнить устаревшие слова? Зачем?
2. Работа с учебником.
Учитель: - На стр. 39 учебника прочитайте о том, как слова становятся устаревшими.
Учитель: – Как называются слова, называющие предметы, изображенные на стр. 38, историзмы или архаизмы? Почему?
Ученики: - Это слова- историзмы. Так как слова исчезли вместе с предметами, которые они называли.
Ученики: (запись в тетради)
Устаревшие слова делятся на:
Историзмы Архаизмы
( ушли из жизни предметы, ( слова устарели, а предметы
которые этими словами остались)
назывались) кольчуга перст
3. Работа с упражнением.
Цель: формирование умения лексической сочетаемости устаревших слов с другими словами, развитие мышления и речи учащихся.
Учитель: - Прочитайте предложенный ниже текст. Из раздела “Слова для справок” выберите и вставьте на месте пропусков те слова, которые соответствуют содержанию текста
Жили – были старик со старухой. Попросил старик старуху испечь колобок. Но муки в ……..не было. Что делать? Пошла старуха, по …….. поскребла, по …… помела и набрала муки. Замесила она тесто, испекла колобок и положила его остывать на окошко. Надоело колобку лежать. Соскочил он с окошка на ……, с завалинки на дорожку – и убежал…
Слова для справок: изба, сусек, амбар, завалинка.
4. Работа с термином и учебником.
Учитель: – Ребята, рассмотрите формулу:
новый + слово = новое слово
Учитель: – Теперь расположите карточки в соответствии с этой формулой.
Ученики( располагают карточки)
– Что означает термин «неологизм»?
Учитель: – На стр. 41 учебника прочитайте о причине появления новых слов.
Учитель: – Иногда новые слова придумываются авторами для создания определенного характера, юмористических ситуаций и т. д. Но это не совсем неологизмы, потому что они не становятся общеупотребительными, а живут лишь в том тексте, где впервые были употреблены. В науке их называют окказионализмами. В переводе occasionalis означает «по случаю» или «случайный».
III. Закрепление изученного материала
1. Работа с текстом.
Учитель: – Сейчас я вам буду читать сказку. Как известно, сказки складывались народом с древних времен, поэтому содержат большое количество устаревших слов. Найдите и запишите в тетрадь устаревшие слова из сказки.
Вот идет Иван по широкой улице и диву дается: одеты люди, как в его родной стороне – мужики в армяках, кушаками подпоясаны, бабы – в кокошниках расписных. Вдруг видит он – два мужика разговаривают, решил к ним подойти, спросить. Подошел и разговор слышит, один другому говорит:
– Ярмарка нынче хорошая! Товару много!
– Да, – соглашается второй.
– Купил я лошадь у барышника, – хвастается первый.
А второй говорит:
– И я жену свою обрадую. Лент, гребенок у коробейника ей купил.
Слушал Иван, слушал, да так ничего и не понял, а спрашивать побоялся – вдруг засмеют.
Ученики: - Зачитывают записанные слова (армяк, кушак, кокошник, барышник).
Учитель: – Что это за слова – историзмы или архаизмы?
Ученики: - Это историзмы.
Учитель: – Что они обозначают?
Ученики: (работа со словарем) Армяк - в старину у крестьян : кафтан из толстого сукна.
Кушак- пояс, обычно широкий, матерчатый.
Кокошник – Старинный женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом.
Барышник – 1. То же, что перекупщик. 2. Торговец лошадьми.
4. Работа с упражнением 87.
Цель: научиться находить неологизмы в тексте, развивать орфографическую зоркость.
Учитель: - Скажите, ребята, что мы научились делать, выполняя это упражнение?
Ученики: - Мы научились находить неологизмы, относящиеся к теме космоса, развивали орфографические навыки.
5. Самостоятельная работа с карточками.
Учитель раздает индивидуальные карточки. Задача учеников – найти окказионализмы и дать их значение, опираясь на контекст.
Мама, я такая распутица!
И показала веревочку, которую удалось ей распутать.
– Вы и шишку польете?
– Да.
– Чтобы выросли шишенята?
Сережа двух с половиной лет впервые увидел костер, прыщущий яркими искрами, захлопал в ладоши и крикнул:
– Огонь и огонята! Огонь и огонята!
– Какой ты страшный спун! Чтобы сейчас было встато.
Трехлетняя Таня, увидев морщинки на лбу у отца, указала на них пальцем и сказала:
– Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки!
– Мне аж кисло во рту стало от баловства, от смеяния.
Трехлетняя Ната:
– Спой мне, мама, баюльную песню.
IV. Итог урока
– Для чего в речи иногда употребляются устаревшие слова?
– Для чего нужны неологизмы?
– Можем ли мы остановить процесс образования новых слов?
V. Домашнее задание
Учитель: – Послушайте стихотворение Н. Кончаловской.
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо,
Огурбузы росли,
Помидоры росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел,
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
Учитель: – Придумайте какой-нибудь необычный предмет, животное, изобразите его на бумаге и дайте ему название или на выбор упражнение 86, где нужно найти устаревшие слова.