kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку на тему "Устаревшие слова. Неологизмы."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

Обучающие:

– Знать определение устаревших слов; причины устаревания слов; понятия «историзмы» и «архаизмы»; способ обозначения устаревших слов в толковом словаре; цель использования устаревших слов в художественных произведениях; понятие «неологизмы»; причины появления неологизмов в языке; знать о переходе неологизмов в общеупотребительные слова.

– Уметь находить устаревшие слова в тексте; разграничивать историзмы и архаизмы; находить устаревшие слова в толковом словаре; находить ошибки в понимании устаревших слов; определять роль устаревших слов в тексте художественного стиля; уметь распознавать неологизмы, возникшие в определенную эпоху; уметь находить в группе указанных слов неологизмы, перешедшие в общеупотребительные слова.

Развивающие: - развивать умение пользоваться толковым словарём для определения  значения новых слов; обогащать словарный запас; развивать орфографическую зоркость;

Воспитательные: - воспитывать любовь к языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Устаревшие слова. Неологизмы." »

Устаревшие слова и неологизмы.

В нем (в русском языке) все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно.

Н. В. Гоголь


Цель урока:

Обучающие:

– Знать определение устаревших слов; причины устаревания слов; понятия «историзмы» и «архаизмы»; способ обозначения устаревших слов в толковом словаре; цель использования устаревших слов в художественных произведениях; понятие «неологизмы»; причины появления неологизмов в языке; знать о переходе неологизмов в общеупотребительные слова.

– Уметь находить устаревшие слова в тексте; разграничивать историзмы и архаизмы; находить устаревшие слова в толковом словаре; находить ошибки в понимании устаревших слов; определять роль устаревших слов в тексте художественного стиля; уметь распознавать неологизмы, возникшие в определенную эпоху; уметь находить в группе указанных слов неологизмы, перешедшие в общеупотребительные слова.

Развивающие: - развивать умение пользоваться толковым словарём для определения  значения новых слов; обогащать словарный запас; развивать орфографическую зоркость;

Воспитательные: - воспитывать любовь к языку.

Ход урока.

I. Организационный момент

Учитель: - Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада видеть вас на уроке.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я от вас друзья не скрою

Ручку, я, вот так держу

Сяду прямо не согнусь

За работу я возьмусь.

1. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: - Сегодня мы продолжим с вами изучать лексику. На прошлых уроках мы говорили с вами о диалектизмах, профессиональных словах, исконно-русских и заимствованных.  Сегодня мы познакомимся с вами с новой группой слов. А какой группой попробуйте догадаться, решив следующее задание:
2. Игра «Четвёртое лишнее».
1. бумага
2. халат
3. лошадь
4. интернет

Учитель: - Какое слово выбрали? Почему?
Ученики: - Это слово интернет, потому что оно появилось в нашей речи сравнительно недавно. 
Учитель: - Верно, это слово появилось в речи сравнительно недавно, такие слова называются НЕОЛОГИЗМАМИ.

Учитель: - Скажите, ребята, как вы думаете, всем известное слово чело каким будет являться, новым или устаревшим?

Ученики: - Слово чело будет устаревшим, потому что мы его уже не используем в современной речи.
Учитель: Верно, запишите тему урока «Устаревшие слова и неологизмы».

3. Работа с эпиграфом.

Учитель: – Прочитайте эпиграф к уроку.

В нем (в русском языке) все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно.

Н. В. Гоголь

Учитель: – В чем заключается главная мысль этих слов Н. В. Гоголя?

Ученики: - Язык - явление, которое может изменяться со временем, какие-то слова могут уходить из обихода, а какие-то только приходят в нашу речь.

II. Изучение нового материала
1. Работа с текстом.

Учитель: – Прослушайте отрывок из рассказа К. И. Чуковского «Старое и новое» о том, как на смену старым словам и значениям приходят новые.

Анатолий Федорович Кони, почетный академик, знаменитый юрист, был, как известно, человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости.

Но горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык. Кони набрасывался на него со страстною ненавистью.

Его страсть восхищала меня. И все же в своей борьбе за чистоту языка он часто хватал через край.

Он, например, требовал, чтобы слово обязательно значило только любезно, услужливо.

Но это значение слова уже умерло. Теперь в живой речи и в литературе слово обязательно стало означать непременно. Это-то и возмущало академика Кони.

– Представьте себе, – говорил он, хватаясь за сердце, – иду я сегодня по Спасской и слышу: «Он обязательно набьет тебе морду!» Как вам это нравится? Человек сообщает другому, что кто-то любезно поколотит его!

– Но ведь слово обязательно уже не значит любезно, – пробовал я возразить, но Анатолий Федорович стоял на своем.

Учитель: – Нужно ли нам помнить устаревшие слова? Зачем?

2. Работа с учебником.

Учитель: - На стр. 39 учебника прочитайте о том, как слова становятся устаревшими.

Учитель: – Как называются слова, называющие предметы, изображенные на стр. 38, историзмы или архаизмы? Почему?

Ученики: - Это слова- историзмы. Так как слова исчезли вместе с предметами, которые они называли.

Ученики: (запись в тетради)

Устаревшие слова делятся на:

Историзмы Архаизмы

( ушли из жизни предметы, ( слова устарели, а предметы

которые этими словами остались)

назывались) кольчуга перст


3. Работа с упражнением.

Цель: формирование умения лексической сочетаемости устаревших слов с другими словами, развитие мышления и речи учащихся.

Учитель: - Прочитайте предложенный ниже текст. Из раздела “Слова для справок” выберите и вставьте на месте пропусков те слова, которые соответствуют содержанию текста

Жили – были старик со старухой. Попросил старик старуху испечь колобок. Но муки в ……..не было. Что делать? Пошла старуха, по …….. поскребла, по …… помела и набрала муки. Замесила она тесто, испекла колобок и положила его остывать на окошко. Надоело колобку лежать. Соскочил он с окошка на ……, с завалинки на дорожку – и убежал…

Слова для справок: изба, сусек, амбар, завалинка.

4. Работа с термином и учебником.

Учитель: – Ребята, рассмотрите формулу:

новый + слово = новое слово

Учитель: – Теперь расположите карточки в соответствии с этой формулой.

Ученики( располагают карточки)

– Что означает термин «неологизм»?

Учитель: – На стр. 41 учебника прочитайте о причине появления новых слов.

Учитель: – Иногда новые слова придумываются авторами для создания определенного характера, юмористических ситуаций и т. д. Но это не совсем неологизмы, потому что они не становятся общеупотребительными, а живут лишь в том тексте, где впервые были употреблены. В науке их называют окказионализмами. В переводе occasionalis означает «по случаю» или «случайный».

III. Закрепление изученного материала

1. Работа с текстом.

Учитель: – Сейчас я вам буду читать сказку. Как известно, сказки складывались народом с древних времен, поэтому содержат большое количество устаревших слов. Найдите и запишите в тетрадь устаревшие слова из сказки.

Вот идет Иван по широкой улице и диву дается: одеты люди, как в его родной стороне – мужики в армяках, кушаками подпоясаны, бабы – в кокошниках расписных. Вдруг видит он – два мужика разговаривают, решил к ним подойти, спросить. Подошел и разговор слышит, один другому говорит:

– Ярмарка нынче хорошая! Товару много!

– Да, – соглашается второй.

– Купил я лошадь у барышника, – хвастается первый.

А второй говорит:

– И я жену свою обрадую. Лент, гребенок у коробейника ей купил.

Слушал Иван, слушал, да так ничего и не понял, а спрашивать побоялся – вдруг засмеют.

Ученики: - Зачитывают записанные слова (армяк, кушак, кокошник, барышник).

Учитель: – Что это за слова – историзмы или архаизмы?

Ученики: - Это историзмы.

Учитель: – Что они обозначают?

Ученики: (работа со словарем) Армяк - в старину у крестьян : кафтан из толстого сукна.

Кушак- пояс, обычно широкий, матерчатый.

Кокошник – Старинный женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом.

Барышник – 1. То же, что перекупщик. 2. Торговец лошадьми.

4. Работа с упражнением 87.

Цель: научиться находить неологизмы в тексте, развивать орфографическую зоркость.

Учитель: - Скажите, ребята, что мы научились делать, выполняя это упражнение?

Ученики: - Мы научились находить неологизмы, относящиеся к теме космоса, развивали орфографические навыки.

5. Самостоятельная работа с карточками.

Учитель раздает индивидуальные карточки. Задача учеников – найти окказионализмы и дать их значение, опираясь на контекст.

Мама, я такая распутица!

И показала веревочку, которую удалось ей распутать.

– Вы и шишку польете?

– Да.

– Чтобы выросли шишенята?

Сережа двух с половиной лет впервые увидел костер, прыщущий яркими искрами, захлопал в ладоши и крикнул:

– Огонь и огонята! Огонь и огонята!

– Какой ты страшный спун! Чтобы сейчас было встато.

Трехлетняя Таня, увидев морщинки на лбу у отца, указала на них пальцем и сказала:

– Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки!

– Мне аж кисло во рту стало от баловства, от смеяния.

Трехлетняя Ната:

– Спой мне, мама, баюльную песню.

IV. Итог урока

– Для чего в речи иногда употребляются устаревшие слова?

– Для чего нужны неологизмы?

– Можем ли мы остановить процесс образования новых слов?

V. Домашнее задание

Учитель: – Послушайте стихотворение Н. Кончаловской.

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, заселенных густо,

Огурбузы росли,

Помидоры росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

Сельдерошек поспел,

И моркофель дозрел,

Стал уже осыпаться спаржовник,

А таких баклачков

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

Учитель: – Придумайте какой-нибудь необычный предмет, животное, изобразите его на бумаге и дайте ему название или на выбор упражнение 86, где нужно найти устаревшие слова.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку на тему "Устаревшие слова. Неологизмы."

Автор: Тихомирова Екатерина Анатольевна

Дата: 09.04.2015

Номер свидетельства: 199226

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока по русскому языку на тему: "Устаревшие слова" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-ustarievshiie-slova-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "153026"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420960148"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект  урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Устаревшие и новые слова". "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie-po-tiemie-ustarievshiie-i-novyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "224207"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438598662"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства