kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Устаревшие слова. Историзмы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока. 

На данном уроке у учащихся создается первичное представление о понятии «устаревшие слова». В основу урока положен практико-ориентированный принцип обучения, основанный на формирование у учащихся умений и навыков самоорганизации в учебной деятельности с использованием ИКТ технологий.

В ходе этапа обобщения и закрепления нового материала учащиеся с помощью теста смогли оценить свои знания. На каждом этапе урока учащиеся оценивали свою работу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Устаревшие слова. Историзмы.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с.Усть – Кулом







Технологическая карта урока

Класс: 6

Предмет: русский язык

УМК: под редакцией Е.А.Быстровой

Тема: Устаревшие слова. Историзмы.

Тип урока: изучение нового материала

Технология: здоровьесберегающая, технология критического мышления через чтение и письмо.

Дидактические средства: учебник, толковые словари, памятки, карточки с заданиями для групповой работы.

Оборудование: компьютер, проектор.

Учитель: О.Е.Обрезкова


Планируемые результаты:

Предметные



Метапредметные



Личностные



1. Развивать умение находить устаревшие слова в тексте, понимать целесообразность их употребления;

2. Формировать умения работать со словарями, развивать умения работы с текстом, говорения, чтения, письма;

3. Способствовать развитию навыков выразительного чтения; понять необходимость использования устаревших слов в художественных произведениях;

1. Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать самостоятельно и в парах; находить общее решение, формулировать, аргументировать свою точку зрения.

2. Формирование умения работать с текстом, понимать прочитанное.

1. Учить школьников внимательному отношению к слову, понимать, что язык - явление развивающееся; воспитывать культуру речи.

2. Осознание необходимости бережного отношения к русскому языку, формировать интерес к родному языку.


Формируемые УУД

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

  • устойчивый познавательный интерес к русскому языку.


  • формулировать собственное мнение;

  • осуществлять речевое взаимодействие в различных условиях;

  • работать в парах.


  • осуществлять информационную переработку текста;

  • строить устное высказывание;

  • проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя.


  • планирование самостоятельного выполнения заданий;

  • выбор темпа работы; умение действовать самостоятельно.







Этап урока

Форма работы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный этап

Цель этапа: активация учащихся.

Словесное приветствие.

-Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло?

– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет так же тепло и уютно. А теперь за работу!

Приветствует учащихся.

Мотивирует учащихся к началу занятий.

Рапорт дежурного кадета.

Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами.

Л: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Р: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

2. Актуализация знаний


Цель этапа: выявить уровень знаний и систематизировать их.

Фронтальная.


- Сегодня у нас не совсем обычный урок – мы отправляемся в путешествие. А путешествовать мы будем не на поезде, не пешком, даже не на ковре-самолете. Мы отправляемся в путь на машине времени. В каком же веке мы окажемся, что нового и интересного узнаем? Да-да, не удивляйтесь, мы очутились в середине 19 века. Я надеюсь, что мы узнаем много полезного.

-Обратите внимание на экран. Вам представлены разные предметы. Сможете ли вы из всех назвать?

- Вам эти слова неизвестны, потому что этих предметов уже нет.

- Какова же тогда тема нашего сегодняшнего урока? (Устаревшие слова. Историзмы)

- Исходя из темы урока, сформулируйте цель урока.

(Изучить историзмы)

Определите задачи урока:

1. Дать определение понятию «историзмы»

2. Научиться находить устаревшие слова в тексте.

3. Выполнить задания.

Вступительное слово учителя. Знакомство с устаревшими словами, введение понятия историзмов.

Высказывают свою точку зрения.

Учащиеся формулируют цель и шаги, которые необходимо сделать для реализации

поставленной цели.


П: понимают познавательную задачу;

Р: планируют совместно с одноклассниками свои действия.

К: работают в парах.

3. Изучение новых знаний и способов деятельности



Цель этапа: организовать осмысленное восприятие новой информации.


Индивидуально-групповая.


-Мы переходим к нашей первой задаче, к изучению теоретического материала (§11 на стр.79).

-Ответьте на вопрос: что такое историзмы?

Историзмы – это слова, служившие названиями исчезнувших предметов, понятий, явлений.

- Где же мы можем встретить историзмы? (Историзмы встречаются в учебниках по истории и в произведениях художественной литературы)

- Но как быть писателям, историкам, если они захотят описать минувшую эпоху?

(В произведениях, повествующих о прошлом нашего народа, нельзя не использовать историзмы)

- Вернемся к нашим задачам. Мы выполнили нашу первую задачу? (да)

Дополняет сообщения учащихся, называет причины устаревания слов.


Работают с учебниками.

отвечают на вопросы учителя;

в сотрудничестве с одноклассниками и учителем делают выводы.


Л: мотивация к обучению, самоопределение, самооценка и саморазвитие.

П: извлекают необходимую информацию, делают выводы.

Р: выполняют учебную задачу.

К: сотрудничество, работа в парах.


4. Первичная проверка понимания изученного



Цель этапа: вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.


Групповая работа

- Вторая наша задача: научиться находить устаревшие слова в тексте. А для осуществления нашей задачи, мы для начала прочитаем стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Выпишите из фрагментов стихотворения все историзмы.

- Найдите в словаре, который лежит у вас на парте, значение слов: 1 группа - бой, мундиры, штыки, редут, заряд, картечь, сéча. 2 группа - лафет, бивак, кивер, штык, царь, булат. 3 группа - уланы, драгуны,

Басурманы, булат, картечь,

ядро.

- Оцените свою работу:

«+++» – всё верно, всё получилось

«++» – у тебя возникли затруднения, но ты справился

«+» – не получилось, нужно поработать еще.

- Вернемся к нашим задачам. Мы выполнили нашу вторую задачу? (да)

Помогает работать со словарями,

слабым учащимся помогает найти историзмы.



Один из кадетов читает выразительно стихотворение.

Работа в группах. (Группе из 4-5 человек предлагается найти и записать устаревшие слова из предложенных фрагментов стихотворения). Устно в группах объяснить значение слов.

П: извлекать необходимую информацию для выполнения учебных задач

Р: планировать совместно с одноклассниками свои действия.

- осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль

- планировать своё действие;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

К: осуществлять работу в группе.


5. Физкультминутка

(для развития познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления)



Цель этапа: 

проведение психической и физической разгрузки.


- Предлагаю прервать активную мыслительную деятельность и заменить ее активной физической деятельностью.


Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

И друг к другу повернулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели


Проговаривая демонстрирует упражнения

Выполняют физические упражнения

Р.: - умение соотносить свои действия с действиями учителя;

-умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную.

К.: - умение слушать и вступать в диалог;

- умение участвовать в коллективном решении проблем;

- умение интегрироваться в группу сверстников  и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Л.: Развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал.

Закрепление изученного


Цель этапа: обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.


Фронтальная.


1. Задание: соотнесите иллюстрацию с названием. (Ученики выходят к доске, наклеивают название к каждой иллюстрации и объясняют значение слов).

-Оцените свою работу:

«+++» – всё верно, всё получилось

«++» – у тебя возникли затруднения, но ты справился

«+» – не получилось, нужно поработать еще.

2. Работа с учебником (Упр. 77)

- Вернемся к нашим задачам. Мы выполнили нашу третью задачу? (да)

Помогает выполнить задание, обобщает знания учащихся.


Выполняют упр. 77 (один ученик работает у доски).


Л: самооценка, самоопределение.

П: извлекают необходимую информацию, делают выводы.

Р: планируют свои действия.

К: строят высказывания, сотрудничество.

Обобщение и систематизация


- У каждого из вас на парте лежит тест, выполните задания, оцените свои сегодняшние знания.

-Оцените свою работу:

«+++» – всё верно, всё получилось

«++» – у тебя возникли затруднения, но ты справился

«+» – не получилось, нужно поработать еще. Оцените всю работу за урок.

Контролирует выполнение работы.

Выполняют тест.

П: систематизировать, обобщить изученное;

К: самостоятельно контролировать время при выполнении задания;

Р: прогнозировать результаты уровня усвоения;

Подведение итогов.

Рефлексия.


Цели этапа: организовать оценку учениками собственной учебной деятельности; подвести итог проделанной работы на уроке.



- Какие слова мы называем устаревшими?

- Почему в языке появляются устаревшие слова?

- Где мы можем узнать значение?

- Вернемся к нашим задачам и цели урока. Мы достигли нашу цель? (Да)


-А теперь оцените ваши успехи за урок. Каждый подумает, на какой же лесенке находился в начале урока и на какой ступеньке стоит сейчас.

Подводит итоги урока.


Отвечают на вопросы теста.









Оценивают свою работу за урок.


Р: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Л: понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

К: строить монологическое высказывание;

9. Домашнее задание.


Цель этапа: организовать обсуждение и запись домашнего задания


Для всех повторить §11

Базовый уровень: упражнение 79

Повышенный уровень: Выписать из художественной литературы историзмы, указать их значение (по словарю).

-Товарищи кадеты, урок закончен. Спасибо за работу на уроке!

Объясняет домашнее задание.


Записывают домашнее задание.

Дежурный кадет даёт команду разойтись.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Устаревшие слова. Историзмы.

Автор: Обрезкова Ольга Егоровна

Дата: 08.06.2021

Номер свидетельства: 582962

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Устаревшие слова: историзмы и архаизмы""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_russkogho_iazyka_v_5_klassie_po_tiemie_ustarie"
    ["file_id"] => string(6) "423121"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1498407476"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Открытый урок по русскому языку "Устаревшие слова""
    ["seo_title"] => string(50) "otkrytyi_urok_po_russkomu_iazyku_ustarevshie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "528389"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1574583908"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока русского языка в 5 классе "О чем говорят устаревшие слова" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-o-chiem-ghovoriat-ustarievshiie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "108401"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403689137"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка в 4 классе по теме "Устаревшие слова" "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-ustarievshiie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "113045"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409075816"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по русскому языку на тему "Устаревшие слова. Неологизмы." "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-ustarievshiie-slova-nieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "199226"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428548461"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства