Тема: Устаревшие слова. Историзмы.
Технология: здоровьесберегающая, технология критического мышления через чтение и письмо.
Дидактические средства: учебник, толковые словари, памятки, карточки с заданиями для групповой работы.
Оборудование: компьютер, проектор.
Формируемые УУД |
Личностные | Коммуникативные | Познавательные | Регулятивные |
| формулировать собственное мнение; осуществлять речевое взаимодействие в различных условиях; работать в парах. | осуществлять информационную переработку текста; строить устное высказывание; проводить исследовательскую деятельность под руководством учителя. | планирование самостоятельного выполнения заданий; выбор темпа работы; умение действовать самостоятельно. |
| | | |
Этап урока | Форма работы | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный этап Цель этапа: активация учащихся. | Словесное приветствие. | -Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? – Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет так же тепло и уютно. А теперь за работу! | Приветствует учащихся. Мотивирует учащихся к началу занятий. | Рапорт дежурного кадета. Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами. | Л: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Р: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. |
2. Актуализация знаний Цель этапа: выявить уровень знаний и систематизировать их. | Фронтальная. | - Сегодня у нас не совсем обычный урок – мы отправляемся в путешествие. А путешествовать мы будем не на поезде, не пешком, даже не на ковре-самолете. Мы отправляемся в путь на машине времени. В каком же веке мы окажемся, что нового и интересного узнаем? Да-да, не удивляйтесь, мы очутились в середине 19 века. Я надеюсь, что мы узнаем много полезного. -Обратите внимание на экран. Вам представлены разные предметы. Сможете ли вы из всех назвать? - Вам эти слова неизвестны, потому что этих предметов уже нет. - Какова же тогда тема нашего сегодняшнего урока? (Устаревшие слова. Историзмы) - Исходя из темы урока, сформулируйте цель урока. (Изучить историзмы) Определите задачи урока: 1. Дать определение понятию «историзмы» 2. Научиться находить устаревшие слова в тексте. 3. Выполнить задания. | Вступительное слово учителя. Знакомство с устаревшими словами, введение понятия историзмов. | Высказывают свою точку зрения. Учащиеся формулируют цель и шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. | П: понимают познавательную задачу; Р: планируют совместно с одноклассниками свои действия. К: работают в парах. |
3. Изучение новых знаний и способов деятельности Цель этапа: организовать осмысленное восприятие новой информации. | Индивидуально-групповая. | -Мы переходим к нашей первой задаче, к изучению теоретического материала (§11 на стр.79). -Ответьте на вопрос: что такое историзмы? Историзмы – это слова, служившие названиями исчезнувших предметов, понятий, явлений. - Где же мы можем встретить историзмы? (Историзмы встречаются в учебниках по истории и в произведениях художественной литературы) - Но как быть писателям, историкам, если они захотят описать минувшую эпоху? (В произведениях, повествующих о прошлом нашего народа, нельзя не использовать историзмы) - Вернемся к нашим задачам. Мы выполнили нашу первую задачу? (да) | Дополняет сообщения учащихся, называет причины устаревания слов. | Работают с учебниками. отвечают на вопросы учителя; в сотрудничестве с одноклассниками и учителем делают выводы. | Л: мотивация к обучению, самоопределение, самооценка и саморазвитие. П: извлекают необходимую информацию, делают выводы. Р: выполняют учебную задачу. К: сотрудничество, работа в парах. |
4. Первичная проверка понимания изученного Цель этапа: вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме. | Групповая работа | - Вторая наша задача: научиться находить устаревшие слова в тексте. А для осуществления нашей задачи, мы для начала прочитаем стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Выпишите из фрагментов стихотворения все историзмы. - Найдите в словаре, который лежит у вас на парте, значение слов: 1 группа - бой, мундиры, штыки, редут, заряд, картечь, сéча. 2 группа - лафет, бивак, кивер, штык, царь, булат. 3 группа - уланы, драгуны, Басурманы, булат, картечь, ядро. - Оцените свою работу: «+++» – всё верно, всё получилось «++» – у тебя возникли затруднения, но ты справился «+» – не получилось, нужно поработать еще. - Вернемся к нашим задачам. Мы выполнили нашу вторую задачу? (да) | Помогает работать со словарями, слабым учащимся помогает найти историзмы. | Один из кадетов читает выразительно стихотворение. Работа в группах. (Группе из 4-5 человек предлагается найти и записать устаревшие слова из предложенных фрагментов стихотворения). Устно в группах объяснить значение слов. | П: извлекать необходимую информацию для выполнения учебных задач Р: планировать совместно с одноклассниками свои действия. - осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль - планировать своё действие; - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; К: осуществлять работу в группе. |
5. Физкультминутка (для развития познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления) Цель этапа: проведение психической и физической разгрузки. | | - Предлагаю прервать активную мыслительную деятельность и заменить ее активной физической деятельностью. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И – направо! И еще Через левое плечо! Все ребята дружно встали И на месте зашагали. На носочках потянулись И друг к другу повернулись. Как пружинки мы присели, А потом тихонько сели | Проговаривая демонстрирует упражнения | Выполняют физические упражнения | Р.: - умение соотносить свои действия с действиями учителя; -умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную. К.: - умение слушать и вступать в диалог; - умение участвовать в коллективном решении проблем; - умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Л.: Развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал. |
Закрепление изученного Цель этапа: обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний. | Фронтальная. | 1. Задание: соотнесите иллюстрацию с названием. (Ученики выходят к доске, наклеивают название к каждой иллюстрации и объясняют значение слов). -Оцените свою работу: «+++» – всё верно, всё получилось «++» – у тебя возникли затруднения, но ты справился «+» – не получилось, нужно поработать еще. 2. Работа с учебником (Упр. 77) - Вернемся к нашим задачам. Мы выполнили нашу третью задачу? (да) | Помогает выполнить задание, обобщает знания учащихся. | Выполняют упр. 77 (один ученик работает у доски). | Л: самооценка, самоопределение. П: извлекают необходимую информацию, делают выводы. Р: планируют свои действия. К: строят высказывания, сотрудничество. |
Обобщение и систематизация | | - У каждого из вас на парте лежит тест, выполните задания, оцените свои сегодняшние знания. -Оцените свою работу: «+++» – всё верно, всё получилось «++» – у тебя возникли затруднения, но ты справился «+» – не получилось, нужно поработать еще. Оцените всю работу за урок. | Контролирует выполнение работы. | Выполняют тест. | П: систематизировать, обобщить изученное; К: самостоятельно контролировать время при выполнении задания; Р: прогнозировать результаты уровня усвоения; |
Подведение итогов. Рефлексия. Цели этапа: организовать оценку учениками собственной учебной деятельности; подвести итог проделанной работы на уроке. | | - Какие слова мы называем устаревшими? - Почему в языке появляются устаревшие слова? - Где мы можем узнать значение? - Вернемся к нашим задачам и цели урока. Мы достигли нашу цель? (Да) -А теперь оцените ваши успехи за урок. Каждый подумает, на какой же лесенке находился в начале урока и на какой ступеньке стоит сейчас. | Подводит итоги урока. | Отвечают на вопросы теста. Оценивают свою работу за урок. | Р: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений. Л: понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям К: строить монологическое высказывание; |
9. Домашнее задание. Цель этапа: организовать обсуждение и запись домашнего задания | | Для всех повторить §11 Базовый уровень: упражнение 79 Повышенный уровень: Выписать из художественной литературы историзмы, указать их значение (по словарю). -Товарищи кадеты, урок закончен. Спасибо за работу на уроке! | Объясняет домашнее задание. | Записывают домашнее задание. Дежурный кадет даёт команду разойтись. | |