Открытый урок по русскому языку "Устаревшие слова"
Открытый урок по русскому языку "Устаревшие слова"
Познакомить с понятиями устаревшие слова, историзмы, архаизмы; сформировать представление о роли устаревших слов в художественных текстах; научить находить устаревшие слова в тексте и в словаре, разграничивать историзмы и архаизмы, выявлять ошибки в понимании устаревших слов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку "Устаревшие слова"»
Давайте, друзья,улыбнемся друг другу!Улыбки подарим гостям!К уроку готовы?Тогда – за работу!Удачи желаю всем нам.
А. С. Пушкин "Зима!.. Крестьянин, торжествуя..."
Зима!..
Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж отморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
( Из романа в стихах "Евгений Онегин" )
Браздыпушистые взрывая,Летиткибиткаудалая;Ямщиксидит наоблучкеВтулупе, в красномкушаке
Бразды .Устар. То же, что борозда, длинная канавка на поверхности почвы, проведённая сохой или плугом, для посадки в неё растений
Киби́тка .Устар. Крытая повозка. Верх экипажа из кожи или ткани, натянутой на дугах (устар.).
Ямщик .Устар. Возница, кучер на почтовых, ямских лошадях.
Облучок .Устар. Толстая деревянная скрепа, идущая по краям телеги, повозки или огибающая верхнюю часть саней.
Тулуп .Устар. Долгополая меховая шуба, без перехвата, халатом, обнимающая все тело, весь стан; простой тулуп бывает овчинный, бараний.
Кушак .Устар. Пояс или опояска, широкая тесьма, либо полотнище ткани, иногда с бархатом по концам, для обвязки человека в перехвате, по верхней одежде.
Устаревшие
слова
Цель: познакомиться с понятиями:устаревшие слова, историзмы, архаизмы; сформировать представление о роли устаревших слов в художественных текстах; научиться находить устаревшие слова в тексте и в словаре, разграничивать историзмы и архаизмы.
Устаревшие слова
Историзмы
Архаизмы
слова, называющие предметы или явления, не существующие в современной жизни
Примеры : боярин, гусар, витязь, кольчуга
это слова, обозначающие названия существующих предметов, вытесненных другими словами.
Найдите устаревшие слова в отрывке стихотворения И.Сурикова.
В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетёт;
Матушка за прялкой
Молча лён прядёт.
Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца…
Текст для девочек
Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом прялка была в каждом доме – за неё садились уже 6 – 7-летние девочки.
Назначение прялки – превратить лён или шерсть в пряжу. Состоит она из двух частей: донца и гребня (лопатки). На донце, небольшой дощечке, имеется головка, куда и вставляется гребень, на котором укрепляетсякудель– ком обработанного льна или шерсти.
Пряха садится на донце, левой рукой вытягивает волокно, скручивает его в нитку, а в правой – вращаетверетено, особенным образом вырезанную палочку; на него и наматывается нить.
(В.Волков)
Задания к тексту
Объясните с помощью текста лексическое значение слов ПРЯЛКА, КУДЕЛЬ, ВЕРЕТЕНО.
Запишите ответ в виде словарной статьи.
Текст для мальчиков
Долгое время крестьянская изба освещалась лучиной. Она готовилась заранее: длинное поленце расправлялось в печи, потом от него ножом отщипывались тонкие щепки –лучинки. Эти лучинки вставлялись (горизонтально) в специальные подставки,светцы, с расщелинами на верху, и поджигались. Под лучиной стояло длинное корытце с водой, куда падали угольки.
(Вл. Волков)
Объясните с помощью текста лексическое значение слов:ЛУЧИНА, СВЕТЕЦ.Запишите ответ в виде словарной статьи.
Объясните с помощью текста лексическое значение слов:ЛУЧИНА, СВЕТЕЦ.Запишите ответ в виде словарной статьи.
Объясните с помощью текста лексическое значение слов:ЛУЧИНА, СВЕТЕЦ.
Запишите ответ в виде словарной статьи.
Домашнее задание
Описать внешность мамы, используя устаревшие слова.
Д Н Е В Н И К
Русский язык
упр 175
Верю – не верю
Устаревшие слова – это слова, которые вышли из активного употребления.
Устаревшие слова имеют в толковом словаре помету обл.
Устаревшие слова делятся на историзмы и арготизмы.
Историзмы – это слова, которые вышли из употребления, потому что ушли из обихода предметы и явления, которые они называли.
Устаревшие слова нужны, чтобы передать исторический колорит эпохи.
Архаизмы – это устаревшие слова, которые имеют другое название в современном языке.
Верю – не верю
1. Устаревшие слова – это слова, которые вышли из активного употребления.
+
2. Устаревшие слова имеют в толковом словаре помету обл.
_
3. Устаревшие слова делятся на историзмы и арготизмы.
_
4. Историзмы – это слова, которые вышли из употребления, потому что ушли из обихода предметы и явления, которые они называли.
+
5.Устаревшие слова нужны, чтобы передать исторический колорит эпохи.
+
6. Архаизмы – это устаревшие слова, которые имеют другое название в современном языке.