kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Устаревшие слова: историзмы и архаизмы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный предмет: русский язык
Тема урока: Устаревшие слова: историзмы и архаизмы.
Тип урока: «Открытие» новых знаний.
Деятельностная цель:  формирование у учащихся представлений об устаревших словах как одной из групп необщеупотребительных слов.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Устаревшие слова: историзмы и архаизмы"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Учебный предмет: русский язык
Тема урока: Устаревшие слова: историзмы и архаизмы.
Тип урока: «Открытие» новых знаний
Цели урока:
Деятельностная цель:  формирование у учащихся представлений об устаревших словах как одной из групп необщеупотребительных слов.
Содержательная цель: 

  • открытие  учащимися видов устаревших слов: историзмы и архаизмы;

  • формирование умения определять вид устаревшего слова;

  • осмысление исторических явлений в лексике русского языка при образовании устаревших слов;

  • определение роли историзмов и архаизмов в художественной литературе;

  • развитие творческой деятельности учащихся, а также их коммуникативных способностей;

  • воспитание интереса и положительного отношения к языку.

Формы учебной деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в парах, учебный диалог, коллективная.

Методы и приёмы обучения: «Тетрализация», «Диалог Ривина», «магазин старинных вещей», распределительный диктант, работа с иллюстрацией, самостоятельная работа, рефлексия учебной деятельности.

Формируемые УУД:

  • Личностные:

- формирование мотивов достижения целей,
- формирование границ «знания» и «незнания»
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

  • Коммуникативные:
    - умение слушать и слышать других,
    - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в случае инсценировки),

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач,

- использование речи для регуляции своих действий,

- построение понятных для одноклассников высказываний.

- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,
- ориентировка на позицию партнёра,
- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
- умение договариваться, приходить к общему решению,
- контроль действий партнёра,
- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,

- осуществлять речевую рефлексию.

  • Познавательные:

 - формулирование проблемы,
- умение  строить речевое высказывание,

- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,

- создание способов решения проблемы.

  • Регулятивные:
    - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний,

- высказывать предположения на основе наблюдений.

- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения,
- различение способа и результата действия,

- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок,
- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме,

- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

  • Познавательные:
    - структурирование знаний,
    - построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
    - установление причинно-следственных связей,
    - доказательство.

Ожидаемые предметные результаты: овладение умениями определять роль устаревших слов в языке, находить эти слова в художественных текстах и объяснять их значение; различать историзмы и архаизмы, уместно употреблять их в речи.

Ожидаемые метапредметные результаты: формирование познавательных и коммуникативных универсальных действий через поиск и выделение необходимой информации в учебнике и словаре, решение рабочих задач с использованием ИКТ в совместной деятельности.

Система оценок: взаимопроверка, самопроверка по эталону, оценивание учителем индивидуальной работы обучающихся.

Образовательные ресурсы: интерактивная доска, презентация в smart notebook, словарь устаревших слов на каждую парту, лист самооценки деятельности (для каждого ученика), картинки для рефлексии (сундук, мельница, корзина – для каждого ученика).









Этап урока, 
цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Этап  1
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 Цель: основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

 

Добрый день! Я рада всех видеть.


Звучит музыка «Вальс начала 18-19 века».

В класс входят две девочки, музыка приглушается.


Приём «Театрализация»

Разговор двух дам на балу.

Зизи. Завтра, Китти, мы с маман уезжаем в имение на долгих. Уговаривала поехать в дормезе, так нет, экономим!

Китти. А ты видела княгиня Воронцова приехала в карете с гайдуками, форейтором на шестерне. Эффектно, ничего не скажешь! Она может себе это позволить!! Вы уже расписали сегодняшние танцы?

Зизи. Котильон я уже обещала Оболенскому. Об остальных еще не решила. А где твой папа?

Китти. У него талия в штосс - вон там, в кабинете.

Зизи. Посмотри, Мими сегодня в платье от новой модистки: с турнюром и шамизетками. Да и фероньерки небывалой красоты.

Китти. Сегодня обещал быть император, поэтому на маман парюра.


  • Понятен ли нам разговор светских дам?

  • Почему?

  • Почему некоторые слова нам непонятны?



Смотрят инсценировку, пытаются представить происходящую картину.

Отвечают на вопрос учителя.

Личностные:
- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение слушать,
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в случае инсценировки).

Познавательные: 
- умение  строить речевое высказывание.

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Этап  2
АКТУАЛИЗАЦИЯ И  ПРОБНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Цель:  подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

  • Кто знает, как называются такие слова?

  • Сформулируем тему урока.

Устаревшие слова: историзмы и архаизмы.


















 Высказывают предположения, формулируют тему урока.










 Коммуникативные:

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач,

- слушать и слышать других,

- осуществлять речевую рефлексию.

Регулятивные:

- высказывать предположения на основе наблюдений.

Этап  3
ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

  • Можем ли мы ответить на вопрос: «Историзмы или архаизмы использовали в своей речи дамы?»


Отвечают на вопрос учителя.


Коммуникативные:
- использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные:
- создание способов решения проблемы.


Этап 4
ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

  • Что известно в теме урока?

  • Что неизвестно?

  • Исходя из темы урока, сформулируем вопросы, которые нам предстоит рассмотреть на уроке:

  1. Какие слова называются историзмами?

  2. Какие слова называются архаизмами?

  3. Как отличать историзмы и архаизмы?

  4. Зачем (где) употребляются историзмы и архаизмы. 

  • Сформулируем задачи урока.


Формулируют вопросы к уроку, задачи урока.

Цель – узнать, какие устаревшие слова являются историзмами, а какие архаизмами; Уметь отличать историзмы и архаизмы.

 Коммуникативные:
- построение понятных для одноклассников высказываний.

Познавательные:
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
- формулирование проблемы,
- создание способов решения проблемы.

Этап 5-6
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА, ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ  С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

  • Изучите § 63. Найдите ответы на данные вопросы:

  1. Какие слова называются историзмами?

  2. Какие слова называются архаизмами?

  3. Как отличать историзмы и архаизмы?

  4. Зачем (где) употребляются историзмы и архаизмы. 

  • Какие ещё вопросы можно сформулировать по параграфу?

  • Задайте вопрос одноклассникам?

  • Прочитайте отрывки из художественных произведений. Выпишите устаревшие слова. Найдите в словаре их значение. Определите – это историзм или архаизм.

  1. Опять я в деревне. Хожу на охоту.

Пишу мои вирши – живётся легко. (Н,А.Некрасов)

  1. Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан. (А.С.Пушкин)

  1. На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка. (А.С,Пушкин)

  • Почему в данных произведениях использованы устаревшие слова?

  • Как отличить историзмы и архаизмы?



Работа в паре.

  • Рассмотрите человека, представленного на иллюстрации.

  • Прочитайте слова.

  • Что обозначают данные слова?

  • Подпишите названия частей тела человека устаревшими словами.

Самопроверка в интерактивном режиме.



  • К какой группе устаревших слов относятся данные слова? Докажите.

  • Где чаще всего используются данные слова?

  • Вспомните и запишите пословицы и поговорки с данными архаизмами. Объясните значение пословиц.

1. Видит око далеко, а ум ещё дальше.

2. Устами младенца глаголет истина.

3. Один как перст.


  • Физкультминутка.

Встаньте прямо.

Вытяните выю.

Расправьте рамена.

Сомкните вежды три раза.

Потрите дланью ланиты.

Нахмурьте чело.

Поднимите десницу.

А теперь шуйцу

И похлопайте три раза.

Садитесь.



Работа в паре.

  • Мы находимся в магазине старинных вещей, где нам необходимо подобрать названия к старинным предметам (на слайде представлены иллюстрации старинных предметов).

    жбан

    Онучи, лапти

    кольчуга

    Зипун

    светец

    пветецга группу слов, роке.

    прялка

    братина

  • Как называются данные устаревшие слова?

 Изучают параграф, формулирую ответы на поставленные вопросы, анализируют примеры.



Читают фрагменты худ. произведений, выписывают устаревшие слова, определяют группу слов, работают со словарём устаревших слов.







Выполнение упражнения с последующей проверкой в интерактивном режиме.





Анализируют, формулируют вывод, записывают предложения, объясняют значения пословиц.





Выполняют упражнения, представленные учителем.





 

 

 



Выполняют упражнение (ищут искомое слово по словарю, читая его значение) с последующей проверкой в интерактивном режиме.



Личностные:
- формирование мотивов достижения целей,
- формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:
- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,
- ориентировка на позицию партнёра,
- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
- умение договариваться, приходить к общему решению,
- контроль действий партнёра,
- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,
- использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения,
- различение способа и результата действия.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- установление причинно-следственных связей,
- доказательство.

Этап 7
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Распределительный диктант.


Прочитайте слова, распределите их на две группы: историзмы и архаизмы.

Сюртук, глас, злато, ведать, крепостной, ланиты, боярин, рыбарь, жандарм, треуголка, внимать, кольчуга.


Историзмы

Архаизмы

Сюртук, крепостной, боярин, жандарм, треуголка, кольчуга.

Глас, злато, ведать, ланиты, рыбарь, внимать.

Взаимопроверка в интерактивном режиме.

  • Какие слова называются историзмами?

  • Какие слова называются архаизмами?

  • Как отличить историзмы и архаизмы?

  • Для чего используются устаревшие слова?


 Выполняют упражнение с последующей проверкой в интерактивном режиме.

 

 



Личностные:
- развитие самооценки личности,
- формирование адекватной позитивной самооценки,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:
- учёт правил в контроле способа решения,
- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

Этап 8
ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

 

  • Рассмотрите картину Виктора Васнецова «Богатыри».





  • Какие устаревшие слова мы найдём на картине?

  • Составьте и запишите несколько предложений с устаревшими словами.

  • Какие устаревшие слова вы использовали? Докажите.



 Рассматривают картину, составляют предложения, представляют предложения одноклассникам, объясняя значение слов и называя группу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- различение способа и результата действия,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- доказательство.

Этап 9
РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

 Из года в год меняет лес свои листья, старые опадают. Так и слова ветшают и гибнут. Но появляются им на смену новые.

Оцените свои знания по теме, используя критерии:

Критерии оценивания

Да

Нет

Знаю, какие слова называются историзмами.



Знаю, какие слова называются архаизмами.



Могу отличить историзмы и архаизмы.



Могу использовать устаревшие слова при решении учебной задачи.



Умею договариваться с товарищем.



Приём «Картинка»

В течение урока мы получили разную информацию.

Нужна ли она вам?

Выберите нужную картинку «Сундук, мельница, корзинка»

Прослушивают текст, делают выводы о практической значимости темы урока.





Анализируют свою деятельность на уроке.









Личностные:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

 

Этап 10

ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ.



Списать текст, вставляя пропущенные буквы.

Найти и подчеркнуть устаревшие слова. Дать их значение.

Алешка шел рядом с с…нями, в которых с…дели трое холопов в военных колпаках и кафтанах с высок…ми в…ротниками. Это были работники Василия Волкова. На к…льчуги денег у боярина не хватило, одел их в кафтаны. Их обг…няло много дворян и боярских детей в к…льчугах и латах, и весь уезд с…езжался на площадь.



Осмысливают информацию о д/з, записывают в дневник.





3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Засухина Лариса Александровна

Дата: 25.06.2017

Номер свидетельства: 423121


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства