- построение понятных для одноклассников высказываний.
- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,
- ориентировка на позицию партнёра,
- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
- умение договариваться, приходить к общему решению,
- контроль действий партнёра,
- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,
- осуществлять речевую рефлексию.
- создание способов решения проблемы.
- высказывать предположения на основе наблюдений.
- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок,
- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме,
Этап урока, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Этап 1 МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ |
Цель: основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Добрый день! Я рада всех видеть. Звучит музыка «Вальс начала 18-19 века». В класс входят две девочки, музыка приглушается. Приём «Театрализация» Разговор двух дам на балу. Зизи. Завтра, Китти, мы с маман уезжаем в имение на долгих. Уговаривала поехать в дормезе, так нет, экономим! Китти. А ты видела княгиня Воронцова приехала в карете с гайдуками, форейтором на шестерне. Эффектно, ничего не скажешь! Она может себе это позволить!! Вы уже расписали сегодняшние танцы? Зизи. Котильон я уже обещала Оболенскому. Об остальных еще не решила. А где твой папа? Китти. У него талия в штосс - вон там, в кабинете. Зизи. Посмотри, Мими сегодня в платье от новой модистки: с турнюром и шамизетками. Да и фероньерки небывалой красоты. Китти. Сегодня обещал быть император, поэтому на маман парюра. |
Смотрят инсценировку, пытаются представить происходящую картину. Отвечают на вопрос учителя.
| Личностные: - сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные: - умение слушать, - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в случае инсценировки). Познавательные: - умение строить речевое высказывание. Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний. |
Этап 2 АКТУАЛИЗАЦИЯ И ПРОБНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ |
Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Устаревшие слова: историзмы и архаизмы.
| Высказывают предположения, формулируют тему урока.
| Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, - слушать и слышать других, - осуществлять речевую рефлексию. Регулятивные: - высказывать предположения на основе наблюдений. |
Этап 3 ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ |
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | | Отвечают на вопрос учителя. | Коммуникативные: - использование речи для регуляции своих действий. Познавательные: - создание способов решения проблемы. | |
Этап 4 ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ |
Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Что известно в теме урока? Что неизвестно? Исходя из темы урока, сформулируем вопросы, которые нам предстоит рассмотреть на уроке: Какие слова называются историзмами? Какие слова называются архаизмами? Как отличать историзмы и архаизмы? Зачем (где) употребляются историзмы и архаизмы. | Формулируют вопросы к уроку, задачи урока. Цель – узнать, какие устаревшие слова являются историзмами, а какие архаизмами; Уметь отличать историзмы и архаизмы. | Коммуникативные: - построение понятных для одноклассников высказываний. Познавательные: - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, - формулирование проблемы, - создание способов решения проблемы. |
Этап 5-6 РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА, ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ |
Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Какие слова называются историзмами? Какие слова называются архаизмами? Как отличать историзмы и архаизмы? Зачем (где) употребляются историзмы и архаизмы. Какие ещё вопросы можно сформулировать по параграфу? Задайте вопрос одноклассникам? Прочитайте отрывки из художественных произведений. Выпишите устаревшие слова. Найдите в словаре их значение. Определите – это историзм или архаизм. Опять я в деревне. Хожу на охоту. Пишу мои вирши – живётся легко. (Н,А.Некрасов) Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. (А.С.Пушкин) На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка. (А.С,Пушкин)
Работа в паре. Рассмотрите человека, представленного на иллюстрации. Прочитайте слова. Что обозначают данные слова? Подпишите названия частей тела человека устаревшими словами. Самопроверка в интерактивном режиме.
К какой группе устаревших слов относятся данные слова? Докажите. Где чаще всего используются данные слова? Вспомните и запишите пословицы и поговорки с данными архаизмами. Объясните значение пословиц. 1. Видит око далеко, а ум ещё дальше. 2. Устами младенца глаголет истина. 3. Один как перст. Встаньте прямо. Вытяните выю. Расправьте рамена. Сомкните вежды три раза. Потрите дланью ланиты. Нахмурьте чело. Поднимите десницу. А теперь шуйцу И похлопайте три раза. Садитесь.
Работа в паре. Мы находимся в магазине старинных вещей, где нам необходимо подобрать названия к старинным предметам (на слайде представлены иллюстрации старинных предметов). жбан | Онучи, лапти | кольчуга | Зипун | светец | пветецга группу слов, роке. прялка | братина | Как называются данные устаревшие слова? | Изучают параграф, формулирую ответы на поставленные вопросы, анализируют примеры.
Читают фрагменты худ. произведений, выписывают устаревшие слова, определяют группу слов, работают со словарём устаревших слов.
Выполнение упражнения с последующей проверкой в интерактивном режиме.
Анализируют, формулируют вывод, записывают предложения, объясняют значения пословиц.
Выполняют упражнения, представленные учителем.
Выполняют упражнение (ищут искомое слово по словарю, читая его значение) с последующей проверкой в интерактивном режиме.
| Личностные: - формирование мотивов достижения целей, - формирование границ «знания» и «незнания». Коммуникативные: - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, - ориентировка на позицию партнёра, - стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, - умение договариваться, приходить к общему решению, - контроль действий партнёра, - построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет, - использование речи для регуляции своего действия. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, - различение способа и результата действия. Познавательные: - структурирование знаний, - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - установление причинно-следственных связей, - доказательство. |
Этап 7 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ |
Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Распределительный диктант. Прочитайте слова, распределите их на две группы: историзмы и архаизмы. Сюртук, глас, злато, ведать, крепостной, ланиты, боярин, рыбарь, жандарм, треуголка, внимать, кольчуга. Историзмы | Архаизмы | Сюртук, крепостной, боярин, жандарм, треуголка, кольчуга. | Глас, злато, ведать, ланиты, рыбарь, внимать. | Взаимопроверка в интерактивном режиме. Какие слова называются историзмами? Какие слова называются архаизмами? Как отличить историзмы и архаизмы? Для чего используются устаревшие слова? | Выполняют упражнение с последующей проверкой в интерактивном режиме.
| Личностные: - развитие самооценки личности, - формирование адекватной позитивной самооценки, - формирование границ собственного «знания» и «незнания». Регулятивные: - учёт правил в контроле способа решения, - внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок. |
Этап 8 ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ |
Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. |
Какие устаревшие слова мы найдём на картине? Составьте и запишите несколько предложений с устаревшими словами. Какие устаревшие слова вы использовали? Докажите.
| Рассматривают картину, составляют предложения, представляют предложения одноклассникам, объясняя значение слов и называя группу. | Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - различение способа и результата действия, - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, - выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме. Познавательные: - структурирование знаний, - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, - доказательство. |
Этап 9 РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Из года в год меняет лес свои листья, старые опадают. Так и слова ветшают и гибнут. Но появляются им на смену новые. Оцените свои знания по теме, используя критерии: Критерии оценивания | Да | Нет | Знаю, какие слова называются историзмами. | | | Знаю, какие слова называются архаизмами. | | | Могу отличить историзмы и архаизмы. | | | Могу использовать устаревшие слова при решении учебной задачи. | | | Умею договариваться с товарищем. | | | Приём «Картинка» В течение урока мы получили разную информацию. Нужна ли она вам? Выберите нужную картинку «Сундук, мельница, корзинка» | Прослушивают текст, делают выводы о практической значимости темы урока.
Анализируют свою деятельность на уроке.
| Личностные: - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. Регулятивные: - восприятие оценки учителя, - адекватная самооценка. Познавательные: - построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |
Этап 10 ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ. |
| Списать текст, вставляя пропущенные буквы. Найти и подчеркнуть устаревшие слова. Дать их значение. Алешка шел рядом с с…нями, в которых с…дели трое холопов в военных колпаках и кафтанах с высок…ми в…ротниками. Это были работники Василия Волкова. На к…льчуги денег у боярина не хватило, одел их в кафтаны. Их обг…няло много дворян и боярских детей в к…льчугах и латах, и весь уезд с…езжался на площадь.
| Осмысливают информацию о д/з, записывают в дневник. |
|