kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Устаревшие слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

В игровой форме дети знакомятся с устаревшими словами, ищут их в текстах, словарях, обясняют их лексическое значение.

Просмотр содержимого документа
«7лист самооценки»

Лист самооценки

Я знаю, что такое устаревшие слова

Я могу находить и объяснить значение устаревших слов

Я могу работать с толковым словарём

У меня не было ошибок в заданиях

Мне было интересно на уроке





Лист самооценки

Я знаю, что такое устаревшие слова

Я могу находить и объяснить значение устаревших слов

Я могу работать с толковым словарём

У меня не было ошибок в заданиях

Мне было интересно на уроке





Лист самооценки

Я знаю, что такое устаревшие слова

Я могу находить и объяснить значение устаревших слов

Я могу работать с толковым словарём

У меня не было ошибок в заданиях

Мне было интересно на уроке



Просмотр содержимого документа
«конспект устаревшие слова»

Тема «Устаревшие слова»

Цель: познакомить обучающихся с устаревшими словами

Задачи:

  • наблюдать за словами, вышедшими из употребления, устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления (исчезновение предметов, явлений, замена синонимами), ввести понятие устаревшие слова;

  • наблюдать за значением устаревших слов;

  • развивать речь учащихся, внимание, память, умения работать с толковым словарём, с ноутбуками, расширять словарный запас обучающихся;

  • воспитывать любовь к русскому языку, к литературным произведениям, народным песням


Планируемые результаты

Предметные:

Знания: узнать, какие слова называются устаревшими;

Умения: находить лексическое значение слова в толковом словаре;

Метапредметные:

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; оценка результатов работы;

Познавательные: умение работать с различными источниками информации.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

Личностные:

восприятие русского языка как явления национальной культуры.



Оборудование:

Ноутбуки для учащихся, видеопроектор, колонки, экран, учительский ноутбук, реквизит: коромысло, вёдра, кокошник, лапти, ухват, кушак, цветные мелки.


Ресурсы:

1. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Русский язык: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2013.

2. Толковый словарь С.И.Ожегова;

3. Презентация к уроку;

4. Видеоролик А.С. Пушкин «Зима, крестьянин торжествуя…»;

5. Музыкальный ряд: отрывок песни из «Шишкина школа», русская народная песня «Лапти»;

6. Тест-игра «Угадай слово»;

7. Индивидуальные задания для учащихся;

8.Листы самооценки;

9. Приложения к уроку;

10. Текст четверостишия А.С. Пушкина;


  1. Организационный момент: дети поют все вместе

«Веселится звонок, я бегу со всех ног. Школа двери открывает, начинается урок. Что, как, почему, только в школе я пойму. Я за партою сижу, я на доску гляжу. Я узнаю всё на свете, а потом всем расскажу. Что, как, почему, только в школе я пойму»

  1. Мотивация. Проблемная ситуация

Учитель: Здравствуйте ребята, давайте сейчас мы с вами порисуем? Кто любит рисовать? Вам нужно создать иллюстрацию к строкам А. С. Пушкина.



Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке,

В тулупе, в красном кушаке.

Вот доска, цветные мелки.

Юля: -Здорово!

Карина - С чего начнём?

Матвей - Я думаю, с кибитки, она здесь самая главная.

Юля А, что это такое?

Матвей -Сам не знаю.

Карина - Давайте рассуждать. Что мы знаем, летит кибитка удалая. Значит, это - какой-то летательный аппарат.

Юля –Может, летающая тарелка. (рисует летающую тарелку)

Матвей -Мало того, она ещё и взрывает! Значит, нарисуем бомбы.

Карина - А кто такие бразды? Да ещё и пушистые.

Юля -Какие-то зверьки. (рисуют пушистых зверьков)

Матвей –А, что дальше?

Карина - Ямщик сидит на облучке. В тулупе, в красном кушаке.

Юля - Понятно – это мужик в чём-то красном.(рисует мужика)

Матвей -Ямщик, от слово яма, значит ямы копает. Давайте нарисуем лопату. (рисует лопату)

Карина -Облучок –может, это облачко (рисует облако)

Юля -Ну, вот и всё, картина готова.

Учитель: Что это такое?

Матвей -Как что? Вот летит кибитка и взрывает бразды. А вон ямщик.

Юля -Неужели Пушкин имел в виду что-то другое?

Карина -Ну, мы же не знаем, что обозначают эти слова!

Учитель: А вы, хотите узнать? Тогда, внимание на экран.(Фрагмент из стихотворения А.С. Пушкина «Зима, крестьянин торжествуя…»)

  1. Целеполагание

Учитель: Как вы думаете, почему картина не такая получилась?

Догадались, какая тема нашего урока? (слайд 1)

-Устаревшие слова.

Какую цель мы поставим? (слайд 2)

-Познакомиться с устаревшими словами.

Чтобы добиться этой цели мы поставим перед собой задачи: Находить устаревшие слова, понимать смысл устаревших слов, правильно произносить и объяснять их значение, работать с толковым словарём (слайд 3)



Мы попробуем ответить на вопросы? (На карточках) (слайд4)

-Какие слова называют устаревшими?

-Когда и почему слова устаревают?

- Где их можно встретить?

-Как найти их лексическое значение?

IV. Работа в паре на ноутбуках.

Откройте тетради, запишите число, Классная работа. На рабочем столе документ «Устаревшие слова», откройте его (слайд 5).

Перед вами слова. Выпишите современные слова в один столбик, а в другой столбик – оставшиеся. Работаем парами, помогаем друг другу. Давайте проверим. У кого также, поставьте плюс на полях (слайд 6)

Посмотрите на слова в левом столбике. Мы их используем в своей речи? (Да). А в другом? ( Нет.) Эти слова не употребляем в современном языке, значит, они устарели. Найдите пары и соедините их стрелками. Давайте проверим. (слайд 7) У кого также, ставим плюс. Закрыли документ, выключили ноутбуки.

Какие слова мы будем называть устаревшими? (которые мы не употребляем в нашей речи)

V.Правило на стр. 86 учебника

VI.Физминутка:

Пощёлкайте перстами, улыбнитесь устами, погладьте ланиты, выю потяните, очи вверх поднимите и вниз опустите.

VII. Беседа Давайте, подумаем, почему слова стареют и исчезают из нашей речи?

Выходят мальчик и девочка, одетые: в лапти, кушак, в руках ухват, у девочки – кокошник и коромысло с вёдрами.

Под музыку «Лапти мои…», приплясывая, проходят между рядами.

Скажите, ребята, пользуемся мы сейчас этими вещами? Эти вещи устарели и хранятся в нашем музее.

Какой же вывод? Стареют предметы, значит и слова, которые их называли, устаревают.

А бывает так, что предметы остаются, а сами слова устаревают. Помашите правою рукой. В старину называли десница, а левую называли шуйца. Похлопайте в ладошки – ладонь называли длань.

Вывод, предметы остались, а старинные слова заменили современными.

VIII. Самостоятельная работа с учебником упр. №1 стр. 86 Взаимопроверка, без ошибок ставим плюс.

IX. Мозговой штурм

Слова постоянно устаревают, но не исчезают из нашего языка.

А где можно встретить устаревшие слова? (В произведениях литературы: былинах, сказках, рассказах, стихах, а также в русских народных песнях и в музее.)

«Пошла старуха в амбар, по коробу помела, по сусеку поскребла и набрала горсти две муки. Замесила она тесто и испекла колобок».

«Да ещё рожу конька ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами да с аршинными ушами».

X. Работа с толковым словарём Конечно, текст, где есть устаревшие слова, читать сложно. Надо знать лексическое значение. А где же взять это толкование?( в толковом словаре).

Найдите в толковом словаре стр. 157, прочитайте и спишите в тетрадь слово и толкование: девочки «льзя», а мальчики «рать». Прочитайте лексическое значение. Проверьте и поставить плюс.

XI. Тест- игра

(11 слов) «Устаревшие слова» (Империалы-шоколадки за правильный ответ)

XII. Рефлексия и оценка

Смогли мы ответить на вопросы, цель достигли? Чему научились? (слайд 8)

Возьмите лист самооценки. Оцените себя по критериям на слайде 9,10

XIII. Д/з дифференцированное

1.Стр. 87 №3 учебник.

2. В русских народных сказках найти и выписать устаревшие слова

3. Подобрать пословицы с устаревшими словами

Спасибо за урок.











Просмотр содержимого презентации
«3 устаревшие слова»

Тема урока:

Тема урока:

Цель урока: Познакомиться с устаревшими словами

Цель урока:

Познакомиться с устаревшими

словами

Чему будем учиться? Находить … Правильно произносить … Понимать смысл… Объяснять значение… Работать с...

Чему будем учиться?

Находить

Правильно произносить

Понимать смысл…

Объяснять значение…

Работать с...

Ответим на вопросы: Какие слова называют устаревшими? Когда и почему слова устаревают?  Где их можно встретить? Как найти их лексическое значение?

Ответим на вопросы:

Какие слова называют устаревшими?

Когда и почему слова устаревают?

Где их можно встретить?

Как найти их лексическое значение?

Работа в парах Чело, лоб, рот, уста, ланиты, шея, щёки, выя, палец, глаз, око, перст

Работа в парах

Чело, лоб, рот, уста,

ланиты, шея, щёки, выя,

палец, глаз, око, перст

Проверка чело лоб уста рот ланиты шея выя щёки око палец перст глаз

Проверка

чело

лоб

уста

рот

ланиты

шея

выя

щёки

око

палец

перст

глаз

Проверка лоб рот шея щёки палец глаз чело уста ланиты выя око перст

Проверка

лоб

рот

шея

щёки

палец

глаз

чело

уста

ланиты

выя

око

перст

Чему научились? Находить … Правильно произносить … Понимать смысл… Объяснять значение… Работать с...

Чему научились?

Находить

Правильно произносить

Понимать смысл…

Объяснять значение…

Работать с...

Лист самооценки Я знаю, что такое устаревшие слова Я умею находить и объяснить значение устаревших слов Я могу работать с толковым словарём Я не делал ошибок в заданиях Мне было интересно на уроке

Лист самооценки

Я знаю, что такое устаревшие слова

Я умею находить и объяснить значение устаревших слов

Я могу работать с толковым словарём

Я не делал ошибок в заданиях

Мне было интересно на уроке

Если   оценка 5  Если оценка 4 Если   оценка 3

Если оценка 5

Если

оценка 4

Если оценка 3

Домашнее задание  Стр.87 №3 уч. В сказках найти устаревшие слова и выписать их в тетрадь

Домашнее задание

  • Стр.87 №3 уч.
  • В сказках найти устаревшие слова

и выписать их в тетрадь

  • Подобрать и списать пословицы с устаревшими словами.
Спасибо за урок

Спасибо за урок


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Устаревшие слова

Автор: Акимова Татьяна Сергеевна

Дата: 21.10.2019

Номер свидетельства: 523615

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока русского языка в 5 классе "О чем говорят устаревшие слова" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-o-chiem-ghovoriat-ustarievshiie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "108401"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403689137"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "статья на тему: Сопоставительный анализ использования устаревших слов.( А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Перевод А.Тажибаева)"
    ["seo_title"] => string(113) "statianatiemusopostavitielnyianalizispolzovaniiaustarievshikhslovaspushkinkapitanskaiadochkapierievodatazhibaieva"
    ["file_id"] => string(6) "275096"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452518346"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка в 4 классе по теме "Устаревшие слова" "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-ustarievshiie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "113045"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409075816"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект и презентация для урока русского языка по теме "Устаревшие слова" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-i-priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-ustarievshiie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "204012"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429595641"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по русскому языку на тему "Устаревшие слова. Неологизмы." "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-ustarievshiie-slova-nieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "199226"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428548461"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства