Тема «Устаревшие слова»
Цель: познакомить обучающихся с устаревшими словами
Задачи:
наблюдать за словами, вышедшими из употребления, устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления (исчезновение предметов, явлений, замена синонимами), ввести понятие устаревшие слова;
наблюдать за значением устаревших слов;
развивать речь учащихся, внимание, память, умения работать с толковым словарём, с ноутбуками, расширять словарный запас обучающихся;
воспитывать любовь к русскому языку, к литературным произведениям, народным песням
Планируемые результаты
Предметные:
Знания: узнать, какие слова называются устаревшими;
Умения: находить лексическое значение слова в толковом словаре;
Метапредметные:
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; оценка результатов работы;
Познавательные: умение работать с различными источниками информации.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
Личностные:
восприятие русского языка как явления национальной культуры.
Оборудование:
Ноутбуки для учащихся, видеопроектор, колонки, экран, учительский ноутбук, реквизит: коромысло, вёдра, кокошник, лапти, ухват, кушак, цветные мелки.
Ресурсы:
1. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Русский язык: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2013.
2. Толковый словарь С.И.Ожегова;
3. Презентация к уроку;
4. Видеоролик А.С. Пушкин «Зима, крестьянин торжествуя…»;
5. Музыкальный ряд: отрывок песни из «Шишкина школа», русская народная песня «Лапти»;
6. Тест-игра «Угадай слово»;
7. Индивидуальные задания для учащихся;
8.Листы самооценки;
9. Приложения к уроку;
10. Текст четверостишия А.С. Пушкина;
Организационный момент: дети поют все вместе
«Веселится звонок, я бегу со всех ног. Школа двери открывает, начинается урок. Что, как, почему, только в школе я пойму. Я за партою сижу, я на доску гляжу. Я узнаю всё на свете, а потом всем расскажу. Что, как, почему, только в школе я пойму»
Мотивация. Проблемная ситуация
Учитель: Здравствуйте ребята, давайте сейчас мы с вами порисуем? Кто любит рисовать? Вам нужно создать иллюстрацию к строкам А. С. Пушкина.
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке,
В тулупе, в красном кушаке.
Вот доска, цветные мелки.
Юля: -Здорово!
Карина - С чего начнём?
Матвей - Я думаю, с кибитки, она здесь самая главная.
Юля –А, что это такое?
Матвей -Сам не знаю.
Карина - Давайте рассуждать. Что мы знаем, летит кибитка удалая. Значит, это - какой-то летательный аппарат.
Юля –Может, летающая тарелка. (рисует летающую тарелку)
Матвей -Мало того, она ещё и взрывает! Значит, нарисуем бомбы.
Карина - А кто такие бразды? Да ещё и пушистые.
Юля -Какие-то зверьки. (рисуют пушистых зверьков)
Матвей –А, что дальше?
Карина - Ямщик сидит на облучке. В тулупе, в красном кушаке.
Юля - Понятно – это мужик в чём-то красном.(рисует мужика)
Матвей -Ямщик, от слово яма, значит ямы копает. Давайте нарисуем лопату. (рисует лопату)
Карина -Облучок –может, это облачко (рисует облако)
Юля -Ну, вот и всё, картина готова.
Учитель: Что это такое?
Матвей -Как что? Вот летит кибитка и взрывает бразды. А вон ямщик.
Юля -Неужели Пушкин имел в виду что-то другое?
Карина -Ну, мы же не знаем, что обозначают эти слова!
Учитель: А вы, хотите узнать? Тогда, внимание на экран.(Фрагмент из стихотворения А.С. Пушкина «Зима, крестьянин торжествуя…»)
Целеполагание
Учитель: Как вы думаете, почему картина не такая получилась?
Догадались, какая тема нашего урока? (слайд 1)
-Устаревшие слова.
Какую цель мы поставим? (слайд 2)
-Познакомиться с устаревшими словами.
Чтобы добиться этой цели мы поставим перед собой задачи: Находить устаревшие слова, понимать смысл устаревших слов, правильно произносить и объяснять их значение, работать с толковым словарём (слайд 3)
Мы попробуем ответить на вопросы? (На карточках) (слайд4)
-Какие слова называют устаревшими?
-Когда и почему слова устаревают?
- Где их можно встретить?
-Как найти их лексическое значение?
IV. Работа в паре на ноутбуках.
Откройте тетради, запишите число, Классная работа. На рабочем столе документ «Устаревшие слова», откройте его (слайд 5).
Перед вами слова. Выпишите современные слова в один столбик, а в другой столбик – оставшиеся. Работаем парами, помогаем друг другу. Давайте проверим. У кого также, поставьте плюс на полях (слайд 6)
Посмотрите на слова в левом столбике. Мы их используем в своей речи? (Да). А в другом? ( Нет.) Эти слова не употребляем в современном языке, значит, они устарели. Найдите пары и соедините их стрелками. Давайте проверим. (слайд 7) У кого также, ставим плюс. Закрыли документ, выключили ноутбуки.
Какие слова мы будем называть устаревшими? (которые мы не употребляем в нашей речи)
V.Правило на стр. 86 учебника
VI.Физминутка:
Пощёлкайте перстами, улыбнитесь устами, погладьте ланиты, выю потяните, очи вверх поднимите и вниз опустите.
VII. Беседа Давайте, подумаем, почему слова стареют и исчезают из нашей речи?
Выходят мальчик и девочка, одетые: в лапти, кушак, в руках ухват, у девочки – кокошник и коромысло с вёдрами.
Под музыку «Лапти мои…», приплясывая, проходят между рядами.
Скажите, ребята, пользуемся мы сейчас этими вещами? Эти вещи устарели и хранятся в нашем музее.
Какой же вывод? Стареют предметы, значит и слова, которые их называли, устаревают.
А бывает так, что предметы остаются, а сами слова устаревают. Помашите правою рукой. В старину называли десница, а левую называли шуйца. Похлопайте в ладошки – ладонь называли длань.
Вывод, предметы остались, а старинные слова заменили современными.
VIII. Самостоятельная работа с учебником упр. №1 стр. 86 Взаимопроверка, без ошибок ставим плюс.
IX. Мозговой штурм
Слова постоянно устаревают, но не исчезают из нашего языка.
А где можно встретить устаревшие слова? (В произведениях литературы: былинах, сказках, рассказах, стихах, а также в русских народных песнях и в музее.)
«Пошла старуха в амбар, по коробу помела, по сусеку поскребла и набрала горсти две муки. Замесила она тесто и испекла колобок».
«Да ещё рожу конька ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами да с аршинными ушами».
X. Работа с толковым словарём Конечно, текст, где есть устаревшие слова, читать сложно. Надо знать лексическое значение. А где же взять это толкование?( в толковом словаре).
Найдите в толковом словаре стр. 157, прочитайте и спишите в тетрадь слово и толкование: девочки «льзя», а мальчики «рать». Прочитайте лексическое значение. Проверьте и поставить плюс.
XI. Тест- игра
(11 слов) «Устаревшие слова» (Империалы-шоколадки за правильный ответ)
XII. Рефлексия и оценка
Смогли мы ответить на вопросы, цель достигли? Чему научились? (слайд 8)
Возьмите лист самооценки. Оцените себя по критериям на слайде 9,10
XIII. Д/з дифференцированное
1.Стр. 87 №3 учебник.
2. В русских народных сказках найти и выписать устаревшие слова
3. Подобрать пословицы с устаревшими словами
Спасибо за урок.