Тема «Устаревшие слова»
 Цель: познакомить обучающихся с устаревшими словами
 Задачи:  
   наблюдать за словами, вышедшими из употребления, устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления (исчезновение предметов, явлений, замена синонимами), ввести понятие устаревшие слова;  
  наблюдать за значением устаревших слов;
  развивать речь учащихся, внимание, память, умения работать с толковым словарём, с ноутбуками, расширять словарный запас обучающихся;  
  воспитывать любовь к русскому языку, к литературным произведениям, народным песням
 
 
  Планируемые результаты
  Предметные:
  Знания: узнать, какие слова называются устаревшими;
  Умения: находить лексическое значение слова в толковом словаре;
  Метапредметные:
  Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; оценка результатов работы;
  Познавательные: умение работать с различными источниками информации.
  Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  Личностные:
  восприятие русского языка как явления национальной культуры.
 
 
 
  Оборудование:
 Ноутбуки для учащихся, видеопроектор, колонки, экран, учительский ноутбук, реквизит: коромысло, вёдра, кокошник, лапти, ухват, кушак, цветные мелки.
 
 
 Ресурсы:
  1. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. Русский язык: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2013.
  2. Толковый словарь С.И.Ожегова;
  3. Презентация к уроку;
  4. Видеоролик А.С. Пушкин «Зима, крестьянин торжествуя…»;
  5. Музыкальный ряд: отрывок песни из «Шишкина школа», русская народная песня «Лапти»;
  6. Тест-игра «Угадай слово»;
  7. Индивидуальные задания для учащихся;
  8.Листы самооценки;
  9. Приложения к уроку;
  10. Текст четверостишия А.С. Пушкина;
  
 
   Организационный момент: дети поют все вместе  
 
 «Веселится звонок, я бегу со всех ног. Школа двери открывает, начинается урок. Что, как, почему, только в школе я пойму. Я за партою сижу, я на доску гляжу. Я узнаю всё на свете, а потом всем расскажу. Что, как, почему, только в школе я пойму»
   Мотивация. Проблемная ситуация
 
Учитель: Здравствуйте ребята, давайте сейчас мы с вами порисуем? Кто любит рисовать? Вам нужно создать иллюстрацию к строкам А. С. Пушкина.
 
 
 
 Бразды пушистые взрывая,
 Летит кибитка удалая;
 Ямщик сидит на облучке,
 В тулупе, в красном кушаке.
 Вот доска, цветные мелки.  
 Юля: -Здорово!
 Карина - С чего начнём?
 Матвей - Я думаю, с кибитки, она здесь самая главная.
 Юля –А, что это такое?
 Матвей -Сам не знаю.
 Карина - Давайте рассуждать. Что мы знаем, летит кибитка удалая. Значит, это - какой-то летательный аппарат.  
 Юля –Может, летающая тарелка. (рисует летающую тарелку)
 Матвей -Мало того, она ещё и взрывает! Значит, нарисуем бомбы.
 Карина  - А кто такие бразды? Да ещё и пушистые.  
 Юля -Какие-то зверьки. (рисуют пушистых зверьков)
 Матвей –А, что дальше?
 Карина  - Ямщик сидит на облучке. В тулупе, в красном кушаке.
 Юля - Понятно – это мужик в чём-то красном.(рисует мужика)
 Матвей -Ямщик, от слово яма, значит ямы копает. Давайте нарисуем лопату. (рисует лопату)
 Карина  -Облучок –может, это облачко (рисует облако)
 Юля -Ну, вот и всё, картина готова.
 Учитель: Что это такое?  
 Матвей -Как что? Вот летит кибитка и взрывает бразды. А вон ямщик.  
 Юля -Неужели Пушкин имел в виду что-то другое?
 Карина -Ну, мы же не знаем, что обозначают эти слова!
 Учитель: А вы, хотите узнать? Тогда, внимание на экран.(Фрагмент из стихотворения А.С. Пушкина «Зима, крестьянин торжествуя…»)  
   Целеполагание
 
 Учитель: Как вы думаете, почему картина не такая получилась?
  Догадались, какая тема нашего урока? (слайд 1)  
  -Устаревшие слова.
 Какую цель мы поставим? (слайд 2)
 -Познакомиться с устаревшими словами.  
 Чтобы добиться этой цели мы поставим перед собой задачи: Находить устаревшие слова, понимать смысл устаревших слов, правильно произносить и объяснять их значение, работать с толковым словарём (слайд 3)
 
 
 
  Мы попробуем ответить на вопросы? (На карточках) (слайд4)
 -Какие слова называют устаревшими?
 -Когда и почему слова устаревают?
 - Где их можно встретить?
 -Как найти их лексическое значение?
 IV. Работа в паре на ноутбуках.
 Откройте тетради, запишите число, Классная работа. На рабочем столе документ «Устаревшие слова», откройте его (слайд 5).
 Перед вами слова. Выпишите современные слова в один столбик, а в другой столбик – оставшиеся. Работаем парами, помогаем друг другу. Давайте проверим. У кого также, поставьте плюс на полях (слайд 6)
 Посмотрите на слова в левом столбике. Мы их используем в своей речи? (Да). А в другом? ( Нет.) Эти слова не употребляем в современном языке, значит, они устарели. Найдите пары и соедините их стрелками. Давайте проверим. (слайд 7) У кого также, ставим плюс. Закрыли документ, выключили ноутбуки.
 Какие слова мы будем называть устаревшими? (которые мы не употребляем в нашей речи)
 V.Правило на стр. 86 учебника   
 VI.Физминутка:  
 Пощёлкайте перстами, улыбнитесь устами, погладьте ланиты, выю потяните, очи вверх поднимите и вниз опустите.
 VII.  Беседа Давайте, подумаем, почему слова стареют и исчезают из нашей речи?
  Выходят мальчик и девочка, одетые: в лапти, кушак, в руках ухват, у девочки – кокошник и коромысло с вёдрами.  
 Под музыку «Лапти мои…», приплясывая, проходят между рядами.  
 Скажите, ребята, пользуемся мы сейчас этими вещами? Эти вещи устарели и хранятся в нашем музее.
 Какой же вывод? Стареют предметы, значит и слова, которые их называли, устаревают.  
 А бывает так, что предметы остаются, а сами слова устаревают. Помашите правою рукой. В старину называли десница, а левую называли шуйца. Похлопайте в ладошки – ладонь называли длань.
 Вывод, предметы остались, а старинные слова заменили современными.
 VIII. Самостоятельная работа с учебником упр. №1 стр. 86 Взаимопроверка, без ошибок ставим плюс.  
 IX. Мозговой штурм
 Слова постоянно устаревают, но не исчезают из нашего языка.
  А где можно встретить устаревшие слова? (В произведениях литературы: былинах, сказках, рассказах, стихах, а также в русских народных песнях и в музее.)  
 «Пошла старуха в амбар, по коробу помела, по сусеку поскребла и набрала горсти две муки. Замесила она тесто и испекла колобок».
 «Да ещё рожу конька ростом только в три вершка,  
  На спине с двумя горбами да с аршинными ушами».
 X. Работа с толковым словарём Конечно, текст, где есть устаревшие слова, читать сложно. Надо знать лексическое значение. А где же взять это толкование?( в толковом словаре).
 Найдите в толковом словаре стр. 157, прочитайте и спишите в тетрадь слово и толкование: девочки «льзя», а мальчики «рать». Прочитайте лексическое значение. Проверьте и поставить плюс.
 XI. Тест- игра
 (11 слов) «Устаревшие слова» (Империалы-шоколадки за правильный ответ)
 XII. Рефлексия и оценка
 Смогли мы ответить на вопросы, цель достигли? Чему научились? (слайд 8)
 Возьмите лист самооценки. Оцените себя по критериям на слайде 9,10
 XIII. Д/з дифференцированное
 1.Стр. 87 №3 учебник.  
 2. В русских народных сказках найти и выписать устаревшие слова
 3. Подобрать пословицы с устаревшими словами
 Спасибо за урок.