Урок в 8 классе по русскому языку "Правописание приставок"
Урок в 8 классе по русскому языку "Правописание приставок"
Цели урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Правописание приставок»; закрепление знания правил на правописание приставок; формирование умения самостоятельно формулировать правило; развитие умения выказывать и аргументировать свою точку зрения; формирование умения работать в коллективе; развитие способности анализировать, сравнивать и систематизировать предлагаемый материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок в 8 классе по русскому языку "Правописание приставок"»
Правописание приставок
(Урок в 8 классе, по учебнику Шмелева А.Д.)
Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Правописание приставок».
Задачи урока:
Образовательные:
закрепление знания правил на правописание приставок;
формирование умения самостоятельно формулировать правило.
Развивающие:
развитие умения выказывать и аргументировать свою точку зрения;
развитие способности анализировать, сравнивать и систематизировать предлагаемый материал;
развитие способности к критическому мышлению.
Воспитательные:
формирование умения работать в коллективе;
воспитание уважения к собеседнику.
Форма урока: урок с использованием технологии проблемного обучения.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. (Гласные и согласные в корне слова). Проверка домашнего задания, упр. 74, гл.2.
III. Работа по теме урока.
Ребята, запишите число, классная работа. Оставьте место для темы урока. Обратите внимание на доску. Вам предлагается раскрыть скобки и объяснить орфограммы.
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Правописание приставок).
- В справочнике Е.В. Бешенковой и О.Е. Ивановой "Правила русской орфографии" дается правило различения омонимичных приставок и предлогов. Используя примеры в рамке, образуйте: а) слова с приставками (приставочно-суффиксальным способом); б) сочетания существительных с предлогами.
вне, меж, между, среди + дорога, сезон, народ, земля
- Какие выводы можно сделать? (Учащиеся предлагают свои варианты, затем сверяем ответы с вариантом справочника).
Многие из приставок могут по форме совпадать с предлогами. Предлоги предопределяют форму последующего слова, а приставки нет. Так, вне-, меж-, между-, среди- являются приставками в составе прилагательных и существительных, а как предлоги эти единицы предопределяют падеж последующего существительного.
- Изучите схему, данную в учебнике (стр.143), расскажите об известных вам правилах написания безударных гласных и согласных в приставках. Дополните схему правилом разграничения приставок пре- и при-. Используйте Приложение.
- Упр.80. Вставьте пропущенные приставки раз-//рас-//роз-//рос-, объясните свой выбор варианта приставки.
Работать без ...дыху весь месяц, ...хваливать товарищей, ...жалобить соседей, ...сыпь алмазов, ...сыпаться в извинениях, ...облачить преступника, высоко ...ценить талант, ...данные долги, ...давать пустые обещания, украшенная ...писью шкатулка, ...писать стены, отменить ...черком пера, ...четливый хозяин, ...ыграть сценку.
Аудирование.
Слушайте слова с приставками и записывайте их в два столбика. Обозначьте приставки и подчеркните в них орфограммы.
Безударные приставки Приставки под ударением
перебросить перепись, перевранный
Работа в группе.
- Вставьте пропущенные буквы в слова с приставками пре-, при- и распределите их по группам в зависимости от значения, которое они выражают:
1) высокая степень качества, чрезмерность;
2) близкое к значению приставки пере-;
3) приближение, присоединение, нахождение вблизи;
4) неполнота действия;
5) сопутствующее действие;
6) доведение действия до определенного результата.
Выделите группу слов, значение приставок в которых вам неясно. (Словарные слова).
Спишите предложения, объясните написание слов со скобками и пропущенными буквами. Обозначьте орфограммы в приставках.
1) Это (не)п...мешало мне с увлечением пр...честь два первых томика его ра...сказов, но п...р...честь их мне (н...)разу (не)з...хотелось. 2) Лицо Лизы светилось (не)...тразимой, (не)пр...творной, всеоб...емлющей пр...ветливостью. 3) Ей хотелось п...р...зить Горького, взять его приступом. 4) Им очень хотелось вам п...нравит...ся. 5) Отказать такому п...купателю было нельзя, хотя цену он н...значил н...чтожную. 6) Но пр...в...зать на веревочку общительного, (не)зависимого Куприна было (не)легко. Ему надо было всех и все п...видать, всюду п...бывать.
Работа в паре.
Объясните написание слов со скобками и пропущенными буквами. Запишите эти слова, разделив на три группы: а) с орфограммами в приставках; б) с орфограммами в корнях;
в) с орфограммами в суффиксах. Если в слове выделено несколько орфограмм, записывайте его в каждую группу. Сравните количество слов в каждой группе: каких орфограмм больше в этом тексте? Какие из них представляют наибольшую сложность для вас? Почему?
Пока мы пр...н...мали душ, нам п...ст...лили в гост...вой комнате. в...битае п...душки в о...глаже(н/нн)ых нав...лочках, бе...порочная б...лизна п...д...деяльников и пр...стыней вселяли н...дежду на бе...з...аботный сон.
Пр...снулись мы утром, а стол уже был н...крыт к завтраку. Между ф...рфоровыми пр...борами ...сл...пительной б...лизны были рас...тавле(н/нн)ы н...большие блюда с п...рожками, з...ботл...во пр...крытые н...крахмале(н/нн)ыми с...лфетками. В центре стола в...царилась п...золоче(н/нн)ая по краю ваза с из...ска(н/нн)о с...ставле(н/нн)ым букетом.
Со стены на нас пр...ветливо во...зрился сам х...зяин дома, сле...ка пр...украше(н/нн)ый на п...ртрете одгого (н...)без...звес...ного художника, умевшего пр...красно р...кламировать себя в пре(с/сс)е. Судя по всему, ему ...хотно з...казывали п...радные п...ртреты об...татели бли...лежащих ос...бняков.