kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 9 классе по теме "Виды сложноподчиненных предложений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит конспект урока русского языка по теме "Виды сложноподчиненных предложений", который составлен для учащихся 9 класса по программе М.М.Разумовской. Во время урока учащиеся выполняют   творческие задания,  исследователькую работу, анализируют текст  из повести А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц», работают в парах и группах. Итогом работы на уроке станет составление листовок  по теме "Милосердие" с использованием сложноподчиненных предложений. Данный материал можно использовать при повторении темы " Слодноподчиненные предложения" в 9 классе, при подготовке к ОГЭ по русскому языку

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе по теме "Виды сложноподчиненных предложений"»

5


Тема: Виды сложноподчиненных предложений

Цель:

Обучающие задачи:

Способствовать закреплению полученных знаний о СПП;

тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;

обучать школьников лингвистическому анализу текста.

Развивающие задачи:

формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

развивать навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи:

воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;

воспитывать такие нравственные качества, как преданность, доброта, человеколюбие.



Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Приветствие. Добрый день, дорогие друзья!

Несколько лет назад по инициативе международной благотворительной организации 17 февраля начали отмечать как День спонтанного проявления доброты.

В этот день каждый человек бескорыстно, не требуя ничего взамен, должен совершить хотя бы один добрый поступок. В России этот праздник еще мало известен.

Я предлагаю вам сегодня поговорить о доброте.

Какие это дела?

  • Помочь старикам, нуждающимся

  • Милосердие

  • Приручить животное



Как выдумаете: актуальна ли тема добра и милосердия сегодня?



В нашей школе по инициативе группы волонтеров проходит акция: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил….»

Эти слова взяты из известной повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Просмотрите на это предложение.

  • Какое оно по структуре?

  • Назовите его вид.

  • О каких предложениях будет идти речь на нашем уроке?

  • СПП – ЗАПИСАТЬ ТЕМУ НА ДОСКЕ .

Ребята, это итоговый урок по данной теме.

  • Что нам нужно сегодня сделать на уроке?

Совместное определение цели и  задач урока

  • Повторить виды СПП

  • Вспомнить: схемы СПП

  • Находить их в тексте

  • Составлять самим СПП

Это все необходимо нам для сдачи экзамена ГИА

Итак, давайте вспомним виды СПП.

У вас на столах лежат карточки. Определите вид сложного предложения, докажите. Начертите схему этого предложения. Работа в парах ( задания – по рядам)

1) Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.

2) Дом, в котором я живу, находится в новом районе.

3) Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.


На доске от каждого ряда схемы:

  1. Изъяснительное

  2. Определительное

  3. Времени ( обстоятельственное)

Итак, сколько основных видов СПП? Назовите их еще раз…

На эти схемы я особо обращаю ваше внимание.

Ребята, для того, чтобы правильно находить СПП в тексте, составлять их самим, не делать ошибок в постановке знаков препинания, нам необходимо повторить теоретический материал.

Задание 1. Цифровой диктант, Цель которого - проверить ваши теоретические знания о сложных предложениях.


Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках.


Верно ли утверждение, что:

  1. Союзы что, если, где – подчинительные?

  2. Определение не отвечает на вопрос чей?

  3. Предложение – это синтаксическая единица?

  4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?

  5. Союз однако – подчинительный?

  6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?

  7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?

  8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?

  9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения



Проверьте и оцените свои знания теории: самопроверка

9- 8-«5» 7-6- «4» 5-4- «3»


После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: «101 100 101».


Задание 2. Незаконченная схема – работа в парах. Цель данной работы- проверка умений определять виды придаточных предложений, на какие вопросы они отвечают


Заполните незаконченную схему. Расскажите о строении сложных предложений.



?

обстоятельственные

определительные

Падежные вопросы

?

?


Итак, мы еще раз вспомнили виды, на какие вопросы они отвечают.


Задание 3. «Конструирование предложений» - по рядам, по парам. Цель: умение правильно, по смыслу подбирать вторую часть сложноподчиненного предложения.

Соедините придаточные предложения с главными. Определите вид придаточных. Расставьте недостающие знаки препинания. (Если затрудняетесь, то вам поможет таблица на стр.58)

Запишите полученные предложения, произведите синтаксический разбор, начертите схемы.


1. Через 10 лет я приехал туда

2. Когда я открыл окно

3.Как только прошел теплый летний ливень




1. комната наполнилась ароматом сирени.

2. мы выбежали босиком на улицу.

3.где прошло мое детство.

Итак, вы справились с заданием, знаки расставлены, схемы составлены верно.

Задание 4. Исследовательская работа по группам.

Класс делится на 5 групп.

Каждая группа анализирует текст на карточке.

Нужно определить тип речи, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными, каких видов СПП больше и почему, составить схемы СПП.

(Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного, официально-делового стилей).



Разговорный стиль

На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю.

- Кто это? – спросил я.

- Коростель, его ещё дергачём зовут, - ответил Пётр Иванович…

- А какой же он с виду? – спросил я.

- Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).



Научный стиль

Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.

( Б. Б. Буховцев и др. Физика.).

Художественный стиль

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…

(Л. Н. Толстой).





Публицистический стиль

«Нужны ли современному человеку стихи?»

(1)Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет.(2) Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память.(5) А тут переборола себя.(6)Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь.(8) И стала читать стихи, которые люблю.(9) Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.



  • Итак, посмотрите на результаты нашей работы.

  • В каком стиле больше всего используются СПП? больше в публицистике

  • Почему? Это стиль рассуждения, имеет позицию, отношение автора

  • А ведь на экзамене вам предстоит написать сочинение-рассуждение, поэтому помните, что вы должны использовать СПП.

  • Ребята, мы с вами повторили виды, строение СПП, находили их в отрывках разных стилей.

  • Вернемся к проблеме, затронутой в начале нашего урока: актуальна ли тема добра и милосердия сегодня?

  • В этом нам поможет отрывок из повести А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Задание 5. Анализ текста. Цель: умение находить СПП в тексте, определять их вид.

Что вы знаете об этом писателе?

Аристократ по рождению, сын графа, Антуан родился в 1900 году во французском городке Лионе. После смерти отца мальчик переезжает с матерью в родовой замок ее семьи, на побережье Средиземного моря. Антуан учится в иезуитском колледже, затем отправляется для продолжения образования в Париж, готовится в военно-морское училище, но в 1919 году поступает в Академию художеств на архитектурное отделение. В 1921 году Экзюпери, решивший стать летчиком, зачислен в истребительную авиацию. Он работает в ремонтных мастерских, сдает экзамен на гражданского летчика, в Марокко получает права военного летчика и переходит на работу в различных авиационных компаниях. С 1926 года, со времени публикации новеллы "Летчик", начинается биография Экзюпери писателя. Романы-репортажи "Южный почтовый", "Ночной полет", "Планета людей", очерки и зарисовки войны в Испании 1936 — 1937 г.г., сказка "Маленький принц", незаконченная книга размышлений о человеке и религии "Цитадель" — вот перечень основных произведений Антуана де Сент-Экзюпери, человека, подобно Полю Элюару, совершившего путь "от горизонта одного к горизонту всех". Жизнь Экзюпери была насыщена драматическими событиями. Он попадал в тяжелые авиационные катастрофы, совершал много опасных рейсов, участвовал в борьбе испанских республиканцев. Вернувшись в 1943 г. в Северную Африку, чтобы участвовать в движении Сопротивления, Антуан де Сент-Экзюпери погиб во время боевого вылета за три недели до освобождения Франции.


Философская сказка Экзюпери "Маленький принц" явилась наиболее поэтичным выражением идей писателя. Маленький обитатель планеты-астероида В-612 неожиданно появляется перед летчиком, потерпевшим аварию в песках Сахары. Летчик, обреченный, возможно, на гибель и страдающий от жажды, находит в Маленьком принце друга, избавившего его от одиночества. В течение недели, понадобившейся, чтобы починить самолет, малыш-принц внушал летчику веру в жизнь. В то время как человек погибал от жажды, должен был почувствовать себя оторванным от мира, забытым людьми, он слышал возле себя неумолкающий голосок и, казалось, даже видел Маленького принца.

Было ли это в действительности? Экзюпери не скрывает, что его повесть — сказка. Маленький принц воплощает в себе вечно живую частицу человеческой души. Малыш олицетворяет собой те качества, которые придают смысл и содержание человеческой жизни. У него доброе сердце, разумный взгляд на мир. Он трудолюбив, постоянен в своих привязанностях, лишен всяких агрессивных или алчных стремлений. Из рассказов Малыша мы узнаем о его маленькой планете и о его странствиях с птицами по другим мирам.

Чтение текста вслух.

  • Эта повесть была написана в 1942 году.

  • Многие думают, что проблемы, поднятые автором в данной повести, актуальны и сегодня? Так ли это?

  • О чем это произведение?

  • Кто главные герои?

  • Какова тема этого текста? ( дружба, милосердие, ответственность)

  • В каком предложении выражена основная мысль текста? (52)

  • Как вы ее понимаете? ( В ответе за тех, кого приручил)



Задания:

  1. Что значит «приручить» по мнению Лиса?

Найдите это слово в тексте ( 32-33 предл.) ( терпение).

Подберите однокоренные слова к данному слову: терпимость, долготерпение, терпеливый, терпеть.

Подберите к этому слову синонимы- толерантность, выдержка.

А какие еще слова могут быть синонимами к слову ПРИРУЧИТЬ?

Любить, ухаживать, беречь, нести ответственность.

В словаре В.И.Даля дается такая словарная статья к слову ПРИРУЧИТЬ- тоже, что ПРИРУЧНЯТЬ, приручнить дикое животное, укротить, сделать ручным, приурочить к дому, придворить. —ся, страдат. и возвр. Приручнеть, приручниться.

Мальчик приручил Лиса, кем он для него стал?

Другом.

А если друг настоящий, что это значит?

Быть верным, преданным, надежным, отдавать душу.

  1. 2 ряд. № 50 – отдавать душу. Как вы понимаете этот фразеологизм?

Отдавать душу – отдавать самое дорогое: жизнь, быть очень преданным.

  1. Назовите еще фразеологизмы со словом ДУША: Жить душа в душу, открыть душу.

  2. 3 ряд. Как вы понимаете слова: «зорко одно лишь сердце», «самого главного глазами не увидишь»? Что нужно «видеть», чувствовать сердцем?



Видеть главное: любовь, доброту, уважение, сочувствие, сострадание - можно только лишь сердцем. Глазами эти качества не увидишь.



А как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова — дела важны?

Дела — делами, а слова — словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта — она от века

Украшенье человека…

Ребята, можете ли вы привести примеры бессердечия, черствости людей в современном мире? -ДА

Так актуальна ли проблема добра и милосердия сегодня?- ДА





  1. Ребята, представьте, что вы участники акции «Отзовись добротой!». Я предлагаю вам сделать листовки с призывом к доброму отношению к старикам, детям-сиротам, животным, используя СПП. Задания по группам



Вывесить работу на доску, защитить.



ИТОГ: Спасибо за работу. Итак, на уроке мы сегодня:

  • Повторили СПП, виды, схемы

  • Составляли СПП

  • Находили в тексте

  • Производили лексический разбор слов

Молодцы, надеюсь, что знания, полученные на уроках, помогут вам при сдаче ОГЭ по русскому языку, и вы не ошибетесь в заданиях 7, 8, 9.





  1. Рефлексия:



Я смог…

Я понял…

Я научился….



  1. Домашнее задание:

  • Сочинение-рассуждение «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил….»

    • Дополнительно: найти из произведения, которое изучаем сейчас на уроке литературы (М.Горький «Челкаш») не менее 10 СПП. Выписать





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 9 классе по теме "Виды сложноподчиненных предложений"

Автор: Алехина Светлана Петровна

Дата: 21.01.2016

Номер свидетельства: 280621

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Презентация к уроку русского языка  по теме "Виды сложноподчиненного предложения" "
    ["seo_title"] => string(94) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-po-tiemie-vidy-slozhnopodchiniennogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "118639"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413206623"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка по теме Сложное предложение. 9 класс "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-slozhnoie-priedlozhieniie-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "170850"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423589488"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Урок русского языка на тему "Сложноподчиненные предложения  с несколькими придаточными" "
    ["seo_title"] => string(97) "urok-russkogho-iazyka-na-tiemu-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-nieskol-kimi-pridatochnymi"
    ["file_id"] => string(6) "171421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423670717"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Конспект открытого урока русского языка в 9 классе по теме "Виды сложноподчиненных предложений""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_otkrytogho_uroka_russkogho_iazyka_v_9_klassie_po_tiemie_vidy_slozhnopo"
    ["file_id"] => string(6) "460499"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1520018321"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Статья на тему "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(122) "stat-ia-na-tiemu-orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "281861"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453615308"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства