Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока русского языка в 9 классе по теме "Виды сложноподчиненных предложений"»
Урок-проект русского языка в 9 классе
по теме «Виды сложноподчиненных предложений»
Цель: совершенствование знаний учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять виды придаточных предложений; подготовка к ОГЭ по русскому языку.
Задачи:
Мотивационная: направить практическую деятельность учащихся на решение учебных задач; создание на уроке мини-проекта;
Образовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить СПП, определять его вид, ставить знаки препинания в СПП с целью подготовки к ОГЭ;
Развивающая: развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать, систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать информационно-учебные умения через применение компьютерных технологий, развивать творческие способности;
Воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям; интерес к русскому языку и литературе; коммуникативные умения в групповой работе.
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.
Форма урока: урок-презентация мини-проектов.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, карточки для групповой работы.
ХОД УРОКА:
Организационный момент:
Психологический настрой:
- Начинался новый рабочий день. Пусть он принесет вам радость и удачу! Здравствуйте, садитесь.
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу,
Улыбнитесь друг другу, себе.
Приятного вам учебного дня!
- Откройте тетради и запишите число, классная работа.
- Давайте вспомним, о чем мы говорили на протяжении нескольких уроков 1 четверти. Я думаю, что вам нетрудно будет самим сформулировать тему сегодняшнего обобщающего урока. Давайте сделаем это.
Если на протяжении нескольких уроков мы говорили о СПП: о придаточных определительных, изъяснительных, обстоятельственных, а сегодня урок обобщения, значит говорить мы будем о… (СПП с разными видами придаточных)
- Правильно, запишем тему урока.
- Итак, цель нашего урока: повторить все, что знаем о СПП, обобщить и закрепить эти знания.
- А какие задачи нам предстоит решить в связи с целью урока? …(говорят уч-ся)
Задачи: (не читать, на экране)
- уметь применять основные знания по теме;
- находить СПП по его признакам;
- определять границы главного и придаточных предложений, задавать вопросы от главного к придаточному;
- различать союзы и союзные слова;
- умело пользоваться правилами постановки знаков препинания в СПП.
- Наш урок сегодня пойдет немного необычно. Это урок-проект. Вам предстоит послушать презентации мини-проектов, с помощью которых мы с вами на практике реализуем наши цели и задачи, а также знания приобретенные сегодня, вы сможете применить при подготовке итогового метапредметного проекта.
- Я предлагаю следующий план урока: (на доске)
1. Теоретическая разминка
2. Цифровой диктант
3. Задание на соответствие
4. Работа с КИМами ОГЭ
5. Защита проектов
6. Работа в группах
- После выполнения каждого этапа нашего плана, вам предстоит оценить свою работу и занести результат в листы самооценки. (раздать каждому)
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
№ п/п
Задание
Баллы
1
Теоретическая разминка (по 1 баллу за правильный ответ)
2
Цифровой диктант (по 1 баллу за правильный ответ)
3
Задание на соответствие (по 1 баллу за правильный ответ)
4
Работа с КИМами ОГЭ (по 1 баллу за задание)
5
Работа в группе (2 балла)
6
Дополнительные баллы (защита проектов – 5 баллов)
7
Итого
Критерии оценки: (на доске)
«5» - 20-22 балла
«4» - 19-15 баллов
«3» - 14-9 баллов
- Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова Владимира Луговского:
«Если вы будите изучать русский язык страстно любить его то вам откроется мир безграничных радостей ибо безграничны сокровища русского языка» (на экране)
- Сегодня мы вновь заглянем в сокровищницу русского языка и почувствуем красоту русского языка и необходимость его изучения.
- А чего не хватает в данном высказывании? (знаков препинания) Правильно запишите эпиграф в тетради и расставьте знаки препинания.(на доске распечатка с эпиграфом, кто-то один выходит и расставляет знаки препинания, затем на слайде представлен оригинал высказывания, проверяют себя)
- Скажите, пожалуйста, что собой представляет данное высказывание? Охарактеризуйте его с точки зрения синтаксиса. (СПП)
- Правильно вы сказали, перед нами СПП. Сколько частей в данном предложении? Определите вид придаточных, что для этого надо сделать? … Верно, задать вопрос. Задаем … (Придаточные обстоятельственные условия и причины) При помощи чего присоединяются они к главному? … Да, союзов: если, ибо. (Союз ибо относится к архаичной лексике, он придает предложению торжественность, весомость афоризма).
- Проверим домашнее задание: одним из заданий было найти высказывания о русском языке. Прочитайте высказывания, которые вы нашли…
- Переходим к основной части работы над видами придаточных. Давайте проверим, насколько вы готовы к предстоящей работе. Итак, теоретическая разминка:
1. Сложными называются предложения, в которых …
2. ССП состоит из …
3. В СПП одно предложение главное, одно - …
4. Виды придаточного в СПП: …
5. Придаточные изъяснительные отвечают на …
6. Придаточные определительные отвечают на вопрос …
7. Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы …
8. Сколько придаточных обстоятельственных, назовите …
- Итак, мы с вами выполнили первый пункт плана, оцените свою работу: занесите количество баллов в Листы самооценки …
- Цифровой диктант (на экране):
Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны с утверждениями, то запишите цифру 1, если нет, то 0
Утверждения:
Союзы что, если, когда – подчинительные. (ДА – 1)
Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним. (ДА – 1)
В предложении «Сделано все, чтобы я мог жить спокойно» первая часть – придаточное предложение. (НЕТ – 0)
Простые предложения в составе ССП зависят друг от друга. (НЕТ – 0)
- Итак, мы с вами выполнили второй пункт плана, оцените свою работу: занесите количество баллов в Листы самооценки …
- Сегодня мы будет отрабатывать навыки работы в паре, группе, умение слушать и слышать друг друга, в процессе обсуждения приходить к единому мнению.
Работа в парах: (Задание на соответствие)
- Найдите в правой части таблицы формулировки, которые соответствуют данным терминам. Соедините их между собой стрелками.
1. Простые предложения -
… это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ним подчинительным союзом или союзным словом
Сложные предложения -
… это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.
Сложносочиненные предложения -
… это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа.
Сложноподчиненные предложения -
… это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.
Бессоюзные предложения -
… это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью
- Мы с вами выполнили третий пункт плана, оцените свою работу: занесите количество баллов в Листы самооценки …
- Ребята, вам скоро предстоит сдавать экзамен по русскому языку. Одна из тем, включенных в материалы ОГЭ – это задание на умения расставлять знаки препинания с СПП. Вот мы и потренируемся в выполнении данного задания. Приготовьте тесты и выполните задание №12, варианты 5-6. … (выполняют)
- Поменяйтесь тестами и проверьте друг у друга. …(проверяют)
- Поднимите руки, у кого нет ошибок, … 1-2 ошибки …, более 3-х ошибок. …
- Мы с вами выполнили четвертый пункт плана, оцените свою работу: занесите количество баллов в Листы самооценки …
ФИЗМИНУТКА
- Сейчас нам с вами предстоит серьезная работа, и для большей результативности давайте проведем физминутку для усиления кровоснабжения головного мозга.
- В знак согласия с утверждением делаем так… (2 кивка), в знак несогласия - так (в стороны). Попутно повторим материал к ОГЭ.
Метафора – скрытое сравнение? (да)
Фразеологизм – художественное определение? (нет)
Приставка с- - постоянная, неизменяемая? (да)
Гипербола – художественное преувеличение? (да)
В слове «стеклянный» -н- - суффикс? (нет)
Слово «конечно» всегда вводное? (нет)
Чтобы, что, если – сочинительные союзы? (нет)
А, но, да но, однако, зато – противопоставительные союзы? (да)
- Спасибо, тихо садитесь.
- Материал, который мы повторили, вам предстоит применить на практике. Отдельным ребятам было дано задание, сделать мини-проекты, чтобы в доступной форме предложить вам алгоритм определения вида придаточного предложения.
- Для защиты проекта слово предоставляется Куликовой Вике …
- Для защиты проекта слово предоставляется Сидневой Валерии …
- Для защиты проекта слово предоставляется Якимовой Даше …
- Настало время поработать в группах с целью обобщения материала, представленного в проектах девочек …
1 группа: (1 ряд)
Задание: рассмотреть картину Левитана «Над вечным покоем» (репродукция на слайде) и составить 5 СПП с придаточными определительными. Т.к. эта картина сложны для восприятия, я предлагаю вам следующие опорные слова, которые помогут вам при ее описании. (на карточке)
Включить фрагмент песни «Мне нравится, что вы больны не мной» (1 куплет)
- Группа 2, как вы думаете, почему прозвучал фрагмент этой песни?
Задание: перед вами распечатанный текст известного стихотворения М.Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной». Вам предстоит выписать 5 предложений с придаточными изъяснительными.
3 группа: (3 ряд)
Задание: Вам необходимо будет в предложениях из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» определить виды придаточных обстоятельственных.
Группы работают в течение 3-4 минут. Затем, представителям каждой группы дается слово для ответа на предложенное задание.
- Молодцы, ребята! Вам удалось применить все обобщенные сегодня знания на практике.
- Итак, мы с вами выполнили пятый и шестой пункты плана, оцените свою работу: занесите количество баллов в Листы самооценки …
- Слово для выступления предоставляется Лаврентьеву Матвею…
- Пришла пора подвести итог урока.
- Какова же роль СПП в речи? Может, мы сможем обойтись и без них? …
- Обойтись без них нельзя, особенно человеку, стремящемуся к грамотной и красивой речи. А мы с вами именно такими людьми и являемся.
- Как часто встречаются в русском языке СПП? … Часто, и мы с вами сегодня в этом убедились, поработав с произведениями литературы.
- Возвращаясь к эпиграфу урока, я хочу сказать, что мы будем продолжать постигать красоту языка и помогут нам в этом СПП с придаточными определительными, изъяснительными и обстоятельственными.
- Давайте вернемся к цели урока (на экране). Как вы считаете, достигнута ли цель этого урока? … Что мы с вами делали, чтобы достигнуть ее? …
РЕФЛЕКСИЯ
- Перед вами Рефлексивный экран. Я прошу вас проанализировать свою работу и работу класса на уроке вцелом. Выберите любые выказывания и продолжите …
- А теперь, я предлагаю вернуться к Листам самооценки. Суммируйте все заработанные вами баллы и переведите их в оценку по критериям (на доске)….(выполняют)
- Поднимите руки, у кого «5» …, «4», … «3» …
- После урока вы сдадите мне Листы самооценки и я поставлю ваши оценки в журнал.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на экране)
Базовый уровень: из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» выписать 5 СПП, определить вид придаточного, составить схему предложений.
Углубленный уровень: написать сочинение-рассуждение на тему «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» К. Паустовский.
- Сегодняшний урок я хочу закончить стихотворением В.Солоухина
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай — не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
- Я надеюсь, что эти слова и наш урок заставят вас еще раз задуматься о красоте русского слова и вашей речи.