kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока русского языка в 9 классе по теме "Виды сложноподчиненных предложений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе "Виды сложноподчиненных предложений"

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока русского языка в 9 классе по теме "Виды сложноподчиненных предложений"»

Урок-проект русского языка в 9 классе

по теме «Виды сложноподчиненных предложений»


Цель: совершенствование знаний учащихся о типах сложноподчиненных предложений и умения определять виды придаточных предложений; подготовка к ОГЭ по русскому языку.

Задачи:

  1. Мотивационная: направить практическую деятельность учащихся на решение учебных задач; создание на уроке мини-проекта;

  2. Образовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить СПП, определять его вид, ставить знаки препинания в СПП с целью подготовки к ОГЭ;

  3. Развивающая: развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать, систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать информационно-учебные умения через применение компьютерных технологий, развивать творческие способности;

  4. Воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям; интерес к русскому языку и литературе; коммуникативные умения в групповой работе.

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

Форма урока: урок-презентация мини-проектов.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, карточки для групповой работы.


ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент:

Психологический настрой:

- Начинался новый рабочий день. Пусть он принесет вам радость и удачу! Здравствуйте, садитесь.


Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу,

Улыбнитесь друг другу, себе.

Приятного вам учебного дня!


- Откройте тетради и запишите число, классная работа.

- Давайте вспомним, о чем мы говорили на протяжении нескольких уроков 1 четверти. Я думаю, что вам нетрудно будет самим сформулировать тему сегодняшнего обобщающего урока. Давайте сделаем это.

Если на протяжении нескольких уроков мы говорили о СПП: о придаточных определительных, изъяснительных, обстоятельственных, а сегодня урок обобщения, значит говорить мы будем о… (СПП с разными видами придаточных)

- Правильно, запишем тему урока.

- Итак, цель нашего урока: повторить все, что знаем о СПП, обобщить и закрепить эти знания.

- А какие задачи нам предстоит решить в связи с целью урока? …(говорят уч-ся)

Задачи: (не читать, на экране)

- уметь применять основные знания по теме;

- находить СПП по его признакам;

- определять границы главного и придаточных предложений, задавать вопросы от главного к придаточному;

- различать союзы и союзные слова;

- умело пользоваться правилами постановки знаков препинания в СПП.


- Наш урок сегодня пойдет немного необычно. Это урок-проект. Вам предстоит послушать презентации мини-проектов, с помощью которых мы с вами на практике реализуем наши цели и задачи, а также знания приобретенные сегодня, вы сможете применить при подготовке итогового метапредметного проекта.

- Я предлагаю следующий план урока: (на доске)

1. Теоретическая разминка

2. Цифровой диктант

3. Задание на соответствие

4. Работа с КИМами ОГЭ

5. Защита проектов

6. Работа в группах


- После выполнения каждого этапа нашего плана, вам предстоит оценить свою работу и занести результат в листы самооценки. (раздать каждому)

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

п/п

Задание

Баллы

1

Теоретическая разминка (по 1 баллу за правильный ответ)


2

Цифровой диктант (по 1 баллу за правильный ответ)


3

Задание на соответствие (по 1 баллу за правильный ответ)


4

Работа с КИМами ОГЭ (по 1 баллу за задание)


5

Работа в группе (2 балла)


6

Дополнительные баллы (защита проектов – 5 баллов)


7

Итого




Критерии оценки: (на доске)

«5» - 20-22 балла

«4» - 19-15 баллов

«3» - 14-9 баллов

- Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова Владимира Луговского:

«Если вы будите изучать русский язык страстно любить его то вам откроется мир безграничных радостей ибо безграничны сокровища русского языка» (на экране)

- Сегодня мы вновь заглянем в сокровищницу русского языка и почувствуем красоту русского языка и необходимость его изучения.

- А чего не хватает в данном высказывании? (знаков препинания) Правильно запишите эпиграф в тетради и расставьте знаки препинания.(на доске распечатка с эпиграфом, кто-то один выходит и расставляет знаки препинания, затем на слайде представлен оригинал высказывания, проверяют себя)

- Скажите, пожалуйста, что собой представляет данное высказывание? Охарактеризуйте его с точки зрения синтаксиса. (СПП)

- Правильно вы сказали, перед нами СПП. Сколько частей в данном предложении? Определите вид придаточных, что для этого надо сделать? … Верно, задать вопрос. Задаем … (Придаточные обстоятельственные условия и причины) При помощи чего присоединяются они к главному? … Да, союзов: если, ибо. (Союз ибо относится к архаичной лексике, он придает предложению торжественность, весомость афоризма).

- Проверим домашнее задание: одним из заданий было найти высказывания о русском языке. Прочитайте высказывания, которые вы нашли…

- Переходим к основной части работы над видами придаточных. Давайте проверим, насколько вы готовы к предстоящей работе. Итак, теоретическая разминка:

1. Сложными называются предложения, в которых …

2. ССП состоит из …

3. В СПП одно предложение главное, одно - …

4. Виды придаточного в СПП: …

5. Придаточные изъяснительные отвечают на …

6. Придаточные определительные отвечают на вопрос …

7. Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы …

8. Сколько придаточных обстоятельственных, назовите …


- Итак, мы с вами выполнили первый пункт плана, оцените свою работу: занесите количество баллов в Листы самооценки …

- Цифровой диктант (на экране):

Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны с утверждениями, то запишите цифру 1, если нет, то 0

Утверждения:

  1. Союзы что, если, когда – подчинительные. (ДА – 1)

  2. Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним. (ДА – 1)

  3. В предложении «Сделано все, чтобы я мог жить спокойно» первая часть – придаточное предложение. (НЕТ – 0)

  4. Простые предложения в составе ССП зависят друг от друга. (НЕТ – 0)

- Итак, мы с вами выполнили второй пункт плана, оцените свою работу: занесите количество баллов в Листы самооценки …

- Сегодня мы будет отрабатывать навыки работы в паре, группе, умение слушать и слышать друг друга, в процессе обсуждения приходить к единому мнению.

Работа в парах: (Задание на соответствие)

- Найдите в правой части таблицы формулировки, которые соответствуют данным терминам. Соедините их между собой стрелками.

1. Простые предложения -

… это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ним подчинительным союзом или союзным словом

  1. Сложные предложения -

… это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.

  1. Сложносочиненные предложения -

… это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа.

  1. Сложноподчиненные предложения -

… это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.

  1. Бессоюзные предложения -

… это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью







- Мы с вами выполнили третий пункт плана, оцените свою работу: занесите количество баллов в Листы самооценки …

- Ребята, вам скоро предстоит сдавать экзамен по русскому языку. Одна из тем, включенных в материалы ОГЭ – это задание на умения расставлять знаки препинания с СПП. Вот мы и потренируемся в выполнении данного задания. Приготовьте тесты и выполните задание №12, варианты 5-6. … (выполняют)

- Поменяйтесь тестами и проверьте друг у друга. …(проверяют)

- Поднимите руки, у кого нет ошибок, … 1-2 ошибки …, более 3-х ошибок. …

- Мы с вами выполнили четвертый пункт плана, оцените свою работу: занесите количество баллов в Листы самооценки …

ФИЗМИНУТКА

- Сейчас нам с вами предстоит серьезная работа, и для большей результативности давайте проведем физминутку для усиления кровоснабжения головного мозга.

- В знак согласия с утверждением делаем так… (2 кивка), в знак несогласия - так (в стороны). Попутно повторим материал к ОГЭ.

  1. Метафора – скрытое сравнение? (да)

  2. Фразеологизм – художественное определение? (нет)

  3. Приставка с- - постоянная, неизменяемая? (да)

  4. Гипербола – художественное преувеличение? (да)

  5. В слове «стеклянный» -н- - суффикс? (нет)

  6. Слово «конечно» всегда вводное? (нет)

  7. Чтобы, что, если – сочинительные союзы? (нет)

  8. А, но, да но, однако, зато – противопоставительные союзы? (да)


- Спасибо, тихо садитесь.

- Материал, который мы повторили, вам предстоит применить на практике. Отдельным ребятам было дано задание, сделать мини-проекты, чтобы в доступной форме предложить вам алгоритм определения вида придаточного предложения.

- Для защиты проекта слово предоставляется Куликовой Вике …

- Для защиты проекта слово предоставляется Сидневой Валерии …

- Для защиты проекта слово предоставляется Якимовой Даше …


- Настало время поработать в группах с целью обобщения материала, представленного в проектах девочек …

1 группа: (1 ряд)

Задание: рассмотреть картину Левитана «Над вечным покоем» (репродукция на слайде) и составить 5 СПП с придаточными определительными. Т.к. эта картина сложны для восприятия, я предлагаю вам следующие опорные слова, которые помогут вам при ее описании. (на карточке)

Опорные слова: свинцовые облака, крутой берег, маленький утес, забвение, заброшенность, пустынный остров, философская глубина.

2 группа: (2 ряд)

Включить фрагмент песни «Мне нравится, что вы больны не мной» (1 куплет)

- Группа 2, как вы думаете, почему прозвучал фрагмент этой песни?

Задание: перед вами распечатанный текст известного стихотворения М.Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной». Вам предстоит выписать 5 предложений с придаточными изъяснительными.

3 группа: (3 ряд)

Задание: Вам необходимо будет в предложениях из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» определить виды придаточных обстоятельственных.

Группы работают в течение 3-4 минут. Затем, представителям каждой группы дается слово для ответа на предложенное задание.

- Молодцы, ребята! Вам удалось применить все обобщенные сегодня знания на практике.

- Итак, мы с вами выполнили пятый и шестой пункты плана, оцените свою работу: занесите количество баллов в Листы самооценки …

- Слово для выступления предоставляется Лаврентьеву Матвею…

- Пришла пора подвести итог урока.

- Какова же роль СПП в речи? Может, мы сможем обойтись и без них? …

- Обойтись без них нельзя, особенно человеку, стремящемуся к грамотной и красивой речи. А мы с вами именно такими людьми и являемся.

- Как часто встречаются в русском языке СПП? … Часто, и мы с вами сегодня в этом убедились, поработав с произведениями литературы.

- Возвращаясь к эпиграфу урока, я хочу сказать, что мы будем продолжать постигать красоту языка и помогут нам в этом СПП с придаточными определительными, изъяснительными и обстоятельственными.

- Давайте вернемся к цели урока (на экране). Как вы считаете, достигнута ли цель этого урока? … Что мы с вами делали, чтобы достигнуть ее? …

РЕФЛЕКСИЯ

- Перед вами Рефлексивный экран. Я прошу вас проанализировать свою работу и работу класса на уроке вцелом. Выберите любые выказывания и продолжите …


- А теперь, я предлагаю вернуться к Листам самооценки. Суммируйте все заработанные вами баллы и переведите их в оценку по критериям (на доске)….(выполняют)

- Поднимите руки, у кого «5» …, «4», … «3» …

- После урока вы сдадите мне Листы самооценки и я поставлю ваши оценки в журнал.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на экране)

Базовый уровень: из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» выписать 5 СПП, определить вид придаточного, составить схему предложений.

Углубленный уровень: написать сочинение-рассуждение на тему «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» К. Паустовский.


- Сегодняшний урок я хочу закончить стихотворением В.Солоухина


Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай — не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

Оно одарит иль ограбит.

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.



- Я надеюсь, что эти слова и наш урок заставят вас еще раз задуматься о красоте русского слова и вашей речи.

- Урок окончен. Спасибо за работу.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хрусталькина Валентина Федоровна

Дата: 02.03.2018

Номер свидетельства: 460499

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-russkomu-iazyku-v-9-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "153289"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420991149"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе на тему: "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_otkrytogho_uroka_po_russkomu_iazyku_v_9_klassie_na_tiemu_slozhnopodchi"
    ["file_id"] => string(6) "384382"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485497892"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными причины" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-na-tiemu-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-pridatochnymi-prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "166529"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422971073"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Конспект урока русского языка "Повторение и обобщение сведений о сложносочиненных предложениях»"(11 класс) "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-povtorieniie-i-obobshchieniie-sviedienii-o-slozhnosochiniennykh-priedlozhieniiakh-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "167687"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423129962"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства