Урок русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными»
Урок русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными»
На уроке учащиеся определят значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному, составят схемы СПП с последовательным и параллельным подчинением.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными»»
Урок русского языка в 9 классе по теме
«Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными»
Тип урока: изучение нового материала
Предметные результаты:
формирование умений:
определять значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному
составлять схемы СПП с последовательным и параллельным подчинением
правильно ставить знаки препинания в указанных видах предложений
составлять СПП с разными придаточными
Метапредметные результаты:
развивать логическое мышление
развивать речь, используя многообразные синтаксические конструкции
Личностные результаты:
воспитывать культуру речи
воспитывать любовь к родному языку
воспитывать внимательного читателя
Место проведения: компьютерный класс с выходом на сайт Федерального центра ЭОР.
Ход урока.
Актуализация знаний.
- Прочитайте предложения. Откуда строки? Кто автор?
Наконец бричка, сделавши порядочный скачок, въехала в ворота гостиницы, как будто телега опустилась в яму.
Чичиков был встречен Петрушкою, который одной рукой придерживал полы своего сюртука, ибо он не любил, чтобы расходились полы.
- Запишите предложения, определите вид придаточных. Составьте схемы.
(Первое предложение - СПП с придаточным сравнения, второе предложение - СПП с придаточными определительным, причины, изъяснительным).
Проблемная ситуация.
- Чем различается синтаксис этих предложений? (во втором предложении - три придаточных)
- В чём особенность этих придаточных? (каждая придаточная часть подчиняется предыдущей части)
- Как Вы думаете, как часто встречаются в русском языке такие предложения? (часто, это высокий уровень владения языком)
- Можем ли мы на сегодняшний день употреблять такие предложения в собственных текстах? В чём проблема? (неумение строить предложения, незнание теории)
Тема урока, цель урока.
- Сформулируйте тему нашего урока (СПП с несколькими придаточными)
- Какова цель урока? (узнать виды подчинительной связи, комбинации нескольких придаточных в СПП, научиться составлять схемы и строить СПП с несколькими придаточными)
- Каков план учебных действий? (изучить теорию о СПП с несколькими придаточными, рассмотреть примеры, научиться составлять такие предложения)
Усвоение знаний и развитие УУД.
1) Знакомство с теорией.
- Откройте интерактивную таблицу №1 (СПП) на сайте
- На основе обобщённых схем объясните различия между основными видами подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными (придаточные могут относиться к одному или разным словам в главной части, могут относиться к предшествующей части, а также сочетаться в различных комбинациях в одном предложении)
2) Упражнение 492
- Составьте схемы предложений и укажите, к какому виду подчинения относится каждое из них.
3) Составление опорного конспекта.
Виды подчинения придаточных предложений.
№
Вид подчинения
Пример
Схема
1
Соподчинение
а) однородное
Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением.
б) неоднородное
Как только сошла полая вода, болотные кулики начали занимать свои родные болота, в которых живут каждый год.
2
Последовательное подчинение
Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.
3
Сочетание соподчинения и последовательного подчинения
Пока он рассматривал всё странное убранство, взошла та самая ключница, которую встретил он на дворе, где росла берёза без верхушки.
- Что нового мы узнали на данном этапе урока? (виды подчинения: однородное и неоднородное соподчинение, последовательное подчинение, сочетание соподчинения и последовательного подчинения придаточных)
- Запишите итог урока одним сложноподчинённым предложением с несколькими придаточными (Сегодня на уроке мы узнали, что в сложноподчинённом предложении может быть несколько придаточных, что виды подчинения придаточных могут быть различными.)
Домашнее задание.
1) Изучить теорию (таблица "Виды подчинения придаточных предложений"). 1-я группа - подобрать примеры из произведений художественной литературы.