Акмолинская область
Аршалынский район
станция Сары-Оба
ГУ «Сары-Обинская средняя школа»
учитель русского языка и литературы
Жудро Татьяна Кирилловна
Урок русского языка (8 классс)
Тема: Обращение. Нераспространённые и распространённые обращения.
Цель: обобщить знания об обращении, полученные в предыдущие годы обучения, познакомить с понятием «распространённые и нераспространённые обращения»
Задачи: формировать умение находить обращения, определять распространённость, нераспространённость, правильно выделять их знаками препинания на письме, употреблять в речи; сопоставить обращения, принятые в русском и казахском языках; развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость; познакомить с русскими стандартами вежливого обращения; воспитание культуры речи, поликультурной личности, интереса к языкам.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: слайдовая презентация, раздаточный материа
ХОД УРОКА
I. Оргмомент (слайд 1,2)
II. Синтаксическая минутка(слайд 3)
1.Все друзья Антона: Света, Андрей и Ульяна- пришли вечером.
2.Дерево сильно корнями, а человек- друзьями.
3.Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья.
4.Друзья мои, прекрасен наш союз.
Задания:
-Что общего в записанных предложениях?
-Объясните постановку знаков препинания в предложениях, определите синтаксическую роль слова друзья.
-Почему в четвертом предложении слово друзья не является членом предложения? Что это?
III. Актуализация опорных знаний
-Что такое обращение?
-Возможны ли в роли обращений неодушевлённые имена существительные?
- Какую позицию в предложении может занимать обращение?
-Что вам известно о знаках препинания при обращении?
IV.Изучение нового материала
1.Работа по учебнику
Ознакомьтесь с материалом учебника на стр. 171-172
-Что ещё вы узнали об обращении?
Учитель: Обращения могут быть распространёнными и нераспространёнными. Обратите внимание ещё раз на 4 предложение. Это обращение распространённое или нераспространённое? Превратите в нераспространённое. Дайте определение: какое обращение называется распространённым? Нераспространённым?
2.Историческая справка (слайд 4)
Вы сказали, что обращение выражается формой именительного падежа. Но если углубиться в историю языка, то мы узнаем, что в древнерусском языке был особый падеж, который обозначал того, к кому обращались с речью. И этот падеж назывался звательный. Позднее для обращения друг к другу люди стали применять именительный падеж и стали называть седьмой падеж обращением. Но звательный падеж сохранился в некоторых славянских языках, например в украинском.
3.Обобщение знаний
Перечислите всё, что мы знаем об обращении.
V.Закрепление материала
1. работа в группах
упражнение 331(1-4)
2.словарная работа
Запишите в строчку через запятую те обращения, которые вы используете в течение дня. Кто из вас дома общается на казахском языке? Используете ли вы в своей речи обращения? Назовите их.
3.Языковые параллели
Обособление обращения, способы выражения, место расположения во фразе в казахском языке очень близки русскому обращению. В качестве обращений используются как собственные имена, так и названия людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, возрасту и полу. У казахского народа формулы обращения имеют свои специфические особенности и отличительные черты, связанные с укладом жизни и быта.
Давайте сопоставим обращения, принятые в русском и казахском языках в различных ситуациях:
А) Обращение к детям (слайд 5)
В русском языке в казахском языке
Мальчик ұлдар
Девочка қыздар
Ребята балалар
Б) Обращение пожилых людей к незнакомым молодым людям (слайд 6)
В русском языке в казахском языке
Дочка қызым
Сынок ұлым
балам
В) Непринуждённое ласковое обращение к старым людям, чаще со стороны детей
(слайд 7)
В русском языке в казахском языке
Дедушка ата
Бабушка апа
Г) Типичное обращение детей младшего возраста к незнакомым взрослым (слайд 8)
В русском языке в казахском языке
Тётя апай
Дядя ағай
В Великобритании к преподавателям, учителям женского пола в школе дети обращаются: мисс+ девичья фамилия, даже если она замужем. Эта традиция сохранилась со времён королевы Виктории, когда работать в школе разрешалось только незамужним женщинам. В китайском языке приняты обращения: фамилия + специальность (Ван адвокат, Ли учитель).
В русском языке присутствуют фамильярно-грубоватые формы имени: Ленка, Сашка, отчества Петровна, Васильевна, обращений мать, мамаша, папаша, батя к незнакомым людям. В казахском, английском, китайском языках таких нет, что обусловлено национально-специфическими особенностями данных народов, национальным менталитетом, традициями.
Особенностью казахских обращений является широкое распространение слов, связанных с названиями детёнышей животных и птиц: каргам(галчонок), балапаным (птенчик), кулыным (жеребёнок), ботаканым(верблюжонок) и другие.
Языковая ситуация в Казахстане характеризуется повсеместным распространением двуязычия. И вполне естественно, что в русский текст вставляются лексические единицы из казахского языка, в том числе и обращения.
4. Письмо с комментированием (слайд 9)
Задание:
- Спишите предложения из текстов литературы Казахстана, расставьте знаки препинания, подчеркните обращения, определите их распространённость- нераспространённость.
5.Решение проблемных вопросов:
А) Вам нужно пройти к кинотеатру «Целинный». (слайд 10)
Как вы обратитесь к незнакомой взрослой женщине на улице?
(женщина, девушка, гражданка, тате)
-Опасаясь нарушить норму речевого этикета, многие предпочитают начинать разговор без обращений, используя этикетные формулы: будьте добры, извините, простите. Обращение по половому признаку «женщина», «мужчина» воспринимается как грубое и неэтичное.
Б) Посреди улицы стоит и плачет ребёнок. (слайд 11)
Как вы обратитесь к ребёнку?
(малыш, бала, мальчик, девочка, щегол)
-Проще всего подобрать обращения, если это ребёнок. Слова мальчик, девочка не режут ухо. Главное, чтобы выбранные слова были тёплыми в голосе и обращении. На первый план выходит эмоционально-экспрессивная функция обращения.
В) У подъезда на скамейке сидит бабушка. (слайд 12)
Как вы к ней обратитесь?
(бабушка, бабуся, тате, тётка, апа)
-Заметно, что обращение «бабушка» к женщине пенсионного возраста воспринимается как уместное, нейтральное или уважительное. Но и это обращение некоторые могут воспринять как оскорбительное. Это для вас женщина солидного возраста, может быть, уже и бабушка, а сама она себя считает всё ещё романтической женщиной бальзаковского возраста.
VI. «Русские стандарты вежливого обращения сегодня»
(сообщение уч-ся)
Вывод: (слайд 13)
VII. Рефлексия
1. вопросы
-Над какой темой работали сегодня на уроке?
-Что такое обращение?
-Обращение, имеющее при себе зависимое слово, называется……
-Какова позиция обращения в предложении?
-Что вам известно о знаках препинания при обращении?
-Что ещё вы узнали сегодня на уроке об обращении?
2. Тест
VIII. Итог. Домашнее задание: (слайд 14) выписать из комедии Гоголя «Ревизор» 5 предложений с обращениями