kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 8 классе по теме "Обращение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 8 классе по теме "Обращение. Нераспространённые и распространённые обращения."

Цель: обобщить знания об обращении,  полученные в предыдущие годы  обучения, познакомить с понятием «распространённые и  нераспространённые  обращения»

Задачи: формировать умение находить обращения, определять распространённость, нераспространённость, правильно выделять их знаками препинания на письме, употреблять  в речи; сопоставить обращения, принятые в русском и казахском  языках; развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость; познакомить с русскими стандартами вежливого обращения; воспитание культуры речи, поликультурной личности, интереса  к   языкам.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: слайдовая  презентация, раздаточный  материал

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«тест обращение»

1 вариант


1. Найдите предложения с обращением. (Знаки препинания не расставлены).

А. Платком взмахнула у ворот моя любимая.

Б. Я вернусь к тебе Россия.

В. С чего начинается Родина?

Г. Жизнь моя иль ты приснилась мне?

Д. Мой друг гостей своих с улыбкою встречает.


2. Найдите предложения с нераспространенным обращением. (Знаки препинания не расставлены).

А. Друзья мои прекрасен наш союз.

Б. Товарищ, верь взойдет она, звезда пленительного счастья.

В. Отъезжающие в лагерь пройдите в автобус.

Г. Ты помнишь Алеша дороги Смоленщины?

Д. Как хорошо ты о море ночное!


3. Найдите предложения, в которых обращение стоит в начале предложения и после него ставится запятая.

А. Что же ты моя старушка приумолкла у окна?

Б. Распахни мне объятья твои густолистый развесистый клен.

В. Старушка милая как ты живешь?

Г. Отвори мой друг окошко.

Д. Низкий дом с голубыми ставнями не забыть мне тебя никогда.


4. Найдите предложения, в которых неверно расставлены знаки препинания при обращении.

А. Здравствуйте, сосновые леса, солнечные, чистые, сухие!

Б. Для тебя единственная, ласковая я нашел хорошие слова.

В. Спой мне иволга песню пустынную, песню жизни моей.

Г. Мы с тобою, ветер!

Д. Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.

































































2 вариант


1. Найдите предложения с обращением. (Знаки препинания не расставлены).

А. Жизнь моя по-прежнему теки!

Б. Пожелай мне доброго пути.

В. Жизнь моя ничуть не стала тише.

Г. Дорога нас в дальние дали зови.

Д. Куда меня знакомая дороженька ведет?


2. Найдите предложения с распространенным обращением. (Знаки препинания не расставлены).

А. О жизнь моя как ты мне дорога!

Б. Сыпь ты черемуха снегом.

В. Распахни мне объятья свои густолистый развесистый клен!

Г. Мы старые друзья с тобою ветер!

Д. Пой гармоника вьюге назло.


3. Найдите предложения, в которых обращение стоит в середине предложения и выделяется с двух сторон запятыми.

А. Клен ты мой опавший клен заледенелый

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Б. Мать-земля родная наша

В дни беды и в дни побед

Нет тебя светлей и краше

И желанней сердцу нет.

В. Или бури завываньем ты мой друг утомлена?

Г. И мы сохраним тебя русская речь великое русское слово.

Д. До того ль голубчик было?


4. Найдите предложения, в которых неверно расставлены знаки препинания при обращении.

А. Люди мира, на минуту встаньте!

Б. Милый, мой друг, добрый, мой друг, людям так хочется мира!

В. Ты прощай любимый, уходи хороший, по дороге длинной.

Г. Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живем.

Д. Не улетай, лебедушка, не отцветай, черемуха.

































































3 вариант


1. Найдите предложения с обращением. (Знаки препинания не расставлены).

А. Размахнись косою покажи свой пыл.

Б. Нынче друзья собрались за столом.

В. Споемте друзья перед дальней дорогой.

Г. Стихи мои спокойно расскажите про жизнь мою.

Д. Читайте книги серьезные.


2. Найдите предложения с нераспространенным обращением. (Знаки препинания не расставлены).

А. Товарищ верь ты победишь.

Б. Любимый сын мой что с тобой?

В. Про родимый край баян сыграй.

Г. Ты прими мой друг товарищ мой

Это поздравление с весной.

Д. Ты и здесь мне мила Россия

Край суровый мой, край родной.


3. Найдите предложения, в которых обращение стоит в конце предложения и перед ним ставится запятая.

А. Тебе Кавказ я снова посвящаю стих небрежный.

Б. Шуми, шуми с крутой вершины,

Не умолкай поток седой.

В. Внимай мой друг как здесь прелестно

Журчит серебряный ручей.

Г. Здравствуй гостья-зима!

Д. Прости Тригорское где радость

Меня встречала столько раз!


4. Найдите предложения, в которых неверно расставлены знаки препинания при обращении.

А. Степь широкая, степь безлюдная, что ты так смотришь пасмурно?

Б. Шуми, шуми, послушное ветрило.

В. Ты не плачь, береза, бедная, не сетуй!

Г. Вам бабушка и вам милые сестры я привез подарки.

Д. Прощай, прощай сияние небес!

Просмотр содержимого документа
«Тема Обращение 8 класс»

Акмолинская область

Аршалынский район

станция Сары-Оба

ГУ «Сары-Обинская средняя школа»

учитель русского языка и литературы

Жудро Татьяна Кирилловна

Урок русского языка (8 классс)

Тема: Обращение. Нераспространённые и распространённые обращения.

Цель: обобщить знания об обращении, полученные в предыдущие годы обучения, познакомить с понятием «распространённые и нераспространённые обращения»

Задачи: формировать умение находить обращения, определять распространённость, нераспространённость, правильно выделять их знаками препинания на письме, употреблять в речи; сопоставить обращения, принятые в русском и казахском языках; развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость; познакомить с русскими стандартами вежливого обращения; воспитание культуры речи, поликультурной личности, интереса к языкам.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: слайдовая презентация, раздаточный материа

ХОД УРОКА

I. Оргмомент (слайд 1,2)

II. Синтаксическая минутка(слайд 3)

1.Все друзья Антона: Света, Андрей и Ульяна- пришли вечером.

2.Дерево сильно корнями, а человек- друзьями.

3.Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья.

4.Друзья мои, прекрасен наш союз.

Задания:

-Что общего в записанных предложениях?

-Объясните постановку знаков препинания в предложениях, определите синтаксическую роль слова друзья.

-Почему в четвертом предложении слово друзья не является членом предложения? Что это?



III. Актуализация опорных знаний

-Что такое обращение?

-Возможны ли в роли обращений неодушевлённые имена существительные?

- Какую позицию в предложении может занимать обращение?

-Что вам известно о знаках препинания при обращении?

IV.Изучение нового материала

1.Работа по учебнику

Ознакомьтесь с материалом учебника на стр. 171-172

-Что ещё вы узнали об обращении?

Учитель: Обращения могут быть распространёнными и нераспространёнными. Обратите внимание ещё раз на 4 предложение. Это обращение распространённое или нераспространённое? Превратите в нераспространённое. Дайте определение: какое обращение называется распространённым? Нераспространённым?

2.Историческая справка (слайд 4)

Вы сказали, что обращение выражается формой именительного падежа. Но если углубиться в историю языка, то мы узнаем, что в древнерусском языке был особый падеж, который обозначал того, к кому обращались с речью. И этот падеж назывался звательный. Позднее для обращения друг к другу люди стали применять именительный падеж и стали называть седьмой падеж обращением. Но звательный падеж сохранился в некоторых славянских языках, например в украинском.

3.Обобщение знаний

Перечислите всё, что мы знаем об обращении.

V.Закрепление материала

1. работа в группах

упражнение 331(1-4)

2.словарная работа

Запишите в строчку через запятую те обращения, которые вы используете в течение дня. Кто из вас дома общается на казахском языке? Используете ли вы в своей речи обращения? Назовите их.

3.Языковые параллели

Обособление обращения, способы выражения, место расположения во фразе в казахском языке очень близки русскому обращению. В качестве обращений используются как собственные имена, так и названия людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, возрасту и полу. У казахского народа формулы обращения имеют свои специфические особенности и отличительные черты, связанные с укладом жизни и быта.

Давайте сопоставим обращения, принятые в русском и казахском языках в различных ситуациях:

А) Обращение к детям (слайд 5)

В русском языке в казахском языке

Мальчик ұлдар

Девочка қыздар

Ребята балалар

Б) Обращение пожилых людей к незнакомым молодым людям (слайд 6)

В русском языке в казахском языке

Дочка қызым

Сынок ұлым

балам

В) Непринуждённое ласковое обращение к старым людям, чаще со стороны детей

(слайд 7)

В русском языке в казахском языке

Дедушка ата

Бабушка апа

Г) Типичное обращение детей младшего возраста к незнакомым взрослым (слайд 8)

В русском языке в казахском языке

Тётя апай

Дядя ағай

В Великобритании к преподавателям, учителям женского пола в школе дети обращаются: мисс+ девичья фамилия, даже если она замужем. Эта традиция сохранилась со времён королевы Виктории, когда работать в школе разрешалось только незамужним женщинам. В китайском языке приняты обращения: фамилия + специальность (Ван адвокат, Ли учитель).

В русском языке присутствуют фамильярно-грубоватые формы имени: Ленка, Сашка, отчества Петровна, Васильевна, обращений мать, мамаша, папаша, батя к незнакомым людям. В казахском, английском, китайском языках таких нет, что обусловлено национально-специфическими особенностями данных народов, национальным менталитетом, традициями.

Особенностью казахских обращений является широкое распространение слов, связанных с названиями детёнышей животных и птиц: каргам(галчонок), балапаным (птенчик), кулыным (жеребёнок), ботаканым(верблюжонок) и другие.

Языковая ситуация в Казахстане характеризуется повсеместным распространением двуязычия. И вполне естественно, что в русский текст вставляются лексические единицы из казахского языка, в том числе и обращения.

4. Письмо с комментированием (слайд 9)

Задание:

- Спишите предложения из текстов литературы Казахстана, расставьте знаки препинания, подчеркните обращения, определите их распространённость- нераспространённость.

5.Решение проблемных вопросов:

А) Вам нужно пройти к кинотеатру «Целинный». (слайд 10)

Как вы обратитесь к незнакомой взрослой женщине на улице?

(женщина, девушка, гражданка, тате)

-Опасаясь нарушить норму речевого этикета, многие предпочитают начинать разговор без обращений, используя этикетные формулы: будьте добры, извините, простите. Обращение по половому признаку «женщина», «мужчина» воспринимается как грубое и неэтичное.

Б) Посреди улицы стоит и плачет ребёнок. (слайд 11)

Как вы обратитесь к ребёнку?

(малыш, бала, мальчик, девочка, щегол)

-Проще всего подобрать обращения, если это ребёнок. Слова мальчик, девочка не режут ухо. Главное, чтобы выбранные слова были тёплыми в голосе и обращении. На первый план выходит эмоционально-экспрессивная функция обращения.

В) У подъезда на скамейке сидит бабушка. (слайд 12)

Как вы к ней обратитесь?

(бабушка, бабуся, тате, тётка, апа)

-Заметно, что обращение «бабушка» к женщине пенсионного возраста воспринимается как уместное, нейтральное или уважительное. Но и это обращение некоторые могут воспринять как оскорбительное. Это для вас женщина солидного возраста, может быть, уже и бабушка, а сама она себя считает всё ещё романтической женщиной бальзаковского возраста.

VI. «Русские стандарты вежливого обращения сегодня»

(сообщение уч-ся)

Вывод: (слайд 13)

VII. Рефлексия

1. вопросы

-Над какой темой работали сегодня на уроке?

-Что такое обращение?

-Обращение, имеющее при себе зависимое слово, называется……

-Какова позиция обращения в предложении?

-Что вам известно о знаках препинания при обращении?

-Что ещё вы узнали сегодня на уроке об обращении?

2. Тест

VIII. Итог. Домашнее задание: (слайд 14) выписать из комедии Гоголя «Ревизор» 5 предложений с обращениями











Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft Office PowerPoint»

Тема: Обращение. Распространённые и нераспространённые обращения

Тема: Обращение. Распространённые и нераспространённые обращения

Цели и задачи:

Цели и задачи:

  • обобщить знания об обращении, полученные в предыдущих классах;
  • ознакомиться с понятием «распространённые и нераспространённые обращения», русскими стандартами вежливого обращения;
  • сопоставить обращения, принятые в русском и казахском языках;
  • научиться находить обращения в тексте и правильно выделять их на письме, употреблять вежливые формы обращения в своей речи.
Синтаксическая минутка   1.Все друзья Антона: Света, Максим и Ульяна- пришли вечером.  2.Дерево сильно корнями, а человек- друзьями.  3.Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья.  4.Друзья мои, прекрасен наш союз.

Синтаксическая минутка

1.Все друзья Антона: Света, Максим и Ульяна- пришли вечером.

2.Дерево сильно корнями, а человек- друзьями.

3.Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья.

4.Друзья мои, прекрасен наш союз.

Звательный падеж. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»  

Звательный падеж.

Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

 

Обращения в литературе 1.Эй бала вместо того, чтобы забавлят…ся с пересмешниками, п…ехал бы ты со мной в горы! 2.Играй свой кюй домбра играй, напев чудес…ный разливай. 3.Пробудись ягнёнок мой сон стр…хни, лицо умой! 4.Нет места, равного тебе мой Жетысу! 5. «Правильно айналайын», - ответил бор…датый. 6.Как же случилось мой жырау что д…катились мы до такой беды?

Обращения в литературе

1.Эй бала вместо того, чтобы забавлят…ся с пересмешниками, п…ехал бы ты со мной в горы!

2.Играй свой кюй домбра играй, напев чудес…ный разливай.

3.Пробудись ягнёнок мой сон стр…хни, лицо умой!

4.Нет места, равного тебе мой Жетысу!

5. «Правильно айналайын», - ответил бор…датый.

6.Как же случилось мой жырау что д…катились мы до такой беды?

7.Подставляй батыр плечи. Я укрою их чапаном поб….дителя! 8.Апа это мой сталший блат Налтай. 9.(Не)умру жеребёночек мой (не)умру. 10.Ну Абай- ага это не состязание, а нак…зание!

7.Подставляй батыр плечи. Я укрою их чапаном поб….дителя!

8.Апа это мой сталший блат Налтай.

9.(Не)умру жеребёночек мой (не)умру.

10.Ну Абай- ага это не состязание, а нак…зание!

Проблемная ситуация 1 Вам нужно пройти к кинотеатру «Целинный». Как вы обратитесь к незнакомой женщине? женщина девушка гражданка тате

Проблемная ситуация 1

  • Вам нужно пройти к кинотеатру «Целинный».

Как вы обратитесь к незнакомой женщине?

женщина

девушка

гражданка

тате

Проблемная ситуация 2 Посреди улицы плачет незнакомый ребёнок. Как вы к нему обратитесь? малыш бала мальчик девочка щегол

Проблемная ситуация 2

  • Посреди улицы плачет незнакомый ребёнок.

Как вы к нему обратитесь?

малыш

бала

мальчик

девочка

щегол

Проблемная ситуация 3 У подъезда на скамейке сидит бабушка. Как вы к ней обратитесь? бабушка бабуся тётка апа тате

Проблемная ситуация 3

  • У подъезда на скамейке сидит бабушка.

Как вы к ней обратитесь?

бабушка

бабуся

тётка

апа

тате

Русские стандарты вежливого обращения сегодня

Русские стандарты вежливого обращения сегодня

  • Русская этикетная система сегодня на распутье: старая система обращений в значительной степени разрушена, а новая ещё не создана…
  • Любое обращение допустимо, когда оно одинаково комфортно для обеих сторон. Главное, чтобы в обращении всегда было выражено чувство собственного достоинства и почтение к тому, с кем общаешься.
Домашнее задание:  1 . Выписать из пьесы Н. В. Гоголя

Домашнее задание: 1 . Выписать из пьесы Н. В. Гоголя "Ревизор" 5 предложений с обращениями.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок русского языка в 8 классе по теме "Обращение"

Автор: Жудро Татьяна Кирилловна

Дата: 30.11.2015

Номер свидетельства: 259893

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Урок русского языка по теме  «Пунктуация в простом предложении, осложнённом  однородными членами предложения, вводными словами, обращениями»."
    ["seo_title"] => string(140) "urokrusskoghoiazykapotiemiepunktuatsiiavprostompriedlozhieniioslozhnionnomodnorodnymichlienamipriedlozhieniiavvodnymislovamiobrashchieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "323240"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461781873"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока русского языка по теме "Обращение" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-obrashchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "218443"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433782354"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Презентация для  урока Русского языка на тему "Обращение" "
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-obrashchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "195888"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427976438"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Урок русского языка на тему "Обращение" в 8 классе с казахским языком обучения "
    ["seo_title"] => string(90) "urok-russkogho-iazyka-na-tiemu-obrashchieniie-v-8-klassie-s-kazakhskim-iazykom-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "156399"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421420120"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства