Урок русского языка в 8 классе на тему: "Односоставные предложения"
Урок русского языка в 8 классе на тему: "Односоставные предложения"
Ход урока
Организационный момент
Слово учителя:
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас урок- восхождение на гору.
Наш урок будут сопровождать произведения литературы, музыки и живописи о
природе.
Подготовка к восприятию новой темы
1)Слово учителя:
На свете много разных горных вершин, но мы с вами будем покорять вершину горы “Знание”. Но прежде чем отправиться на восхождение, нам необходимо проверить снаряжение.
2) Лингвистическая разминка
Проведём словарный диктант. У доски 2 ученика.
(Учитель диктует словосочетания)
Осенний пейзаж, талантливый композитор, большинство присутствующих, изобразительное искусство, поразить слушателей, грандиозный замысел, подлинно искусный, реставрация картины, удачная композиция, старательно исполнить, гениальный поэт, воплотить замысел, яркий колорит, музыкальный фестиваль, осуществить мечту.
Составьте предложения, используя данные словосочетания.
3) Синтаксический разбор предложений
Можем ли мы отправляться в путь? Да, если назовём, какие новые знания мы сегодня получим. Чтобы это узнать и получить билет-разрешение для восхождения на высоту горы “Знание”, запишем отрывок из стихотворения А. К. Толстого.
(Учитель диктует, у доски ученик)
Запад гаснет в дали бледно-розовой,
Звёзды небо усеяли чистое,
Соловей свищет в роще берёзовой,
И травою запахло душистою. (Повеств., невосклиц., сложное, с разными видами связи, состоит из 4-х простых предложений: 1 предл. – двусост., распр., 2 предл. – двусостав., распр., 3 предл. – двусостав., распр., 4 предл. – односостав., распр.)
- Сделаем синтаксический разбор этого предложения
Любое ли предложение содержит и подлежащее, и сказуемое?
По какому признаку вы определили, что 4-е предложение односоставное?
3. Сообщение темы и целей урока
Об односоставных предложениях мы и будем говорить сегодня. Запишите тему урока: ”Односоставные предложения. Основные группы односоставных предложений”. Вы получите общее представление о видах односоставных предложений и будете учиться их различать.
4. Повторение, изучение и закрепление темы “Односоставные предложения”
У нас есть билет-разрешение, погода хорошая. Идём на вершину горы “Знание”.
< >
-Что же мы называем основой предложения?
- Можем ли мы решить, какой из этих членов предложения главнее?
-Если один из членов отсутствует, не мешает ли это пониманию смысла предложения? (Обсуждение.)
- Разрешить спор нам поможет Константин Дмитриевич Бальмонт. (Перед учениками лежит отрывок из стихотворения “Безглагольность”, учитель читает его вслух.)
Карточка №1
Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Леса убегают далёко-далёко.
Во всём утомленье, глухое, немое.
Войди на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада, -
Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,
И сердцу так грустно, и сердце не радо.
(Открывается текст отрывка, написанного на доске.)
- Найдём основы в предложениях. (Ученики выходят и подчёркивают основы.) В большинстве предложений отсутствует либо подлежащее, либо сказуемое.
- Скажите, смысл стихотворения вам ясен? О чём это стихотворение?
-Перед нами живой образ тихого летнего вечера. Значит, отсутствие одного из главных членов не мешает пониманию смысла предложения и текста в целом. И употребление таких предложений вполне оправданно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе на тему: "Односоставные предложения"»
МБОУ «Валуецкая СОШ»
Урок русского языка
в 8 классе на тему
“Односоставные предложения.
Основные группы
односоставных предложений“
Учитель Ковалева В.А.
2014г.
Тема урока: Односоставные предложения. Основные группы
односоставных предложений
Цели урока:
расширить представления учеников о предложении, ввести понятие односоставных предложений,
формировать умение различать односоставные и двусоставные предложения,
дать понятие об основных группах односоставных предложений,
формировать умение распознавать вид односоставных предложений по значению,
развивать творческие способности учащихся,
воспитывать у учащихся чувство любви к родной природе средствами литературы, музыки, живописи.
Оборудование:
таблица “Виды односоставных предложений”,
репродукция картины,
тест по теме,
карточки с текстом,
раздаточный материал,
музыка П.И Чайковского.
Ход урока
Организационный момент
Слово учителя:
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас урок- восхождение на гору.
Наш урок будут сопровождать произведения литературы, музыки и живописи о
природе.
Подготовка к восприятию новой темы
1)Слово учителя:
На свете много разных горных вершин, но мы с вами будем покорять вершину горы “Знание”. Но прежде чем отправиться на восхождение, нам необходимо проверить снаряжение.
2) Лингвистическая разминка
Проведём словарный диктант. У доски 2 ученика.
(Учитель диктует словосочетания)
Осенний пейзаж, талантливый композитор, большинство присутствующих, изобразительное искусство, поразить слушателей, грандиозный замысел, подлинно искусный, реставрациякартины, удачная композиция, старательно исполнить, гениальный поэт, воплотить замысел, яркий колорит, музыкальный фестиваль, осуществить мечту.
Составьте предложения, используя данные словосочетания.
3) Синтаксический разбор предложений
Можем ли мы отправляться в путь? Да, если назовём, какие новые знания мы сегодня получим. Чтобы это узнать и получить билет-разрешение для восхождения на высоту горы “Знание”, запишем отрывок из стихотворения А. К. Толстого.
(Учитель диктует, у доски ученик)
Запад гаснет в дали бледно-розовой,
Звёзды небо усеяли чистое,
Соловей свищет в роще берёзовой,
И травою запахло душистою. (Повеств., невосклиц., сложное, с разными видами связи, состоит из 4-х простых предложений: 1 предл. – двусост., распр., 2 предл. – двусостав., распр., 3 предл. – двусостав., распр., 4 предл. – односостав., распр.)
- Сделаем синтаксический разбор этого предложения
Любое ли предложение содержит и подлежащее, и сказуемое?
По какому признаку вы определили, что 4-е предложение односоставное?
3. Сообщение темы и целей урока
Об односоставных предложениях мы и будем говорить сегодня. Запишите тему урока: ”Односоставные предложения. Основные группы односоставных предложений”. Вы получите общее представление о видах односоставных предложений и будете учиться их различать.
4. Повторение, изучение и закрепление темы “Односоставные предложения”
У нас есть билет-разрешение, погода хорошая. Идём на вершину горы “Знание”.
Беседа
-Что же мы называем основой предложения?
- Можем ли мы решить, какой из этих членов предложения главнее?
-Если один из членов отсутствует, не мешает ли это пониманию смысла предложения? (Обсуждение.)
- Разрешить спор нам поможет Константин Дмитриевич Бальмонт. (Перед учениками лежит отрывок из стихотворения “Безглагольность”, учитель читает его вслух.)
Карточка №1
Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Леса убегают далёко-далёко.
Во всём утомленье, глухое, немое.
Войди на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада, -
Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,
И сердцу так грустно, и сердце не радо.
(Открывается текст отрывка, написанного на доске.)
- Найдём основы в предложениях. (Ученики выходят и подчёркивают основы.) В большинстве предложений отсутствует либо подлежащее, либо сказуемое.
- Скажите, смысл стихотворения вам ясен? О чём это стихотворение?
-Перед нами живой образ тихого летнего вечера. Значит, отсутствие одного из главных членов не мешает пониманию смысла предложения и текста в целом. И употребление таких предложений вполне оправданно.
-Как называются такие предложения?
-Дайте определение односоставным предложениям. (Предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого), называются односоставными.)
- Могут ли односоставные предложения быть распространёнными? Да, стихотворение Бальмонта содержит именно такие предложения. А нераспространёнными? Попытаемся сократить предложения:
Общий смысл теряется, но каждое из этих предложений может существовать в определённом контексте.
Первая высота. “Снежная лавина”.
Для того чтобы разобраться в новом материале урока, необходимо уметь находить в предложении главные члены и определять виды сказуемого.
-Укажите предложения с составным именным сказуемым.
Карточка №2
Настала осень золотая. (Пушкин)
Природа трепетна, бледна. (Пушкин)
И снова начинал сеять дождь. (Бунин)
В саду становилось пустынно и скучно. (Бунин)
Вторая высота. “Ледяная трещина”.
Сейчас мы познакомимся с основными группами односоставных предложений.
Обратимся к учебнику. В §§20-24 найдите названия односоставных предложений. Назовите их.
(На доске вывешивается таблица с видами односоставных предложений)
Назовите виды односоставных предложений.
Перед вами карточка №3, по которой вы ознакомитесь со значением всех видов односоставных предложений.
Карточка №3
Виды односоставных предложений
Предложения по строению грамматической основы делятся на двусоставные и односоставные. В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов - подлежащего и сказуемого. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена (либо подлежащего, либо сказуемого).
По значению односоставные предложения делятся на пять групп:
1. Определенно-личные, например: «Плыву к берегу!». В таких предложениях действующее лицо или действующий предмет не названы, но говорящий и его собеседники точно понимают, о ком или о чем идет речь.
2. Неопределенно-личные, например: «В нашем городе хорошо чистят дороги». Действующее лицо в таких предложениях тоже не названо, и говорящий и его собеседники не могут точно указать на того, кто производит действие. В таких предложениях важно само действие, а не те лица, которые его производят.
3. Обобщённо-личные, например: “Бездонную бочку водой не наполнишь”. То есть никто не сможет этого сделать. Эти предложения имеют значение обобщённого лица, т.е. указывать на то, что действие производится всеми, любым лицом.
4. Безличные предложения, например: «Весело» или «Рассвело». В таких предложениях действующее лицо назвать совершенно невозможно. Безличные предложения выражают состояние природы, окружающей среды или состояние человека.
5. Назывные предложения, например: «Какой ветер!» или «Вот мой дом». Такие предложения очень кратки, в них говорящий лишь утверждает наличие предметов или явлений.
В четырёх первых видах односоставных предложений единственным главным членом является сказуемое, а в назывных предложениях единственным главным членом является подлежащее.
(Затем учитель обращает внимание на таблицу, идёт коллективное ознакомление учащихся с видами односоставных предложений).
А сейчас потренируемся в определении видов односоставных предложений по их значению. ( Ученик выходит и выбирает карточку с фамилией поэта, на обороте – отрывок из его стихотворения)
Прочитаем отрывок и определим виды односоставных предложений.
(На парте лежит карточка №4 со всеми примерами)
С.А. Есенин. “Ночь” Ночь. Вокруг тишина.
Ручеёк лишь журчит.
Своим блеском луна
Всё вокруг серебрит.
(Читают каждое предложение и определяют вид. Записывают 1-е и 2-е предложение)
С.А. Есенин. “Пороша” Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Записывают 1-е и 2-е предложение
И.А. Бунин. “Не видно птиц…” Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
Записывают 1-е и 4-е предложение
Михаил Иванин. “Белое чудо” Вчера вокруг было черно,
А нынче снег лежит повсюду.
Скорее посмотри в окно
И полюбуйся белым чудом.
Записывают 1-е и 3-е предложение.
Все ли виды односоставных предложений представлены в поэтических примерах?
Для закрепления материала выполните задание и проверьте друг у друга.
(Перед учащимися – карточки с заданием)
Карточка №5
-В какой строке представлены все виды односоставных предложений?
-Перед вами текст (карточка №6). Нам предстоит определить, какие предложения по строению грамматической основы здесь встречаются, а также указать вид односоставных предложений.
(Текст читается, определяется его тема и идея)
Карточка №6
…Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с тёплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева. Помню раннее, свежее, тихое утро… Воздух так чист, точно его совсем нет. Всюду сильно пахнет яблоками.
К ночи становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идёшь домой к ужину мимо садового вала. Темнеет.
Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, ещё раз пробежишь в сад.
А чёрное небо чертят огнистыми полосками падающие звёзды. Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!
(По И.А. Бунину)
На высоте
Нами преодолены все вершины, и вот мы на горе “Знание”.
Посмотрим вниз и попрощаемся с осенней природой: ведь совсем скоро наступит зима. Давайте продлим осень. Вспомним, с какой любовью о ней писал А.С. Пушкин.
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
Легко и радостно играет в сердце кровь…
Пушкин не раз и в прозе, и в стихах повторял, что осень – его любимое время года.
-Послушайте, пожалуйста, отрывки из стихотворений поэта. Я постаралась взять такие, которые вам не встречались или мало знакомы. (Читают ученики.)
Вянет, вянет лето красно;
Улетают ясны дни;
Стелется туман ненастный
Ночи в дремлющей тени;
Опустели злачны нивы;
Хладен ручеёк игривый;
Лес кудрявый поседел;
Свод небесный побледнел.
2. …Настала осень золотая,
Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышна убрана…
3. Уж осени холодною рукою
Главы берёз и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых,
Там день и ночь кружится мёртвый лист,
Стоит туман на нивах пожелтелых,
И слышится мгновенный ветра свист.
4. Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Из годовых времён я рад лишь ей одной.
Перед вами - только что прозвучавший отрывок из стихотворения поэта. Посмотрите и определите, есть ли в нём интересующие нас сегодня предложения?
Карточка №7
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Из годовых времён я рад лишь ей одной.
Об одном только времени года пишет поэт, об осени. А какие разные картины!. Для каждого месяца свои краски. Это и начало осени, и золотая осень, и поздние осенние дни. Кажется, что поэт хочет заразить читателя своей особенной любовью к осени.
Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило “вдохновение”, особое состояние.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
Может, у вас тоже проснётся вдохновение?
Ваша задача – составить небольшой текст, сочинение-миниатюру об осени. Используйте в своём описании односоставные предложения.
А помогут вам картина нашего местного художника В.Н. Сергеева и музыка
П.И. Чайковского из цикла “Времена года”. Вслушайтесь в характер музыки, всмотритесь в полотно картины, вспомните стихи, рассказы о природе и в небольшой зарисовке отразите своё настроение.
(Самостоятельная работа)
-Прочитайте свои миниатюры. (Ученики читают и называют, какие односоставные предложения они употребили.)
Подведение итогов урока
-Что нового вы сегодня узнали на уроке?
-Что придают тексту односоставные предложения? (Выразительность, ёмкость, загадочную недосказанность.) Да, таким его делают именно односоставные предложения.
- Мы возвращаемся на турбазу, где сдаём своё снаряжение. Чтобы не забыть это трудное восхождение, вы получаете памятную открытку: это и есть ваше домашнее задание.
Списать стихотворение М.Ю.Лермонтова “И скучно, и грустно…”, выделить в каждом предложении грамматические основы, определить вид односоставных предложений.
Нам необходимо отметиться, что всё прошло благополучно.
Для этого ответьте на вопросы теста. (До конца урока учащиеся работают с тестом.)
Тест
Как называются односоставные предложения, в которых действующее лицо или действующий предмет не названы, но говорящий и его собеседник точно понимают, о ком или о чём идёт речь?
неопределённо-личные,
безличные,
определённо-личные,
назывные,
обобщённо-личные.
Продолжите фразу: ”Безличными предложениями называются такие односоставные предложения, в которых…
действующее лицо назвать невозможно,
говорящий точно утверждает наличие каких-либо предметов или явлений,
действующее лицо не названо, но говорящий и его собеседники понимают, о чём или о ком идёт речь,
говорящему важнее указать действие, поэтому действующее лицо не названо,
действие производится всеми, любым лицом.
У какого вида односоставных предложений единственный главный член – подлежащее?
у назывных,
у определённо-личных,
у обобщённо-личных,
у безличных,
у неопределённо-личных.
Как называются односоставные предложения, в которых действующее лицо не