Урок русского языка в 8 классе: "Безличные предложения"
Урок русского языка в 8 классе: "Безличные предложения"
Данный урок разработан с целью использовать воспитательный потенциал текста В.П.Астафьева при формировании понятия о безличных предложениях. В течении урока ученики работают самостоятельно и в парах, в конце оценивают себя и одноклассников. Более глубоко осознают текст писателя, понимают глубину его мыслей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе: "Безличные предложения"»
ГУ «Ключевая средняя школа»
Урок русского языка в 8-м классе "Безличные предложения"
Разработала Алёшина Г.А.
Урок русского языка в 8-м классе: "Безличные предложения"
Цели:использовать воспитательный потенциал текста В.П.Астафьева при формировании понятия о безличных предложениях.
Задачи учения:
находить безличные предложения по значению и структурным особенностям;
употреблять безличные предложения;
использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными.
Задачи обучения:
формировать понятие о безличных предложениях;
выявить способы выражения сказуемых в безличных предложениях;
определить роль безличных предложений в тексте.
Ход урока
1. Организационный этап.
2. Работа с художественным текстом В.Астафьева.
Какое сырое утро!
За окном мутно. Каплет с крыши. Каплет с черёмух. Окна залеплены серым снегом. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает… Как болят кости! Ах, как болят кости! Но надо вставать. Надо вставать и работать. Наступило утро. В деревне уже выходят на работу. И мне надо работать. Но как болят кости! И старые раны болят. Полежу ещё маленько, чуть - чуть… Я ведь заработал право полежать? Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать! Всё то же сырое утро, нет, уже день, мутный, промозглый, родившийся из морока и стыни. Всё так же каплет с черёмух. Мимо окон проехал дядя Фёдор на мокрой лошади к ферме – он везёт вонючий силос. Я вожу ручкой по бумаге. И дяде Феде, и лошади, и мне не хочется работать.
Учитель: Сегодня изучать новую тему мы будем на художественном тексте В.П.Астафьева. (чтение текста учителем или заранее подготовленным учеником). Анализ текста.
В каком стиле написан текст?
О чём этот текст?
Почему он так называется? Какова основная мысль текста?
Какая часть речи наиболее часто употребляется?(глаголы)
Почему такое обилие глаголов?(главное – передать действие)
А по составу, какие предложения в тексте?Назовите.
Учитель: Просмотрите первые четыре абзаца данного текста.
Какие предложения по своей структуре использует автор для передачи основной мысли текста?
На какие две большие группы можно разделить их? Укажите эти предложения и распределите их в таблице.
Двусоставные
Односоставные
Определённо-личные
Неопределённо-личные
?
Окна залеплены серым снегом.
Полежу ещё маленько, чуть-чуть.
В деревне уже выходят на работу.
За окном мутно.
Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает.
Каплет с крыши.
Как болят кости!
Надо вставать.
Наступило утро.
И мне надо работать.
3 этап. Изучение нового материала (постановка задач и целей урока)
Чем схожи односоставные определённо-личные и неопределённо-личные предложения?
Что характерно для предложений, составляющих другую группу? Какие это предложения?
Каково их общее грамматическое значение? (все они простые, распространённые, односоставные)
Учащиеся: (учитель должен подвести их к определённому ответу) Это тоже односоставные предложения и сообщают они о таком действии или состоянии, которое не может быть приписано лицу, выраженному подлежащим.
Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос в форме именительного падежа, кто производит действие или кто испытывает состояние, названное в предложении?
Учащиеся: Нет.
Учитель: Итак, о каких предложениях мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего урока? (Запись темы урока в тетради – БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
На что указывает приставкаБЕЗ -?(на отсутствие чего-либо)
Учитель: Отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи нашего урока. Что вы должны знать?
ЗАДАЧИ (закрыты на доске, постепенно открываются) - значение безличных предложений - особенности сказуемого в безличных предложениях - роль в речи безличных предложений
Что обозначают безличные предложения?
Учитель: Безличные предложения – самая пёстрая и наиболее употребительная группа односоставных предложений. Безличные предложения позволяют в полной мере увидеть богатство нашего языка. Я надеюсь, что, читая миниатюру В.П.Астафьева, «Какое сырое утро!» вы почувствуете, какими богатыми возможностями выражения мыслей обладают безличные предложения.
Чем выражены сказуемые в этих предложениях?
На доске: Способы выражения сказуемого в безличных предложениях
1. Личным глаголом в значении безличного. Каплет с черёмух. 2. Словом состояния на – о (окружающей среды или человека).За окном мутно. 3. Возвратным глаголом в безличном значении. Мне не хочется работать. 4. Инфинитивом (модальное слово в сочетании с инфинитивом –надо, нужно, можно, возможно, нельзя). Надо вставать. Встать.
Чем ещё может быть выражено сказуемое в безличных предложениях? Обратитесь вновь к тексту.
5. Безличным глаголом. 6. Неизменяемой глагольной формой нет 7. Краткой формой причастия (страдательное, ср. рода с суф. – н -, - ен, - т -) (опережающее задание в учебнике, если останется время.)
Задание: Составьте предложения, чтобы сказуемое в них было бы выражено отрицательным словом, кратким причастием, безличным глаголом.
4. Этап первичного закрепления.
(Выполняется дифференцированная работа по тексту. Задания для групп написаны на доске)
1 группа – Составить 2 односоставных предложения на тему: «Пейзаж». Выполнитесинтаксический разбор одного из них.
2 группа - Выписать односоставные предложения. Определить их вид. Переконструироватьодно односоставное предложение в двусоставное.
3 группа – Выпишите из текста все односоставные предложения. Подчеркнуть основыпредложений.
Проверка выполненной работы.
Учитель: Как видно из проделанной работы, безличные предложения очень часты в языке Астафьева.
Какова роль безличных предложений в речи?
Чем можно объяснить это?
На доске:
Роль в речи:
Выразительность предложений
Лаконичная форма
Используется для описания пейзажей, обстановки
Лиричное повествование
Оттенок стихийности
(С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Часто безличные предложения Астафьев использует для описания пейзажей, обстановки, где происходят события, для выражения различных оттенков – необходимости, возможности и т.п. Безличные предложения делают повествование более лиричным. С помощью них действию можно придать оттенок стихийности.)
5. Подведение итогов урока
О чём вы узнали на уроке?
Как вы думаете, почему для данного урока я взяла текст В.П.Астафьева?
Когда используются безличные предложения? (в тех случаях, когда надо обратить вниманиенадействие, усилить его)