1. Организационный 1 мин. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности 10 мин. | Организация пространства класса для работы групп. Важная задача – настроить детей на работу, определить эмоционально- волевое состояние детей перед изучением темы. Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. - Дает таблицу с пустыми окнами 2.Предлагает текст, записанный на доске (предложения пронумерованы) Какое сырое утро! (1)За окном мутно.(2)Каплет с крыши. (3)Окна залеплены серым снегом. (4)Он сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает. (5)Как болят кости! (6)Но надо вставать и работать. (7)Наступило утро. (8) В деревне уже выходят на работу. (9)И мне надо работать. (10) Но как мне нездоровится! (11)Полежу ещё чуть-чуть. (12)Всё то же сырое утро…(В.Астафьев) Вопросы к тексту: в каком стиле написан текст? О чём этот текст? Какова основная мысль текста? Какая часть речи наиболее часто употребляется? Почему такое обилие глаголов? Задание: дать характеристику каждому предложению с точки зрения структуры грамматической основы, определить вид односоставных предложений. (заполнить таблицу) Объясните выделенные орфограммы | Подготовка рабочего места Заполняют таблицу, повторяют теоретический материал об односоставных предложениях Выполняют задание, тренирующее способы определения вида предложения, по группам. Производят мыслительные операции. При возникновении затруднении обращаются к учебнику – параграфам 30 – 34. (но отмечают про себя это) По окончании работы производят самоконтроль, сверяясь с ключом учителя. Участвуют в обсуждении: кто умеет отличать односоставные предложения от двусоставных, кто правильно определил вид всех односоставных предложений, предложения какого вида определить было трудно? Почему? Что надо сделать, чтобы не было ошибок? | Личностные: саморегуляция Коммуникативные: вступление в диалог с учителем по ситуации организационного момента. Познавательные: выполнение учебных действий в материальной и умственной форме, применение мыслительных операций. Результативные: контроль и выявления своих отклонений от знаний. Коммуникативные: Осуществление совместной деятельности с учётом учебно-познавательных задач, вступление в учебный диалог с учителем и одноклассниками. |
3. Постановка проблемы, темы и цели урока 4 мин. | Учитель организует первичное микроисследование полученных результатов. Примерные вопросы: Чем схожи увиденные вами в тексте определённо-личные и неопределённо-личные предложения? (они простые, распространённые, односоставные ) Что характерно также для тех предложений, вид которых вы затруднились определить? Учитель подводит класс к тому, что это тоже односоставные предложения и сообщают они о таком состоянии, которое не может быть приписано лицу, выраженному подлежащим. -Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос «кто» формой именительного падежа? Можно ли точно сказать, кто производит действия, кто испытывает состояние природы? ( и др.). Какова роль таких предложений в тексте?( определяем, что вносится оттенок стихийности, используются для описания пейзажа, обстановки, чувств человека, а повествованию придаётся лиричность, лаконичность, выразительность). Как мы будем называть такой тип односоставных предложений? Безличные(???) | Анализируют данные исследования текста. Понимают, что есть ещё вид односоставных предложений, им неизвестный . Пытаются дать названия таким предложениям, используя аналогию с названиями «Определённо-личные», «неопределённо-личные предложения», выдвигают версии названий, обосновывая их. Удивляются, что есть такие предложения, в которых затруднительно определить лицо, совершающее действие Ставят перед собой задачу, определив зону своего знания и незнания. Формулируют тему урока. Составляют план работы , связанный с предметными знаниями и умениями, понимая, что есть некое затруднение, которое им следует преодолеть. Этот план перефразируется в задачи урока: научиться видеть безличные предложения в тексте, отличать их от других односоставных, понять , зачем употребляются в речи, узнать способы выражения главного члена в безличных предложениях Фронтальная | Познавательные: умение слушать, анализировать, извлекать информацию, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: умение слушать других и выражать собственную мысль, оценивать, комментировать точку зрения другого человека. |
4. Первичное Закрепление нового материала 9 мин. 5.Динамическая пауза
| Устанавливает осознанность восприятия, производит первичное закрепление, выявляя способы выражения сказуемого в безличных предложениях (по материалу для наблюдений параграф 23 – Читаем предложения и называем, чем выражено сказуемое: 1. За окном мутно. – 1. Словом категории состояния. 2. Личным глаголом в безличном значении: 2. Каплет с крыши. 3. Инфинитивом: 8. Но надо вставать. 9. Надо вставать и работать. 4. Безличным глаголом: 10. Мне нездоровится. 5. Словами нет: 11. И нет сил. 6. Краткой формой причастия: 15. В избе жарко натоплено. 7. Возвратным глаголом в безличном значении: Мне не хочется работать.
| Смотрят информацию в учебнике, сравнивают с уже полученным знанием. Решают типовые учебные задачи с проговариванием алгоритма способа действия. Групповая Выполняют упражнения для снятия усталости | Регулятивные: Самоконтроль, коррекция,Выявление и осознание того, что уже освоено и того, что ещё подлежит освоению. Коммуникативные: вступление в учебный диалог с учителем. Познавательные :выполнение учебно-познавательных действий с применением мыслительных операций. |
6. Самостоятельная работа –самопроверка 9 мин. | Учитель организует деятельность по применению новых знаний самостоятельно. Предлагается из данных предложений выбрать безличные и указать , чем выражено сказуемое в безличном предложении по тексту упр.№223 | Работают самостоятельно, сверяясь пошагово с ранее составленным способом действия, осуществляют самопроверку, сверяясь с ключом учителя. Смотрят на лист самооценки, считают ,сколько правильных результатов, оценивают себя. | Регулятивные:самоконтроль, коррекция, выделение и осознание того,что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: понимать информацию, представленную в виде алгоритма; умение устанавливать причинно-следственные связи. |
7. Рефлексия Подведение итогов урока 2 -3 мин. | Предлагает вопросы: -что я научился делать -как я научился это делать -зачем я научился это делать -что было трудно делать -на что обращу внимание при подготовке дом.задания к следующему уроку? Организует работу, побуждает к высказыванию собственного мнения. «Мне радостно, интересно, весело думать о нашей новой встрече». Какое предложение я придумала в заключение урока? (безличное) Выставление оценок за урок. | Оценивают свою деятельность на всех этапах урока, формулируют сведения о себе как об ученике и «удерживают» добытые предметные и личностные знания в памяти. Оценивают свою работу и общее впечатление от тезисом или афоризмом. Отвечают на вопрос учителя. ( Мне понравилось.//Было интересно..) | Познавательные: применение мыслительных операций анализа и сравнения. Регулятивные: самооценка. |