- совершенствовать навык различения производных предлогов и других частей речи.
Развивающая:
- развивать связную речь учащихся, внимание.
- умение сравнивать, обобщать.
Воспитательная:
- активизировать познавательную деятельность,
- воспитывать интерес к языку и речевой культуре.
Тип урока:
урок повторения и обобщения знаний.
Оборудование: - презентация;
- тест по теме «Предлог».
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
1) Сегодня, ребята, мы подытожим всё то, что узнали о предлоге как части речи и его правописании.
2) Сказка «Приключение предлога в течение».
Однажды утром предлог в течение, как обычно, отправился на работу в школьный учебник, но по дороге споткнулся о какой-то параграф, сорвался со страницы и шлёпнулся в воду, оказавшись в бурном течении какой-то реки.
- Что же со мной происходит? – со страхом подумал предлог.
– Кажется, я превратился в предлог В?! Но мне это не нужно! У меня своя работа! Меня ждут в школе!
Однако течение реки несло его всё дальше, пока не выплеснуло на страницу тетради какого-то школьника. В классе шёл диктант.
- Я спасён! – обрадовался предлог в течение, пристроившись рядом со знакомыми предлогами в продолжение и вследствие.
Однако радовался напрасно. Заглянув в тетрадь Коли Синицына, учительница, вздохнув, сказала:
- В твоей тетради, Коля, предлоги трудно узнать, потому что ты не знаешь правил их правописания.
Как Вы думаете, какие ошибки мог допустить Коля в написании предлогов в течение, в продолжение, вследствие?
- Надеюсь, мы сегодня не утонем в многообразии предлогов. Вспомним правописание некоторых из них.
(Далее пользуемся презентацией)
III. Актуализация опорных знаний. (слайды № 3 - 6)
- А что такое предлог?
- На какие разряды по составу и происхождению делятся предлоги?
- От каких частей речи они образованы?
(от наречия; от существительного; от деепричастия).
2. Выполнить синтаксический разбор последнего предложения.
Совершить ошибку (в)следстви… ра…сеянности.
Устранить ошибку (в)следстви… по уголовному делу.
Ремонтировали (в)продолжени… месяца.
(В)продолжени… романа встретились старые герои.
Обр.
Друзья, приглашаем вас (на)встречу выпускников.
˅ ˅ ˅ ˅ ˅ ˅
(В)виду недостатка времени не будем откл…няться от темы.
Что вы имеете (в)виду?
(Не)смотря на (не)погоду, он бежал через парк, (не)смотря под ноги, (на)встречу приключениям.
3. Выборочный диктант.
А сейчас мы проведем выборочный диктант.
(2 ученика у доски, остальные работают в тетради, разделив страничку на две части. В одну часть записывают словосочетания с предлогами, в другую – с самостоятельными частями речи).
в течение года,
договориться насчет похода,
задача на подобие треугольников,
остаться,
средства переведены на счет,
в течении реки,
мчался,
задача наподобие предыдущей,
впоследствии вернуться обратно,
быть дома вследствие дождя.
4. Употребление предлогов в разных стилях (устно составить по 2 предложения).
(слайд №8)
Для производных предлогов существуют определенные правила в речи. Одну и ту же ситуацию мы можем описать разными словами, используя разные стили.
а) Перед вами синонимичные конструкции.
Несколько дней следует иметь в виду
Из-за дождей в течение нескольких дней
Следует знать насчёт ремонта
О ремонте вследствие
Для какого стиля характерны слова I и II столбика?
( официально-делового, разговорного)
б) Работа по картине И.И. Шишкина «Сосновый бор». (слайды № 9,11)
Мини-сочинение (3-5 предложений). Составьте связный текст в художественном стиле, укажите производные и непроизводные предлоги.