Урок – обобщение по теме «Союз»
по кейс-технологии
Это обобщающий урок по союзам. Класс разделили предварительно на несколько групп: теоретиков (задача группы повторить теоретический материал), историков ( работа с этимологией слова, история союза как части речи), практиков (повторение орфограмм по правописанию союза), литераторов ( работа по текстам художественных произведений с целью нахождения союза в качестве выразительного средства)
Учитель: Каждый урок – это урок получения знаний, необходимых в жизни. Сегодня вы должны доказать это себе и мне. В процессе работы на уроке вы должны: повторить и закрепить изученный материал, показать уровень усвоения темы, разобраться в непонятных ранее моментах.
Девизом нашего урока является лозунг: «Знаю, умею, могу!». А сейчас открыли тетради и записали тему урока.
Тема нашего урока: “Повторение по теме «Союз»”. Итак, сегодня на уроке мы будем повторять, обобщать и углублять знания о союзе (слайд 2).
Эпиграф к нашему уроку: (слайд 3)
«…Союз не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются». М.В. Ломоносов
– Как вы понимаете слова Ломоносова?
-Что же такое союз? Когда появилась эта часть речи и как давно употребляется? Ответы на эти вопросы нам даст наша 1 экспертная группа – историки.
Повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках, роли в предложении помогут нам теоретики. Перед вами небольшой тест за несколько минут вы должны его решить.
См. приложение
Практическое занятие
1. Что же к_сается розовеющ_го луча сол_ца, то я то(же) увид_л его (н_)сколько дней спустя (в)близи Парижа. (К. Паустовский)
2. Убранство комнат так(же) (не)отл_чалось особым к_мфортом; даже полы были (не)окраше_ые, (за)то всё бл_стало ч_стотой. (Ф. Достоевский)
3. Мы закрыли стекля_ую дверь на б_лкон, что(бы) из сада (не) несло жаром.
На этом этапе работы мы проверили, насколько вы хорошо умеете применять свои теоретические знания на практике.
Для чего нужны союзы?
Таким образом, мы можем сделать вывод, что сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения, а подчинительные – части сложноподчинённого. Выполняя такую работу, союзы способствуют и созданию текста.
Текст про любовь
А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы)
Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)
Учитель: Так что перед вами? Текст
Учитель: Докажите, что это текст. (Потому что предложения связаны по смыслу и грамматически)
Учитель: При помощи чего наблюдается смысловая и грамматическая связь в тексте? (При помощи союзов)
Учитель: Верно. Назовите союзы и их морфологические признаки. (Называют)
Учитель: Как бы вы озаглавили этот текст? (Варианты ответов: “Подружка”...)
Учитель: Какая проблема поднимается в тексте? (Проблема выбора друзей, товарищей, знакомых)
Учитель: Добрый человек, ребята, доставит вам радость, принесёт удачу, наполнит вас красотой. Добрый человек проявит терпимость к другим людям, посочувствует, поможет. Это человек, который обладает чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Как можно одним словом назвать всё хорошее, что вмещается в одном человеке
Толерантность – это...
терпимость к другим людям, мнениям, к другим поступкам;
умение понимать и познавать других людей;
устойчивость жизненной позиции, ценностей, идеалов...
Учитель: Если мы будем внимательны к любому человеку: будь то попутчик, бродяга, друг, - это и будет проявление доброты. (Связь с текстом)
Вывод для чего еще нужны союзы? Союзы способствуют и созданию текста, а также являются средством художественной изобразительности. На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием, которое замедляет фразу, придаёт предложению плавность, усиливает выразительность речи. Дадим слово литераторам. Их задача была найти в поэтических произведениях примеры этого выразительного средства.
Работа по художественным текстам
— Мы продолжаем работу над обобщением темы, и я хочу вам предложить продемонстрировать уровень своих знаний при помощи теста.
тест
Подведение итогов
Что вам сегодня удалось?
Что получилось хорошо, а что показалось сложно?
у меня получилось …
я понял, что теперь могу…
я научился…
Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам.
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам.
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.
Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга –
То это прекрасно!
А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь…