kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по кейс-технологии "Союз. Повторение" 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование метода кейс-технологии на уроке русского языка. Урок  обобщения в 7 классе по теме "Союз".  Цели: обобщить знания по теме «Союз». Повторить и закрепить изученный материал, показать уровень усвоения темы, разобраться в непонятных ранее моментах.    Развивающие цели:  развивать интерес к предмету,  логическое мышление;  умение работать в группе;  развивать навыки исследовательской работы, продолжить формирование у учащихся навыков самостоятельной работы. Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Историки»

Историки





Заглянем в толковый словарь С.И. Ожегова. (Чтение словарной статьи о союз. Дополнительное сообщение: Слово «союз» очень древнее. Когда-то в нем выделялась приставка со-, имеющая значение «вместе», и корень -юз- со значением «связь», близким по значению к словам «узы», «узел». Приставка со- в значении «вместе» есть во многих словах русского языка: сотрудник – «тот, кто трудится вместе с кем-то»; соавтор – «тот, кто вместе с кем-то создает произведения»; и т.д. Однако основа слова союз в настоящее время не членится на морфемы: все слово состоит из одного корня и нулевого окончания. Не знают, что союз – древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место. И главенствует в ней союз И. Кстати, очень любил этот союз А. С. Пушкин.

Просмотр содержимого документа
«Литераторы»

Литераторы

— Не многие знают, что союз — древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место (и главенствует в ней союз И). Кстати, очень любил этот союз А.С.Пушкин. Свидетельство тому — строки из его произведений: (слайд 7)

С ним одним она была

Добродушна, весела,

С ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила:

«Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

(сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)



Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. (Зимнее утро)

— На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием. В четверостишии из стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» многосоюзие замедляет фразу, придает предложению плавность, усиливает выразительность речи.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь. (слайд 8)

— А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С.Пушкина. (слайд 9)

Пирует Петр. И горд, и ясен.

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

— Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С.Пушкина «Полтава»)

— Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, п.ч. предложения связаны по смыслу и грамматически)

— А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? ( С помощью союза И)

— Какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?

(Союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте)

Просмотр содержимого документа
«Теоретики»

Теоретики

ТЕСТ

1. В русском языке есть ………… и служебные части речи.

2.Служебные части речи это………

3. Союз – это……………………..

4. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………

5. Союзы не являются………………………

6. Союзы связывают………………………………….

7. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются……………….

8.Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются….....

9.Сочинительные союзы по значению делятся на три группы:.........

10. Подчинительные союзы делятся на разряды………………

Просмотр содержимого документа
«Тест по теме»

Тест по теме «Союз» в 7 классе

1 вариант

1. Какое утверждение является неверным?

А) Союз – служебная часть речи.

Б) Союзы бывают сочинительные и подчинительные.

В) Сочинительные союзы делятся на две группы: соединительные и разделительные.

Г) Союзы и, а, если – простые.

2. Какой союз является «лишним», учитывая строение союзов?

А) ибо

Б) с тех пор как

В) хотя

Г) чтобы

3. Укажите сочинительный союз.

А) оттого что

Б) так как

В) либо

Г) что

4. Каково значение подчинительного союза в предложении Едва началось утро, мы отправились дальше в горы?

А) целевое

Б) условное

В) уступительное

Г) временное

5. В каком предложении союз и связывает два простых предложения в сложном?

А) Заросли вокруг были колючими и казались непроходимыми.

Б) Все вокруг переливалось и сверкало на солнце.

В) Он вдруг приподнялся и пробормотав что-то вышел.

Г) Зима была снежная и все ждали сильного половодья.

6. В каком варианте выделенные слова пишутся раздельно?

А) Вы то(же) здесь бывали?

Б) Он обещал сделать то(же) самое.

В) За(то) тайга оживала, когда наступала весна.

Г) Чего не знаешь, за(то) не берись.

1) А, Б 2) В, Г 3) Б, Г 4) А, Г

7. В каком варианте перед да нужно поставить запятую?

А) В сене свежем вянет земляника да звезды нависают на ветвях.

Б) Солнце докатилось до края земли да растеклось по небу заревом.

В) Утки зябли в зарослях да жалобно крякали всю ночь.

Г) Вода была холодная да он не почувствовал ни холода, ни быстрого течения.

1) А, Б 2) Б, В 3) А, Г 4) Б, Г

8. Укажите среди предложений сложноподчиненное.

А) Мать посмотрела в окно девочка тоже выглянула на улицу.

Б) Навещу дедушку если не летом то ранней весной.

В) Выражение не то чтобы жалости а озабоченности появилось на его лице.

Г) Всю ночь мы лежали у костра и слушали, как шумит море.



Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Урок – обобщение по теме «Союз»

по кейс-технологии

Это обобщающий урок по союзам. Класс разделили предварительно на несколько групп: теоретиков (задача группы повторить теоретический материал), историков ( работа с этимологией слова, история союза как части речи), практиков (повторение орфограмм по правописанию союза), литераторов ( работа по текстам художественных произведений с целью нахождения союза в качестве выразительного средства)

Учитель: Каждый урок – это урок получения знаний, необходимых в жизни. Сегодня вы должны доказать это себе и мне. В процессе работы на уроке вы должны: повторить и закрепить изученный материал, показать уровень усвоения темы, разобраться в непонятных ранее моментах.

Девизом нашего урока является лозунг: «Знаю, умею, могу!». А сейчас открыли тетради и записали тему урока.

Тема нашего урока: “Повторение по теме «Союз»”. Итак, сегодня на уроке мы будем повторять, обобщать и углублять знания о союзе (слайд 2).



Эпиграф к нашему уроку: (слайд 3)

«…Союз не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются». М.В. Ломоносов

– Как вы понимаете слова Ломоносова?

-Что же такое союз? Когда появилась эта часть речи и как давно употребляется? Ответы на эти вопросы нам даст наша 1 экспертная группа – историки.



Повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках, роли в предложении помогут нам теоретики. Перед вами небольшой тест за несколько минут вы должны его решить.

См. приложение



Практическое занятие

1. Что же к_сается розовеющ_го луча сол_ца, то я то(же) увид_л его (н_)сколько дней спустя (в)близи Парижа. (К. Паустовский)

2. Убранство комнат так(же) (не)отл_чалось особым к_мфортом; даже полы были (не)окраше_ые, (за)то всё бл_стало ч_стотой. (Ф. Достоевский)

3. Мы закрыли стекля_ую дверь на б_лкон, что(бы) из сада (не) несло жаром.

На этом этапе работы мы проверили, насколько вы хорошо умеете применять свои теоретические знания на практике.

Для чего нужны союзы?

Таким образом, мы можем сделать вывод, что сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения, а подчинительные – части сложноподчинённого. Выполняя такую работу, союзы способствуют и созданию текста.

Текст про любовь

А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы)

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)

Учитель: Так что перед вами? Текст

Учитель: Докажите, что это текст. (Потому что предложения связаны по смыслу и грамматически)

Учитель: При помощи чего наблюдается смысловая и грамматическая связь в тексте? (При помощи союзов)

Учитель: Верно. Назовите союзы и их морфологические признаки. (Называют)

Учитель: Как бы вы озаглавили этот текст? (Варианты ответов: “Подружка”...)

Учитель: Какая проблема поднимается в тексте? (Проблема выбора друзей, товарищей, знакомых)

Учитель: Добрый человек, ребята, доставит вам радость, принесёт удачу, наполнит вас красотой. Добрый человек проявит терпимость к другим людям, посочувствует, поможет. Это человек, который обладает чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Как можно одним словом назвать всё хорошее, что вмещается в одном человеке

Толерантность – это...

терпимость к другим людям, мнениям, к другим поступкам;

умение понимать и познавать других людей;

устойчивость жизненной позиции, ценностей, идеалов...

Учитель: Если мы будем внимательны к любому человеку: будь то попутчик, бродяга, друг, - это и будет проявление доброты. (Связь с текстом)

Вывод для чего еще нужны союзы? Союзы способствуют и созданию текста, а также являются средством художественной изобразительности. На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием, которое замедляет фразу, придаёт предложению плавность, усиливает выразительность речи. Дадим слово литераторам. Их задача была найти в поэтических произведениях примеры этого выразительного средства.



Работа по художественным текстам

— Мы продолжаем работу над обобщением темы, и я хочу вам предложить продемонстрировать уровень своих знаний при помощи теста.

тест

Подведение итогов

Что вам сегодня удалось?

Что получилось хорошо, а что показалось сложно?

у меня получилось …

я понял, что теперь могу…

я научился…



Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам.

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам.

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.

Потому что я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга –

То это прекрасно!

А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь…

Просмотр содержимого документа
«текст про любовь»

Жила-была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на земле без подружки. Решила обратиться она к старому, седому волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю опущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот, выбирай,- сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую - Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы)

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)

Учитель: Так что перед вами? Текст

Учитель: Докажите, что это текст. (Потому что предложения связаны по смыслу и грамматически)

Учитель: При помощи чего наблюдается смысловая и грамматическая связь в тексте? (При помощи союзов)

Учитель: Верно. Назовите союзы и их морфологические признаки. (Называют)

Учитель: Как бы вы озаглавили этот текст? (Варианты ответов: “Подружка”...)

Учитель: Какая проблема поднимается в тексте? (Проблема выбора друзей, товарищей, знакомых)

Учитель: Аргументируйте свой ответ. (Ответы учащихся)

Учитель: Добрый человек, ребята, доставит вам радость, принесёт удачу, наполнит вас красотой. Добрый человек проявит терпимость к другим людям, посочувствует, поможет. Это человек, который обладает чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Как можно одним словом назвать всё хорошее, что вмещается в одном человеке? (Толерантность)

Просмотр содержимого презентации
«союз. повторение»

Урок русского языка в 7 классе   Повторение ССспо теме «Союз» Союз как часть речи. Повторение

Урок русского языка в 7 классе Повторение ССспо теме «Союз»

Союз как часть речи. Повторение

Цели урока:

Цели урока:

  • Повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи.
  • Совершенствовать навык в умении определять вид сложного предложения, различать ССП и СПП, а также предложения с однородными членами, определять роль союза в построении текста.
Эпиграф к уроку:

Эпиграф к уроку:

  • «… Союз не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются».
  • М.В.Ломоносов
  • - Как вы понимаете слова Ломоносова ?
ТЕСТ  1. В русском языке есть ………… и служебные части речи. 2.Служебные части речи это……… 3. Союз – это…………………….. 4. Союзы, состоящие из одного слова, называются………… 5. Союзы не являются……………………… 6. Союзы связывают…………………………………. 7. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются………………. 8.Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются…..... 9.Сочинительные союзы по значению делятся на три группы:......... 10. Подчинительные союзы делятся на разряды………………

ТЕСТ

1. В русском языке есть ………… и служебные части речи.

2.Служебные части речи это………

3. Союз – это……………………..

4. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………

5. Союзы не являются………………………

6. Союзы связывают………………………………….

7. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются……………….

8.Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются….....

9.Сочинительные союзы по значению делятся на три группы:.........

10. Подчинительные союзы делятся на разряды………………

Разминка 1 1. Что же к_сается розовеющ_го луча сол_ца, то я то(же) увид_л его (н_)сколько дней спустя (в)близи Парижа. (К. Паустовский) 2. Убранство комнат так(же) (не)отл_чалось особым к_мфортом; даже полы были (не)окраше_ые, (за)то всё бл_стало ч_стотой. (Ф. Достоевский) 3. Мы закрыли стекля_ую дверь на б_лкон, что(бы) из сада (не) несло жаром.

Разминка

1 1. Что же к_сается розовеющ_го луча сол_ца, то я то(же) увид_л его (н_)сколько дней спустя (в)близи Парижа. (К. Паустовский)

2. Убранство комнат так(же) (не)отл_чалось особым к_мфортом; даже полы были (не)окраше_ые, (за)то всё бл_стало ч_стотой. (Ф. Достоевский)

3. Мы закрыли стекля_ую дверь на б_лкон, что(бы) из сада (не) несло жаром.

  • 1. Что же к_сается розовеющ_го луча сол_ца, то я то(же) увид_л его (н_)сколько дней спустя (в)близи Парижа. (К. Паустовский)
  • 2. Убранство комнат так(же) (не)отл_чалось особым к_мфортом; даже полы были (не)окраше_ые, (за)то всё бл_стало ч_стотой. (Ф. Достоевский)
  • 3. Мы закрыли стекля_ую дверь на б_лкон, что(бы) из сада (не) несло жаром.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что  сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения, а подчинительные – части сложноподчинённого. Выполняя такую работу, союзы способствуют и созданию текста.
  • Таким образом, мы можем сделать вывод, что сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения, а подчинительные – части сложноподчинённого. Выполняя такую работу, союзы способствуют и созданию текста.
умение понимать и познавать других людей; терпимость к другим людям, мнениям, к другим поступкам Толерантность- это устойчивость жизненной позиции, ценностей, идеалов...

умение понимать и познавать других людей;

терпимость к другим людям, мнениям, к другим поступкам

Толерантность- это

устойчивость жизненной позиции, ценностей, идеалов...

Союзы способствуют и созданию текста, а также являются средством художественной изобразительности. На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием, которое замедляет фразу, придаёт предложению плавность, усиливает выразительность речи.

Союзы способствуют и созданию текста, а также являются средством художественной изобразительности. На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием, которое замедляет фразу, придаёт предложению плавность, усиливает выразительность речи.

Это интересно!

Это интересно!

  • Название СОЮЗ появилось в XVll веке. По количеству союзов около 250. Чаще всего употребляются союзы типа И, А, ИЛИ. Ученые исследовали союз «И», его значение, частоту употребления и обнаружили:
  • Слово И – один из самых древних союзов русского языка
  • Слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания
  • Слово И – за тысячелетия! – не изменило своего значения
  • Слово И – тысячелетия – было и остается исключительно частотным словом ( очень часто употребляется)
  • (Н. Холодов)
Пирует Петр. И горд, и ясен. И славы полон взор его, И царский пир его прекрасен.  А.С.Пушкин

Пирует Петр. И горд, и ясен.

И славы полон взор его,

И царский пир его прекрасен.

А.С.Пушкин

  • Из какого произведения эти строки?
  • Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом?
  • С помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте?
  • Сделайте вывод о роли союза в тексте.
Роль союза в тексте

Роль союза в тексте

  • Союз является не только средством связи однородных членов и простых предложений в составе сложного, но и средством художественной изобразительности и средством связи отдельных предложений в тексте.
Подведем итоги

Подведем итоги

  • Какова была тема урока?
  • Какие цели мы преследовали по ходу всего урока? Как вы считаете, мы достигли цели урока?
  • Как вы оцениваете свою работу на уроке?
  • Что вам сегодня удалось?
  • Я научился…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок по кейс-технологии "Союз. Повторение" 7 класс

Автор: Алфер Светлана Ивановна

Дата: 24.02.2015

Номер свидетельства: 178319


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства