kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 7 классе по теме: «Правописание НЕ с причастиями»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

- способствовать изучению учащимися закономерностей в правописании НЕ с причастиями;

- способствовать формированию навыка учащихся в умении различать «НЕ» - частицу и «НЕ» - приставку;

- способствовать развитию умения писать НЕ с причастиями;

- способствовать воспитанию у школьников ценности грамотного письма, культуры умственного труда

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«материалы к уроку»

Не с причастиями пишется

Раздельно:

Слитно:

1.Если причастие имеет зависимые слова:





2.Если в предложении есть противопоставление с союзом а:





3.Если это краткое причастие:





1.Если причастие не имеет зависимых слов:





2.Если причастие без НЕ не употребляется:





3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени и другие:














Не с причастиями пишется

Раздельно:

Слитно:

1.Если причастие имеет зависимые слова:





2.Если в предложении есть противопоставление с союзом а:





3.Если это краткое причастие:





1.Если причастие не имеет зависимых слов:





2.Если причастие без НЕ не

употребляется:




3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени и другие:








Просмотр содержимого документа
«урок Не с причастием»

Урок русского языка в 7 классе по теме: «Правописание НЕ с причастиями»

Цели урока:

- способствовать изучению учащимися закономерностей в правописании НЕ с причастиями;

- способствовать формированию навыка учащихся в умении различать «НЕ» - частицу и «НЕ» - приставку;

- способствовать развитию умения писать НЕ с причастиями;

- способствовать воспитанию у школьников ценности грамотного письма, культуры умственного труда

Тип урока: изучение нового материала

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

Средства обучения: учебник, презентация, тетради, таблицы.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости. Прошу занять свои рабочие места, мы начинаем урок русского языка. Напомните, пожалуйста, ребята, какую часть речи мы изучали на прошлом уроке? (Причастие)

- А что такое причастие? (Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию)

- А давайте проверим, насколько хорошо вы знаете эту часть речи. И проверим мы это в форме игры на внимание.

II. Систематизация известной информации о причастии

«Игра на внимание»

- Я буду читать утверждения, если вы согласны, то хлопаете в ладоши, если не согласны, то не хлопаете, а поднимаете руку, чтобы назвать правильный ответ.

1. Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию.

2. Причастие имеет признаки наречия и существительного. НЕТ

- Признаки каких частей речи имеет причастие? (прилагательного и глагола)

3. Причастия бывают полными и краткими.

4. Краткие причастия в предложении являются сказуемым.

5. Полные причастия в предложении являются обстоятельством. НЕТ

- А чем в предложении являются полные причастия? (определением)

6. Причастия бывают действительными и страдательными.

7. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов при помощи суффиксов вш и ш. НЕТ

- А каких суффиксов? (-нн-, -енн-, -ённ-, -т-)

8. Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов вш и ш.

9. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.

10. Причастный оборот обособляется, если он стоит перед определяемым словом. НЕТ

- А когда обособляется причастный оборот? (после определяемого слова)

- Молодцы, ребята. Изучая каждую часть речи мы обязательно говорим о том, как она пишется с частицей НЕ. И темой нашего сегодняшнего урока будет «Правописание частицы НЕ с причастиями». Давайте откроем тетради, запишем число, классная работа и тема урока: «Правописание частицы НЕ с причастиями».

- III. Дополнительная информация

- В одной удивительной стране без частицы НЕ побывал один из наших учеников и сейчас он расскажет нам об этом.

УЧЕНИК (с глобусом, в панаме или пробковом шлеме)

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразные дотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу им утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.

- Интересная страна. А почему в этой стране такая неразбериха? (нет частицы НЕ)

В нашей стране знаний порядок, потому что существует правило правописания частицы НЕ. Больше узнать о частице НЕ нам поможет презентация, которую я предлагаю вашему вниманию. Попутно мы составляем в тетрадях кластер.

Информационный проект о частице НЕ.

- (Слайд - Частица не) Нарисуйте в тетради посредине солнышко, от которого у нас будет 3 лучика. В солнышке что пишем? (Частица НЕ)

- (Слайд 3 озвучиваю) Что напишем о частице НЕ под 1 лучиком ? (Частица не – служебная часть речи с отрицательным значением).

- (Слайд 4 озвучиваю) Что запишем под 2лучиком ? (может быть в качестве приставки)

- (Слайд 5 озвучиваю) Что пишем под 3 лучиком ? ( употребляется с ИС, ИП, местоимениями, числительными, глаголами, причастиями, деепричастиями)

- А теперь посмотрите, какой кластер у вас должен был получиться. (Слайд 6)

При написании частицы НЕ с каждой частью речи существуют определённые правила. Но единым остаётся одно правило для всех. Кто может его назвать, ребята? ( Если слово без НЕ не употребляется, пишется с НЕ слитно)

- И еще интересная информация. Психологи утверждают, что частица НЕ плохо усваивается, особенно детьми. Если учитель говорит «Не забудь выучить правило», то по утверждению психологов частица НЕ не воспринимается и ученик обязательно забудет правило выучить. Лучше говорить: «Выучи правило». И сейчас мы с вами выучим правило «Написание НЕ с причастиями».

IV. Изучение нового материала. Работа с таблицей.

- Работать мы будем с таблицей, которую вы сейчас получите. В ней записаны правила написания НЕ с причастиями, но не хватает примеров. Наша задача ее дополнить примерами, которые вы видите на экране. (Слайд 7)

Не с причастиями пишется

Раздельно:

Слитно:

1.Если причастие имеет зависимые слова:

На столе лежала не прочитанная мною книга.

2.Если в предложении есть противопоставление с союзом а:

Это была не законченная, а только что начатая работа.

3.Если это краткое причастие: Задача не решена.

1.Если причастие не имеет зависимых слов:

На столе лежала непрочитанная книга.

2.Если причастие без НЕ не употребляется:

Он обратил внимание на её негодующий взгляд.

3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени и другие:

Ученик дал комиссии совершенно неподготовленный ответ.


Физминутка (1м)

- Я вижу, вы долго писали, ребята, предлагаю немного размяться.

Встали,

ручки вверх подняли,

потянулись,

нагнулись,

присели,

встали,

спинку размяли,

голову нагнули,

ручки встряхнули,

вот мы и отдохнули.

Садимся на свои места и продолжаем работать.

V. Закрепление.

Распределительный диктант

- Чтобы проверить ваши знания по сегодняшней теме, предлагаю написать распределительный диктант. Откройте учебники на стр. 132 упражнение 344. Нам нужно распределить словосочетания в 2 столбика. В первый будем записывать те сочетания, где НЕ с причастием пишется раздельно, а во второй те, где НЕ с причастием пишется слитно. (Работаем по цепочке)

Тренировочное упражнение

- Поработав с таблицей, узнав правила правописания НЕ с причастием, предлагаю вам выполнить упражнение 351 на стр. 134. (Вызываю по желанию)

Если успеем, сделать морфологический разбор причастия не растаявшего.

Не растаявшего – причастие.

  1. Снега (какого?) нерастаявшего.

II . Н.ф. – Нерастаявший.

Пост. – действ., наст.вр., сов.вид; непост. – Р.п., ед.ч., м.р.

III. Определение.

Если успеем, разобрать по членам предложения 5, 6 и 7 пр-ия,

VI. Подведение итогов урока

- Ребята, я вижу, что о причастиях вы знаете много. А что сегодня на уроке вы узнали о частице не? (Частица не – служебная часть речи с отрицательным значением, может быть в качестве приставки, употребляется с ИС, ИП, местоимениями, числительными, глаголами, причастиями, деепричастиями)

- Верно. Хочу сказать, что вы сегодня очень хорошо поработали. (Выставляю оценки)
VII. Домашнее задание

Выучить правило по таблице, стр. 133 упр. 347 списать, раскрывая скобки, подчеркнуть причастия как члены предложения.

- Всем спасибо за работу. До свидания.

































6


Просмотр содержимого презентации
«Не с причастием»

Тема урока:  «Правописание  НЕ  с причастиями»

Тема урока: «Правописание НЕ с причастиями»

Частица  НЕ

Частица НЕ

Части́ца НЕ — служебная часть речи, которая придаёт отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам.

Части́ца НЕ — служебная часть речи, которая придаёт отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам.

по Этимологическому словарю Фасмера НЕ – это отрицательная частица, употребляется также в качестве приставки в белорусском, украинском, русском, старо-славянском, сербохорватском, болгарском, чешском, польском языках.

по Этимологическому словарю Фасмера

НЕ – это отрицательная частица, употребляется также в качестве приставки в белорусском, украинском, русском, старо-славянском, сербохорватском, болгарском, чешском, польском языках.

Частица НЕ употребляется с существительными прилагательными местоимениями числительными глаголами причастиями деепричастиями

Частица НЕ употребляется с существительными

прилагательными

местоимениями

числительными

глаголами

причастиями

деепричастиями

Служебная часть речи с отрицательным значением Частица НЕ Может также употребляться в качестве приставки Употреб- ляется с ИС, ИП, мест-ми, ИЧ, гл-ми, прич-ми и дееприч-ми

Служебная часть речи с отрицательным значением

Частица НЕ

Может также употребляться в качестве приставки

Употреб-

ляется с ИС, ИП, мест-ми, ИЧ, гл-ми, прич-ми и дееприч-ми

1.На столе лежала не прочитанная мною книга.  2.Задача не решена.  3.На столе лежала непрочитанная книга .  4.Он обратил внимание на её негодующий взгляд.   5.Это была не законченная, а только что начатая работа.  6.Ученик дал комиссии совершенно неподготовленный ответ.

1.На столе лежала не прочитанная мною книга. 2.Задача не решена. 3.На столе лежала непрочитанная книга . 4.Он обратил внимание на её негодующий взгляд. 5.Это была не законченная, а только что начатая работа. 6.Ученик дал комиссии совершенно неподготовленный ответ.

Не с причастиями пишется Раздельно: Слитно: 1.Если причастие имеет зависимые слова: На столе лежала не прочитанная мною книга. 1.Если причастие не имеет зависимых слов: На столе лежала непрочитанная книга . 2.Если в предложении есть противопоставление с союзом а: Это была не законченная, а только что начатая работа; 2.Если причастие без НЕ не употребляется: 3.Если это краткое причастие: Задача не решена. Он обратил внимание на её негодующий взгляд.  3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени и другие: Ученик дал комиссии совершенно неподготовленный ответ . .

Не с причастиями пишется

Раздельно:

Слитно:

1.Если причастие имеет зависимые слова:

На столе лежала не прочитанная мною книга.

1.Если причастие не имеет зависимых слов:

На столе лежала непрочитанная книга .

2.Если в предложении есть противопоставление с союзом а:

Это была не законченная, а только что начатая работа;

2.Если причастие без НЕ не употребляется:

3.Если это краткое причастие: Задача не решена.

Он обратил внимание на её негодующий взгляд.

3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени и другие:

Ученик дал комиссии совершенно неподготовленный ответ .

.

Домашнее задание   1) Выучить правило по таблице  2) Упр. 347 на стр. 133 списать, раскрывая скобки, подчеркнуть причастия как члены предложения.

Домашнее задание 1) Выучить правило по таблице 2) Упр. 347 на стр. 133 списать, раскрывая скобки, подчеркнуть причастия как члены предложения.

Спасибо  за  работу!  

Спасибо

за

работу!

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 7 классе по теме: «Правописание НЕ с причастиями»

Автор: Кубло Инна Николаевна

Дата: 19.02.2016

Номер свидетельства: 295711

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Урок русского языка "Правописание суффиксов причастий""
    ["seo_title"] => string(56) "urok_russkogho_iazyka_pravopisaniie_suffiksov_prichastii"
    ["file_id"] => string(6) "373250"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482679681"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Работа с художественным текстом на уроках русского языка в 9-м классе как средство формирования языковой грамотности "
    ["seo_title"] => string(129) "rabota-s-khudozhiestviennym-tiekstom-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-9-m-klassie-kak-sriedstvo-formirovaniia-iazykovoi-ghramotnosti"
    ["file_id"] => string(6) "156784"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421489762"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока русского языка в 11 классе "Лингвистические задания в комплексном анализе текста" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-11-klassie-linghvistichieskiie-zadaniia-v-komplieksnom-analizie-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "215408"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432665121"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Опережающее обучение на уроках русского языка и литературы                                      Из опыта работы "
    ["seo_title"] => string(90) "opieriezhaiushchieie-obuchieniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "246162"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446303032"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Презентация к уроку русского языка "Краткие причастия""
    ["seo_title"] => string(55) "priezientatsiiakurokurusskoghoiazykakratkiieprichastiia"
    ["file_id"] => string(6) "287820"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454529433"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства