Урок русского языка в 7 классе по теме: «Правописание НЕ с причастиями»
Цели урока:
- способствовать изучению учащимися закономерностей в правописании НЕ с причастиями;
- способствовать формированию навыка учащихся в умении различать «НЕ» - частицу и «НЕ» - приставку;
- способствовать развитию умения писать НЕ с причастиями;
- способствовать воспитанию у школьников ценности грамотного письма, культуры умственного труда
Тип урока: изучение нового материала
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.
Средства обучения: учебник, презентация, тетради, таблицы.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости. Прошу занять свои рабочие места, мы начинаем урок русского языка. Напомните, пожалуйста, ребята, какую часть речи мы изучали на прошлом уроке? (Причастие)
- А что такое причастие? (Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию)
- А давайте проверим, насколько хорошо вы знаете эту часть речи. И проверим мы это в форме игры на внимание.
II. Систематизация известной информации о причастии
«Игра на внимание»
- Я буду читать утверждения, если вы согласны, то хлопаете в ладоши, если не согласны, то не хлопаете, а поднимаете руку, чтобы назвать правильный ответ.
1. Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию.
2. Причастие имеет признаки наречия и существительного. НЕТ
- Признаки каких частей речи имеет причастие? (прилагательного и глагола)
3. Причастия бывают полными и краткими.
4. Краткие причастия в предложении являются сказуемым.
5. Полные причастия в предложении являются обстоятельством. НЕТ
- А чем в предложении являются полные причастия? (определением)
6. Причастия бывают действительными и страдательными.
7. Страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов при помощи суффиксов вш и ш. НЕТ
- А каких суффиксов? (-нн-, -енн-, -ённ-, -т-)
8. Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов вш и ш.
9. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.
10. Причастный оборот обособляется, если он стоит перед определяемым словом. НЕТ
- А когда обособляется причастный оборот? (после определяемого слова)
- Молодцы, ребята. Изучая каждую часть речи мы обязательно говорим о том, как она пишется с частицей НЕ. И темой нашего сегодняшнего урока будет «Правописание частицы НЕ с причастиями». Давайте откроем тетради, запишем число, классная работа и тема урока: «Правописание частицы НЕ с причастиями».
- III. Дополнительная информация
- В одной удивительной стране без частицы НЕ побывал один из наших учеников и сейчас он расскажет нам об этом.
УЧЕНИК (с глобусом, в панаме или пробковом шлеме)
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразные дотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу им утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
- Интересная страна. А почему в этой стране такая неразбериха? (нет частицы НЕ)
В нашей стране знаний порядок, потому что существует правило правописания частицы НЕ. Больше узнать о частице НЕ нам поможет презентация, которую я предлагаю вашему вниманию. Попутно мы составляем в тетрадях кластер.
Информационный проект о частице НЕ.
- (Слайд - Частица не) Нарисуйте в тетради посредине солнышко, от которого у нас будет 3 лучика. В солнышке что пишем? (Частица НЕ)
- (Слайд 3 озвучиваю) Что напишем о частице НЕ под 1 лучиком ? (Частица не – служебная часть речи с отрицательным значением).
- (Слайд 4 озвучиваю) Что запишем под 2лучиком ? (может быть в качестве приставки)
- (Слайд 5 озвучиваю) Что пишем под 3 лучиком ? ( употребляется с ИС, ИП, местоимениями, числительными, глаголами, причастиями, деепричастиями)
- А теперь посмотрите, какой кластер у вас должен был получиться. (Слайд 6)
При написании частицы НЕ с каждой частью речи существуют определённые правила. Но единым остаётся одно правило для всех. Кто может его назвать, ребята? ( Если слово без НЕ не употребляется, пишется с НЕ слитно)
- И еще интересная информация. Психологи утверждают, что частица НЕ плохо усваивается, особенно детьми. Если учитель говорит «Не забудь выучить правило», то по утверждению психологов частица НЕ не воспринимается и ученик обязательно забудет правило выучить. Лучше говорить: «Выучи правило». И сейчас мы с вами выучим правило «Написание НЕ с причастиями».
IV. Изучение нового материала. Работа с таблицей.
- Работать мы будем с таблицей, которую вы сейчас получите. В ней записаны правила написания НЕ с причастиями, но не хватает примеров. Наша задача ее дополнить примерами, которые вы видите на экране. (Слайд 7)
Не с причастиями пишется |
Раздельно: | Слитно: |
1.Если причастие имеет зависимые слова: На столе лежала не прочитанная мною книга. 2.Если в предложении есть противопоставление с союзом а: Это была не законченная, а только что начатая работа. 3.Если это краткое причастие: Задача не решена. | 1.Если причастие не имеет зависимых слов: На столе лежала непрочитанная книга. 2.Если причастие без НЕ не употребляется: Он обратил внимание на её негодующий взгляд. 3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени и другие: Ученик дал комиссии совершенно неподготовленный ответ. |
Физминутка (1м)
- Я вижу, вы долго писали, ребята, предлагаю немного размяться.
Встали,
ручки вверх подняли,
потянулись,
нагнулись,
присели,
встали,
спинку размяли,
голову нагнули,
ручки встряхнули,
вот мы и отдохнули.
Садимся на свои места и продолжаем работать.
V. Закрепление.
Распределительный диктант
- Чтобы проверить ваши знания по сегодняшней теме, предлагаю написать распределительный диктант. Откройте учебники на стр. 132 упражнение 344. Нам нужно распределить словосочетания в 2 столбика. В первый будем записывать те сочетания, где НЕ с причастием пишется раздельно, а во второй те, где НЕ с причастием пишется слитно. (Работаем по цепочке)
Тренировочное упражнение
- Поработав с таблицей, узнав правила правописания НЕ с причастием, предлагаю вам выполнить упражнение 351 на стр. 134. (Вызываю по желанию)
Если успеем, сделать морфологический разбор причастия не растаявшего.
Не растаявшего – причастие.
Снега (какого?) нерастаявшего.
II . Н.ф. – Нерастаявший.
Пост. – действ., наст.вр., сов.вид; непост. – Р.п., ед.ч., м.р.
III. Определение.
Если успеем, разобрать по членам предложения 5, 6 и 7 пр-ия,
VI. Подведение итогов урока
- Ребята, я вижу, что о причастиях вы знаете много. А что сегодня на уроке вы узнали о частице не? (Частица не – служебная часть речи с отрицательным значением, может быть в качестве приставки, употребляется с ИС, ИП, местоимениями, числительными, глаголами, причастиями, деепричастиями)
- Верно. Хочу сказать, что вы сегодня очень хорошо поработали. (Выставляю оценки)
VII. Домашнее задание
Выучить правило по таблице, стр. 133 упр. 347 списать, раскрывая скобки, подчеркнуть причастия как члены предложения.
- Всем спасибо за работу. До свидания.
6