kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 6 классе по теме "Условное (сослагательное) наклонение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Русский язык, 6 класс

Тема: Условное (сослагательное) наклонение

Цель: познакомить учащихся с новым понятием «условное наклонение глагола»

Задачи: формировать умение, определять глаголы условного наклонения, образовать их, правильно изменять и писать; развивать речь, мышление, орфографическую зоркость, умение обобщать изученный материал; воспитание интереса к языку, любви к родине

Тип урока: усвоение новых знаний

Форма урока: путешествие

Оборудование: слайдовая презентация, раздаточный материал

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Условное наклонение открытый урок»

Акмолинская область

Аршалынский район

станция Сары-Оба

ГУ «Сары-Обинская средняя школа»

учитель русского языка и литературы

Жудро Татьяна Кирилловна

Урок русского языка (6 класс)

Тема: Условное (сослагательное) наклонение

Цель: познакомить учащихся с новым понятием «условное наклонение глагола»

Задачи: формировать умение, определять глаголы условного наклонения, образовать их, правильно изменять и писать; развивать речь, мышление, орфографическую зоркость, умение обобщать изученный материал; воспитание интереса к языку, любви к родине

Тип урока: усвоение новых знаний

Форма урока: путешествие

Оборудование: слайдовая презентация, раздаточный материал

Ход урока

I. Оргмомент

Интрига.

Чтение лингвистической сказки

У Глагола было 3 сына с совершенно разными характерами. Старший сын был самый практичный, самый справедливый, верящий в то, что происходит на самом деле, происходило и будет происходить. Средний был мечтатель, романтик и фантазёр. Третий- очень уверенный в себе и в своих силах, умеющий только приказывать, поучать и побуждать к действию.

Когда они стали взрослыми, каждый получил свой город и начал править в нём в соответствии со своими взглядами .

Девизом жизни всех горожан первого города , в котором правил старший сын, были слова: «Было! Есть! Будет!». У среднего брата жители существовали под девизом: «Если бы да кабы!». Обитатели третьего города подчинялись девизу: «Так точно! Будет сделано!»

Каждый год сыновья отчитывались перед королём о своей работе. На вопрос короля, как они заботятся о своих жителях, старший отвечал: «Помогал, помогаю, буду помогать!». Средний вздыхал: «Помогал бы…» И тут же выдвигал свои условия. А последний сын приводил своих подчинённых и давал им приказы: «Помогай! Помогайте!»

- О каких 3-х братьях идет речь? (слайд №1)

- Город, в котором градоначальником был старший сын назывался…(Изъявительное наклонение)

- Как назывался город среднего сына? (Сослагательное, условное наклонение)

- Город младшего сына… (Повелительное наклонение)

- Кто из вас любит мечтать?

- Мы с вами сегодня отправимся в город мечтателей и фантазёров, город Условного (сослагательного) наклонения, познакомимся со структурой, глаголов условного наклонения, их значением и правописанием. (слайд №2-3)

Отправляясь в гости к среднему из братьев, нужно знать кое-что о старшем.

II. Проверка домашнего задания

- Какие действия обозначает глагол изъявительного наклонения?

- Приведите примеры глаголов изъявительного наклонения.

III. Изучение нового материала

Мы с вами на окраине города Условного наклонения и должны быть очень внимательны к прохожим, чтобы коренных жителей не спутать с заезжими гостями. Для это нужно очень хорошо знать их приметы.

  1. Наблюдения учащихся

«Бы» (слайд № 4)

Если бы печь не топилась в избе,

Искры бы прыгать не стали в трубе.

Если бы ветер так сильно не дул,

Он бы из искры огня не раздул.

Если бы крыша железной была,

Вспыхнуть бы свечкой она не смогла.

Если бы рядом стояла вода,

Люди бы сбили огонь без труда.

А если бы

Не было этого «бы»,

Не плакал бы дед у сгоревшей избы.

(Г. Граубин)

- При каких условиях не сгорел бы дом у деда?

– Это глаголы условного наклонения. Они обозначают действие, которое может произойти при определённых условиях.

- Что общего у всех глаголов условного наклонения?

- Где может находиться частица бы по отношению к глаголу? Как она пишется?

- У жителей этого города есть традиция: всегда ходят парами. Рядом с глаголом всегда частица бы. Она либо бежит за глаголом, либо отстает, пропуская несколько слов, либо перегоняет его и стоит впереди, но всегда верна глаголу.

2. работа по учебнику

- А теперь давайте узнаем историю их дружбы (стр. 241)

- Как образуется форма условного наклонения?

- Как изменяются глаголы условного наклонения?

3. Обобщение изученных сведений

- Что мы узнали о глаголах условного наклонения?

III. Закрепление изученного материала

- А теперь узнаем, о чём мечтают жители города Условного наклонения.

1. выборочное письмо

Выписать глаголы условного наклонения со словами, к которым они относятся

1 ряд «Если б я был рыцарем»

2 ряд «Если бы я был муравьем»

3 ряд «Если бы у меня были сапоги-скороходы»

Проверка (слайд №5-7)

2. образование форм условного наклонения

А вот и завод по изготовлению необычных жителей (у.638)

Перед вами лишь заготовки.

Задание: от данных глаголов образуйте форму условного наклонения. Мальчики – м.р., девочки -ж .р. (кто быстрее)

3. Р/речи

- Иногда в этом городе можно встретить и жителей города Изъявительного наклонения и замаскировать их под жителей города Условного наклонения. Ведь они братья.

Упр. 639 (1-3)

4. творческая работа. «Парк мечтателей»

А) Цветик-семицветик

1. Если бы я был миллионером…

2. Если бы я был директором школы…

3. Если бы у меня была волшебная палочка…

4. Если бы я был верблюдом…

5. Если бы я был отличником…

Б) - Какое событие произойдёт у нас в Казахстане 26 апреля?

- Будете ли вы участвовать в выборах? Почему?

- Примут участие ваши родители. Голосуя, мы выбираем не только кандидата, а будущее для себя и своей страны.

-Как вы думаете, легло ли быть президентом?

-Шарль де Голль ( французский генерал, почетный президент) говорил так:

«Президент – это политик особого рода, политик, от решений которого зависит жизнь миллионов людей».

Задание: Напишите 3 предложения на тему:

«Если бы я был (а) президентом (слайд №8)

5. Языковые параллели

Жители города Условного наклонения живут дружно со своими соседями. Так и мы, жители многонационального государства, чтим и уважаем традиции всех народов.

Категория наклонения присутствует и в русском, и в казахском, и в английском языках.

Признаки одинаковы: предположительность действий, совершение действий, содержат приказ, просьбу и совет.

Но… (слайд №9)

Сколько б конь ни скакал,

В стойло свое приплетётся,

Сколько б человек ни ездил,

На родину вернётся. (Казахская пословица)

- И нам пора возвращаться из удивительного города мечтателей.

И несмотря на выражение «мечтать не вредно», хочется пожелать вам, чтобы ваши мечты, пусть даже очень маленькие, сбывались.

IV. Рефлексия

- Над какой темой работали?

- Что обозначают глаголы условного наклонения?

- Как они образуются?

- Что узнали о расположении и правописании частицы «бы»?

V. Заключительное слово учителя

Я решил бы...

Я сказал бы...

Поспешил бы...

Написал бы...

До чего же замечательное

Наклоненье сослагательное!

Никогда не чертыхается, не скандалит, не кричит,

В кресло мягкое забьётся и мечтательно журчит:

Я б турецкий изучил...

Я бы радио включил...

Нет, постойте-ка!

Вначале я сыграл бы на рояле...

Я сыграл бы,

Коль умел бы,

Если мог бы,

Полетел бы,

Я бы съел вагон пирожных,

Если только их имел бы!.. ( Дж. Родари)

VI. Подведение итогов. Домашнее задание

- Согласны ли вы с тем, что сослагательное наклонение действительно можно назвать замечательным?

1.слабые учащиеся: упр. 637

2. сильные «Если бы я был…»

Приложение

Если бы я был рыцарем

Если б рыцарем я был,
То полы бы я не мыл:
Воевал бы я, сражался –
В общем, делом занимался.

А мои б доспехи в мире
Лучшими, бесспорно, слыли,
У меня б был верный конь,
Глаз горел бы, как огонь!

Я бы стал силен, красив
И отважен, горделив.
Я бы был такой большой,
Что хоть падай ты, хоть стой!

Я б душою не кривил,
Я б мечом врагов разил,
Дам красивых я б любил
И в походы бы ходил.

И на рыцарском турнире,
И на королевском пире
Был бы первый удалец!
Но... не рыцарь я... Конец!

(Мазуров Алеша)

Если бы я был муравьем

Если б я был муравьем,
Мне бы жук показался конем.
В муравейник соломинки я бы таскал
И, как бревна, их ставил, хотя и устал.
Я бы боялся сетей паутины,
Как в шторм моряк плохой парусины.
Мне газон показался бы лесом, наверно,
А кочка была бы с гору примерно.

Если бы я был муравьем,
Пролезал бы в любой я проем.
Если залез бы я в нос бегемоту,
Бегемот бы чихнул и нырнул в болото,
Болото бы вышло из берегов,
В испуге бежало бы стадо слонов!
Вот был бы топот и гром,
Если б я был муравьем!

(Левыкин Антон)

Если бы у меня были сапоги-скороходы

Если бы у меня были сапоги-скороходы,
Я бы бегал быстрее звука;
И не видели бы меня пешеходы,
Только слышали бы отзвуки стука.

Если бы у меня были сапоги-скороходы,
Я бы мог обежать всю сушу
Быстрее, чем облетят ее самолеты,
И быстрее, чем школьник слопает грушу.

Если бы у меня были сапоги-скороходы,
Я бы, конечно, работал на почте,
Я б доставлял посылки на пароходы
Быстрее, чем ученик поставит точку.

(Смирнов Женя)

Если бы я был великан

Если бы я был великан,
Я бы пел, как гремит вулкан.
Я бы кирпичи лепил, как горы,
Зато мыши не рыли бы норы.

Я бы расставлял свои ботинки
На десять стволов осинки,
Я бы разломил ствол сосны,
Как последнюю льдинку во время весны.

Мне снились бы сны пять секунд,
Ведь я бы спал несколько минут.
Я носорога раздавил бы, словно он жук!
(Но избавлю его от этих мук!)

Я слов больше не найду...
Пора уж... Подкрепиться на кухню пойду,
Налью молока в огромный стакан,
Ведь я и есть великан!

(Шуняев Ваня)

Если бы я был муравьем

Если б я был муравьем,
Мне бы жук показался конем.
В муравейник соломинки я бы таскал
И, как бревна, их ставил, хотя и устал.
Я бы боялся сетей паутины,
Как в шторм моряк плохой парусины.
Мне газон показался бы лесом, наверно,
А кочка была бы с гору примерно.

Если бы я был муравьем,
Пролезал бы в любой я проем.
Если залез бы я в нос бегемоту,
Бегемот бы чихнул и нырнул в болото,
Болото бы вышло из берегов,
В испуге бежало бы стадо слонов!
Вот был бы топот и гром,
Если б я был муравьем!

(Левыкин Антон)

Если бы я был рыцарем

Если б рыцарем я был,
То полы бы я не мыл:
Воевал бы я, сражался –
В общем, делом занимался.

А мои б доспехи в мире
Лучшими, бесспорно, слыли,
У меня б был верный конь,
Глаз горел бы, как огонь!

Я бы стал силен, красив
И отважен, горделив.
Я бы был такой большой,
Что хоть падай ты, хоть стой!

Я б душою не кривил,
Я б мечом врагов разил,
Дам красивых я б любил
И в походы бы ходил.

И на рыцарском турнире,
И на королевском пире
Был бы первый удалец!
Но... не рыцарь я... Конец!

(Мазуров Алеша)

Если бы я был верблюдом

Если б я был верблюдом, 
я страдал бы из-за горбов,
И никто не счел бы меня красивым: 
ведь я горбатый трудяга песков.

Пускай я горбатый корабль пустыни, 
я тоже хочу украситься.
Кто б дал мне пончо, шарфы или галстуки,
Быть может, я б смог вам понравиться?

Красивые галстуки, выбор богатый...
Пойдут ли они мне? Ведь я горбатый...
Мне был бы к лицу этот красный
Или тот – полосатый...

Напрасно!..

Мне бы шарф подлинней,
Нарядный на диво,
Я сумел бы его завязать
Так красиво!

Чудесный наряд мой радужно бы переливался,
Пестрее пестрого был бы узор!..
Но никто не скажет: «Прекрасный галстук!» –
Всякий скажет: «Ужасный горб!».





Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»

УСЛОВНОЕ(СОСЛАГАТЕЛЬНОЕ) НАКЛОНЕНИЕ

УСЛОВНОЕ(СОСЛАГАТЕЛЬНОЕ) НАКЛОНЕНИЕ

ЗАДАЧИ:

ЗАДАЧИ:

  • НАУЧИТЬСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ ГЛАГОЛЫ УСЛОВНОГО НАКЛОНЕНИЯ, ПРАВИЛЬНО ИХ ОБРАЗОВЫВАТЬ, СКЛОНЯТЬ И ПИСАТЬ
  • РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ, МЫШЛЕНИЕ,ОРФОГРАФИЧЕСКУЮ ЗОРКОСТЬ,УМЕНИЕ ОБОБЩАТЬ МАТЕРИАЛ
БЫ   Если бы печь не топилась в избе, Искры бы прыгать не стали в трубе. Если бы ветер так сильно не дул, Он бы из искры огня не раздул. Если бы крыша железной была, Вспыхнуть бы свечкой она не смогла. Если бы рядом стояла вода, Люди бы сбили огонь без труда. А если бы не было этого «бы», Не плакал бы дед у сгоревшей избы.

БЫ

Если бы печь не топилась в избе,

Искры бы прыгать не стали в трубе.

Если бы ветер так сильно не дул,

Он бы из искры огня не раздул.

Если бы крыша железной была,

Вспыхнуть бы свечкой она не смогла.

Если бы рядом стояла вода,

Люди бы сбили огонь без труда.

А если бы не было этого «бы»,

Не плакал бы дед у сгоревшей избы.

Если бы я был муравьём

Если бы я был муравьём

  • я б был
  • жук бы показался
  • я бы таскал
  • я бы боялся
  • газон показался бы
  • кочка была бы
  • я пролезал бы
  • я залез бы
  • бегемот бы чихнул
  • болото бы вышло
  • стадо бежало бы
  • топот и гром был бы
Если б у меня были сапоги-скороходы

Если б у меня были сапоги-скороходы

  • сапоги-скороходы бы были
  • я бы бегал
  • пешеходы не видели бы
  • пешеходы слышали бы
  • я бы мог обежать
  • я бы работал
  • я б доставлял
Если бы я был рыцарем

Если бы я был рыцарем

  • я б был
  • я бы не мыл
  • я воевал бы
  • доспехи б слыли
  • конь бы был
  • глаз горел бы
  • я бы стал
  • я б не кривил
  • я б разил
  • я б любил
  • я бы ходил
ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ ПРЕЗИДЕНТОМ…

ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ ПРЕЗИДЕНТОМ…

Сколько б конь ни скакал, в стойло своё приплетётся. Сколько б человек ни ездил, на родину вернётся.

Сколько б конь ни скакал,

в стойло своё приплетётся.

Сколько б человек ни ездил,

на родину вернётся.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок русского языка в 6 классе по теме "Условное (сослагательное) наклонение"

Автор: Жудро Татьяна Кирилловна

Дата: 30.11.2015

Номер свидетельства: 259899

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Презентация для урока русского языка по теме: "Сослагательное (условное) наклонение глагола". "
    ["seo_title"] => string(104) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-soslaghatiel-noie-uslovnoie-naklonieniie-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "190227"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427123482"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока русского языка на тему "Обособление определений""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-obosoblieniie-opriedielienii"
    ["file_id"] => string(6) "254196"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447702119"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по русскому языку "Наклонение глагола" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-naklonieniie-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "148499"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419751303"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "НАКЛОНЕНИЯ ГЛАГОЛА. УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ"
    ["seo_title"] => string(43) "naklonieniia-glagola-uslovnoie-naklonieniie"
    ["file_id"] => string(6) "274552"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452420192"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Тема урока: Частица как служебная часть речи."
    ["seo_title"] => string(51) "tiema-uroka-chastitsa-kak-sluzhiebnaia-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "255958"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448025326"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства