Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе на тему " Гласные в суффиксах существительных - ек, - ик"»
Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: Гласные в суффиксах существительных –ек, -ик.
Цели урока: изучить и закрепить новые знания по теме «Гласные в суффиксах существительных –ек, -ик», научить применять полученные знания при выборе е-и в суффиксах существительных.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с правилом написания гласных в суффиксах существительных
-ек и –ик;
- научить правильно писать гласные в суффиксах -ек и –ик;
- научить применять на письме алгоритм написания суффиксов;
Развивающие:
- развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать;
- продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
- развивать орфографическую зоркость;
Воспитательные:
- воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи;
- формирование целостного мировоззрения;
- способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.
Тип урока: изучение нового материала.
Формирование ключевых компетенций:
- ценностно-смысловых (выбирать целевые и смысловые установки для своих действий);
- коммуникативных (владеть литературным языком);
-учебно-познавательных (добывать знания на основе наблюдений, проводить рефлексию собственной деятельности, оценивать свою работу);
Методы обучения: изложение нового материала, дедуктивные, практическая работа.
Формы организации обучения: фронтальная, самостоятельная, групповая, индивидуальная.
Планируемый результат:
А) учащиеся должны узнать:
- правило правописания гласных в суффиксах существительных -ек и –ик;
- алгоритм написания суффиксов;
Б) учащиеся должны уметь:
- применять на письме алгоритм написания суффиксов существительных –ек-,-ик-;
- уметь самостоятельно воспроизводить полученные знания на практике.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», учебник
Ход урока
І. Организационный момент.
2. Актуализация знаний по теме «Имя существительное».
2.1Лингвистическая разминка.Укажи верное утверждение. Цель: проверить и закрепить знания по теме «Имя существительное».
(«Верно» - +, «неверно» - -)
1. Имя существительное - часть речи, которая обозначает действие предмета. (-)
2. Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что? (+)
3. Имена существительные изменяются по родам. (-)
4. Все имена существительные изменяются по падежам и числам. (-)
5. К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь. (+)
6. Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова. (+)
7. Существительные сирота, задира, обжора, можно отнести и к женскому, и к мужскому роду. (+)
8. В суффиксах и окончаниях существительных после шипящих под ударением пишется буква ё. (-)
2.2. Физкультминутка. «Ребята, берегите зрение!»
3. Изучение нового материала.
3.1. Сейчас мы поиграем в игру «третий лишний». Цель: вспомнить и закрепить, что такое суффикс для открытия новых знаний. Создание ситуации успеха.
Назвать лишнюю букву и аргументировать свой выбор.
з д с м ф н э и ы
ю у ё л р фк б в ч щ с
- Какое слово получилось?
- Что вы знаете о суффиксе?
Молодцы! Спасибо за ваши ответы.
Сегодня мы продолжим наше знакомство с удивительным миром суффиксов.
3.2. Определение темы и цели урока. Цель: развивать умение определять и формулировать проблему, планирование деятельности.
- А сейчас прошу отгадать загадки:
1. Маленький, кругленький, по полу скачет, а за хвост не поймаешь. КЛУБОК – КЛУБОЧЕК.
2. Сторож плохой, слепой и глухой, не тронешь – молчит,
а тронешь – кричит. ЗВОНОК – ЗВОНОЧЕК
3. Его бьют, а он не плачет, веселее только скачет. МЯЧ – МЯЧИК
Ребята, образуйте от этих существительных однокоренные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. В написании каких суффиксов можно допустить ошибку?
Сформулируйте тему урока. Определите учебную задачу урока, опираясь на опорные слова:
Познакомиться с …
Научиться …
Развивать …
Записывается тема урока.
3.3. Решение учебной задачи. Исследование.
- Послушайте сказку. Может быть, вы найдёте ответ на поставленные задачи.
В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс –ик- был прилежным учеником, а его друг, суффикс –ек-, был самым настоящим прогульщиком, вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялся улизнуть. Один раз, когда е опять убежал, учитель, суффикс –тель, решил с того дня считать е беглым гласным в суффиксе –ек-. И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом –ек-, гласная е всегда выпадает, становится беглой. Вот посмотрите: замочек-замочка, платочек-платочка.
- Кто догадался, как узнать, когда в суффиксах –ек-, -ик- пишется е, а когда и?
3.4. Наблюдение.
- Чтобы «попасть в яблочко», то есть достигнуть цели урока, можно идти разными путями: взять готовое правило или самим изобрести это правило.
- Какой путь выбираем? Конечно же второй!
Молодцы! Итак, посмотрите на данный ряд слов:
КЛУБОЧЕК - ( Р.п.) клубочка
ЗВОНОЧЕК - звоночка
МЯЧИК – мячика
- Проанализируйте слова. Как выбрать, какую букву писать в суффиксе?
Что интересного вы заметили?
Сформулируйте правило.
3.5. Работа с учебником. Самостоятельно прочитать материал, обсудить в паре прочитанное и попробовать составить алгоритм.
- Какой первый шаг нужно сделать? ( поставить слово в родительном падеже ед.ч., или в именительном мн.ч. ).
- Следующий шаг? (если гласная не выпадает, пишу –ик, если выпадает - -ек )..
Запись в тетради: Алгоритм правописания гласных в суффиксах –ик-, -ек-
1 шаг. Измени форму слова (Р.п.)
2 шаг. Определи, «не убегает ли» гласный
Да Нет
пиши -ЕК- пиши -ИК-
3.7.Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков».
- Ребята, как вы думаете, это правило как-то может вам пригодиться в жизни?
- Предлагаю заглянуть в сказку, где главный герой Витя Перестукин попал в затруднительную ситуацию. Давайте посмотрим и узнаем, как же он справился с этой задачей.
После просмотра: давайте ещё раз произнесём правило.
4. Закрепление.
4.1. Физкультминутка. Все встали. Ноги на ширине плеч. Слушаем слова. Если слово пишется с –ИК- садитесь, если с –ЕК-, поднимаетесь и делаете хлопок над головой.
4.3. Развитие речи. Используя слова. Метод: словесное рисование. Цель: развивать мыслительно-речевую деятельность. Группа составляет предложение с данным словом. Потом, используя эти предложения, «собираем» текст. Редактируем.
- Какое правило нужно знать, чтобы не ошибиться в выборе суффикса?
4.4 Проверочная работа. Взаимопроверка.
5. Итог занятий. Рефлексия. Цель: формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения.
- Какую учебную задачу мы ставили перед собой?
- Смогли мы её достичь?
- Так от чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек, –ик?
Приём «Микрофон»
- я узнал(а)…
- Мне было трудно…
- мне было интересно…
- я доволен своей работой на уроке…
6. Оценивание.
(на столе лежат замочки и ключики. Если вы открыли для себя новое правило, возьмите ключик. Если остались ещё вопросы, не до конца разобрались, то возьмите замочек. Если есть такие - предложить позаниматься дополнительно).
Дети! Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание слов с суффиксами –ек,-ик.