Урок русского языка в 4-м классе по теме «2-е склонение имён существительных»
Урок русского языка в 4-м классе по теме «2-е склонение имён существительных»
Урок русского языка в 4-м классе по теме «2-е склонение имён существительных»
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, дидактический материал (карточки со словами из пословиц для составления предложений).
Базовый учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий “Русский язык”, 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 - М.: Просвещение, 2013. - 160 с. - (Школа России). Электронное приложение к учебнику (диск).
Цель урока: дать понятие о 2-м склонении имён существительных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4-м классе по теме «2-е склонение имён существительных»»
Урок русского языка в 4-м классе по теме «2-е склонение имён существительных»
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, дидактический материал (карточки со словами из пословиц для составления предложений).
Базовый учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий “Русский язык”, 4 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 - М.: Просвещение, 2013. - 160 с. - (Школа России). Электронное приложение к учебнику (диск).
Цель урока: дать понятие о 2-м склонении имён существительных.
Задачи урока:
- обучающие:
формировать представление о склонении имён существительных;
учить распознавать падежи имён существительных по вопросам;
учить склонять имена существительные;
развивать умение правильно писать с непроверяемыми гласными в корне слова;
- развивающие:
развивать речь учащихся путём образования однокоренных слов;
развивать умственную деятельность (выполнять операции анализа и синтеза, способность наблюдать, делать выводы, строить план своего ответа);
- воспитательные:
воспитать интерес к предмету;
воспитать чувство взаимопомощи;
аккуратность при выполнении работ.
Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:
- личностные: развивать познавательный интерес к языку;
развивать коммуникативную активность;
оценивать усваиваемое содержание знаний;
- коммуникативные: учить сотрудничать с одноклассниками, учителем;
участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- познавательные: выдвигать и обосновывать гипотезы;
обращаться к предыдущему опыту решения орфографических задач;
работать с правилом в учебнике;
сравнивать результаты поиска с учебником;
- регулятивные: учить ставить цели, конкретизировать задачи урока;
1. Организационный этап. Создание эмоционального настроя, рабочей обстановки.
Учитель нацеливает учащихся на урок:
На уроке не зевай, Сразу всё запоминай, Чтоб минутка не пропала, Мысль чтоб точно в цель попала! Чтобы в русском языке Равных не было тебе!
2. Актуализация знаний.
Орфографическая пятиминутка.
На доске: АГРОНОМ. Учитель обращает внимание на орфограммы в слове. Дети читают лексическое значение слова с доски и записывают слово в индивидуальные словарики.
- Вставьте пропущенные буквы и запишите слова в рабочую тетрадь. Затем слабый по успеваемости ученик называет орфограммы и буквы, которые вставил, а все учащиеся класса проверяют свои записи.
3. Постановка учебной задачи.
Учитель просит учащихся прочитать следующие слова на доске. Слабый по успеваемости ученик называет орфограммы и вставляет буквы в слова.
Фронтальный опрос:
- К какой части речи относятся эти слова? Докажи. (Обозначают предмет, отвечают на вопрос “что?”)
- На какие 2 группы можно разделить эти слова?
- Если среди слов имена существительные 1 склонения? По каким признакам вы это определили?
Со второй группой слов мы сегодня на уроке будем работать. Выделите у этих слов окончание и определите род.
Прочитайте на доске правило и назовите тему этого урока. (Имена существительные второго склонения).
4. “Открытие” нового знания.
Работа над новым понятием.
Учитель:
- Найдите правило на с. 93 учебника и прочитайте его. Затем учащиеся рассматривают таблицу на с. 95 учебника и слушают звуковую запись с диска (электронное приложение к учебнику): что такое второе склонение у имён существительных, как его определить в словах.
Дети устно выполняют задания № 1, № 2 с диска, анимационного характера, связанные с определением 2 склонения у имён существительных.
5. Структурирование полученных знаний.
Учитель:
- Прочитайте слова. В чём сходство и различие каждой пары имён существительных?
(Это однокоренные слова, все 2 склонения, отличаются концом слова - суффиксом). Назовите значение суффиксов. (Уменьшительно-ласкательные, принадлежность к профессии).
Спишите эти слова в рабочую тетрадь, выделите суффикс и окончание простым карандашом. (Упр.162 с.93)
Творческое задание по учебнику с.93, упр.163.
Учитель:
- Докажите, что данные слова из учебника имена существительные 2 - го склонения. Образуйте от каждого из них однокоренное имя существительное тоже 2 - го склонения. Запишите, вставляя пропущенные буквы, пары однокоренных имён существительных по вариантам (групповая работа). Первый вариант - первые 7 слов, второй вариант запишет следующие 7 слов.
Двое учеников из разных вариантов выполняют это задание на доске.
Затем учитель их работу проверяет, а учащиеся на местах занимаются самопроверкой.
6. Физкультминутка.
Учитель называет геометрические фигуры, дети смотрят на них глазами. (Квадрат, треугольник, прямоугольник, круг или в другом порядке. Можно называть цвет фигуры: зелёный, красный, синий, жёлтый или в другом порядке).
Глазки дружно закрываем,
В это время отдыхаем, Переносимся дружок, На открытый наш урок
7. Первичное закрепление нового материала.
Самостоятельная работа. Списывание с грамматическим заданием. (Упр.168 с.96)
Учитель:
- Прочитайте на доске алгоритм - памятку: “Как определить склонение у имён существительных?”
- Запишите текст из учебника, поставьте простым карандашом над существительными склонение.
После выполненного задания учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку. (Работа в паре). Один ученик может зачитать проставленные склонения у имён существительных.
8. Рефлексия.
Учитель раздаёт на каждую парту по одному конверту с разрезанными карточками - словами пословиц. (Сокол сокола по полёту узнаёт. Журавль летает высоко, да видит далеко. Орёл немигаючи на солнце смотрит. Дятлу без носа как волку - без ног. Сколько утка не бодрись, а лебедем не быть и т. д.).
Учитель:
- Какую новую группу слов мы сегодня изучили? (Имена существительные 2 склонения).
- Какие существительные относятся ко 2 - му склонению?
- Повернитесь друг к другу и расскажите по очереди это правило. (Работа в паре).
- Составьте вместе из слов в конверте 2 пословицы и определите склонение у имён существительных.
Учитель ставит отметки за урок, просит у некоторых детей тетради на проверку самостоятельной работы, объявляет домашнее задание.