Русский язык более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Но чтобы воспользоваться всеми сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им.
Н. А. Добролюбов
Тема: Склонение имён существительных. Дружба и доброта.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Цели урока: 1. Сформировать понятие о склонении имён существительных в
единственном числе.
2. Развивать навыки определения падежей, склонений у имён
существительных в единственном числе.
3. Воспитывать интерес к фольклору, литературе, умение дружить между
собой.
Формы: фронтально коллективные, индивидуальные, коллективные, работа в парах.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа.
Оборудование: интерактивная доска, слайды, карточки, учебник.
Ход урока:
- Орг. Момент. Эмоциональный настрой
Сегодня мы будем учиться склонять имена существительные, а ещё будем учиться дружить, быть вежливыми и отзывчивыми.
а) Оформление тетради
б) Ученик:
Придумано кем-то просто и мудро
При встречи здороваться «Доброе утро».
«Доброе утро – солнцу и птицам»,
«Доброе утро – улыбчивым лицам».
И каждый становится добрым, доверчивым
Доброе утро длится до вечера.
Словарная работа. Вместе с нами на уроке будут герои деревни Простаквашино
С…бака, к…р…ва, д…р…вня
А сейчас поздороваемся с героями мультфильма
Ученик:
Ты скажешь человеку:»Здравствуйте!»
Здравствуйте! – улыбнётся он в ответ.
И наверное, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет!
Объявляется тема урока.
Герои мультфильма тоже хотят быть образованными, поэтому они просят помочь в этом своего друга дядю Фёдора. А он просит и вас.
Что такое склонение имён существительных?
Изменение по числам, по падежам, по родам.
Как определить склонение существительного?
По роду и числу; начальная форма существительного
Найдите существительное 1 склонения
в тетради (у доски)
1 скл. 2 скл. 3 скл.
корова озеро кость
охота конверт дичь
будка велосипед мышь
подсказка подсказка подсказка
м.р. ж.р. м.р. - ж.р. ь
-а, -я ср.р. -о, -е
Определить склонение существительных (устно)
2 скл. батон масло чай самовар блюдце
3 скл. сеть ночь ель рать моль соль
1 скл. дорога зима ёлка печка дядя шуба
Найди лишнее слово Почему?
Щель, Матроскин, газета.
Работа по учебнику. Прочитать, списать, определить падеж выделенных имён существительных.
Ученики: (сценка)
Правильно ли ведёт себя в школе Петушок? Кого он вам напоминает?
Рано утром
Мама-квочка
В класс отправила
Сыночка
Говорила:
- Не дерись,
Не дразнись,
Не петушись,
Поспеши
Уже пора.
Ну, ни пуха
Ни пера
Через час,
Едва живой,
Петушок
Идёт домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.
Когда так говорят? Где эти слова в прямом, а где в переносном значении?
Работа по карточкам (в парах).
Определить падеж существительных. Вставить окончания.
Творческое задание.
Пословицы и поговорки о добре и дружбе (объяснить смысл).
Доброе слово человеку – это дождь в засуху.
Худое слово и мёдом не запьёшь.
Итог урока, домашнее задание.
Рефлексия.