kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 3 классе по теме «Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных».

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Знакомство с общим правилом написания гласных О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и буквы Ц.
  2. Развитие орфографической зоркости. Способствовать развитию самостоятельности мышления, умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.
  3. Воспитывать  интерес к предмету «русский язык», культуру общения.
  4. Воспитывать уважение друг к другу при работе в коллективе и парах; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе по теме «Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных».»

МБОУ «Искитимская сош»

Юргинский район

Кемеровская обл.

Якубенко Надежда Петровна, учитель начальных классов



Урок русского языка в 3 классе (1 – 4) по программе «Перспективная начальная школа»

Тема урока: «Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных».

Тип урока: открытие новых знаний.

Вид урока: комбинированный урок.

Цели урока:

  1. Знакомство с общим правилом написания гласных О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и буквы Ц.

  2. Развитие орфографической зоркости. Способствовать развитию самостоятельности мышления, умения наблюдать, сравнивать, делать выводы.

  3. Воспитывать интерес к предмету «русский язык», культуру общения.

  4. Воспитывать уважение друг к другу при работе в коллективе и парах; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Задачи:сформировать навыки осознанного грамотного письма.

Оборудование:  опора по теме, карточки обратной связи.

Ход урока

  1. Организационный момент (приветствие).

Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках.

Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие – как страшный, мучительный сон.

                                 Владимир Троицкий

А когда уроки проходят быстро, интересно?

Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.

  1. Актуализация знаний, умений.

- Прочитайте слова, записанные на доске.


За школ…, под камн…, над пашн…, перед дуб…, с пап…

-Что общего у данных слов вы заметили?(этосуществительные с предлогом, пропущены безударные окончания, стоят в форме Т.п.)

-Я считаю, что все эти существительные одного склонения. Вы со мной согласитесь? Докажите своё мнение.

- Какая часть слова пропущена в именах существительных?

-Вспомните правило проверки падежных окончаний существительных 1 и 2 склонения. ( по ходу ответов учеников появляется план)

1. Как проверить падежные окончания существительных.

  • Определить склонение

  • Определить падеж

  • Вспомнить, какое окончание нужно писать

  • Или подобрать слово-помощник

-Запишите слова, вставив пропущенные окончания. Обозначьте графически условия выбора орфограммы. (ставят ударение, определяют склонение, падеж, выделяют окончание).

Фронтальная проверка задания (называют безударные окончания, доказывают выбор окончания).

-Что помогло вам успешно справиться с заданием? (знания склонений существительных, умение определять падеж, знаем правило проверки падежных окончаний, умение подбирать слова-помощники).



2. Предлагаю вам выполнить такое же задание с другими словами.

Перед больниц.., с каш.., с товарищ.., за сторож…, с обруч…

-Запишите слова, вставив пропущенные окончания.

Проверка задания.


3.Проблемная ситуация.

- Возникли ли трудности при выполнении задания? Почему мнения разошлись?(не знаем, какую букву написать: или О , или Е)

- Можем применить правило проверки безударных падежных окончаний для данных существительных? (нет, данное правило не подходит)

-Что особенного заметили в словах, где не можем объяснить написание? (при затруднении обратить внимание на основу, выделить её)

- Как называются эти согласные? Все ли здесь согласные шипящие?



4. Формулирование учебной задачи.

- На какой вопрос мы должны сегодня найти ответ?(в каких случаях пишется буква о(е) после шипящих и ц)

- Попробуйте сформулировать тему урока.

- Откройте учебник и сравните с темой в учебнике.

-Какую учебную задачу поставим? (дети высказывают предположения)

- Итак, наша учебная задача выяснить, в каких случаях пишется буква о, а в каких –буква е после шипящих и ц в окончаниях существительных,какой способ существует для определения написания букв о(е) после шипящих и ц в окончанияхсуществительных.

  1. Открытие нового знания.

  1. Групповая работа.

- Предлагаю поработать в группах, провести наблюдение и самостоятельно вывести правило написания букв о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Группы получают задания для работы. (приложение№ 1)

Пример задания для 1-2 групп:

  1. Выполните первую часть задания упр. 59 из учебника (другие группы выполняют вторую часть)

  2. Закончите формулировку правила на стр. 57-58.

  3. Представьте свою работу перед классом.

Проверка и оценка групповой работы.

- Сравните выводы всех групп. Сформулируйте правило.

– Как вы думаете, можно ли применить данное правило, чтобы правильно написать безударные окончания в данных словах (снова возвращаемся к словам перед больниц.., с каш.., с товарищ.., за сторож…, с обруч…) (думаем, что нет, так как в правиле сказано «в начальной форме», а у нас слова в форме Т.п.)

-Тогда продолжим наше исследование в группах.

Групповая работа. (Приложение № 2)


  1. Выполните задания к упр. 60 из учебника.

  2. Работайте по предложенному плану в упражнении.

  3. Сделайте вывод: в окончаниях существительных после__________ под ударением пишем_____, без ударения пишем _______.

  4. Представьте свою работу перед классом.

Проверка и оценка групповой работы.

-Сравните выводы всех групп. Выведите общее правило.

– Мы узнали, когда надо писать О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц?

- Нужно ли дополнить план проверки падежных окончаний имен существительных? (на доске или слайде появляется второй пункт плана)

2. В окончании существительных после шипящих и Ц под ударением пишем О, без ударения – Е.


Вывод. Какое открытие о написании букв О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц вы сделали самостоятельно?

-Давайте вернёмся к словам, в которых мы не смогли объяснить правописание окончаний и выясним, какие окончания нужно написать.

- Каким правилом вы воспользуетесь? Почему этим правилом? (основа на шипящий и ц).(Учащиеся объясняют написание пропущенных окончаний, опираясь на новое правило).

2. Работа с опорой.

- О чём говорит эта опора? ( В окончаниях существительных в Т. п. после шипящих и буквы Ц под ударением пишется О, без ударения Е.)

3.Работа по теме урока.

Поиск решений.

- Я предлагаю вам поработать в группах, провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях в существительных после шипящих и Ц в окончаниях пишется О, а в каких Е.

- У вас на столах карточки со словами и карточка-информатор, которая поможет вам идти правильным путем.

КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР

  1. Прочитай слово.

  2. Поставь знак ударения.

  3. Выдели окончание.


  1. Выдели основу.

- Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву.

Запишите вывод на карточке - правило.

за ландыш…м

пейзаж…м

над рощ…й

свеч…й

с птиц…й

мудрец…м

Карточка-правило

В окончаниях имён существительных после букв __________________под ударением пишем ___, без ударения ______.

5.Первичное закрепление.

Для закрепления научного открытия нужно ребята написать «распределительное письмо». А что это такое? Кто-нибудь знает? А вот я сейчас напишу на доске

О Е

Мячом, товарищем, птенцом, чижом, глупцом, шалашом, душем, ландышем, душой, врачом, страницей, свечой.

По какому принципу распределяли? (под ударением О, без ударения Е).

6.Вторичное закрепление. (по выбору)

1 группа – работа по учебнику с. 57(1) 2 группа – выборочный диктант

Над крыш…й птиц…й вьется,
В оконце бьет луч…м,
В нем отражаясь солнц…м,
Как золотым меч…м.
С метелиц…ю споря - ненужным багаж…м,
Ее оставит в поле - за дальним рубеж…м.
Пожарищ…м – зарниц…й так управлять он рад,

В зеленой колеснице к нам катит месяц март.

3 группа – Записать данные имена существительные с предлогами. Записать только полученные слова.

с (орлица) –

перед (Сережа) -

с (борщ) –

за (рубеж) –

под (кожа) –

за (плащ) –

за (больница) –

с (меч) –

перед (малыш)

7. Закрепление изученного.

На доске записаны словосочетания:

прибежал с плач.м

достал ковш.м

играл с малыш.м

сосиски с горчиц.й

Используя карточки обратной связи, показываем нужную гласную О, Е. Доказать (под ударением О без ударения Е).

8. Самостоятельная работа (детям даются разноуровневые задания).

а) работа в парах (по карточкам)

- Вставить гласную букву в окончания имён существительных;

б) работа группы учащихся (по картинкам (слайды) составить словосочетания на данное правило: рисовал карандашом, любовался ученицей и т. д.)

в) остальные учащиеся выполняют упражнение по учебнику по вариантам:

I в. Выписать слова с ударными окончаниями.

II в. Выписать слова с безударными окончаниями.

9. Проверка самостоятельной работы.

10. Обобщение изученного.

Стихотворение (читает ученик)

На улицу утром
Приходит весна,
Сосульки несёт за плечом,
И каждый сугроб
Открывает она
Каким-то волшебным ключом.

- Какие слова на изученное правило заметили?

- Объясните их написание.

11.Итог урока.

- Что узнали на уроке?

- Сделайте вывод с опорой на таблицу.

12. Д/З. УПР. 389




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Якубенко Надежда Петровна

Дата: 16.01.2016

Номер свидетельства: 277744

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Конспект урока русского языка по теме «Написание буквы о-е-ё  после шипящих и ц  в различных частях слова» "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-napisaniie-bukvy-o-ie-io-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-razlichnykh-chastiakh-slova"
    ["file_id"] => string(6) "120058"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413600528"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Конспект урока на тему : "О, Е после шипящих и ц в суффиксах, окончаниях существительных и прилагательных». "
    ["seo_title"] => string(124) "konspiekt-uroka-na-tiemu-o-ie-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-suffiksakh-okonchaniiakh-sushchiestvitiel-nykh-i-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "180107"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425125403"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Гласные буквы после шипящих "
    ["seo_title"] => string(35) "glasnyie-bukvy-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "146417"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419172414"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Разработка урока русского языка  по ФГОС в 5 классе  «Правописание  букв О-Ё  после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных» "
    ["seo_title"] => string(137) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-po-fgos-v-5-klassie-pravopisaniie-bukv-o-io-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-okonchaniiakh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "110471"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406083185"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Разработка урока русского языка  по ФГОС в 5 классе  «Правописание  букв О-Ё  после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных» "
    ["seo_title"] => string(150) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-po-fgos-v-5-klassie-pravopisaniie-bukv-o-io-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-suffiksakh-i-okonchaniiakh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "110472"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406084666"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства