Оборудование: опора по теме, карточки обратной связи.
Ход урока
Организационный момент (приветствие).
Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках.
Все уроки, как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник,
Есть другие – как страшный, мучительный сон.
Владимир Троицкий
А когда уроки проходят быстро, интересно?
Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.
Актуализация знаний, умений.
- Прочитайте слова, записанные на доске.
За школ…, под камн…, над пашн…, перед дуб…, с пап…
-Что общего у данных слов вы заметили?(этосуществительные с предлогом, пропущены безударные окончания, стоят в форме Т.п.)
-Я считаю, что все эти существительные одного склонения. Вы со мной согласитесь? Докажите своё мнение.
- Какая часть слова пропущена в именах существительных?
-Вспомните правило проверки падежных окончаний существительных 1 и 2 склонения. ( по ходу ответов учеников появляется план)
1. Как проверить падежные окончания существительных.
- Итак, наша учебная задача выяснить, в каких случаях пишется буква о, а в каких –буква е после шипящих и ц в окончаниях существительных,какой способ существует для определения написания букв о(е) после шипящих и ц в окончанияхсуществительных.
Открытие нового знания.
Групповая работа.
- Предлагаю поработать в группах, провести наблюдение и самостоятельно вывести правило написания букв о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Группы получают задания для работы. (приложение№ 1)
Пример задания для 1-2 групп:
Выполните первую часть задания упр. 59 из учебника (другие группы выполняют вторую часть)
Закончите формулировку правила на стр. 57-58.
Представьте свою работу перед классом.
Проверка и оценка групповой работы.
- Сравните выводы всех групп. Сформулируйте правило.
– Как вы думаете, можно ли применить данное правило, чтобы правильно написать безударные окончания в данных словах (снова возвращаемся к словам перед больниц.., с каш.., с товарищ.., за сторож…, с обруч…) (думаем, что нет, так как в правиле сказано «в начальной форме», а у нас слова в форме Т.п.)
-Тогда продолжим наше исследование в группах.
Групповая работа. (Приложение № 2)
Выполните задания к упр. 60 из учебника.
Работайте по предложенному плану в упражнении.
Сделайте вывод: в окончаниях существительных после__________ под ударением пишем_____, без ударения пишем _______.
Представьте свою работу перед классом.
Проверка и оценка групповой работы.
-Сравните выводы всех групп. Выведите общее правило.
– Мы узнали, когда надо писать О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц?
- Нужно ли дополнить план проверки падежных окончаний имен существительных? (на доске или слайде появляется второй пункт плана)
2. В окончании существительных после шипящих и Ц под ударением пишем О, без ударения – Е.
Вывод. Какое открытие о написании букв О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц вы сделали самостоятельно?
-Давайте вернёмся к словам, в которых мы не смогли объяснить правописание окончаний и выясним, какие окончания нужно написать.
- Каким правилом вы воспользуетесь? Почему этим правилом? (основа на шипящий и ц).(Учащиеся объясняют написание пропущенных окончаний, опираясь на новое правило).
2. Работа с опорой.
- О чём говорит эта опора? ( В окончаниях существительных в Т. п. после шипящих и буквы Ц под ударением пишется О, без ударения Е.)
3.Работа по теме урока.
Поиск решений.
- Я предлагаю вам поработать в группах, провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях в существительных после шипящих и Ц в окончаниях пишется О, а в каких Е.
- У вас на столах карточки со словами и карточка-информатор, которая поможет вам идти правильным путем.
КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР
Прочитай слово.
Поставь знак ударения.
Выдели окончание.
Выдели основу.
- Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву.
Запишите вывод на карточке - правило.
за ландыш…м
пейзаж…м
над рощ…й
свеч…й
с птиц…й
мудрец…м
Карточка-правило
В окончаниях имён существительных после букв __________________под ударением пишем ___, без ударения ______.
5.Первичное закрепление.
Для закрепления научного открытия нужно ребята написать «распределительноеписьмо». А что это такое? Кто-нибудь знает? А вот я сейчас напишу на доске
По какому принципу распределяли? (под ударением О, без ударения Е).
6.Вторичное закрепление. (по выбору)
1 группа – работа по учебнику с. 57(1) 2 группа – выборочный диктант
Над крыш…й птиц…й вьется, В оконце бьет луч…м, В нем отражаясь солнц…м, Как золотым меч…м. С метелиц…ю споря - ненужным багаж…м, Ее оставит в поле - за дальним рубеж…м. Пожарищ…м – зарниц…й так управлять он рад, В зеленой колеснице к нам катит месяц март.
3 группа – Записать данные имена существительные с предлогами. Записать только полученные слова.
с (орлица) –
перед (Сережа) -
с (борщ) –
за (рубеж) –
под (кожа) –
за (плащ) –
за (больница) –
с (меч) –
перед (малыш)
7. Закрепление изученного.
На доске записаны словосочетания:
прибежал с плач.м
достал ковш.м
играл с малыш.м
сосиски с горчиц.й
Используя карточки обратной связи, показываем нужную гласную О, Е. Доказать (под ударением О без ударения Е).
8. Самостоятельная работа (детям даются разноуровневые задания).
а) работа в парах (по карточкам)
- Вставить гласную букву в окончания имён существительных;
б) работа группы учащихся (по картинкам (слайды) составить словосочетания на данное правило: рисовал карандашом, любовался ученицей и т. д.)
в) остальные учащиеся выполняют упражнение по учебнику по вариантам:
I в. Выписать слова с ударными окончаниями.
II в. Выписать слова с безударными окончаниями.
9. Проверка самостоятельной работы.
10. Обобщение изученного.
Стихотворение (читает ученик)
На улицу утром Приходит весна, Сосульки несёт за плечом, И каждый сугроб Открывает она Каким-то волшебным ключом.
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(193) "Конспект урока русского языка по теме «Написание буквы о-е-ё после шипящих и ц в различных частях слова» "
["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-napisaniie-bukvy-o-ie-io-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-razlichnykh-chastiakh-slova"
["file_id"] => string(6) "120058"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1413600528"
}
}