Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Суффикс и его роль в образовании слов"»
Алматинская область Уйгурский район село Чунджа
КГУ «Чунджинская средняя школа № 1»
учитель начальных классов
Рахмутуллаева Дилфуза Тельмановна
Разработка урока по русскому языку
Класс 3 «Д»
Тема: Суффикс и его роль в образовании слов.
Цели: 1.Сформировать представление о словообразующей роли суффикса в
в слове, закрепление понятия о суффиксе как значимой части слова
2. Развивать умение различать суффикс и часть корня, образовывать
слова с помощью суффиксов, развивать мышление, коммуникативные навыки
3.Воспитывать внимательность на уроке, аккуратность в работе
Оборудование: проектор, презентация по теме
Ход урока
1. Орг.этап
2. Этап работы над новым материалом
2.1 Постановка темы слайд № 1
2.2 Психологический настрой слайд № 2
-Поудобнее садитесь,
Не шумите, не вертитесь
И внимательно вникайте,
А спрошу вас, отвечайте.
Вам условие понятно?-
Это слышать мне приятно.
2.3 Актуализация знаний. Мозговой штурм
- Какие части слова знаете?
-Назовите изменяемую часть слова.
-Назовите неизменяемую часть слова.
-Что такое приставка? Корень? Суффикс? Окончание? Основа?
-С каким способом образования слов мы познакомились на прошлом уроке?
2.4 Минутка чистописания слайд № 3
- Определите букву, которую мы будем писать. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук .Какая это буква? В корне какого слова она находится?
Нос, лак, лён
Слайд № 4
-Посмотрите на запись, определите порядок следования букв в данном ряду:
лб лв лг лд лж
- Напишите этот ряд в указанной последовательности до конца строки.
2.5 Словарно- орфографическая работа слайд № 5
- Слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если решите задачу этого хитрого прямоугольника. Какое это слово?
1.Обманывать не стану,
- Я меньше океана,
Но я большое, всё же,
На океан похоже.
Могу спокойным быть,
Могу и заштормить.
Есть у меня всегда
Солёная вода.
(Море)
2. Длинные ноги,
Шея подстать,
Длинный клюв красный,
Как его звать?
( Аист)
3. Во дворе оно растёт... Добывают пчёлы мёд из цветочков золотых, что в ветвях цветут густых. От простуды и от гриппа лечит лучший доктор –(липа).
4. Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение
И превращуся я в конфетку!(ирис)
5. Семь ребят на лесенке
Заиграли песенки.(ноты)
6. Он бежит по проводам,
Он бывает тут и там.
Свет зажег, нагрел утюг
... - наш лучший друг.(атом)
- оре
- ист
- ипа
- рис
- ота
- том
Слайд №6
- Это слово малина. Что такое малина? Как они растут?
Происхождение
- Одни считают, что название связано с цветом. Другие обращают внимание на форму. Ягодка малины состоит из маленьких частей, как бы сцепленных между собой. Видимо, слова маленький, малый определили название ягоды.
Напишите его, поставьте ударение. Что можно сказать о его правописании?
Какое слово из моего рассказа поможет её запомнить?
- Прочитайте фразы, написанные на доске.
Не жизнь, а малина
Малиновый звон
- Что обозначает первая фраза? (очень хорошая жизнь)
- Что обозначает вторая фраза? (красивый нежный звук)
- Качества ягоды переносятся на другие предметы: жизнь, звон. А слова малина, малиновый имеют какое значение?
2.6 Наблюдение над словами слайд № 7
-Как можно назвать маленькую ягодку малины?
- Как называется участок земли, на котором растут кусты малины?
Малинка – малинник
- Как мы образовали новые слова? Как называется этот способ образования?
2.7 Отгадайте слово слайд № 8
После корня он стоит
Перед окончанием
Его я если заменю
Другое слово получу.
Обозначаю уголком
Называю …
Слайд № 9
-Что такое словообразование?
2.8 Образование слов слайд № 10
Маленький нос- …
Огромные глаза-…
Спортсмен, занимающийся лыжным спортом-…
Маленькая морковь-…
Слайд № 11
-Как можно назвать маленький дом? очень большой дом? старый неказистый дом?
Дом- домище- домишко слайд № 12
2.9 Физкультминутка слайд № 13
Гора- горка
Поле- полюшко
Внук- внучек
Мяч- мячик
Лес- лесок
Сом- сомище
Город- городок
Слово- словечко
2.10 Чтение правила на стр. 82
2.11 Вывод слайд № 14
Суффикс
- служит……для образования слов с новым значением
- придаёт ……слову различные оттенки
2.12 Классификация суффиксов слайд № 15
Суффиксы
Ласкательные (часто уменьшительные)
-к- горка
-ик- домик
-чек- замочек
-ок- дубок
-очек- молоточек
-оньк- берёзонька
-ушк- соседушка
-ышк- солнышко
Пренебрежительные (они же уменьшительные или увеличительные)
-ищ- домище
-ишк- хвастунишка
-онк-, -ёнк- лошадёнка
2.13 Выполнение упражнения 178 на стр.81 слайды № 16-22
2.14 Самостоятельная работа – разноуровневые задания
1 уровень Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом.