kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Суффикс - русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Суффикс

 

Цели урока:

 1. познакомить с частью основы – суффиксом; с его ролью (образование слова), с его местом в слове (после корня), со значениями

2. способствовать развитию умений образовать новые слова с помощью суффиксов.

3. воспитывать любознательности, любви к животным, птицам и заботливому отношению к ним.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: раздаточно-дидактический материал, опорная схема

 

Ход урока:

  1. Организационный момент

Начало урока. Психологический настрой.

Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

А какие у нас сегодня настроение:

- Я рад, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

  1. Актуализация  знаний

  Ребята, мы знаем, что слова делятся на части. Итак, внимание

-На какие части могут делится слова?

-Что такое корень?

-Что такое основа слова? Что входит в основу?

III. Сообщение темы и цели урока

А теперь прежде, чем объявить тему урока, отгадайте сперва загадку

      Сердитый недотрога живет в глуши лесной

      Иголок много -много, а нитки ни одной.                 (Ёж)

 

    - А если ещё маленький?                                             (Ёжик)

 

    -А мама  ежат?                                                                (Ёжиха)

 Отгадку пишу на доске           Ёж,  ёжик,  ёжиха.

 

    -Чем  различаются эти слова?

    -Что такое  -ик, -их.?

    -Как вы думаете, какой же будет тема сегодняшнего урока?

 Записываем  в  тетрадях  число и тему урока

Сегодня  мы  узнаем, какую роль  играют суффиксы в словах, какую они выполняют работу, для чего служат.

  1. Изучение нового материала

1.Слово учителя: 

       

 Ребята, обратите внимание на рисунки, что мы видим?

А теперь посмотрим на заданию помещенные на странице 64 задание 1

                  ФУТБОЛ – ФУТБОЛИСТ

                  КАМЕНЬ - КАМЕНЩИК

- Какие из них обозначают предметы?

-Какие – профессии людей?

-Как образованы эти слова?

-От какой части слова зависит разница в лексических значениях слов каждой пары?

Давайте  вместе  сформулируем  правило. Что  же  такое  суффикс ?

 ВЫВОД: суффикс –это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например: Лес-лесной-лесничий-лесничество,

2.Ознакомление  с  видами  суффиксов.

Русский  язык богат  суффиксами. Мы, сейчас, познакомимся  с  некоторыми  из  них.

В  словах  уменшительно-ласкательного  значения  используют  суффиксы: -ОК,  -ИК,  -ИЧК,  -ЕЧК, -ОНЬК,  -ЕНЬК.

 В  словах  обозначающих профессию  или  качество  людей  используют  суффиксы:  -НИК, -ИСТ, -ТЕЛЬ, -ЧИК, -ЩИК.

 Большой  или  очень  большой  предмет –ИЩ,  ИЩЕ.  Детёныши  животных –ОНОК         -ЁНОК  

 

V. Закрепление  новой  темы.

 

  1. Работа  с учебником

 

Выполнение  упражнений.

Упражнение 2.  Выписать  названия  профессий. Выделить в  словах  суффиксы.

Упражнение 3.  Списать  слова. С  помощью  какого  суффикса  они  образованны.

Упражнение 4.  (у  доски 2 ученика) Образуйте  однокоренные  слова  с  помощью  суффикса –НИК.

Упражнение 5. (устно). Работа с текстом  о  названиях  птиц.

-Озаглавить  текст.

-Подобрать  родственные  слова  к словам  КУКУШКА, ВОРОН, СКВОРЕЦ, ГРАЧ.

 

           Развитие творческих способностей учащихся

                                       Допиши сказку

      Жили да были друзья-суффиксы –ЩИК, -ИСТ, -НИК и –ТЕЛЬ. К кому ни придут в гости, всех трудиться научат. Сначала познакомился суффикс –ИСТ с гитарой, пианино и баяном. Теперь целый ансамбль заиграл: гитарист, пианист и баянист.

А суффиксы –ТЕЛЬ, -НИК, и –ЩИК пошли к глаголам строить, учить, охранять, грузить…

(Обрати внимание на выделенные слова, подбери к ним выделенные суффиксы и допиши сказку.)

Прослушивание сказок. 

 

VI. Домашнее задание.

 

   задание №9 стр.67      задание №11 стр.68        правило на стр 64

VII. Подведение итогов урока.

 Комментирование оценок

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Суффикс - русский язык»

Тема урока: Суффикс


Цели урока:

1. познакомить с частью основы – суффиксом; с его ролью (образование слова), с его местом в слове (после корня), со значениями

2. способствовать развитию умений образовать новые слова с помощью суффиксов.

3. воспитывать любознательности, любви к животным, птицам и заботливому отношению к ним.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: раздаточно-дидактический материал, опорная схема


Ход урока:

  1. Организационный момент

Начало урока. Психологический настрой.

Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

А какие у нас сегодня настроение:

- Я рад, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

  1. Актуализация знаний

Ребята, мы знаем, что слова делятся на части. Итак, внимание

-На какие части могут делится слова?

-Что такое корень?

-Что такое основа слова? Что входит в основу?

III. Сообщение темы и цели урока

А теперь прежде, чем объявить тему урока, отгадайте сперва загадку

Сердитый недотрога живет в глуши лесной

Иголок много -много, а нитки ни одной. (Ёж)


- А если ещё маленький? (Ёжик)


-А мама ежат? (Ёжиха)

Отгадку пишу на доске Ёж, ёжик, ёжиха.


-Чем различаются эти слова?

-Что такое -ик, -их.?

-Как вы думаете, какой же будет тема сегодняшнего урока?

Записываем в тетрадях число и тему урока

Сегодня мы узнаем, какую роль играют суффиксы в словах, какую они выполняют работу, для чего служат.

  1. Изучение нового материала

1.Слово учителя:

Ребята, обратите внимание на рисунки , что мы видим?

А теперь посмотрим на заданию помещенные на странице 64 задание 1

ФУТБОЛ – ФУТБОЛИСТ

КАМЕНЬ - КАМЕНЩИК

- Какие из них обозначают предметы?

-Какие – профессии людей?

-Как образованы эти слова?

-От какой части слова зависит разница в лексических значениях слов каждой пары?

Давайте вместе сформулируем правило. Что же такое суффикс ?

ВЫВОД: суффикс –это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Например: Лес-лесной-лесничий-лесничество,

2.Ознакомление с видами суффиксов.

Русский язык богат суффиксами. Мы, сейчас, познакомимся с некоторыми из них.

В словах уменшительно-ласкательного значения используют суффиксы: -ОК, -ИК, -ИЧК, -ЕЧК, -ОНЬК, -ЕНЬК.

В словах обозначающих профессию или качество людей используют суффиксы: -НИК, -ИСТ, -ТЕЛЬ, -ЧИК, -ЩИК.

Большой или очень большой предмет –ИЩ, ИЩЕ. Детёныши животных –ОНОК -ЁНОК


V. Закрепление новой темы.


  1. Работа с учебником


Выполнение упражнений.

Упражнение 2. Выписать названия профессий . Выделить в словах суффиксы.

Упражнение 3. Списать слова. С помощью какого суффикса они образованны.

Упражнение 4. (у доски 2 ученика) Образуйте однокоренные слова с помощью суффикса –НИК.

Упражнение 5. (устно) . Работа с текстом о названиях птиц.

-Озаглавить текст.

-Подобрать родственные слова к словам КУКУШКА , ВОРОН, СКВОРЕЦ, ГРАЧ.

Развитие творческих способностей учащихся

Допиши сказку

Жили да были друзья-суффиксы –ЩИК, -ИСТ, -НИК и –ТЕЛЬ. К кому ни придут в гости, всех трудиться научат. Сначала познакомился суффикс –ИСТ с гитарой, пианино и баяном. Теперь целый ансамбль заиграл: гитарист, пианист и баянист.

А суффиксы –ТЕЛЬ, -НИК, и –ЩИК пошли к глаголам строить, учить, охранять, грузить…

(Обрати внимание на выделенные слова, подбери к ним выделенные суффиксы и допиши сказку.)

Прослушивание сказок.


VI. Домашнее задание.

задание №9 стр.67 задание №11 стр.68 правило на стр 64


VII. Подведение итогов урока.

Комментирование оценок




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Суффикс - русский язык

Автор: Жанбосынов Аскар Болатович

Дата: 03.03.2017

Номер свидетельства: 397486

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Урок русского языка 3 класс "
    ["seo_title"] => string(31) "urok-russkogho-iazyka-3-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "134013"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416649853"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Презентация по теме "Глагольные суффиксы" русский язык 4 класс"
    ["seo_title"] => string(60) "priezientatsiiapotiemieglagholnyiesuffiksyrusskiiiazyk4klass"
    ["file_id"] => string(6) "299983"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456649126"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Прикладной курс по русскому языку для полготовки к ЕНТ"
    ["seo_title"] => string(58) "prikladnoi-kurs-po-russkomu-iazyku-dlia-polghotovki-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "287648"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1454513490"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Прикладной курс по русскому языку для подготовки к ЕНТ"
    ["seo_title"] => string(58) "prikladnoi-kurs-po-russkomu-iazyku-dlia-podghotovki-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "287651"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454513754"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по русскому языку ,,Одна и две н в суффиксах прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-odna-i-dvie-n-v-suffiksakh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "194550"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427791640"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства