Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения"»
Урок русского языка по теме
"Однородные члены предложения".
8-й класс
Цели:
Образовательные: 1) расширить знания учащихся о способах выражения однородных членов 2) познакомить с типами связи между однородными членами, 3) научить распознавать однородные члены в предложении и произносить их с соответствующей интонацией, 4) закрепить правильную расстановку знаков препинания в предложении с однородными членами.
Развивающие: развивать устную и письменную связную речь обучающихся.
Воспитательные: воспитывать любовь к животным, ко всему живому.
Организация урока. Проверка готовности учащихся к уроку. На доске: тема урока, На обратной стороне доски кроссворд. Объявление темы, цели урока (слайды 1,3)
I. Проверка домашнего задания.
Задание 1 Дома вам было необходимо выписать из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» три-четыре предложения, осложненных однородными членами, сделать синтаксический разбор одного из них. (учащиеся с места зачитывают предложения, один ученик выполняет на доске синтаксический разбор того предложения, которое он выписал дома). При этом повторяются: понятие однородных членов предложения, знаки препинания в предложении с однородными членами, синтаксическая роль однородных членов).
Задание 2
Словарная работа.
В качестве домашнего задания вам было предложено, используя словари, дать толкование слов нравственной тематики и составить с ними словосочетания или предложения.
1 ряд - верность, благородство
2 ряд - смелость, ласка
3 ряд - доброта, самоотверженность
Ученик 1 ряда читает определение 1 слова, а ученики 2 и 3 рядов угадывают слово:
-стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга (Верность)
- решимость (Смелость).
- отзывчивость, душевное расположение (Доброта).
- высокая нравственность, самоотверженность и честность (Благородство).
- проявление нежности, любви, доброе, приветливое, нежное отношение (Ласка).
- жертвование своими интересами ради других, ради общего блага (Самоотверженность).
На доске открывается кроссворд
Верно с ть
Смел о сть
До б рота
Бл а городство
Лас к а
С а моотверженность
II. Изучение нового материала.
А) Запись под диктовку с распознаванием однородных членов, объяснением орфограмм, постановки знаков препинания:
1. Собака - верный друг и помощник человека с давних времён.
2. Она первой пришла к нему из лесной чащи и принесла ему покровительство.
3. Она первой принесла ему покровительство.
4. Постепенно человек приручил собаку.
5. Днём и ночью собака готова прийти на помощь человеку.
6. Бесстрашные и смелые овчарки преследуют нарушителей границы.
7. Пастушьи собаки могут подогнать животных к отаре, завернуть отару направо или налево, предупредить лаем о приближении людей, диких зверей.
8. По снегам тундры ездовые собаки бегут быстро, почти без остановок.
Прочитайте еще раз предложения и ответьте на вопрос : какую роль играет собака в жизни человека.?
Б) – Определите, в каком из этих предложений выделенные слова связаны сочинительной связью (слайд 4):
Она первой пришла к нему из лесной чащи и принесла ему покровительство.
Она первой принесла ему покровительство.
Учащиеся устно проводят сравнение и делают вывод: однородные члены предложения соединены между собой сочинительной связью (слайд 5)
В) Какими частями речи выражены однородные члены в предложениях (слайд 6)
Учащиеся выполняют задание и делают вывод: однородные члены предложения могут быть выражены разными частями речи.
Г) Подчеркните однородные члены в предложении
Пастушьи собаки могут подогнать животных к отаре, завернуть отару направо или налево, предупредить лаем о приближении людей, диких зверей
Учащиеся выполняют задание и делают вывод: в предложении может быть несколько рядов однородных членов.
Работа с учебником (стр.106)
Прочитайте теоретические сведения об однородных членах предложения.
III. Закрепление.
А) Синтаксический разбор предложения.
Молодая рыжая собака бегала взад и вперёд по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам.
(повеств., невоскл., прост., двусост., распр.)
- Какое литературное произведение начинается этим предложением? ("Каштанка")
- Кто его автор? (А.П.Чехов)
Б) Запись и анализ предложений (на доске и в тетради).
Каштанка ещё громче завыла и, не помня себя, бросилась через дорогу.
Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима. (И.С.Тургенев "Муму")
Арто пролаял ещё раз и лениво, непокорно поднялся на задние ноги, не сводя моргающих глаз с хозяина. (А.И.Куприн "Белый пудель")
В) - Назовите другие литературные произведения, героями которых являются наши четвероногие друзья - собаки.
Контроль.
Задания по карточкам:
1 задание:найди и подчеркни однородные члены в предложениях, укажи, какими частями речи они выражены.
Когда собаки теряют надежду, они умирают тихо, без ропота, в страданиях.
Небольшой щенок, белый с чёрными пятнами, никак не мог вылезти из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом.
Собака вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлёбываясь.
2 задание:объясни знаки препинания, подчеркнуть однородные члены предложения; указать, чем они выражены.
Наконец Бим пал между рельсами вытянул все четыре лапы и тихонько заскулил.
Муму подошла к забору понюхала и залилась громким и пронзительным лаем.
Она доверчиво и без страха поглядывала на него и слегка махала хвостом.
3 задание: придумайте предложения на тему о животных, используя однородные члены.
ИТОГ УРОКА
Домашнее задание:
П. 40, упр. 233
На случай резервного времени:
Развитие речи.
А)
Чтение учителем текста.
Зима. Из канализационного колодца валит пар. Вокруг оттаявшая земля. Подхожу ближе: земля шевелится. Да это брошенные людьми собаки, и в глазах их - горе страх. Я знаю людей, которые выставляли на улицу свою собаку за то, что она не могла больше приносить потомства, а значит - дохода. Что же получается: деньги вместо души? Почему дефицит милосердия сегодня так велик?
Что станет с нашим разумом и нашим сердцем? Не покинет ли нас доброта навсегда?
Преступно мало мы говорим об отношении человека к четвероногому другу, словно нет в нашей жизни жестокости! Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям.
Космос, пограничная и милицейская службы, медицина, геология - сферы, в которых жизнь собаки - подвиг во имя человека. Где же наша человеческая благодарность, милосердие?
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
-Как бы ответили на поставленные автором вопросы?
Б) Э.Асадов "Стихи о рыжей дворняге"
- Что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь?