-Ну, что ж в добрый путь. Пусть урок нам принесет радость общения. Хочешь быть грамотным - учись думать, мыслить. Успех ждет тех, кто будет любознательным, внимательным, активным.
- Сегодня у нас необычный урок. Урок пройдет в виде телевизионной передачи. Я рада приветствовать вас в студии «Родника». В эфире специальный выпуск передачи “Пусть говорят” и я ее ведущая Кириленко Римма Борисовна.
Тема нашей передачи “Однородные члены предложения”. Проблема, которую мы сегодня будем обсуждать связана со знаками препинания при однородных членах предложения и насколько важно употреблять в своей речи данные члены предложения.
- Нужны ли вообще современному человеку знания об однородных членах предложения? Кто-то считает, что не нужны. А кто-то уверен в том, что пользоваться однородными членами предложения является ключевым фактором в успешной профессиональной деятельности делового человека. Существует общественное мнение о том, что в нашей речи лучше пользоваться простыми предложениями не прибегать к употреблению однородных членов предложения.
- Итак, внимание на экран.
3. Организация наблюдения над материалом. Работа с предложениями.
Гром перекатывается.
Гром грохочет.
Гром встряхивает землю.
- Какие это предложения? Чем сходны данные предложения?
Ученик: Это простые предложения. В этих предложениях одно подлежащее гром.
- Что вы можете сказать о данном отрывке?
Ученик: Отрывок некрасивый. В нем часто повторяется слово гром.
- Как можно сказать, чтобы избежать повторения подлежащего?
Ученик: Составить одно предложение.
Гром перекатывается, грохочет, встряхивает землю.
- Выделите грамматическую основу в данном предложении. Что вы можете сказать о получившемся предложении? Что особенного в предложении?
Ученик: Это предложение с однородными членами предложения.
- Докажите. Почему вы так считаете?
Ученик: В предложении несколько сказуемых: перекатывается, грохочет, встряхивает.
- Что поясняют сказуемые? На какой вопрос отвечают? Какой частью речи выражены?
Ученик: Сказуемые поясняют подлежащее гром, отвечают на вопрос что делает?, выражены частью речи глагол.
- Какой вывод можно сделать из всего сказанного? Давайте попробуем сформулировать признаки однородных членов предложения.
Ученик: признаки:
Отвечают на один и тот же вопрос
Являются одним членом предложения
Относятся к одному и тому же члену предложения
Обычно выражены одной и той же частью речи
Произносятся с интонацией перечисления
- Мы увидели, что слова в предложении живут по тем же законам, что и люди в семье и в любом коллективе. И для слов, и для людей главное - уметь строить отношения.
4. Формирование и отработка умений находить однородные члены предложения, расставлять знаки препинания.
- Наша передача продолжается. Сейчас мы с вами будем обсуждать громкую историю, о которой не можем умолчать - историю о знаках препинания при однородных членах предложения. Когда между однородными членами ставится запятая, а когда не ставится? Необходимо выяснить, как оформляется связь между однородными членами, если в предложении нет союзов и в том случае, когда есть союзы. Давайте попробуем найти решение данной проблеме.
- Внимание на экран
Растворились в темноте рощи сады поля.
Волны пенились и бились с шумом о набережную.
По склонам гор видны и сосны и ели и клёны .
Зимой солнце светит ярко а не греет.
Лебеди летели низко над озером но на воду не садились.
-Молодцы, ребята! Какие выводы можно сделать о постановке запятой при однородных членах предложения?
Ученик: выводы:
Правила постановки знаков препинания при однородных членах:
Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно! О , О
Если же вдруг появился союз,
то запятая, тогда лишний груз! О и О
Если союз к нам пришел не один,
Ставь запятую ты перед вторым! и О , и О
А перед союзами “а” и “но”
Долгих сомнений быть не должно.
И не думай впустую –
Ставь скорей запятую…
О, а О
О, но О
5. Динамическая пауза: “Дотянись до звезды”
- А сейчас мы прервемся на короткую рекламную паузу.
Игра «Дотянись до звезды» расслабляет и дает набраться оптимизма, укрепляет уверенность детей в том, что они способны достичь цели.
- Встаньте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха.
Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь звезду, которая ассоциируется с мечтой – желанием что-то иметь или кем-то стать. (15с)
- Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой в красивую просторную корзину.
Опустите руки и закройте глаза. Выберите прямо у себя над головой другую сверкающую звездочку, которая напоминает вам о другой вашей мечте. (10с)
- Теперь откройте глаза, потянитесь обеими руками как можно выше и достаньте до неба. Сорвите эту звездочку с неба и положите в корзину к первой звезде.
Сорвите еще несколько звездочек. Дышите так: глубокий вдох, когда тянетесь за звездой, и выдох, когда достаете ее и кладете в корзину.
6. Наблюдения над употреблением однородных членов предложения в речи:
- После короткой рекламной паузы мы опять в студии. Продолжаем нашу беседу про однородные члены предложения.
- Как вы думаете, к каким однородным членам предложения мы чаще всего прибегаем в устной речи? С чем это связано: это личная особенность каждого или это особенность устной речи? В каких областях литературы употребляются однородные члены предложения? Меняется ли цель использования однородных членов предложения?
- Ведь многие считают, что однородные члены предложения не усиливают выразительность речи и вредят нашему общению. Другие, наоборот, утверждают, что наша речь становится более яркой, давайте разберем области употребления однородных членов предложения в речи.
- Внимание на экран
- Прочитайте отрывок. Что вы можете сказать об этом отрывке? Что за жанр? Что вы можете сказать об этом отрывке с точки зрения темы нашей передачи? Часто ли сказка использует однородные члены предложения?
Ученик: Это сказка. В предложениях можно увидеть однородные члены предложения.
Нагнал Кощей Ивана-Царевича, соскочил наземь и замахнулся на него острой саблей. Погостили Иван-Царевич и Марья Моревна у ворона, орла и сокола, попировали и поехали в свое царство.
- Прочитайте отрывок . Знакомы ли вам эти строчки? Из какого произведения этот отрывок? Что использует автор в этих строчках? Зачем автор к ним прибегает?
- Каштанка! Каштанка!
Тетка прыгнула, но не допрыгнула и поползла по стене. Затем она переходила с рук на руки, лизала чьи-то руки и лица, подвигалась все выше и выше и, наконец, попала на галерку.
Ученик: Отрывок из рассказа А.Чехова “Каштанка”. Автор в написании использует однородные члены предложения, прибегает к выразительности текста.
- Ознакомьтесь с данными строчками. О чем они вам говорят? Где их можно встретить? Возможно ли в словарях обойтись без однородных членов предложения?
Роптать - высказать недовольство кем-либо, чем-либо, обиду на кого-либо, что-либо.
Ракетка - спортивный снаряд в виде овальной - деревянной, фанерной или с натянутой сеткой - лопатки для отбивания мяча или волана при игре в теннис, бадминтон
Салат - холодное блюдо из нарезанных сырых или вареных овощей, зелени, яиц, мяса, рыбы, заправленное каким-либо соусом
Ученик: объяснения слов из толкового словаря. Толковые словари остро нуждаются в однородных членах.
- Прочитайте выдержку из учебника. Как эта выдержка может быть связана с темой нашей передачи? Какова цель употребления однородных членов?
Семя состоит из кожуры и зародыша. В зародыше различают корешок, стебелек, почечку с листочками. (научная литература)
Ученик: В этих строчках есть однородные члены. Однородные члены предложения расширяют, углубляют смысл текста и делают его более объемным.
- Прочитайте следующие строчки. Как связаны эти строчки с темой нашей передачи? С какой целью используются однородные члены?
4. Травяной сбор составляют цветки липы, ромашки, череды, зверобоя душицы. Применяется при ангине, бронхите, простудных заболеваниях. (инструкция к лекарствам)
Ученик: В этих предложениях также есть однородные члены предложения. Используются описать лекарственный препарат.
- Так какой же вывод можно сделать, где употребляются однородные члены предложения?
Ученик: вывод: Однородные члены предложения могут употребляться в художественной литературе, научной литературе, в толковых словарях, в рецептах, инструкциях….
- Правильно, можно сидеть дома и слушать радио, смотреть телевизор или листать газеты и журналы. Однородные члены хлынут со всех сторон, рекламируя товары, или когда мы общаемся между собой, а значит, роль однородных членов в нашей жизни очень велика.
- А сейчас мне хотелось бы убедиться в вашем профессионализме по усвоению данной темы. А работать вы будете в группах.
- Внимание на экран: (работа в группах)
Осень.
Наступила осень. Осенью дни короткие. Осенью дни пасмурные. Разноцветные листья летят над поляной. Листья кружатся. С наступлением осени поля опустели. Луга опустели.
Золотой дождь.
Брызнули листья с деревьев. Листья полетели по ветру. Листья понеслись по земле. Листья шуршат. Листья скребутся. Листья лопочут. Шумит золотой дождь.
- Что вы можете сказать об этих коротких описаниях?
Ученик: Тексты некрасивые, в них используется частое повторение слов.
- Ваша задача - исправить тексты, употребив в них предложения с однородными членами.
Осень.
Наступила осень. Осенью дни короткие и пасмурные. Разноцветные листья летят над поляной, кружатся. С наступлением осени поля и луга опустели.
Золотой дождь.
Брызнули листья с деревьев. Листья полетели по ветру и понеслись по земле. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Шумит золотой дождь.
- Что у вас получилось? Для чего нужны однородные члены предложения в речи?
Ученик:вывод: Однородные члены предложения делают речь красивой, более выразительной, создают яркие описания и динамические картины.
- Вы просто молодцы! Прекрасно справились с работой.
- На этом наша передача подошла к концу. Я прощаюсь с вами, до новых встреч.
7. Итог урока:
- Какая тема обсуждалась на уроке?
Ученик: однородные члены предложения.
- Что нового и интересного узнали?
- Что надо уметь при изучении данной темы?
Ученик: находить в тексте однородные члены предложения, правильно расставлять знаки препинания, употреблять в своей речи.
- Понравился ли вам урок?
(оценивание ответов детей, раздача жетонов)
- Ребята, спасибо вам за работу. Без помощи и поддержки друг друга мы не смогли бы достичь цели. Молодцы!
8. Домашнее задание. Задания с учебника, придумать рекламу про однородные члены предложения.