Этапы урока | Цели и задачи | Деятельность учителя | Деятельность детей | УУД |
1.Организа ционный момент. | Создание эмоционально го фона урока. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний. | 1. Михаил Пляцковский Деньки стоят погожие, На праздники похожие, А в небе - солнце теплое, Веселое и доброе. Покинув страны южные, Вернулись птицы дружные. На каждой ветке скворушки Сидят и чистят перышки. Пришла пора весенняя, Пришла пора цветения. И, значит, настроение У всех людей - весеннее! 2.О каком времени года рассказывается в стихотворении? Вот и к нам в класс пришла Весна. (плакат) В каком образе ее обычно изображают? Почему Весну сравнивают с девушкой? 3.За окном у нас тоже весна. Опишите сегодняшний день 4.Какой сейчас месяц? Что вы знаете о нем? Апрель – слово нерусское, оно пришло к нам из Византии. Наши древние предки называли этот месяц цветень. – почему так называли месяц? 5.Какие слова помогли нам описать день, погоду? Какую роль играют прилагательные в речи? 6.Продолжаем работать над темой: Имена прил. Наша гостья-Весна загадала для нас ключевое слово, которое узнаем в конце урока. После выполнения каждого задания будем получать подсказку. | Приветствие Весна Девушка юная, красивая… – Скучный, тоскливый, печальный. – Светлый, солнечный, прекрасный. Апрель все начинает цвести прилагательные украшают речь, помогают описать предметы или явления | Коммуникативные. Личностные: формулируют собственное мнение и позицию, про-являют интерес к новому учебному материалу. |
2.Актуали зация знаний учащихся. Словарно-орфогра фическая работа. | Актуализация знаний | Начнем работу с Минутки чистописания: «Весенний ручеек». Что напоминают вам эти сочетания букв? Они нам скоро пригодятся. На доске написана пословица, в которой пропущены некоторые буквы. Яркий луч_ в_сеннего со-нца проник в л_ сную ч_щ _. Заработали 1 подсказку! | ск ан енн ов ян Учащиеся объясняют пропущенные орфограммы. | Познавательные логические: -анализ объектов с целью выделения признаков, - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; Регулятивные: контроль |
3.Система тизация и обобщение знаний учащихся. | Система тизировать языковые понятия | Повторим все, что знаем о прил. Найдите прилагательные, докажите свое мнение. На какой вопрос отвечают, что обозначают, с каким словом связано, чем явл-ся в предл. Какие бывают прил.? Чем отн. прил. отличаются от кач. Охарактеризуйте яркий, весеннего и лесную. Заработали 2 подсказку! | Часть речи, вопросы какой? какую? Признак предмета, с сущ. Качеств. могут иметь степень сравн., антонимы, кр.форму. Отн. образуются от сущ. и гл., указывают на материал, время, место, вес, длину предмета. Яркий -качественное прил., сравнительная форма - ярче. Лесная -относительное, образовано от сущ. лес+н | Познавательные логические: -анализ объектов с целью выделения признаков, Личностные: формулируют собственное мнение и позицию |
Работа в группах. | Проверка усвоения изучаемого материала. | Прежде, чем начинать работу, повторим правила работы в группе. Задание: из списка прил.выписать относит. им. прил., указать с помощью чего они образовались. Большой, крупный, кожаный, хрупкий, апрельский, настольный, красивый, апельсиновый. К доске выходит ученик одной из групп, выбирает карточку, прикрепляет в другой столбик, доказывает правильность выбора. Заработали 3 подсказку! | На доске запись: кожаный, апрельский, настольный, апельсиновый. Образованы от сущ., с пом. суфф. и прист. | Познавательные общеучебные: - поиск и выделение необходимой информации; логические; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, |
4. Создание проблемной ситуации, целеполага ние | создание проблем ной ситуации, при решении которой фор мулируется цель урока | Ребята, мы уже многое знаем о прил. Как вы думаете, есть ли еще неоткрытые нами знания? Рубрика «Давай подумаем». Почему в работе Марины появились ошибки? Гороцкой, брацкий, децкий, гиганский, матроский. Как рассуждала Марина, когда писала? О чем она забыла? Какие знания помогут избежать таких ошибок? Какую цель мы поставим с вами на урок? | Предполагают, высказываются. О составе слов, о том, как образуются отн.прил. Научиться грамотно писать относит.имена прил. | Познавательные общеучебные: - поиск и выделение необходимой информации; логические; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений |
Работа по учебнику | | С. 141 упр.1 Образовать слова по заданной модели. По цепочке дети работают у доски. 5 слов Теперь вы можете объяснить, почему в слове русский пишется две буквы с? Заработали 4 подсказку! | Город – городской Брат – братский Дети – детский Русь – русский Гигант – гигантский | |
Физминутка зрительная | | Если прил. кач. – глаза и руки вниз, если прил. относ. – глаза и руки вверх.Быстрый↓, осенний ↑, капитанский↑, каменный↑, зеленый↓ | | |
Работа в парах | Развитие речи. Формирова ние умения правильно употреблять слова в речи. | Учебник с.141 упр.2. Образуй по модели прил. и запиши их. С помощью суффикса –ов-. 5 слов! Проверка. Заработали 5 подсказку! | | Коммуникативные: умение слушать и всту-пать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем |
«Лови ошибку!» | | Работа в тетради «Пишем грамотно». Задание «Поработай учителем» С.45 упр.2 Один ученик работает за доской. Самооценивание по алгоритму. Остальные дети – «Светофориком» оценивают себя. Заработали 6 подсказку! | Ошибки в словах: русский, березовый, водный, капустный, туманный, золотой. | Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном |
Физминутка | | Под музыку. Выполняя упражнения, запомнить прил. в песне. | | |
Самостояте льная работа с заданиями разного уровня сложности | | 1-й уровень: спишите текст, вставляя имена прилагательные, подчеркните их. Пришла _________ весна. Ярко светит _________ солнце. Быстро тает ________ снег. Журчат ______________ручьи. Зеленеет ___________ травка на полях. Летят с юга ________ птицы. Слова для справок: перелетные, теплая, рыхлый, весеннее, звонкие, свежая. 2-й уровень: спишите текст, вставляя имена прилагательные; в первом предложении выделите грамматическую основу и надписать части речи. 3-й уровень: спишите текст, вставляя имена прилагательные; в первом предложении выделите грамматическую основу и надпишите части речи. Определи род и число имен прилагательных. Самооценивание зеленым карандашом. | | Познавательные: общеучебные: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Регулятивные: планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последователь ности действий |
5.Оценка уровня усвоения темы | Проверка усвоения изуча емого материала | Логический диктант. Чтобы и вам, и мне понять, насколько хорошо усвоили тему. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Да | | | + | + | | + | + | + | | + | Нет | – | – | | | – | | | | - | | 1. Имя прил. часть слова. 2.Имена прил. отвечают на вопросы кто? что? 3. Имена прил. обозначают признак предмета. 4.Имена прил. изменяются по родам. 5 5. Имена прил. связаны в роде и числе с глаголом. 6. Имена прил. является второстепенными членами предл. 7.Качеств.прил. могут иметь краткую форму. 8.Относ.прил. образуются с пом. суффиксов и приставок 9.В прил. ГОРОДСКОЙ пишется буква Ц. 10.КАМЕННЫЙ – это относит.прил. ВЗАИМПРОВЕРКА. Оценивание по шаблону. Заработали 7 подсказку! | Ответы детей Взаимопроверка | Регулятивные: контроль в форме сличения результата с заданным эталоном |
6.Итог урока. Рефлексия. 7.Домашнее задание | Обобщение знаний о право писании имен прилага тельных | – Над какой темой сегодня работали на уроке? – Какие знания помогут правильно записывать отн.прил.? – Сегодня на уроке мы повторили все, что нам известно об имени прилагательном. И это удалось сделать в результате вашей активной работы. Где в жизни пригодятся нам эти знания? Как оцениваете свою работу? «Светофорик» Расскажите по схеме на доске. По подсказкам догадайтесь, что загадала Весна? По выбору: Т.с.46 упр.4 или составить 5 предложений с относительными прилагат. | Ответы детей. УМНИЧКИ! | Коммуникативные Регулятивные. Личностные: высказывают свое мнение, свою позицию. |