Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи в 5 –м классе по теме «Типы речи. Рассуждение»»
Урок развития речи в 5 –м классе по теме «Типы речи. Рассуждение»
Цель: показать учащимся отличие рассуждения от повествования и описания. Задачи: познакомить с планом- схемой рассуждения; научить строить текст- рассуждение по плану; развивать связную речь и коммуникативную активность учащихся.
Ход урока
Слово учителя. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще с одним типом речи.
Перечислите известные вам типы речи. (Повествование, описание).
Вы уже писали сочинение- описание, повествование. Нам предстоит научиться писать сочинение- рассуждение.
Объяснение нового материала. В нашей жизни часто приходится рассуждать, что- то доказывать. Чтобы убедить другого человека, необходимо свое высказывание строить
высказывание логично, последовательно. В этом нам поможет план (слайд)
Рассуждать - значит доказывать. В любом рассуждении есть две части: в первой части содержится тезис (мысль, которую нужно доказать), во второй части приводятся доказательства (доводы, примеры, аргументы). В рассуждении бывает третья часть – вывод ( доказательная мысль).
Покажем это на примере. Работа с текстом.
(Тезис) Нет ничего на свете дороже слова Родина!
(Потому что) это твой родной дом, ласковые и добрые руки матери, заботливый и суровый голос отца, задушевные беседы с бабушкой
Это твоя школа, родные лица друзей, любимая учительница. И такая знакомая дорожка от дома к школе, которая манила тебя запахом осенней листвы.
(Поэтому) много стран есть на свете. Но любимая – одна. Это Родина твоя.
Ответьте на вопросы:
1.Найдите мысль, которую нужно доказать.
2.Укажите доказательства и примеры.
3.Какое предложение в тексте будет выводом?
Работа над языковым оформлением рассуждения
Обычно тезис и доказательства связываются союзами потому что, так как. Это обосновано вопросом, на который мы отвечаем - почему? Вывод присоединяется словами поэтому, следовательно, таким образом, так как мы отвечаем на вопрос: что из этого следует?
Слайд.
Прочитайте на слайде слова и выражения, при помощи которых обычно связываются части рассуждения.
(Ученик громко читает).
Я считаю, что…, докажем это…, это можно доказать так…, обобщим все сказанное…, следовательно…, по моему мнению…, это объясняется следующим…
Задание.
Запишите слова, с которых можно начать первую часть – тезис? ( я считаю…, по моему мнению…).
Какие слова используются для связи тезиса и доказательств? Запишите их. (Докажем это…, это можно доказать…, это объясняется следующим).
Какие слова связывают доказательства и вывод? Запишите их. (Обобщим все сказанное…, следовательно…, таким образом….)
Ребята рассуждение может входить и в другие типы речи, например, в повествование.
4 учащихся – Весна, Лето, Осень, Зима по очереди рассказывают о себе, доказывая свое превосходство над другими. Свои доказательства иллюстрируют выразительным чтение наизусть стихотворений Пушкина – о зиме, Баратынского – о зиме, Берггольц – о весне. Дудина – о лете и репродукциями картин.
Конечно, спор Осени, Зимы, Весны, Лета разрешить трудно, так как каждое время года хорошо по- своему
Итоговое задание.
Выполнить тестовые задания. Определить по названию сочинения тип речи.
1. «Закружилась листва золотая…»
а) повествование;
б) описание;
в) рассуждение.
2. «Признаюсь: осень не люблю…»
а) повествование;
б) описание;
в) рассуждение.
3. «Зимняя история»
а) повествование;
б) описание;
в) рассуждение.
Домашнее задание.
Написать сочинение- рассуждение по картине И.И. Левитана «Золотая осень».
Докажите тезис.- Осень на картине И.И.Левитана преобразила мир, ее можно смело назвать песней осеннего золотого света.
Ответьте на вопросы: Какой день изобразил художник? Что можно сказать о цвете неба? Какие краски использует художник? Какое настроение создано? Представь, что ты оказался на месте художника. Что бы тебе захотелось сделать? Какие слова ты бы сказал
художнику? Используй в своем сочинении эпитеты, сравнения.
Урок развития речи в 5 классе по теме «Повествование как тип речи».
Цель: познакомить со структурой повествовательного текста; научить составлять и анализировать повествовательный текст.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Фронтальное повторение.
1. Зачем нам нужен язык?
2. Есть ли разница между языком и речью?
3. В чем смысл изучения языка?
4. Какие формы речи вы знаете?
5. На какие типы речи подразделяется речь?
Работа в тетрадях.
1.Выделить корень в слове «повествовать» и подобрать однокоренные слова.
2.Подобрать и записать синонимы к слову «повествовать».
3.Составим и запишем предложение с одним из синонимов. Синтаксический разбор предложения.
Работа над повествовательным текстом.
Итак, приступим к работе над повествованием, постараемся увидеть его основные особенности. Для образца возьмем сказку «Курочка ряба». Докажите, что это текст.
Посмотрим на него глазами лингвистов. Если бы вы хотели сфотографировать происходящее, сколько бы снимков у вас получилось?
Вывод: В повествовании мир дан в динамике – главная особенность этого типа речи.
-Какой вопрос можно задать к тексту?
-Давайте выделим эти действия. С помощью каких слов они передаются? -К какой части речи относятся эти слова?
Работа со схемой текста – повествования, данной в учебнике.
Закрепление.
Упр.131
-Прочитаем текст. Как мы его озаглавим?
-К какому стили речи можно отнести данный текст?
-Назовите жанр, укажите тему, основную мысль
- От какого лица ведется повествование?
-Назовите основные действия и порядок их указания. Запищите эти слова.
-Выделим основные части текста, озаглавим их (составим план).
-Укажите начало текста. Как быстро и надежно оно вводит читателя в текст.
-Охарактеризуйте заглавие, его связь с темой и идеей.
-Какие языковые средства использует автор?
Работа по редактированию текстов, предложенных учителем.
Взяв лыжи. Мы отправились за город. На электричке мы доехали до станции Ильинская. Затем мы долго шли по лесу на лыжах. И вот мы попали на большую поляну.
-Найдите речевой недочет. Чего не учел ученик?
-Улучшите текст, объяснив правку.
В сентябре я начал заниматься плаванием в детской спортивной школе. Плавать я тогда еще не умел. Скоро я уже овладел многими стилями: брассом, кролем, баттерфляем. Через несколько месяцев я участвовал в соревновании.
- Перед вами сочинение ученика 5 класса «Как я учился плавать». Раскрыта ли в нем тема?
- Какой части в сочинении не достает?
- Укажите действия, из которых складывается обучение плаванию.
Слова учителя.
Тексты повествовательного типа встречаются очень широко во всех стилях речи.
-Какие стили, кроме художественного, вы знаете?
Но для нас с вами чаще всего они встречаются в стиле художественном. Мы читаем басни, сказки, легенды – это все жанры художественной литературы. Вы встречаетесь с повествовательными текстами и в научной литературе( история, география, теоретические сведения по русскому языку), официально – деловом стиле. Общее представление о стилях речи вы уже имеете. Сейчас попробуем создать повествовательные тексты разных стилей.
Работа в группах.
Пользуясь схемой построения повествовательного текста создать свои тексты.
1 группа – «Историки» - Создать повествовательный мини – текст на тему «Жизнь первобытных людей».
2 группа - «Чиновники» - Повествовательный текст официально – делового стиля «Инструкция для дежурного по классу».
3 группа – «Писатели» - Повествовательный текст повествовательного характера на тему «Наш новогодний бал».