kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок развития речи "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (выполнение задания 15.3)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи. Подходит для 8-9 класса. Цель урока: организовать подготовку к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. На уроке организована работа в 3-х группах по разным текстам на одну тему - "Дружба". Повторяются материалы по строению рассуждения, характеристике типов речи. Организована работа со словарями разных типов: толковым, синонимов, антонимов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (выполнение задания 15.3)"»

Конспект урока развития речи в 8 классе.


ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (выполнение задания 15.3)».


Цель урока: формировать у школьников навыки написания сочинения- рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3).


Задачи:


образовательные: способствовать расширению и углублению знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о типах речи;


развивающие: способствовать развитию творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, способствовать формированию умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера;


воспитывающие: способствовать формированию нравственных качеств учащихся.


Методы обучения: проблемно-поисковый.


Организационные формы: беседа, индивидуальная работа, групповая работа, самостоятельная работа.


Ход урока.


  1. Организационный момент.



  1. Мотивация учебной деятельности.

- Ребята, посмотрите на слайд (Слайд 1). Прочитайте слова и сочетания слов и скажите, какое отношение эта запись имеет к вам.

июнь 2017 года, 9 класс, испытание, русский язык


Речь идет об экзамене, который ждет нас в 2017 году.


-А что вы знаете об экзамене? Вы знаете, какие задания вам придется выполнять? Умеете ли вы их выполнять?


- Сегодня на уроке мы должны познакомиться с одним из экзаменационных заданий.


  1. Актуализация знаний.

-Прежде чем приступить к работе над этим заданием, проведем терминологический диктант.

(Слайд 2)

- На слайде определения. А вы должны вспомнить, к какому термину это определение относится.

1.Ряд предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств - текст.

2. То, о чём говорится в тексте, часто отражается в заглавии – тема.

3. Отношение автора к предмету и содержанию речи, то, что он доказывает, в чем желает убедить читателя – идея, основная мысль текста.

4. Главное утверждение текста, которое необходимо доказать – тезис.

5. Доказательства, приводимые в поддержку текста – аргументы.


- Какие вам известны типы речи? Каковы их особенности? (Слайд 3,4)


-Учитывая материал, который мы повторили, скажите, о каком экзаменационном задании пойдет речь сегодня на уроке.

О задании 3 – сочинении-рассуждении.


- Как вы это поняли?


Запись темы урока. (Слайд 5)



  1. Постановка учебных задач.



- Ребята, а что мы должны узнать сегодня на уроке?

Структуру сочинения-рассуждения.

Тему рассуждения.

Требования к рассуждению.


- Чему мы должны учиться?


Правильно писать сочинение-рассуждение.


  1. Проблемное объяснение нового материала. Первичное закрепление изученного.



- Итак, мы узнали, что мы будем учиться писать сочинение-рассуждение. Мы можем начать его писать? Почему?

- Как вообще выглядит сочинение-рассуждение?


Слайд 6.

-Тезис.

-Аргументы (доказательства)

-Вывод.

- Что такое тезис? (Слайд 7)

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.


-А что такое аргументы? Сколько их должно быть в экзаменационном сочинении?

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.



-А вывод, по вашему мнению, для чего нужен?

Вывод–это заключение, итог проведённого рассуждения.



-Итак, мы повторили основные понятия, необходимые для выполнения нашего задания.



-Для анализа мы с вами возьмем несколько текстов, объединенных общей темой. Работаем в группах.

-Внимательно прочитайте свои тексты.


- Скажите, пожалуйста, какова тема вашего текста?


- Какой тип речи использован в тексте?


- Может, кто-нибудь сказать, какова идея, основная мысль вашего текста?


- Как вы думаете, о чем нам предстоит рассуждать в сочинении?


- Можем приступать к написанию сочинения?


-Может есть какие-нибудь требования к сочинению?


- Прочитайте еще раз тему урока. Нам сказано, что сочинение – задание. А как вообще звучит задание 15.3?


- Давайте познакомимся с формулировкой задания.


Читают задание. (Слайд 8)


-Какие же требования выдвигаются к сочинению-рассуждению?



70 слов 2 аргумента



сочинение



требования к почерку характер тезиса



- Мы познакомились с заданием 15.3. Можем приступать к работе над сочинением. Помните, что на любом этапе работы вы можете пользоваться орфографическими словарями, чтобы предупредить появление ошибок.


- С чего начинается сочинение-рассуждение?


- В чем особенность тезиса? Что он должен из себя представлять?


Тезис должен представлять собой определение понятия.


-Что значит дать определение слову?


Объяснить его значение.


- Как можно объяснить значение слова? (Слайд 9)


- Есть несколько способов. Так мы работаем в группах, давайте сформулируем определение разными способами. Одна группа будет работать с толковым словарем и найдет определение слова. Другая группа работает со словарем синонимов. И, наконец, третья – со словарем антонимов. Вы должны сформулировать тезис. А для того, чтобы все, что мы делаем, никуда не потерялось, мы будем заносить свои записи в таблицу (раздаточный материал.) Покажите мне, куда вы записываете свои тезисы.


Учащиеся работают в группах.


- Давайте проверим, что получилось.


Группы по очереди зачитывают получившиеся определения.


- Хорошо. Но в первом абзаце должно быть не только определение. Что еще мы должны написать?


Комментарий к тезису.


- Что это такое? Попробуем написать комментарий.


- Если тезис – это широкое толкование слова, то комментарий – это сужение толкования до объяснения тех ключевых слов, которые отражены в предложенном для анализа тексте.


- Как вы думаете, дружба важна для человека? Почему? Что дает человеку дружба? (Слайд 10)


- Ответы на эти вопросы и будут комментарием к нашему тезису.


- Вот мы составили материалы к первой части нашего сочинения. Приступим ко второй части.


- Мы написали тезис. Что мы должны теперь с ним делать?


Доказывать, приводя аргументы.


- Откуда мы должны брать аргументы?

1 – из анализируемого текста, 1 – из своего жизненного опыта.


- Давайте сначала попробуем найти аргументы в тексте. Найдите в своих текстах предложения, которые доказывают тезис. Попробуйте своими словами передать содержание этих предложений, используя речевые клише из вашей таблицы.


Учащиеся формулируют аргументы. Зачитывают их.


- А чтобы было понятно, что доказательства вы взяли именно из этого текста, рядом с записанным аргументом в скобках укажите номера предложений, в которых вы нашли доказательства.


- Итак, с первым аргументом закончили, перейдем ко второму. Его мы должны взять из своего жизненного опыта. Как вы думаете, что это значит?


Слайд 11

1. Это обобщение каких-то жизненных фактов:

- жизненная история, произошедшая с тобой;

- жизненная история, произошедшая с твоим другом;

- жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми.

2. Это обращение к прочитанной книге, посвящённой данной теме.

3. Это обращение к фильму, в котором раскрыта данная тема.

4. Это обращение к историческим фактам, которые ты знаешь.

5. Возможно, это будет обращение к какому-то интересному яркому стихотворению, посвящённому предложенной тебе теме.


- Попробуйте вспомнить случай из вашей жизни или жизни ваших знакомых, который имел бы отношение к тезису, т.е. помогал бы понять, что же такое дружба. А может быть, вы помните литературное произведение или фильм, в которых поднимается тема дружбы. Если уж совсем затруднитесь, вспомните хотя бы пословицу о дружбе. Имейте в виду, что ваш аргумент должен быть развернутым, т.е. состоять из нескольких предложений.


Учащиеся записывают свои аргументы, затем зачитывают их.


- Любое дело имеет завершение. И сочинение-рассуждение – не исключение. Чем оно должно завершиться?


Выводом.

- Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

- Попробуйте написать в заключение вывод, который вы сделали, анализируя аргументы. Пользуйтесь клише из таблицы. В заключении вы можете написать еще и о том, что дружба важна или не важна в современном мире и почему.


Учащиеся пишут вывод, зачитывают его.


- Ребята, а сколько частей в сочинении? Сколько будет абзацев?

3

- Если вы каждому аргументу посвятите отдельный абзац, у вас получится 4 части – это тоже правильно, это не ошибка. А вот если напишите, не соблюдая абзацного членения, это будет ошибка, из-за которой вы лишитесь определенного количества баллов.


  1. Задавание на дом.

Слайд 12

- Дома вы должны написать сочинение-рассуждение, используя составленные в классе материалы. Не забудьте про объем сочинения. (Каким он должен быть? Помните, что слова служебных частей речи тоже подсчитываются) И помните еще об одном требовании к сочинению – аккуратном и разборчивом почерке. Не забудьте проверить свою работу.

Оценки за сочинение будут вашими оценками за сегодняшний урок. Я надеюсь, что эти оценки будут хорошими и отличными, так как все вы сегодня их заслужили своей работой.


  1. Итоговая рефлексия.

- А мы достигли целей, которые ставили в начале урока?


- Давайте посмотрим, все ли так считают.


Слайд 13


- Я предлагаю вам продолжить 3 фразы.


Как результат этого урока я: Знаю…  Понимаю… Могу использовать информацию в следующих ситуациях….



11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рожкова Галина Александровна

Дата: 18.12.2015

Номер свидетельства: 267682


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства