Урок практикум работа с текстом по подготовке к ЕГЭ
Урок практикум работа с текстом по подготовке к ЕГЭ
Цели урока:
Обучающая: повторить и систематизировать известное учащимся знания о типах подчинительной связи в словосочетании, об односоставном предложении, о знаках препинания при вводных словах, о знаках препинаниях в сложных предложениях с различными видами связи, расширить знания учащихся о нормативном употреблении словосочетаний, односоставных предложений, вводных слов и сложных предложений.
Развивающая: развивать умение строить высказывание с учетом существующих норм русского языка, способствовать развитию речи учащихся, прививать навыки постановки знаков препинания при вводных словах и сложных предложениях с различными видами связи и самостоятельного поиска и получения информации, а также самоконтроля
Воспитывающая: воспитывать внимательное и бережное отношение к родному
Задачи:
Повторить и углубить знания учащихся по теме, организуя индивидуальную работу, фронтальную беседу; с помощью выполнения практических заданий корректировать пробелы в ЗУН учащихся, с помощью тестовых заданий выявить типичные ошибки; повысить мотивацию к изучению данной темы и к предмету в целом.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, ноутбуки для каждого ученика, тестовые задания, оценочные листы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок практикум работа с текстом по подготовке к ЕГЭ»
Цели урока:
Обучающая: повторить и систематизировать известное учащимся знания о типах подчинительной связи в словосочетании , об односоставном предложении, о знаках препинания при вводных словах, о знаках препинаниях в сложных предложениях с различными видами связи, расширить знания учащихся о нормативном употреблении словосочетаний, односоставных предложений, вводных слов и сложных предложений.
Развивающая: развивать умение строить высказывание с учетом существующих норм русского языка, способствовать развитию речи учащихся, прививать навыки постановки знаков препинания при вводных словах и сложных предложениях с различными видами связи и самостоятельного поиска и получения информации, а также самоконтроля
Воспитывающая: воспитывать внимательное и бережное отношение к родному
Задачи:
Повторить и углубить знания учащихся по теме, организуя индивидуальную работу , фронтальную беседу; с помощью выполнения практических заданий корректировать пробелы в ЗУН учащихся, с помощью тестовых заданий выявить типичные ошибки; повысить мотивацию к изучению данной темы и к предмету в целом.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, ноутбуки для каждого ученика, тестовые задания, оценочные листы
Ход урока
Здравствуйте, ребята. Этот учебный год для вас очень ответственный. Время пролетит незаметно, и настанет день, когда вам нужно будет сдавать ЕГЭ. Вы понимаете, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. В частности, из 38 заданий части А и В – 6 по синтаксису, 7 – по пунктуации. Исходя из этого, я предлагаю Вам провести урок – практикум по подготовке к ЕГЭ по теме «Синтаксис и пунктуация». Запишите тему сегодняшнего урока.
Цели нашего урока: Слайд №2
Повторить и обобщить знания по следующим темам:
«Типы подчинительной связи в словосочетании» (В 3);
«Знаки препинания в предложениях с вводными словами» (А 22);
«Односоставные предложения» (В 4);
«Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи» (А 26).
Перед вами на столах лежат цветные карточки: красная, синяя, зелёная.
Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёныё цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.
Также вы видите перед собой «Оценочные листы». Я попрошу вас после каждого вида работы делать отметки в этих листах. По пятибалльной шкале оцените уровень своих знаний на каждом этапе на сегодняшнем уроке.
ФИО_____________________________________________
«Оценочные листы»
тема
моя оценка («3», «4», «5»)
Орфографическая разминка
Типы подчинительной связи в словосочетании
Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями
Односоставные предложения
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
Вспомните, по каким ступенькам языкознания мы с вами прошли? Начните с самой первой
(фонетика, морфемика и словообразование, лексикология и фразеология, морфология, синтаксис и пунктуация)
– Как вы понимаете лингвистические термины синтаксис и пунктуация? Охарактеризуйте термины синтаксис и пунктуация с точки зрения происхождения, употребления, активного и пассивного запаса, стилистической окраски.(индивидуальное задание) Слайд №3
Итак, не будем терять время и перейдем к работе.
«Орфографическая разминка» (Слайд 4-5).
А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
Задание (карточки для индивидуальной работы). Указать типы подчинительной связи в предложенных словосочетаниях. (Слайды № 12-13)
оценить по-настоящему
с неодинаковыми людьми
перед твоим певцом
предложил удалить
нашёл необходимость
в другие места
необходимости решать
изумлённо спрашиваешь
их повадки
в этих местах
Задание В3 (Слайды № 14-15).
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
Будем ценить свою жизнь.
2. Из предложения выпишите подчинительное(-ые) словосочетание(-ия) со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах: бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к местности, к прошлому тех мест, где ты живёшь и т.д.
Из предложений выпишите подчинительное(-ые) словосочетание(-я) со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Он резко крутанул руль. Двое ребят быстро исчезли за поворотом.
(отметка в «Оценочных листах»).
Физкультминутка. Устали, пришло время отдохнуть глазам. Слушаем музыку, следим за бабочками и быстро-быстро моргаем (Слайд №16)
Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Повторение теоретического материала.
Теоретический материал.
Вводными словами называются слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказыванию, они синтаксически не связаны с членами предложения, если их опустить, смысл предложения не изменится.
Вводные конструкции выделяются запятыми.
Никогда не бывают вводными и не выделяются запятыми слова:
в конечном счете, все-таки, едва ли, якобы, почти, даже, именно, исключительно, как будто, как раз,
только, непременно, к тому же, причём, обязательно, между тем, наверняка, небось, по предложению,
по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы
Задание А21 (Слайды № 18-19). В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
С шуткой ты обращайся осторожно: ты (1) возможно (2) будешь понят ложно. Такое (3) возможно (4) только в сети Интернет.
1) 1,2 2) 3,4 3) 1,2,3,4 4)1,2,4
Я (1) однако (2) не мог победить в себе мелочного любопытства, и мне доставляло удовольствие вызывать некоторых людей на откровенность. Саша не стал заниматься историей и поступил в транспортный институт (3) однако (4) интереса к истории не потерял.
1) 1,2 2) 3,4 3) 1,2,3 4) 1,2,4
У меня (1) к сожалению (2) было очень мало времени. У всех присутствующих (3) к сожалению (4) о содеянном прибавилось ещё и чувство тревоги.
1) 1,2,3,4 2) 1,2 3) 1,2,3 4) 1,2,4
4. Поэт (1) казалось (2) не задумывался ни на минуту: разом появлялись и поэтические образы, и меткий эпитет, и послушная рифма. Он (3) как будто (4) совсем не ощущал своей работы, беспрестанно шутил и разговаривал с приходящими.
Сколько названий дней недели в русском языке являются существительными женского рода?
А. Два. В. Три.
Б. Четыре. Г. Пять.
6
Какое время есть у наших глаголов?
А. Прошедшее. В. Пробежавшее.
Б. Проползшее. Г. Пролетевшее.
7
Что ищут, чтобы уклониться от работы?
А. Существительное. В. Прилагательное.
Б. Предлог. Г. Междометие.
8
Какой из этих глаголов является синонимом слову «продать»?
А. Заморить. В. Загнать.
Б. Заездить. Г. Задушить.
9
Как называются слова, синтаксически не связанные с предложением и выражающие отношение говорящего к сообщаемому?
А. Наводящие слова. В. Вводные слова.
Б. Ведомые слова. Г. Уводящие слова.
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи (Слайд № 28).
Теоретический материал.
НА СТЫКЕ СОЮЗОВ:
..., что если ..., то ...
..., что когда ..., то ...
..., что хотя ..., но ...
..., и когда ... , то ...
..., и если ... , то ...
..., но так как..., то ...
Ср. ..., что, если ... , ...
ТО → запятая
ТО → нет запятой
Задание А25 (Слайды 29-30)
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В воображении теснились самые разные замыслы (1) и (2) если писатель усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять забывал (4) каким должно быть начало.
1,2,3,4 2) 1,3 3) 1,3,4 4) 2,4
Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.
1,3,4 2) 2,3 3) 1,2,4 4) 1,2,3,4
В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Володе казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.
1,2,4 2) 1,3 3) 1,3,4 4) 2,3,4
Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.
1,3,4 2) 1,2,3,4 3) 2,4 4) 1,3
Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.
1,2,3,4 2) 2,4 3) 1,3 4) 1,3,4
(отметка в «Оценочных листах»).
7. Рефлексия. (Слайд №31)
Подведение итогов работы. (Слайд №32)
-Что повторили сегодня?
-Какой этап урока показался самым интересным?
-Что было трудно?
-Выберите из карточек ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Напоминаю: красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёныё цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.
Домашнее задание.
Прочитайте текст
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова. Д.С.Лихачёв