Цель урока: совершенствовать навыки комплексного анализа текста, научиться анализировать текст публицистического стиля, подготовка к ЕГЭ и ОГЭ.
Задача: проанализировать текст, предложенный преподавателем; проанализировать выразительные средства языка; определить средства связи предложений в тексте.
Вид данного урока - практикум. Методы - проблемно-поисковый.
Форма работы- фронтальная. индивидуальная.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
· совершенствование навыка комплексного анализа текста;
· формирование умения анализировать текст публицистического стиля;
· подготовка к ЕГЭ
ЦЕЛИ УРОКА:Развивающие:
дальнейшее развитие коммуникативной, лингвистической и языковой компетентностей учащихся;
развитие творческих способностей личности учащихся и активизация их мыслительной деятельности через использование элементов технологии критического мышления;
совершенствование умения аргументировать и доказывать свою точку зрения по проблемному вопросу;
развитие социальной компетентности учащихся.
ЦЕЛИ УРОКА:Воспитательные:
способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей;
воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
Литература служит вам проводникомв другие эпохи и к другим народам,раскрывает перед вамисердца людей — одним словом, делает вас мудрым.Д. С. Лихачёв
Эпиграф…
Литература служит вампроводникомв другие эпохии кдругим народам,раскрывает перед вамисердца людей — одним словом,делает вас мудрым.Д. С. Лихачёв
Чтение и анализ текста
Какой теме посвящён текст?
Что же такое тема?
Тема - это то,
о чём идёт речь в произведении;
круг событий и явлений, лежащих в основе произведения,
предмет художественного изображения.
Что же такое проблема текста?
Проблема – это основной вопрос, который поднял автор.
Сформулируйте основные проблемы, которые рассматриваются автором.
Зачем нужна литература в школе?
В чем состоит смысл преподавания литературы в школе?
Какое
высказывание
не соответствует
точке зрения
автора текста?
Феномен «русских мозгов» объясняется в известной мере широким гуманитарным образованием, основу которого составляет литература;
без русской литературы не было бы у нас успехов в космосе.
Русская литература, так же как и музыка, помогла нам выстоять и победить в войне.
Основное назначение литературы —
быть источником информации,
«Евгений Онегин»
в школе — это прежде всего «энциклопедия русской жизни».
Не читая
Пушкина,
Гончарова,
Достоевскогои других
русских писателей,
мы, наш народ в целом,
были бы другими.
В чем, по мнению автора текста, прежде всего состоит смысл преподавания литературы
в школе?
В том, чтобы развить творческие способности школьников.
Расширить представление учащихся о жизни наших современников, рассказать о прошлом, информировать о жизни людей в других странах.
Научить их ценить художественное слово, развить литературный вкус.
Сформировать у школьников систему нравственных ценностей — основу национального самосознания.
Определите стиль и тип речи текста
научно-популярный стиль, повествование
художественный стиль, описание
публицистический стиль, рассуждение
научный стиль, рассуждение
научно-популярный стиль, повествование
художественный стиль, описание
публицистический стиль, рассуждение
научный стиль, рассуждение
Какое языковое средство и с какой целью использует автор в названии текста в предложениях 1,2,3?
В предложениях 15-16 найдите контекстуальные антонимы.
Почему автор противопоставляет два близких по смыслу слова?
Народ— население государства.
Нация— исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры.
Народ без литературы теряет национальную значимость.
Альберт Эйнштейн
Альберт Эйнштейн
14 марта 1879, Ульм, Германская империя — 18 апреля 1955, Принстон, США — один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист.
Эйнштейн — автор более 300 научных работ по физике, а также около 150 книг и статей в области истории и философии науки, публицистики и др. Он разработал несколько значительных физических теорий.
Активно выступал против войны, против применения ядерного оружия, за гуманизм, уважение прав человека, взаимопонимание между народами.
Сергей Павлович Королёв
30 декабря 1906 (12 января 1907), Житомир — 14 января 1966, Москва — советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР.
Основатель практической космонавтики. С выведением на орбиту первого искусственного спутника Земли в 1957 году положил начало новой эпохе в истории человечества, космической эре.
Сергей Королёв — создатель советского стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности.
«Русская
литература —противоядие пошлости и нравственному уродству».
Какие из перечисленных ниже средств выразительности используются в первых трёх абзацах?
Напишите порядковые номера этих средств.
1. Экспрессивный повтор
2. Ряды однородных членов
3. Газетно-публицистическая фразеология
4. Разговорные синтаксические конструкции
Феномен—
(от греч. phainomenon — являющееся) — необычное явление,
редкий факт, то,
что трудно постичь.
Дать определение слову «этнобиологический».
Этно— (греч.народ) — первая часть сложных слов, означающая
«относящийся к народу, этносам».
Этнобиология— это наука об отношении между людьми и окружающей средой.
В каких предложениях в качестве средства связи используется синтаксический параллелизм?
выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.
Среди предложений 13-17
найдите неопределённо-личное предложение .
. Из предложений 1-6
выпишите разносклоняемое существительное.
С помощью частицы и лексического повтора?
Русская литература помогла нам выстоять и победить в войне.
Противоядие пошлости и нравственному уродству.
Условие существования нашего народа, вопрос национальной безопасности.
Вывод:
(итог урока)
В. Непомнящий считает, что гуманитарное образование, и именно литература, формирует у человека собственную систему ценностей, приобщает к культуре.
Настоящая литература воспитывает людей, формирует их вкусы, нравственные предпочтения, под ее влиянием складывается «лицо» нации, национальное самосознание,
Преподавание литературы в школе необходимо из-за ее гуманитарного
влияния на подрастающее поколение именно в том возрасте, когда формируется система нравственных ценностей.
Необходимо ли чтение художественной литературы в наше время?
Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты.
Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотрев его библиотеку.
Л. Блан
Чем более читаете,
не размышляя,
тем более уверяетесь,
что много знаете,
а чем более размышляете, читая, тем яснее видите,
что знаете еще очень мало.
Вольтер
Чтобы оценить прекрасные литературные произведения, нужно обширное образование, развитой интеллект, покой, досуг и известное напряжение ума…