kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ текста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: совершенствовать навыки комплексного анализа текста, научиться анализировать текст публицистического стиля, подготовка к ЕГЭ и ОГЭ.

Задача: проанализировать текст, предложенный преподавателем; проанализировать выразительные средства языка; определить средства связи предложений в тексте.

Вид данного урока - практикум.  Методы - проблемно-поисковый.

Форма работы- фронтальная. индивидуальная.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ текста»

Комплексный  анализ текста В.Непомнящего «Зачем нужна  литература в школе?»

Комплексный

анализ текста

В.Непомнящего

«Зачем нужна

литература

в школе?»

ЦЕЛИ УРОКА:  1.Образовательные:    · совершенствование навыка комплексного анализа текста;   · формирование умения анализировать текст публицистического стиля;   · подготовка к ЕГЭ

ЦЕЛИ УРОКА: 1.Образовательные:

· совершенствование навыка комплексного анализа текста;

· формирование умения анализировать текст публицистического стиля;

· подготовка к ЕГЭ

ЦЕЛИ УРОКА: Развивающие:

ЦЕЛИ УРОКА: Развивающие:

  • дальнейшее развитие коммуникативной, лингвистической и языковой компетентностей учащихся;
  • развитие творческих способностей личности учащихся и активизация их мыслительной деятельности через использование элементов технологии критического мышления;
  • совершенствование умения аргументировать и доказывать свою точку зрения по проблемному вопросу;
  • развитие социальной компетентности учащихся.
ЦЕЛИ УРОКА: Воспитательные: способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей;

ЦЕЛИ УРОКА: Воспитательные:

  • способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей;

  • воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
Задачи урока:  проанализировать текст, предложенный преподавателем;   познакомить с точкой зрения автора текста на поставленную им проблему;   провести стилистический и типологический анализ текста;   проанализировать языковые (выразительные) средства;

Задачи урока:

  • проанализировать текст, предложенный преподавателем;

  • познакомить с точкой зрения автора текста на поставленную им проблему;

  • провести стилистический и типологический анализ текста;

  • проанализировать языковые (выразительные) средства;

  • определить средства связи предложений в тексте.
Необходимо  ли чтение художественной литературы в наше время?

Необходимо

ли чтение художественной литературы в наше время?

Согласны вы с тем, что это проблемный вопрос?

Согласны вы с тем,

что это проблемный вопрос?

Эпиграф… Литература служит вам проводником  в другие эпохи и к другим народам,  раскрывает перед вами  сердца людей — одним словом, делает вас мудрым.  Д. С. Лихачёв

Эпиграф…

Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей — одним словом, делает вас мудрым. Д. С. Лихачёв

Эпиграф… Литература служит вам проводником  в другие эпохи и к другим народам,  раскрывает перед вами  сердца людей — одним словом, делает вас мудрым.  Д. С. Лихачёв

Эпиграф…

Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей — одним словом, делает вас мудрым. Д. С. Лихачёв

Чтение и анализ текста

Чтение и анализ текста

Какой теме посвящён текст?  Что же такое тема?
  • Какой теме посвящён текст?

  • Что же такое тема?
Тема - это то,  о чём идёт речь в произведении; круг событий и явлений, лежащих в основе произведения, предмет художественного изображения.

Тема - это то,

о чём идёт речь в произведении;

круг событий и явлений, лежащих в основе произведения,

предмет художественного изображения.

Что же такое проблема текста?

Что же такое проблема текста?

Проблема – это основной вопрос, который поднял автор.

Проблема – это основной вопрос, который поднял автор.

Сформулируйте основные проблемы, которые рассматриваются автором. Зачем нужна литература в школе? В чем состоит смысл преподавания литературы в школе?

Сформулируйте основные проблемы, которые рассматриваются автором.

Зачем нужна литература в школе?

В чем состоит смысл преподавания литературы в школе?

Какое высказывание не соответствует точке зрения автора текста?

Какое

высказывание

не соответствует

точке зрения

автора текста?

Феномен «русских мозгов» объясняется в известной мере широким гуманитарным образованием, основу которого составляет литература;
  • Феномен «русских мозгов» объясняется в известной мере широким гуманитарным образованием, основу которого составляет литература;

без русской литературы не было бы у нас успехов в космосе.

Русская литература, так же как и музыка, помогла нам выстоять и победить в войне.

Русская литература, так же как и музыка, помогла нам выстоять и победить в войне.

Основное назначение литературы —  быть источником информации, «Евгений Онегин» в школе — это прежде всего «энциклопедия русской жизни».

Основное назначение литературы —

быть источником информации,

«Евгений Онегин»

в школе — это прежде всего «энциклопедия русской жизни».

Не читая Пушкина, Гончарова, Достоевского и других русских писателей, мы, наш народ в целом, были бы другими.

Не читая

Пушкина,

Гончарова,

Достоевского и других

русских писателей,

мы, наш народ в целом,

были бы другими.

В чем, по мнению автора текста, прежде всего состоит смысл преподавания литературы  в школе?

В чем, по мнению автора текста, прежде всего состоит смысл преподавания литературы

в школе?

В том, чтобы развить творческие способности школьников. Расширить представление учащихся о жизни наших современников, рассказать о прошлом, информировать о жизни людей в других странах. Научить их ценить художественное слово, развить литературный вкус. Сформировать у школьников систему нравственных ценностей — основу национального самосознания.
  • В том, чтобы развить творческие способности школьников.
  • Расширить представление учащихся о жизни наших современников, рассказать о прошлом, информировать о жизни людей в других странах.
  • Научить их ценить художественное слово, развить литературный вкус.
  • Сформировать у школьников систему нравственных ценностей — основу национального самосознания.
Определите стиль и тип речи текста

Определите стиль и тип речи текста

научно-популярный стиль, повествование художественный стиль, описание публицистический стиль, рассуждение научный стиль, рассуждение
  • научно-популярный стиль, повествование
  • художественный стиль, описание
  • публицистический стиль, рассуждение
  • научный стиль, рассуждение
научно-популярный стиль, повествование художественный стиль, описание публицистический стиль, рассуждение
  • научно-популярный стиль, повествование
  • художественный стиль, описание
  • публицистический стиль, рассуждение
  • научный стиль, рассуждение
Какое языковое средство и с какой целью использует автор в названии текста в предложениях 1,2,3?  В предложениях 15-16 найдите контекстуальные антонимы.   Почему автор противопоставляет два близких по смыслу слова?
  • Какое языковое средство и с какой целью использует автор в названии текста в предложениях 1,2,3?

  • В предложениях 15-16 найдите контекстуальные антонимы.

  • Почему автор противопоставляет два близких по смыслу слова?
Народ — население государства.  Нация — исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры.

Народ — население государства.

Нация — исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры.

Народ без литературы теряет национальную значимость.

Народ без литературы теряет национальную значимость.

Альберт Эйнштейн

Альберт Эйнштейн

Альберт Эйнштейн

Альберт Эйнштейн

  • 14 марта 1879, Ульм, Германская империя — 18 апреля 1955, Принстон, США — один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист.
  • Эйнштейн — автор более 300 научных работ по физике, а также около 150 книг и статей в области истории и философии науки, публицистики и др. Он разработал несколько значительных физических теорий.
  • Активно выступал против войны, против применения ядерного оружия, за гуманизм, уважение прав человека, взаимопонимание между народами.
Сергей Павлович Королёв

Сергей Павлович Королёв

  • 30 декабря 1906 (12 января 1907), Житомир — 14 января 1966, Москва — советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР.
  • Основатель практической космонавтики. С выведением на орбиту первого искусственного спутника Земли в 1957 году положил начало новой эпохе в истории человечества, космической эре.
  • Сергей Королёв — создатель советского стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности.
«Русская  литература — противоядие пошлости и нравственному уродству».

«Русская

литература — противоядие пошлости и нравственному уродству».

Какие из перечисленных ниже средств выразительности используются в первых трёх абзацах?  Напишите порядковые номера этих средств.
  • Какие из перечисленных ниже средств выразительности используются в первых трёх абзацах?
  • Напишите порядковые номера этих средств.

1. Экспрессивный повтор   2. Ряды однородных членов   3. Газетно-публицистическая фразеология   4. Разговорные синтаксические конструкции

1. Экспрессивный повтор

2. Ряды однородных членов

3. Газетно-публицистическая фразеология

4. Разговорные синтаксические конструкции

Феномен
  • Феномен

(от греч. phainomenon — являющееся) — необычное явление,

  редкий факт, то,

что трудно постичь.

Дать определение слову «этнобиологический».   Этно — (греч.народ) — первая часть сложных слов, означающая «относящийся к народу, этносам».

Дать определение слову «этнобиологический».

  • Этно — (греч.народ) — первая часть сложных слов, означающая

«относящийся к народу, этносам».

  • Этнобиология — это наука об отношении между людьми и окружающей средой.
В каких предложениях в качестве средства связи используется синтаксический параллелизм?
  • В каких предложениях в качестве средства связи используется синтаксический параллелизм?

1) 1 и 2  

2) 5 и 6  

3) 7 и 8  

4) 9 и 10

Какое из предложений 7 – 12 связано с предыдущим с помощью частицы и лексического повтора?

Какое из предложений

7 – 12 связано с предыдущим с помощью частицы и

лексического повтора?

Из предложения 14 выпишите местоимения.

Из

предложения

14

выпишите местоимения.

Среди предложений  6-8 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.  Напишите номер этого предложения.

Среди предложений

6-8

найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

Напишите номер этого предложения.

Из предложения 8 выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.

Из предложения

8

выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.

Среди предложений 13-17
  • Среди предложений 13-17

найдите неопределённо-личное предложение .

. Из предложений 1-6
  • . Из предложений 1-6

выпишите разносклоняемое существительное.

С помощью частицы и лексического повтора?

С помощью частицы и лексического повтора?

Русская литература помогла нам выстоять и победить в войне.  Противоядие пошлости и нравственному уродству. Условие существования нашего народа, вопрос национальной безопасности.
  • Русская литература помогла нам выстоять и победить в войне.
  • Противоядие пошлости и нравственному уродству.
  • Условие существования нашего народа, вопрос национальной безопасности.
Вывод: (итог урока)

Вывод:

(итог урока)

В. Непомнящий считает, что гуманитарное образование, и именно литература, формирует у человека собственную систему ценностей, приобщает к культуре.    Настоящая литература воспитывает людей, формирует их вкусы, нравственные предпочтения, под ее влиянием складывается «лицо» нации, национальное самосознание,
  • В. Непомнящий считает, что гуманитарное образование, и именно литература, формирует у человека собственную систему ценностей, приобщает к культуре.
  • Настоящая литература воспитывает людей, формирует их вкусы, нравственные предпочтения, под ее влиянием складывается «лицо» нации, национальное самосознание,
Преподавание литературы в школе необходимо из-за ее гуманитарного
  • Преподавание литературы в школе необходимо из-за ее гуманитарного

влияния на подрастающее поколение именно в том возрасте, когда формируется система нравственных ценностей.

Необходимо ли чтение художественной литературы в наше время?

Необходимо ли чтение художественной литературы в наше время?

Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотрев его библиотеку.                                                                                              Л. Блан

Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты.

Можно составить верное понятие об уме и характере человека, осмотрев его библиотеку.                                                                                          

Л. Блан

Чем более читаете, не размышляя,  тем более уверяетесь,  что много знаете, а чем более размышляете, читая, тем яснее видите,  что знаете еще очень мало.                                                                           Вольтер

Чем более читаете,

не размышляя,

тем более уверяетесь,

что много знаете,

а чем более размышляете, читая, тем яснее видите,

что знаете еще очень мало.                                                                        

Вольтер

Чтобы оценить прекрасные литературные произведения, нужно обширное образование, развитой интеллект, покой, досуг и известное напряжение ума…                                                                                             Оноре Бальзак

Чтобы оценить прекрасные литературные произведения, нужно обширное образование, развитой интеллект, покой, досуг и известное напряжение ума…                                                                                          

Оноре Бальзак

А. П. Чехов Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг имеет значение для настоящей и будущей жизни.

А. П. Чехов

Я верю,

что ничто не проходит

бесследно и что каждый

малейший шаг имеет

значение для настоящей и

будущей жизни.

Домашнее задание .   Напишите сочинение по прочитанному тексту

Домашнее задание .

Напишите сочинение по прочитанному тексту

Спасибо за внимание  Желаем удачи

Спасибо за внимание

Желаем удачи


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Анализ текста

Автор: Ружбеляева Людмила Степановна

Дата: 21.03.2016

Номер свидетельства: 308508

Похожие файлы

object(ArrayObject)#955 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Лингвосмысловой анализ текста "
    ["seo_title"] => string(31) "linghvosmyslovoi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "153740"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421067116"
  }
}
object(ArrayObject)#977 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Сложное синтаксическое целое. Языковой анализ текста (к постановке проблемы) "
    ["seo_title"] => string(85) "slozhnoie-sintaksichieskoie-tsieloie-iazykovoi-analiz-tieksta-k-postanovkie-probliemy"
    ["file_id"] => string(6) "222116"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435855609"
  }
}
object(ArrayObject)#955 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Методика комплексного анализа текста на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(63) "mietodika-komplieksnogho-analiza-tieksta-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "149696"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420290319"
  }
}
object(ArrayObject)#977 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}
object(ArrayObject)#955 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "конспект урока и презентация по теме "Комплексный анализ текста  В. Поляничко" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-po-tiemie-komplieksnyi-analiz-tieksta-v-polianichko"
    ["file_id"] => string(6) "130803"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415989393"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства